Доклад
Оценка 4.7

Доклад

Оценка 4.7
Документация
docx
русский язык
Взрослым
16.12.2018
Доклад
Публикация является частью публикации:
ДОКЛАД НА МО.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №8 п. Крутобережный. Доклад на тему «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся» Учитель Шерматова О.А. русского языка 2015г. Содержание I. Вступление 1.Тема доклада 2.Цели и задачи 3.Актуальность данной темы 4.Объект и предмет доклада II. Основная часть 1.Теоретический материал 2.Практический материал 3.Сущность раскрываемой темы III. Заключение 1.Актуальность данной темы на других учебных предметах 2.Используемая литература 1.Вступление Тема моего доклада звучит так «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся».Почему я выбрала именно эту тему, потому что я работаю над ней по самообразованию. Цель этой темы: создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством организации работы с текстом. Задачи: -разработать систему по применению текстов в процессе обучения, способствующих развитию коммуникативной культуры учащихся; -активизировать речемыслительную деятельность при помощи текста; -повысить интерес школьников к изучению предмета русского языка, создать положительную мотивацию в обучении; Объект моего доклада- это текст, предмет- Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск форм повышения уровня ключевых компетенций учащихся, которые в максимальной степени будут способствовать становлению грамотной и социально-значимой личности выпускника. Для меня наиболее значимой является проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога, развитие и формирование коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой проблемы стало ключевым вопросом в моей работе. Актуальность данной темы- работа с текстом- состоит в том, что текст в разных его проявлениях сопровождает обучающегося на всех учебных предметах. 2.Основная часть Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Проблеме текстового обучения уделяли и уделяют внимание известные педагоги-лингвисты: Выготский Л.С., Гольперин И.Р., Леонтьев А.А., Селевко Г.В. Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. . В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. Я считают работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексный и лингвостилистический анализы текста, сочинение-рассуждение, редактирование текста, различные виды диктантов, работа с текстами-миниатюрами, различные игровые ситуации. В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексный анализ текста. Тексты стараюсь подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других признанных мастеров слова.. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. шорох, хлипкий, потрясающее не любит». открытие; метафоры- сердце билось) Приведу примеры работы с текстом на уроке русского языка в 6 классе: 1.Анализ текста. -Как можно озаглавить отрывок из рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро?» («Васютка заблудился…»). -О чем этот текст? (О силе характера маленького мальчика, который смог победить страх, растерянность, вспомнить все, чему его учили отец, дед, старшие товарищи, и благодаря этому выжить в тайге, найти дорогу домой.) -Можно ли в тексте найти предложение, в котором наиболее полно выражена основная мысль этого отрывка? («Тайга, наша кормилица, хлипких -Определить тип речи (повествование). -Определить стиль речи (художественный). -Назовите признаки художественного стиля речи в этом тексте. (эпитеты- таинственный 4. Вопросы личностного характера. 1) Чего больше в поступках Васютки: решительности, страха, храбрости, терпения, самосохранения? 2)Как вы считаете, Васютка воспринимал свое положение как -приключение, -беду, -экскурсию, -охоту? 3)Опыт отца, деда, старших товарищей помогли Васютке, как? 4)Напишите сочинение-сенквейн. Васютка…(Добавьте прилагательные,определяющие характер мальчика) Сообразительный Васютка…(Добавьте глаголы-действия, определяющие его поступки) Умный Васютка поступил…(Добавьте наречия , которые характеризуют его Действия - храбро).В результате выходим на общение (коммуникацию) 5)Что , по твоему мнению. в поступках Васютки было логичным, а что не логичным? 6)При чтении отрывка из рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» вы были, конечно, внимательны. Ответьте на вопросы; -Каких людей, по мнению отца и деда Васютки, не любит тайга? Как ты понимаешь смысл этого слова? -Что нужно было сделать Васютке в первую очередь? -Как он устроился на ночлег? 7)Ты оказался в тайге ночью зимой, летом, осенью, весной. Какие действия Васютки тебе бы помогли? 8)Каждый из вас имеет друзей. Какие черты Васютки есть у них? Домашнее задание: напишите сочинение- миниатюру на тему «Хотел бы ты иметь такого друга, как Васютка? 2.Упражнение из учебника(314) -прочитайте текст -придумайте интересное название этому тексту -в каком предложении выражена основная мысль текста -как она доказывается его содержанием -с помощью каких глаголов автор описывает пение скворца -выпишите эти слова -найди в тексте Г.Скребицкого предложение с обращением -выпишите эти предложения, объясните расстановку знаков препинания. Подобная, систематическая работа с текстом развивает речь обучающихся. 3.Заключение В заключении своего доклада хочу отметить, что ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию. Мы с вами знаем, что текст используется на всех уроках(математика, история, биология и т.д.) Таким образом, цель которую я ставила,а именно показать, что текст является средством формирования коммуникативной компетенции позволила мне достичь следующих результатов: • у большинства обучащихся формируется положительная мотивация изучения русского языка и литературы; • более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, развивается умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие; • повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах; • повышается уровень коммуникативной компетенции:  Для себя я определила следующие задачи: в плане самообразования продолжить изучение теоретического материала по данной теме, с целью совершенствования методики работы с текстом- как главным средством формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Список использованной литературы 1) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001. 2) Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998. 3) Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984. 4) Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990. 5) Сорокопытова О.Г. « Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс, размещение:http://www.edu.ru.)

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018