Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).
Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
русский язык
Взрослым
27.12.2018
Данная работа выполнена на стыке психолингвистики и аксиологической лингвистики.
Изучение языкового сознания и ценностной картины мира, единицы которых вербализуются знаками языка, занимает важное место в проблематике антропоцентрической парадигмы. Задача исследования образов сознания и особенностей их отражения в языке относится к числу первоочередных.
Как известно, антропоцентрическая парадигма ставит в центр научного исследования человека. Концепту «человек» посвящено множество исследовательских работ, но исследований аксиологического слоя данного концепта недостаточно.
статья.docx
Силантьева Е.А.
Студентка Лесосибирского педагогического института филиала
Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск.
Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской
молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).
В современных гуманитарных науках понятие «ассоциация» играет
важную роль. Психическими образованиями, которые образуются при
определенных условиях, понимаются как ассоциации. Связь действует только
когда актуализируются ассоциации в сознании носителя культуры. Все
компоненты ассоциации взаимосвязаны, так как появление одного из элементов
ассоциации приводит к появлению другого элемента.
Известны два направления изучения ассоциации. Первое – проводятся
массовые эксперименты. Второе – исследования полученных при помощи
экспериментов ассоциативных полей и ассоциативных норм.
Существует три вида ассоциативного эксперимента: свободный,
направленный, цепочный. Процедура эксперимента проходит в следующем.
Испытуемым предлагается словостимул (или ряд словстимулов) и говорится,
что им необходимо ответить на стимул первой пришедшей в голову словесной
реакцией. Время эксперимента всегда ограничено и зависит от количества слов
стимулов. Как правило, на одно слово даётся несколько секунд. В рамках
нашего эксперимента используется свободный ассоциативный эксперимент. При
его проведении испытуемым не дается никакое ограничение на словесные
реакции.
После проведения эксперимента формируются ассоциативные поля.
Комплекс ассоциатов на словостимул, полученный при помощи ассоциативных
экспериментов, представляет собой ассоциативное поле слова [12]. Ассоциативное поле имеет свою структуру. В центре ассоциативного поля
выделяется ядро (наиболее частотные реакции) и периферия, которая делится
на ближнюю (менее частотные) и дальнюю (единичные реакции).
Ассоциативное поле состоит из слов, которые обладают общими
функциями и относятся к одной сфере деятельности. Оно раскрывает и
показывает субъективный опыт индивидуума. Существует два направления в
изучении ассоциативных полей. Первое направление – проведение массовых
второе – изучение сформированных
ассоциативных экспериментов;
ассоциативных полей и выявленных ассоциативных норм.
Существуют и другие типы отношений, выделяемые в психолингвистике.
Например, реакции, показывающие родовидовые отношения; «звуковые»
ассоциации, то есть такие, которые имеют фонетическое сходство со словом
стимулом. В. П. Глухов выделяет реакции, отображающие ситуационные связи
обозначаемых предметов. Бывают и такие отношения, когда реакции
представлены в виде клише; социальнодетерминированные отношения и ряд
других типов отношений [10].
Предметом исследования поля в лингвистике являются языковые единицы
и их соотношение между собой. Языковые единицы поля распределяются по
семантическим и функциональным принципам.
Ассоциативное поле слова – один из главных видов полей в лингвистики.
Оно представляет собой структурные множества, объединенные информатом по
ассоциации со словомстимулом.
На наш взгляд, ассоциация – это мыслительная деятельность человека, это
взаимосвязь, имеющаяся в сознании человека и вербализируемая им в речевом
общении между некоторыми объектами и явлениями, основанная на его
субъективном опыте и знаниях, приобретенных в процессе бытия в
определенной лингвокультурной общности.
Таким образом, на основе высказанных теорий мы понимаем термин
«ассоциативное поле» как сложную систему или модель связей, отраженных в сознании индивидуума, как совокупность реакций на определенные ключевые
слова. В нем отражаются парадигматические и синтагматические отношения
слов, а также и специфики человеческого сознания в коммуникации.
Ассоциативное поле является не только отражением иерархического
содержания сознания человека, но и выражением коммуникативного намерения.
Психолингвистический эксперимент “плохой человек” .
