Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).
Оценка 4.9

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
русский язык
Взрослым
27.12.2018
Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).
Данная работа выполнена на стыке психолингвистики и аксиологической лингвистики. Изучение языкового сознания и ценностной картины мира, единицы которых вербализуются знаками языка, занимает важное место в проблематике антропоцентрической парадигмы. Задача исследования образов сознания и особенностей их отражения в языке относится к числу первоочередных. Как известно, антропоцентрическая парадигма ставит в центр научного исследования человека. Концепту «человек» посвящено множество исследовательских работ, но исследований аксиологического слоя данного концепта недостаточно.
статья.docx
Силантьева Е.А. Студентка   Лесосибирского   педагогического   института   ­   филиала Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск. Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента). В   современных   гуманитарных   науках   понятие   «ассоциация»   играет важную   роль.   Психическими   образованиями,   которые   образуются   при определенных условиях, понимаются как ассоциации. Связь действует только когда   актуализируются   ассоциации   в   сознании   носителя   культуры.   Все компоненты ассоциации взаимосвязаны, так как появление одного из элементов ассоциации приводит к появлению другого элемента. Известны   два   направления   изучения   ассоциации.   Первое   –   проводятся массовые   эксперименты.   Второе   –   исследования   полученных   при   помощи экспериментов ассоциативных полей и ассоциативных норм. Существует   три   вида   ассоциативного   эксперимента:   свободный, направленный,   цепочный.   Процедура   эксперимента   проходит   в   следующем. Испытуемым предлагается слово­стимул (или ряд слов­стимулов) и говорится, что им необходимо ответить на стимул первой пришедшей в голову словесной реакцией. Время эксперимента всегда ограничено и зависит от количества слов­ стимулов.   Как   правило,   на   одно   слово   даётся   несколько   секунд.   В   рамках нашего эксперимента используется свободный ассоциативный эксперимент. При его   проведении   испытуемым   не   дается   никакое   ограничение   на   словесные реакции. После   проведения   эксперимента   формируются   ассоциативные   поля. Комплекс ассоциатов на слово­стимул, полученный при помощи ассоциативных экспериментов, представляет собой ассоциативное поле слова [12]. Ассоциативное поле имеет свою структуру. В центре ассоциативного поля выделяется ядро (наиболее частотные реакции) и периферия, которая делится на ближнюю (менее частотные) и дальнюю (единичные реакции). Ассоциативное   поле   состоит   из   слов,   которые   обладают   общими функциями   и   относятся   к   одной   сфере   деятельности.   Оно   раскрывает   и показывает   субъективный   опыт   индивидуума.   Существует   два   направления   в изучении   ассоциативных   полей.   Первое   направление   –   проведение   массовых   второе   –   изучение   сформированных ассоциативных   экспериментов; ассоциативных полей и выявленных ассоциативных норм.  Существуют и другие типы отношений, выделяемые в психолингвистике. Например,   реакции,   показывающие   родо­видовые   отношения;   «звуковые» ассоциации, то есть такие, которые имеют фонетическое сходство со словом­ стимулом. В. П. Глухов выделяет реакции, отображающие ситуационные связи обозначаемых   предметов.   Бывают   и   такие   отношения,   когда   реакции представлены   в   виде   клише;   социально­детерминированные   отношения   и   ряд других типов отношений [10].  Предметом исследования поля в лингвистике являются языковые единицы и их соотношение между собой. Языковые единицы поля распределяются по семантическим и функциональным принципам. Ассоциативное поле слова – один из главных видов полей в лингвистики. Оно представляет собой структурные множества, объединенные информатом по ассоциации со словом­стимулом. На наш взгляд, ассоциация – это мыслительная деятельность человека, это взаимосвязь, имеющаяся в сознании человека и вербализируемая им в речевом общении   между   некоторыми   объектами   и   явлениями,   основанная   на   его субъективном   опыте   и   знаниях,   приобретенных   в   процессе   бытия   в определенной лингвокультурной общности. Таким   образом,   на   основе   высказанных   теорий   мы   понимаем   термин «ассоциативное поле» как сложную систему или модель связей, отраженных в сознании индивидуума, как совокупность реакций на определенные ключевые слова.   