. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема: «Обращение».
Цели:
Обучающая:
формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить
обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи –
интонационно;
формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и
навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных
ситуациях;
Развивающая:
развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в
зависимости от ситуации;
развивать креативные способности обучающихся
Воспитательная:
формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных
ситуациях;
формировать умение работать в паре и группе с целью создания
коллективного творческого продукта
Этап урока
1.Организационный
момент.
2.Актуализация знаний.
ход урока
Деятельность учителя
- Дети, проверьте, все ли
готовы к уроку русского
языка. Сегодня у нас на
уроке много гостей,
повернитесь,
пожалуйста к ним,
поздоровайтесь.
Садитесь на свои места.
- Сколько в русском
языке падежей?
- Я открою вам
маленький секрет:
раньше в древнерусском
языке существовал
седьмой падеж -
«звательный». Этот
падеж со временем
исчез из языка, а
звательная интонация
осталась. Как вы
думаете, где?
Деятельность учеников
Проверяют готовность
к уроку и садятся все на
свои места.
6 падежей
ОбращениеКак в русском языке
называется слово,
которое зовёт?
Сегодня мы с вами
закрепим тему :
«Обращение».
Продолжим учиться
находить обращения в
речи и выделять их на
письме.
- Какие вопросы можно
сформулировать к теме
урока?
Что такое обращение?
Как обращение
выделяется в устной
речи?
Как обращение
выделяется на письме?
Какое место обращение
занимает в
предложении?
Является ли обращение
членом предложения?
Таким образом, ответив
на все эти вопросы, мы
решим учебную задачу.
- Возьмите, пожалуйста,
листочки которые вам
раздали . В
информационной
карточке поставьте
знак «+» напротив тех
вопросов, ответы на
которые вы знаете. И
знак «-» там, где вы не
уверены. Отложите
листы.
- Давайте спланируем
нашу деятельность
1. Что подлежит
изучению?
2. С чем будем
работать?
Говорят
предварительные
вопросы .
Отвечают на
поставленные вопросы
ОБРАЩЕНИЕ — это слово
или словосочетание,
называющее лицо (реже
— предмет), к которому
обращена речь.
Обращение выделяется
запятой (,)
Отвечают на
поставленные вопросы
Работают с
раздаточным
материалом
обращение
с интонацией и знаками
препинания
наблюдать, делать
выводы, работать в
парах и группах
3. Как будем работать?
Дети
3. Закрепление
пройденного.по интонации
слово, которое
называет того, к кому
обращаются
обращение может быть
выражено именем
существительным,
нарицательным и
собственным в
именительном падеже.
свет мой, зеркальце;
царица
тот ребенок , который
вызвался читать .
прочитывает еще один
фрагмент
Ах, ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Назовите обращение.
1-ласково, уважительно;
2- досада,
разочарование, злость
а) «Давайте же, дети,
учиться начнём
И знания светлые нити
Навек в благодарную
память вплетём».
- К кому я обратилась?
Назовите обращение
- Как вы догадались, что
это обращение?
- Что такое обращение?
Обратитесь к своему
однокласснику с какой-
нибудь просьбой,
вопросом,
предложением.
- Сделайте вывод, чем
может быть выражено
обращение?
- Обратимся к сказкам
А.С.Пушкина.
Посмотрите фрагмент
мультфильма и назовите
обращения
- прочитай еще один
отрывок.
Какими чувствами
окрашены обращения в
данных примерах?
- У человека тонкая и
ранимая душа,
подбирайте слова, когда
обращаетесь к кому-то.
Неудачное обращение
может насторожить и
даже обидеть.
- Что еще интересное
вы заметили?
Работа в парах.
- ПрочитайтеФизминутка
Работа по теме урока
предложения, отметьте
галочкой те, в которых
обращение выражено
одним словом.
Прочитайте. Найдите и
назовите предложения,
в которых обращение
выражено несколькими
словами.
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Чем вы, гости, торг
ведёте
И куда теперь плывёте?
Здравствуй, князь ты
мой прекрасный!
Что ты тих, как день
ненастный?
Прочитайте
выразительно, выделяя
обращение
интоннационно.
У оленя дом большой
- Как обращение
выделяется на письме?
- Расставьте нужные
знаки препинания.
