Урок 74.
Образ Петербурга в романе.
Истоки “Преступления и наказания” восходят ко времени каторги Достоевского (книга: С.В.Белов “Роман Достоевского “Преступление и наказание”).
“П. и н.” часто называют “петербургским романом”. Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани.
- Подумаем, есть ли что общего у Пушкина, Гоголя и Достоевского в изображении Петербурга?
Город является одним из героев их произведений. Он населен людьми, разными по характеру, манерам, социальному положению, материальному достатку.
- Обратим внимание на цель авторов-классиков, изобразивших Петербург.
По замыслу Пушкина, горделивая красота Петербурга - это ширма, прикрывающая грязные окраины и нищие трущобы, предназначенные для тружеников, "маленьких людей". Не случайно разбушевавшееся наводнение занесло тиной и грязью архитектурную красоту города, заставив тем самым бедного маленького чиновника искать виновника народных бедствий.
В петербургских повестях Гоголя Невский проспект "лжет во всякое время": броские краски нарядов красавиц служат приманкой для легкомысленных жертв; нос коллежского асессора Ковалева зажил состоятельной жизнью; сила власти денег разрушает талант художника Чарткова. Ложная красота Петербурга, кукольная комичность его обитателей, по Гоголю, подчеркивают трагическое неустройство жизни.
В чем принципиальное отличие города Достоевского от "горделивой столицы" Пушкина?
- Петербург Достоевского - это город трущоб, до отказа набитый нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, голодными студентами-"лохмотниками", "девицами, живущими от себя", семействами, где "ребятишки-то по три дня корки не видят", это место, "где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость". Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, "от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным".
- Это не похоже на Невский проспект Гоголя, где прогуливается разнаряженный, как для маскарада, люд. (Цитата об улицах Петербурга)
Достоевский изобразил и ужасные "клетки", в которых живут герои романа.( цитата комната гроб) ”. Комнаты рисуются обычно в полумраке, “слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи ... были лишены детства”.
Писатель показывает нам типичную картину повседневной жизни мещанского Петербурга. В романе нет таких красот, какие Пушкин описал в "Медном всаднике", нет разодетой, беспечно гуляющей публики, которую можно увидеть в "Невском проспекте" Гоголя. Нет в "Преступлении и наказании" и подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления "парадного подъезда" "черному входу", как, например, у Н.А. Некрасова ("Размышления у парадного подъезда", "Убогая и нарядная").
У Достоевского город угрюмый, жестокий, душный. В таких условиях и люди должны быть озлобленными, способными убить человека за медную копейку.
Д. изображает столицу тогдашней Росии в 60-70-е гг., в пору стремительного роста, развития российского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов (многоэтажный дом, квартиры в котором сдавались жильцам. Такие дома приносили их владельцам большие доходы) (отдельный слайд), банкирских контор, заводов и рабочих предместий.
Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное “действующее лицо” - город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.(отдельный слайд)
Глазами Р. мы смотрим на летний Петербург. Он чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин (невская панорама - величественная. Р. чуть не попал под богатую коляску и кучер хлестнул его):
Читать: стр. “Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим пьяна была для него эта пышная картина”.(рисунки, фоточерно/белые и цветные чередовать Петербурга)
Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим. В романе часто рисуются уличные сцены (пьяная бросается в воду). Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Шумные, грязные улицы - “грязные и вонючие” дворы-колодцы - квартиры.
Судьба одной семьи (Мармеладовых) приобретает в рассказах М-ва широчайший, вневременной и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех “пьяненьких, слабеньких”, всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи.
Перед Р-вым встают вопросы, которые давно уже “начали терзать его и истерзали ему сердце”.
“А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать?.. Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимашь ли ты это?”
Именно очущение безысходности доводит доводит Р-ва до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, “жирному франту”, который охотится за нею. И вдруг осознает, что это безнадежно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежной принадлежностью петербургской жизни, о детях, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня. Но что он может сделать?
По мере того, как развертывается повествование, образ Петербурга усложняется, ширится, становится символом страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения, где торжествует бессовестная торгашеская мораль, где все продается и покупается. Таков мир, где мечется в поисках выхода изнемогающее сознание Р-ва. Этот человеческий мир так бесчеловечно устроен. Именно в нем и зарождается преступная теория.( на одном слайде с предыдущим выделением)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.