Дисциплина: Русская литература
Преподаватель: Омарбекова А..Ж.
Класс:10
Тема: Образ Музы. Своеобразие лирического героя. «Панаевский» цикл и его соотнесенность с «денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева. Новаторство поэта в области стихотворной техники (ритмико-интонационное своеобразие, метрика, рифма, строфика).
1. Муза Некрасова – муза «мести и печали», «сестра народа». Поэт на протяжении всего своего творчества создавал тот же образ музы, кровно связанной с народом, борьбой и страданиями, она не уводила от жизни, а звала на борьбу.
2.Стихотворения для чтения и анализа: «Вчерашний день… (1848), «Блажен незлобливый поэт…» (1852), «Безвестен я…» (1855), «Замолкни, Муза мести и печали…» (1855), «Поэт и гражданин» (1856), «Муза» (1852), «Умру я скоро» (1867), «Элегия» (1874), «Поэту» (1874)
«Муза» (1852). - Кто такая Муза?
Муза - 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.
- А как изображает поэт Музу? Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза - крестьянка, потому что крестьянская тема - среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка - сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».
- Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».
Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве.
3. Стихотворения «панаевского цикла». - Всматриваясь в портрет А.Я. Панаевой, мы видим женщину редкой красоты. Она была еще и очень талантливым человеком, писательницей, мемуаристкой. В конце 40-х годов она, «окончательно пренебреженная мужем», становится гражданской женой Н.А. Некрасова.
В 1850-1851 годах Некрасов написал цикл стихотворений, получивший название «панаевский цикл», в котором отразились сложные, драматические отношения этих двух талантливых людей, этих сильных личностей. Сложность взаимоотношений влюбленных усугублялась и неоднозначным отношением окружающих к их связи, и смертью их сына в младенчестве... «Авдотья Яковлевна как бы закоченела в тоске; она не могла даже плакать... Они пожили, постоянно расходясь и сходясь, десять - одиннадцать лет».
Стихотворения для чтения: «Ты всегда хороша несравненно...» (1850),
«Так это шутка? Милая моя...» (1850), «Да, наша жизнь текла мятежно...» (1850),
«Я не люблю иронии твоей...» (1850), «О письма женщины, нам милой...» (1852),
- В чем своеобразие любовной лирики Н.А. Некрасова?
Любовная лирика Некрасова своеобразна прежде всего тем, что в ней появляется «проза любви». В его лирическом цикле показана сложность отношений людей: споры, ссоры, встречи и расставания. Лирический герой видит достоинства и недостатки своей возлюбленной, ему с ней нелегко.
- Каким вы представляете себе характер возлюбленной поэта?
Героиня «панаевского цикла» «хороша несравненно», вспыльчивая, с быстро меняющимся настроением, с сильным характером.
- Как средства художественной выразительности помогают выразить напряженность взаимоотношений героев?
Отношения героев неровные: от взаимных обид, укоров, недоверия - к былой страсти. Но разрыв неизбежен, герой предчувствует его:
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она недалека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Каждое стихотворение цикла заканчивается многоточием, словно намекает на некую недосказанность, недоговоренность, а начала стихотворений - продолжение вновь и вновь начинаемого спора, диалога, даже ссоры.
4. Трансформация традиционных жанров: оды, элегии, баллады, песни. Новаторство Некрасова в области стихотворной техники
Лирика Н.А. Некрасова - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, Н.А. Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа. А потому Некрасов, по сравнению даже с такими «гражданами», как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. И такое переосмысление требовало нового поэтического языка, новых форм.
Некрасов широко использует прием переиначивания старых жанров, придания им нового содержания. «Элегия» у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» возникает причудливое сочетание оды и фельетона. Результатом становится то, что Н.А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, «Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения». Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация «священной» поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык.
Состояние души человека связывается не с природой, как у Тютчева и Фета, а с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится «печаль народная», при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемому, создать впечатление не уникальности, а всеобщности ситуации.
В поэзии Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения «Орина, мать солдатская», он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще.
В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н.А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно «из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Такая мысль возникла у Некрасова не случайно. В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разночинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н.А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения «Извозчик» взят из очерка Погодина «Психологическое явление». Но и это не главное в поэтической системе Н.А. Некрасова. Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как
Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Байт кучер, Иваныч Торопка... -
надолго укрепили представления о поэзии Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражданин полностью освобождается от традиций «высокого языка» поэзии. Слово в поэзии Н.А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл. Отсюда - завершенность или даже афористичность концовок его стихотворений:
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Стиль многих стихотворений Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения попадает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: «сивка», «молодая бабенка ревет» и т. д. Широко используется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл.
Н.А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу. По словам Б. Эйхенбаума, Н.А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос истории, потому что создал тот тип поэзии, который был необходим для нового восприятия поэтического творчества.
Словарь
русский |
казахский |
английский |
|
подвиг |
ерлік, батырлық |
еxploit,feat |
|
направление |
бағдар |
direction |
|
писатель |
жазушы |
writer, author |
|
поэт |
ақын |
poet |
|
создатель произведения |
шығарманың жаратушысы |
creator of |
|
основная мысль |
негізгі ой |
inspiration |
|
воздействие |
ықпал, әсер |
influence |
|
представитель |
өкіл, мүше |
representative |
|
появление |
пайда болу |
appearance |
|
тайное |
жасырынды |
mystery, secret |
|
Домашнее задание:
1. Выучить наизусть стихотворения Н.А. Некрасова: «Забытая деревня», «Элегия» (отрыв.), «Поэт и гражданин» (отрыв.).
2. Подготовить рассказ о творчестве Н.А. Некрасова.
Литература: 1. Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения, Г. Г.Лукпанова, В.В. Савельева, Г.М.Мучник, Г.М. Камбарбаева. и др. "Мектеп" 2014..
2.Хрестоматия «Русская классическая литература и современность» для 10 класса, "Мектеп" 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.