Обращение

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Иконка файла материала Тема.docx
Тема: «Обращение». Цели: Обучающая: формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно; формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях; Развивающая: развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации; развивать креативные способности обучающихся Воспитательная: формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях; формировать умение работать в паре и группе с целью создания коллективного творческого продукта Этап урока 1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний. ход урока Деятельность учителя - Дети, проверьте, все ли готовы к уроку русского языка. Сегодня у нас на уроке много гостей, повернитесь, пожалуйста к ним, поздоровайтесь. Садитесь на свои места. - Сколько в русском языке падежей? - Я открою вам маленький секрет: раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж - «звательный». Этот падеж со временем исчез из языка, а звательная интонация осталась. Как вы думаете, где? Деятельность учеников Проверяют готовность к уроку и садятся все на свои места. 6 падежей ОбращениеКак в русском языке называется слово, которое зовёт? Сегодня мы с вами закрепим тему : «Обращение». Продолжим учиться находить обращения в речи и выделять их на письме. - Какие вопросы можно сформулировать к теме урока? Что такое обращение? Как обращение выделяется в устной речи? Как обращение выделяется на письме? Какое место обращение занимает в предложении? Является ли обращение членом предложения? Таким образом, ответив на все эти вопросы, мы решим учебную задачу. - Возьмите, пожалуйста, листочки которые вам раздали . В информационной карточке поставьте знак «+» напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. И знак «-» там, где вы не уверены. Отложите листы. - Давайте спланируем нашу деятельность 1. Что подлежит изучению? 2. С чем будем работать? Говорят предварительные вопросы . Отвечают на поставленные вопросы ОБРАЩЕНИЕ — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь. Обращение выделяется запятой (,) Отвечают на поставленные вопросы Работают с раздаточным материалом обращение с интонацией и знаками препинания наблюдать, делать выводы, работать в парах и группах 3. Как будем работать? Дети 3. Закрепление пройденного.по интонации слово, которое называет того, к кому обращаются обращение может быть выражено именем существительным, нарицательным и собственным в именительном падеже. свет мой, зеркальце; царица тот ребенок , который вызвался читать . прочитывает еще один фрагмент Ах, ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Назовите обращение. 1-ласково, уважительно; 2- досада, разочарование, злость а) «Давайте же, дети, учиться начнём И знания светлые нити Навек в благодарную память вплетём». - К кому я обратилась? Назовите обращение - Как вы догадались, что это обращение? - Что такое обращение? Обратитесь к своему однокласснику с какой- нибудь просьбой, вопросом, предложением. - Сделайте вывод, чем может быть выражено обращение? - Обратимся к сказкам А.С.Пушкина. Посмотрите фрагмент мультфильма и назовите обращения - прочитай еще один отрывок. Какими чувствами окрашены обращения в данных примерах? - У человека тонкая и ранимая душа, подбирайте слова, когда обращаетесь к кому-то. Неудачное обращение может насторожить и даже обидеть. - Что еще интересное вы заметили? Работа в парах. - ПрочитайтеФизминутка Работа по теме урока предложения, отметьте галочкой те, в которых обращение выражено одним словом. Прочитайте. Найдите и назовите предложения, в которых обращение выражено несколькими словами. Не тужи, душа моя, Это чудо знаю я. Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте? Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Прочитайте выразительно, выделяя обращение интоннационно. У оленя дом большой - Как обращение выделяется на письме? - Расставьте нужные знаки препинания. Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам господа... Выпросил дурачина корыто! Здравствуй грозная царица! Бабушка постой немножко… Проверьте правильность выполнения задания — слайд. - Посмотрите внимательно на предложения и сделайте вывод, какое место обращение может занимать в предложении? Вывод: обращение может быть выражено одним словом или словосочетанием (свет мой). Дети повторяют движения за учителем запятыми, восклицательным знаком расставляют знаки препинания , несколько человек работают у доски. Вывод: в предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми. не является членом предложенияВ первом предложении Балда является подлежащим, а во втором слово «Балда» - обращение. Вывод: Обращение не является членом предложения. на Балду, не выделяется ни голосом, ни запятыми «Саша, подай, пожалуйста, тетрадь» Ребята выполняют самостоятельную работу - Как вы думаете, каким членом предложения является обращение? - Проверим вашу гипотезу. В задании № 2 подчеркните грамматическую основу предложений. Засмеялся Балда лукаво: «Что это ты выдумал, право? «Балда, погоди ты морщить море, Оброк* сполна получишь вскоре. *Оброк — натуральный или денежный сбор с крестьян помещиками. - Давайте проверим работу. Прочитайте предложения. В каком из них слово «Балда» является членом предложения, а в каком выступает в качестве обращения? - Задумаемся над вопросом, как мы будем различать эти два явления. 1. Найти грамматическую основу; 2. прочитать и понять по интонации. - Дети, как вы думаете, местоимение «Ты» это обращение? Докажите, что местоимение «Ты» не является обращением. - На кого указывает местоимение «Ты»? - Дети, запомните, местоимения «Ты», «Вы» не являются обращениями.Подведение итогов урока. Работа в группах Рефлексия - Вам бы понравилось, если бы к вам обратились: «Ты, подай тетрадь!» Как исправить эту фразу, чтобы она звучала вежливо и культурно? Самостоятельная работа. 1 вариант 1) Отметь предложение с обращением. Иван Федорович, у нас будет урок труда? В тайге водятся волки, рыси, медведи. 2) Расставь знаки препинания, обозначь О. Приходи ко мне в гости Валя 3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания. …вы заготовили корм для пернатых друзей … 2 вариант 1) Отметь предложение с обращением. В реке много окуней, плотвы, ершей. Петя, Дуся, вы пойдете сегодня в магазин? 2) Расставь знаки препинания, обозначь О . Помоги мне Коля решить задачу 3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания. ... ты кормил сегодня птиц… - Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работу друг друга. У кого возникли разногласия, давайте обсудим. 1 группа — 1 вывод, 2 группа — второй вывод, 3 группа — третий вывод ДрузьяУважаемые гости, вам понравился наш урок? - Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте, всё, что мы узнали, оформим в единый ответ. Соберитесь в группы и заполните небольшие памятки. - Проверка: от каждой группы выходит ученик и озвучивает вывод - Возьмите конспект и в информационной карточке оцените свои знания на конец урока. Поднимите руку, у кого прибавилось «+». Есть в классе ученики, у кого все плюсы? - Ребята, как вы думаете, мы добились цели. Что новое узнали? Сказки какого автора помогли нам лучше усвоить тему? «Читайте Пушкина, друзья, Читайте сказки. И будет жизнь тогда полна Добра и ласки». - Какое обращение я использовала? - Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение. Например когда у нас на уроке будут гости , что вы им скажите ?