Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. КР3» Цели урока: Образовательные: ввести понятия символьной информации, познакомить учащихся с функциями и процедурами, предназначенными для работы с символьными величинами, сформировать умение решать задачи с использованием символьной информации. Развивающие: алгоритмическое мышление, познавательную деятельность учащихся; интерес к программированию; внимательность и самостоятельность при решении задач. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность. Ход урока I. Организационный момент II.Контрольная работа Переменные, структура программы, операторы ветвления, линейного алгоритма. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 3 1 3 4 1 1 2 1 2 4 1 1 1-3, 2-1, 3-4, 4-2 1-4, 2-1, 3-3, 4-2 26 III. Изучение нового материала Для этого необходимо изучить новый материал. Будем полагать, что текст — это произвольная последовательность символов некоторого алфавита. Алфавитом может служить любое множе¬ство символов. Символьный тип данных служит для представления символа, кото¬рый есть на клавиатуре. Всем имеющимся на клавиатуре символам ставится в соот¬ветствие целое число — код символа. Всего кодируется 256 символов. В таблице кодов среди всех символов можно выделить следующие четыре группы: 1) цифры от 0 (код 48) до 9 (код 57); 2) латинские прописные буквы от «А» (код 65) до «Z» (код 90); 3) латинские строчные буквы от «а» (код 97) до «z» (код 122); 4) русские прописные буквы от «А» (код 128) до «Я» (код 159). Символы в пределах каждой из групп следуют друг за дру¬гом в алфавитном порядке и их коды изменяются при этом на 1. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти. Данные символьного типа могут быть представлены двумя способами: 1) графическим, когда соответствующий символ записывается в апострофах, например: '+' (символ «плюс»); 2) с помощью целочисленного кода, когда рядом со знаком целочисленного кода # указывается целое число — код данного символа в таблице ASCII. Напри¬мер, #65 — представление латинской прописной буквы «А» с помощью целочис¬ленного кода. Строкой символов, или символьной (строковой, текс¬товой) константой, будем называть последовательность символов, заключенную в кавычки. Среди строк пустая строка играет ту же роль, что ноль среди чисел. Максимальная длина текстовой строки — 255 символов. В Паскале существует тип данных, предназначенный для обработки слов (цепочки символов). Такой тип данных называется строковым (тип string). Строки выводятся на экран посредством стандартной процедуры write {writeln) и вводятся с клавиатуры с помощью стандартной процедуры read {readlri). Объявление данных типа string: • если данные являются константами: const <имя_переменной>=<значение>; • если данные являются переменными: var <имя_переменной>: string; <имя_переменной>: string[20]; В квадратных скобках указывается максимальная длина строки. Если длина строки не указана, то она считается равной 255 символам — максимально возмож¬ной длине. Операции над строками. Для строк определена операция объединения (сцепления), которая обозначает¬ся знаком + и объединяет несколько строк в одну. Например: A:=’ Новосибирск’; B:=’ столица Сибири’ С:=A+’- ’+B+’!’ Переменная С иметь значение ‘Новосибирск- столица Сибири!’ Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, >, >=,<=, <> .В результате сравнения двух строк получается логическое значение (true или false). Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки). Например: • 'строка'<>'строки'(верно, т.к. не совпадают последние символы), • 'Abc'<'abc'(отношение истинно, т.к. код символа 'A' равен 65 в десятичной системе счисления, а код символа 'a' - 97), • 'год'>'век'(отношение верно, т.к. буква 'г' в алфавите стоит после буквы 'в', а, следовательно. • ‘кот ’=’ кот’ (отношение истинно, т.к совпадают все символы) Стандартные функции и процедуры.
Иконка файла материала Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.doc

31 урок, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ___________

Тема урока:  «Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. КР3»

Цели урока:

Образовательные: ввести понятия символьной информации, познакомить учащихся с функциями и процедурами, предназначенными для работы с символьными величинами, сформировать умение решать задачи с использованием символьной информации.

Развивающие: алгоритмическое мышление, познавательную деятельность учащихся; интерес к программированию;  внимательность и самостоятельность при решении задач.

 Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Контрольная работа

Переменные, структура программы, операторы ветвления, линейного алгоритма.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3

1

3

4

1

1

2

1

2

4

1

1

1-3, 2-1, 3-4, 4-2

1-4, 2-1, 3-3, 4-2

26

III. Изучение нового материала

Для этого необходимо изучить новый материал.

Будем полагать, что текст — это произвольная последовательность символов некоторого алфавита. Алфавитом может служить любое множе­ство символов. Символьный тип данных служит для представления символа, кото­рый есть на клавиатуре. Всем имеющимся на клавиатуре символам ставится в соот­ветствие целое число — код символа. Всего кодируется 256 символов. В таблице кодов среди всех символов можно выделить следующие четыре группы:

1)   цифры от 0 (код 48) до 9 (код 57);

2)   латинские прописные буквы от «А» (код 65) до «Z» (код 90);

3)   латинские строчные буквы от «а» (код 97) до «z» (код 122);

4)   русские прописные буквы от «А» (код 128) до «Я» (код 159).

Символы в пределах каждой из групп следуют друг за дру­гом в алфавитном порядке и их коды изменяются при этом на 1. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти.

