Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение –
средняя общеобразовательная школа №8 п. Крутобережный.
Доклад на тему
«Работа с текстом как средство
формирования коммуникативной
компетенции обучающихся»
Учитель
Шерматова О.А.
русского языка 2015г.
Содержание
I. Вступление
1.Тема доклада
2.Цели и задачи
3.Актуальность данной темы
4.Объект и предмет доклада
II. Основная часть
1.Теоретический материал
2.Практический материал
3.Сущность раскрываемой темы
III. Заключение
1.Актуальность данной темы на других учебных предметах
2.Используемая литература 1.Вступление
Тема моего доклада звучит так «Работа с текстом как средство формирования
коммуникативной компетенции обучающихся».Почему я выбрала именно эту тему,
потому что я работаю над ней по самообразованию.
Цель этой темы: создание условий для формирования коммуникативной компетенции
учащихся посредством организации работы с текстом.
Задачи:
-разработать систему по применению текстов в процессе обучения, способствующих
развитию коммуникативной культуры учащихся;
-активизировать речемыслительную деятельность при помощи текста;
-повысить интерес школьников к изучению предмета русского языка, создать
положительную мотивацию в обучении;
Объект моего доклада- это текст, предмет- Работа с текстом как средство
формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск форм повышения
уровня ключевых компетенций учащихся, которые в максимальной степени будут
способствовать становлению грамотной и социально-значимой личности выпускника.
Для меня наиболее значимой является проблема развития коммуникативной
компетентности как профессиональной ценности современного педагога, развитие и
формирование коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой проблемы стало
ключевым вопросом в моей работе.
Актуальность данной темы- работа с текстом- состоит в том, что текст в разных его
проявлениях сопровождает обучающегося на всех учебных предметах.
2.Основная часть
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях
значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества
образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для
всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией
содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации
образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата
образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых
компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная
компетентность. Проблеме текстового обучения уделяли и уделяют внимание
известные педагоги-лингвисты: Выготский Л.С., Гольперин И.Р., Леонтьев А.А., Селевко
Г.В.
Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться
с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства
дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и
письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно
высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в
развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные
компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые
выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую,
культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании
самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с
уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна
из самых важных на сегодня. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт
играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой
деятельности.
Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал
учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст — это основа
создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста
при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного
образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного
языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу
любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что
мешает осуществить обучение языку как средству общения.
. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных
людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные,
деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека
универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний,
как в устной, так и в письменной речи.
Я считают работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития
творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения
качества речи.. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому
языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:
коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд,
проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к
«безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность
речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся
приемы построения текстов. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются
следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексный и
лингвостилистический анализы текста, сочинение-рассуждение, редактирование
текста, различные виды диктантов, работа с текстами-миниатюрами, различные
игровые ситуации.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексный анализ
текста. Тексты стараюсь подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения
орфографии, содержали различные конструкции. Это фрагменты из произведений А. С.
Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других
признанных мастеров слова.. Особую роль в воспитании, развитии современного
школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие
личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о
национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. шорох, хлипкий, потрясающее
не любит».
открытие; метафоры- сердце билось)
Приведу примеры работы с текстом на уроке русского языка в 6 классе:
1.Анализ текста.
-Как можно озаглавить отрывок из рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро?»
(«Васютка заблудился…»).
-О чем этот текст? (О силе характера маленького мальчика, который смог победить
страх, растерянность, вспомнить все, чему его учили отец, дед, старшие товарищи, и
благодаря этому выжить в тайге, найти дорогу домой.)
-Можно ли в тексте найти предложение, в котором наиболее полно выражена основная
мысль этого отрывка? («Тайга, наша кормилица, хлипких
-Определить тип речи (повествование).
-Определить стиль речи (художественный).
-Назовите признаки художественного стиля речи в этом тексте. (эпитеты-
таинственный
4. Вопросы личностного характера.
1) Чего больше в поступках Васютки:
решительности, страха, храбрости, терпения, самосохранения?
2)Как вы считаете, Васютка воспринимал свое положение как
-приключение,
-беду,
-экскурсию,
-охоту?
3)Опыт отца, деда, старших товарищей помогли Васютке, как?
4)Напишите сочинение-сенквейн.
Васютка…(Добавьте прилагательные,определяющие характер мальчика)
Сообразительный Васютка…(Добавьте глаголы-действия, определяющие его
поступки)
Умный Васютка поступил…(Добавьте наречия , которые характеризуют его
Действия - храбро).В результате выходим на общение (коммуникацию)
5)Что , по твоему мнению. в поступках Васютки было логичным, а что не логичным?
6)При чтении отрывка из рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» вы были, конечно,
внимательны. Ответьте на вопросы;
-Каких людей, по мнению отца и деда Васютки, не любит тайга?
Как ты понимаешь смысл этого слова?
-Что нужно было сделать Васютке в первую очередь?
-Как он устроился на ночлег?
7)Ты оказался в тайге ночью зимой, летом, осенью, весной. Какие действия Васютки
тебе бы помогли?
8)Каждый из вас имеет друзей. Какие черты Васютки есть у них?
Домашнее задание: напишите сочинение- миниатюру на тему «Хотел бы
ты иметь такого друга, как Васютка?
2.Упражнение из учебника(314)
-прочитайте текст
-придумайте интересное название этому тексту
-в каком предложении выражена основная мысль текста
-как она доказывается его содержанием
-с помощью каких глаголов автор описывает пение скворца
-выпишите эти слова
-найди в тексте Г.Скребицкого предложение с обращением
-выпишите эти предложения, объясните расстановку знаков препинания.
Подобная, систематическая работа с текстом развивает речь обучающихся.
3.Заключение В заключении своего доклада хочу отметить, что ключевой единицей курса
русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и
одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как
дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст
имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким
образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную
функцию. Мы с вами знаем, что текст используется на всех уроках(математика,
история, биология и т.д.)
Таким образом, цель которую я ставила,а именно показать, что текст является
средством формирования коммуникативной компетенции позволила мне достичь
следующих результатов:
• у большинства обучащихся формируется положительная мотивация изучения русского
языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков
учащихся, развивается умение творческого подхода к решению учебных задач,
совершенствуется речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных
успехов в учебе, различных
конкурсах, олимпиадах;
• повышается уровень коммуникативной компетенции:
Для себя я определила следующие задачи: в плане самообразования продолжить
изучение теоретического материала по данной теме, с целью совершенствования
методики работы с текстом- как главным средством формирования коммуникативной
компетенции обучающихся.
Список использованной литературы
1) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
2) Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
3) Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984.
4) Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
5) Сорокопытова О.Г. « Работа с текстом на уроках русского языка как средство
интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс,
размещение:http://www.edu.ru.)
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.