Князь им вымолвил
тогда:
«Добрый путь вам
господа...
Выпросил дурачина
корыто!
Здравствуй грозная
царица!
Бабушка постой
немножко…
Проверьте правильность
выполнения задания —
слайд.
- Посмотрите
внимательно на
предложения и
сделайте вывод, какое
место обращение может
занимать в
предложении?
Вывод: обращение
может быть выражено
одним словом или
словосочетанием (свет
мой).
Дети повторяют
движения за учителем
запятыми,
восклицательным
знаком
расставляют знаки
препинания , несколько
человек работают у
доски.
Вывод: в предложении
обращение может
занимать любое место: в
начале, в середине или в
конце предложения.
Обращение выделяется
запятыми.
не является членом
предложенияВ первом предложении
Балда является
подлежащим, а во
втором слово «Балда» -
обращение.
Вывод: Обращение не
является членом
предложения.
на Балду, не выделяется
ни голосом, ни запятыми
«Саша, подай,
пожалуйста, тетрадь»
Ребята выполняют
самостоятельную
работу
- Как вы думаете, каким
членом предложения
является обращение?
- Проверим вашу
гипотезу. В задании № 2
подчеркните
грамматическую основу
предложений.
Засмеялся Балда лукаво:
«Что это ты выдумал,
право?
«Балда, погоди ты
морщить море,
Оброк* сполна
получишь вскоре.
*Оброк — натуральный
или денежный сбор с
крестьян помещиками.
- Давайте проверим
работу. Прочитайте
предложения. В каком
из них слово «Балда»
является членом
предложения, а в каком
выступает в качестве
обращения?
- Задумаемся над
вопросом, как мы будем
различать эти два
явления.
1. Найти
грамматическую основу;
2. прочитать и понять по
интонации.
- Дети, как вы думаете,
местоимение «Ты» это
обращение? Докажите,
что местоимение «Ты»
не является
обращением.
- На кого указывает
местоимение «Ты»?
- Дети, запомните,
местоимения «Ты», «Вы»
не являются
обращениями.Подведение итогов
урока. Работа в группах
Рефлексия
- Вам бы понравилось,
если бы к вам
обратились: «Ты, подай
тетрадь!» Как
исправить эту фразу,
чтобы она звучала
вежливо и культурно?
Самостоятельная
работа.
1 вариант
1) Отметь предложение
с обращением.
Иван Федорович, у нас
будет урок труда?
В тайге водятся волки,
рыси, медведи.
2) Расставь знаки
препинания, обозначь О.
Приходи ко мне в гости
Валя
3) Дострой
предложение, чтобы оно
было с обращением.
Расставь знаки
препинания.
…вы заготовили корм
для пернатых друзей …
2 вариант
1) Отметь предложение
с обращением.
В реке много окуней,
плотвы, ершей.
Петя, Дуся, вы пойдете
сегодня в магазин?
2) Расставь знаки
препинания, обозначь
О .
Помоги мне Коля решить
задачу
3) Дострой
предложение, чтобы оно
было с обращением.
Расставь знаки
препинания.
... ты кормил сегодня
птиц…
- Обменяйтесь
тетрадочками и
проверьте работу друг
друга. У кого возникли
разногласия, давайте
обсудим.
1 группа — 1 вывод, 2
группа — второй вывод,
3 группа — третий
вывод
ДрузьяУважаемые гости, вам
понравился наш урок?
- Итак, мы выявили все
основные признаки
обращения. Давайте,
всё, что мы узнали,
оформим в единый
ответ. Соберитесь в
группы и заполните
небольшие памятки.
- Проверка: от каждой
группы выходит ученик
и озвучивает вывод
- Возьмите конспект и в
информационной
карточке оцените свои
знания на конец урока.
Поднимите руку, у кого
прибавилось «+». Есть в
классе ученики, у кого
все плюсы?
- Ребята, как вы
думаете, мы добились
цели. Что новое узнали?
Сказки какого автора
помогли нам лучше
усвоить тему?
«Читайте Пушкина,
друзья,
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда
полна
Добра и ласки».
- Какое обращение я
использовала?
- Составьте
предложение с
обращениями ко мне,
выразив своё отношение
к уроку, и своё
настроение.
Например когда у нас
на уроке будут гости ,
что вы им скажите ?