Данные символьного типа могут быть представлены двумя способами:

1)   графическим, когда соответствующий символ записывается в апострофах, например: '+' (символ «плюс»);

2)   с помощью целочисленного кода, когда рядом со знаком целочисленного кода # указывается целое число — код данного символа в таблице ASCII. Напри­мер, #65 — представление латинской прописной буквы «А» с помощью целочис­ленного кода.

Строкой символов, или символьной (строковой, текс­товой) константой, будем называть последовательность символов, заключенную в кавычки. Среди строк пустая строка играет ту же роль, что ноль среди чисел. Максимальная длина текстовой строки — 255 символов.

В Паскале существует тип данных, предназначенный для обработки слов (цепочки символов). Такой тип данных называется строковым (тип string). Строки выводятся на экран посредством стандартной процедуры write {writeln) и  вводятся с клавиатуры с помощью стандартной процедуры read {readlri).

Объявление данных типа string:

·   если данные являются константами:

const  <имя_переменной>=<значение>;     

·   если данные являются переменными:

var <имя_переменной>: string;

<имя_переменной>: string[20];

В квадратных скобках указывается максимальная длина строки. Если длина строки не указана, то она считается равной 255 символам — максимально возмож­ной длине.

Операции над строками.

Для строк определена операция объединения (сцепления), которая обозначает­ся знаком + и объединяет несколько строк в одну.

 Например:

A:=’ Новосибирск’;

B:=’ столица Сибири’

С:=A+’- ’+B+’!’

Переменная  С иметь значение ‘Новосибирск- столица Сибири!’

Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, >, >=,<=, <> .В результате сравнения двух строк получается логическое значение (true или false). Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки).

Например:

·   'строка'<>'строки'(верно, т.к. не совпадают последние символы),

·   'Abc'<'abc'(отношение истинно, т.к. код символа 'A' равен 65 в десятичной системе счисления, а код символа 'a' - 97),

·   'год'>'век'(отношение верно, т.к. буква 'г' в алфавите стоит после буквы 'в', а, следовательно.

·   ‘кот ’=’ кот’ (отношение истинно, т.к совпадают все символы)

 Стандартные функции и процедуры.

Для работы с типом string определены следующие встроенные процедуры и функции:

 

Стандартные функции работы со строками

Функция

Что возвращает

Типы аргументов

Тип функции

length(S)

длину строки S

S:   string

integer

Pos(Sl, S)

номер символа, начиная с которого фрагмент S1 входит в строку S, или 0, если S1 не входит в S

S,   S1:   string

integer

copy(S, n, m)

копирует m символов из строки S, на­чиная с n

S:   string;

n,   m:   integer

string

upcase(S[i])

прописной латинский символ

char

char


Стандартные процедуры работы со строками

Процедура

Что делает

Тип аргументов

Где находится результат

Delete (S, n, m)

удаляет m символов из строки S, начиная с n

S:   string;

n,   m:   integer;

в S

Insert (Sl, S ,n)

вставляет фрагмент S1 в строку S, начиная с символа n, отодвигая символы вправо

S,   S1:   string;

n:   integer;

в S

Str (a, S)

преобразует число а в строку S

a:   real,   integer; S:   string;

в S

val(S, a, code)

преобразует строку S, если воз­можно, в число а с флагом code

a:   real,   integer; code:   integer;

 S:   string;

в а и code

IV. Первичная проверка усвоения знаний и закрепление знаний

Учитель решает задачи на интерактивной доске, учащиеся решают в тетрадях.. Идём обсуждение правильного решения задач.

·   Определить длину строки "Информатики".

K=length(Информатики’); K=11

·   Получить из слова " Информатики " слово "форма".

S:=’Информатика’

S1:=copy(S, 3, 5)

S1=’форма’

·   Чему равна строка M:= copy (S,1,4)

S2=’инфо’

·   Получить из слов "Язык", "Turbo", "Pascal" фразу "Язык Turbo Pascal".

A:=’ Язык’;

B:=’ Turbo’

D:= ‘Pascal’

С:=A+’  ’+B+’ ’+D

·   Какова позиция буквы "и" в слове "Книга".

S:=’ Книга

S1:= ‘и

K1=Pos(Sl, S); K1=3

·   Преобразовать "a" в "A".

S1:=upcase(а)

·   Чему станет равной строка M1 после выполнения операторов?

М:= ’моток’

М1:=insert(‘ло’,M,3)   

M1=’ молоток’

V. Контроль и самопроверка знаний

1.Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы а.

Например, ананасы любят аристократы.

Ответ: 2

2.Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, которой закончилось предыдущее предложение.

Например, Антошка ел лимон.

Ответ: 1

3.Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой и.

Например, Мышки ели шишки.

Ответ: 3

4.Составьте программу, которая в строке заменит букву о на и.

Например, Кот.

Ответ: Кит

VI. Подведение итогов урока.  

1.Что нового вы узнали?

2.Что на ваш взгляд вам удалось освоить лучше, а что нет?

3.Над чем вам необходимо поработать?

VII. Домашнее задание.

Выучить конспект.

Вопросы для самоконтроля:

·   Что является результатом каждой функции, предназначенной для выполнения операций над строками?

·   Что   является   результатом   действия   функции   (length(a))?

·   Для каждого ли символа имеется код?

·       Верно ли, что символы "А" и "а" имеют одинаковые коды?


·