В свободном ассоциативном эксперименте приняло 41 человек (13 парней
и 34 девушки). В результате эксперимента быдл получено 50 реакций, которые
представлены в виде отдельных слов и предложений. В процессе исследования
полученных реакций мы смоделировали поле.
В структуре ассоциативного поля выделяется ядро и периферия. Ядро
представляет собой совокупность частотных реакций (в нашем случае: от 8 до
6). Периферия делится на ближнюю (от 5 до 2 реакций) и дальнюю (единичные
реакции).
Большую часть реакций составили ассоциации, среди которых можно
выделить следующие: обманщик, эгоист, лицемерие.
Характерным является то, что большинство ассоциатов представлены в
виде оценочных прилагательных и имен существительных. Также есть
ассоциациипредложения: Нет уважения к другим людям; Не имеет своего
мнения.
Рассмотрим ассоциативное поле концепта «плохой человек» на
полученном материале.
Ассоциаты, вошедшие в ядерную зону ассоциативного поля, представлены
существительными: обманщик, эгоист, лицемер.
На ближней периферии располагаются реакции:Преступник – 5 чел.; Ложь
– 5 чел.; Недовольный – 4 чел.; Не имеет своего мнения – 3 чел.; Двуличный – 3
чел.; Аморальный – 2 чел.; Редиска – 2 чел.
На дальней периферии ассоциативного поля находится большая группа
единичных реакций: Нет уважения к другим людям – 1 чел.; Вор – 1 чел. Ассоциаты, выраженные существительными: обманщик, эгоист, лицемер
представляют собой этические оценки сублимированного типа. В данном случае
реакции отражают представления, продиктованные общечеловеческой и
национальной культурой.
В ходе исследования было установлено, что эффективным методом
исследования языкового сознания является моделирование ассоциативного
поля. Это такой конструкт, который имеет ядро, околоядерную зону и
переиферию, в которые входят различные ассоциаты.
Основываясь на общих понятиях о выявлении специфики концепта, мы
можем понять, что оно осуществляется через анализ ассоциативного поля и
ассоциативных связей. Именно ассоциативные связи позволяет выявить ядро и
периферии концепта. Выявление совокупность элементов ассоциативного поля
слова как раз создает концепт данного слова.
Ассоциативное поле является не только отражением иерархического
содержания сознания человека, но и выражением коммуникативного намерения.
Таким образом, на основе высказанных теорий мы понимаем термин
«ассоциативное поле» как сложную систему или модель связей, отраженных в
сознании индивидуума, как совокупность реакций на определенные ключевые
слова. В нем отражаются парадигматические и синтагматические отношения
слов, а также и специфики человеческого сознания в коммуникации. В ходе
исследования установлено, что в ядерной зоне АП «плохой человек» находятся
прежде всего слова, передающие этические оценки, касающиеся честности
нечестности.
Расширение круга информантов может получить более достоверные
сведения о содержании концепта «плохой человек в разных возрастных и
гендерных группах.
Список используемых источников 1. Абрамов, В. П. Теория ассоциативного поля. Краснодар :
Технологический университет Кубанского государственного технологического
университета, 2003. 337 с.
2. Балли, Ш. Французская стилистика. Москва : УРСС, 2003. 394 с.
3. Беляев, В. Блог Владимира Беляева [Электронный ресурс] / В.
http://vladimirbelyaev.com/ploxojilixoroshij
Беляев. – Режим доступа :
chelovek/
4. Воробьев, В.В. Лингвокультурология / В.В. Воробьев. – Москва :
РУДН, 2006. –336 с.
5. Глухов, В. М. Психолингвистика. Теория речевой деятельности
[Электронный ресурс] / В.М. Глухов, В.А. Ковшиков. – Режим доступа :
http://www/ereading.ws/book.php?book=103649
6. Воробьев, В.В. Лингвокультурология / В.В. Воробьев. – Москва :
РУДН, 2006. –336 с..
7. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / пер. с фр. А. Сухотин. –
Москва : Эдиториал УРСС, 2004. 278с.
.
Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).
Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).
Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).
Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).
Образ «Плохого человека» в языковом сознании Лесосибирской молодёжи (на материале психолингвистического эксперимента).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.