В   нем   отражаются   парадигматические   и   синтагматические   отношения слов, а также и специфики человеческого сознания в коммуникации. Ассоциативное   поле   является   не   только   отражением   иерархического содержания сознания человека, но и выражением коммуникативного намерения. Психолингвистический эксперимент “плохой человек” . В свободном ассоциативном эксперименте приняло 41 человек (13 парней и 34 девушки). В результате эксперимента быдл получено 50 реакций, которые представлены в виде отдельных слов и предложений. В процессе исследования полученных реакций мы смоделировали поле. В структуре ассоциативного поля  выделяется ядро и периферия. Ядро представляет собой совокупность частотных реакций (в нашем случае: от 8 до 6). Периферия делится на ближнюю (от 5 до 2 реакций) и дальнюю (единичные реакции). Большую   часть   реакций   составили   ассоциации,   среди   которых   можно выделить следующие: обманщик, эгоист, лицемерие. Характерным является то, что большинство ассоциатов представлены в виде   оценочных   прилагательных   и   имен   существительных.   Также   есть ассоциации­предложения:   Нет   уважения   к   другим   людям;     Не   имеет   своего мнения. Рассмотрим   ассоциативное   поле   концепта   «плохой   человек»   на полученном материале. Ассоциаты, вошедшие в ядерную зону ассоциативного поля, представлены существительными: обманщик, эгоист, лицемер. На ближней периферии располагаются реакции:Преступник – 5 чел.; Ложь – 5 чел.; Недовольный – 4 чел.; Не имеет своего мнения – 3 чел.; Двуличный – 3 чел.; Аморальный – 2 чел.; Редиска – 2 чел. На дальней периферии ассоциативного поля находится большая группа единичных реакций: Нет уважения к другим людям – 1 чел.; Вор – 1 чел. Ассоциаты, выраженные существительными: обманщик,  эгоист, лицемер представляют собой этические оценки сублимированного типа. В данном случае реакции   отражают   представления,   продиктованные   общечеловеческой   и национальной культурой. В   ходе   исследования   было   установлено,   что   эффективным   методом исследования   языкового   сознания   является   моделирование   ассоциативного поля.   Это   такой   конструкт,   который   имеет   ядро,   околоядерную   зону   и переиферию, в которые входят различные ассоциаты. Основываясь  на общих понятиях о выявлении специфики концепта, мы можем   понять,   что   оно   осуществляется   через   анализ   ассоциативного   поля   и ассоциативных связей. Именно ассоциативные связи позволяет выявить ядро и периферии концепта. Выявление совокупность элементов ассоциативного поля слова как раз создает концепт данного слова. Ассоциативное   поле   является   не   только   отражением   иерархического содержания сознания человека, но и выражением коммуникативного намерения. Таким   образом,   на   основе   высказанных   теорий   мы   понимаем   термин «ассоциативное поле» как сложную систему или модель связей, отраженных в сознании индивидуума, как совокупность реакций на определенные ключевые слова.   В   нем   отражаются   парадигматические   и   синтагматические   отношения слов, а также и специфики человеческого сознания в коммуникации. В ходе исследования установлено, что в ядерной зоне АП «плохой человек» находятся прежде   всего   слова,   передающие   этические   оценки,   касающиеся   честности­ нечестности.  Расширение   круга   информантов   может   получить   более   достоверные сведения   о   содержании   концепта   «плохой   человек   в   разных   возрастных   и гендерных группах.  Список используемых источников 1. Абрамов,   В.   П.   Теория   ассоциативного   поля.   Краснодар   : Технологический университет Кубанского государственного технологического университета, 2003. 337 с.  2. Балли, Ш. Французская стилистика. Москва : УРСС, 2003. 394 с. 3. Беляев, В. Блог Владимира Беляева [Электронный ресурс] /             В.  http://vladimirbelyaev.com/ploxoj­ili­xoroshij­ Беляев.   –   Режим   доступа   : chelovek/ 4. Воробьев,   В.В.   Лингвокультурология     /   В.В.   Воробьев.   –   Москва   : РУДН, 2006. –336 с. 5. Глухов,   В.   М.   Психолингвистика.   Теория   речевой   деятельности [Электронный   ресурс]   /   В.М.   Глухов,   В.А.   Ковшиков.   –   Режим   доступа   : http://www/ereading.ws/book.php?book=103649 6. Воробьев,   В.В.   Лингвокультурология   /   В.В.   Воробьев.   –     Москва   : РУДН, 2006. –336 с.. 7. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / пер. с фр.   А. Сухотин. – Москва : Эдиториал УРСС, 2004. ­ 278с. .

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).

Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2018