Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"
Оценка 4.8

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
28.02.2019
Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"
Данная статья раскрывает понятие свободного диктанта, его особенности. Рассматриваются этапы проведения свободного диктанта, его польза. Показаны мнения различных методистов, касаемо свободного диктанта, какие его виды выделяют методисты. Также указывается ценность данного вида диктанта как для развития правописных, так и речевых навыков учащихся.
Chernykh_V_E_Statya.docx
Черных Владислав Евгеньевич Студент Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета г. Лесосибирск СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ Под   свободным   диктантом   понимается   некая   разновидность, представляющая   сочетание   обычного   диктанта   и     изложения.   Свободный диктант   появился   сравнительно   недавно.   От   изложения   он   взял   то,   что ученики должны записать услышанный текст (но читается он один раз, а не 2−3, как при обычном изложении), от обычного диктанта, − что текст нужно воспроизвести максимально близко к услышанному, с сохранением основных слов с орфограммами. Сначала учитель читает весь текст, а затем диктует по два   −   три   предложения   без   повторения,   а   ученики   пишут   в   свободном изложении. Это позволяет учащимся избегать употребления слов − трудных в орфографическом плане, так как есть возможность заменять слова на более легкие   в   правописании.   После   записи   всего   текста   учащимся   дается возможность самостоятельно проверить написанное[3]. Свободный диктант также можно назвать и работой по развитию речи, так   как   он   способствует   обогащению   лексики   учащихся,   вырабатывает самостоятельность   в   передаче   мыслей,   составляя   переходное   звено   от диктанта   к   пересказу.   Свободный   диктант   имеет   меньшее   значение   по укреплению   орфографических   навыков   в   сравнении   с   другими   учебными диктантами,   так   как   свободная   запись   текста   создает   для   учащихся возможность избегать трудных в орфографическом отношении слов, заменяя другими.  Подготовка   учащихся   к   написанию   любого   диктанта   состоит   из комплекса   мероприятий,   направленных   на   совершенствование   навыков передачи   мыслей.   Также,   в   дополнение   к   этому,   учащиеся   должны   быть готовы к выполнению заданий по тексту, что увеличит процент запоминаемого текста благодаря его обработке. Работа над обучающим свободным диктантом в классе представлена  следующими этапами:  1) выбор текста и дальнейшая его подготовка к диктовке;  2) орфографическая, речевая и пунктуационная подготовка;  3) вступительное слово учителя;  4) чтение текста;  5) смысловой анализ текста;  6) дополнительная творческая работа учащихся;  7) заключительное слово учителя [1]. Для   определения   соответствия   выбранного   текста   в   обязанности учителя входит его детальное изучение, выделение в нем незнакомых слов и выражений,  подготовка  к  их  объяснению,  а  также  выразительно  прочитать текста вслух. Орфографическую и пунктуационную подготовку обычно проводят:  1) на самом уроке написания диктанта;  2) накануне (за 2­3 дня до него);  3) частично до урока и на самом уроке. При свободном диктанте у учащихся увеличивается самостоятельность, а  также  им  предоставляется  право  свободной  записи  диктуемого  текста  с требованием   обязательного   употребления   слов   с   необходимыми орфограммами. Учащиеся работают уже с целым отрывком (абзацем), а не только с отдельным предложением. Некоторые методисты считают, что свободный диктант незаменим для развития речи учащихся, но, в то же время, они не рекомендуют использовать его для формирования орфографических навыков. Так, В.В. Голубев, считал что «свободный диктант занимает в нашей системе письменных упражнений по   орфографической   линии   последнее   место,   а   по   линии   развития   речи начальное место». З.А. Томкевич говорил, что право изменять текст, вносить в него свои слова и выражения, «делает свободный диктант неприемлемым как вид чисто орфографической работы» [4]. А.П.   Астафурова   считает,   что   свободный   диктант   способствует выработке орфографических навыков и предлагает «предупредить учащихся, что они могут по­своему изложить диктуемый текст, но при этом ввести по заданию какие­то определенные грамматические формы» [4]. Р.А.   Московкина   считает,   что   для   формирования   орфографического навыка полезны свободные диктанты с грамматическим заданием. Целью этих грамматических   заданий   является   привлечение   внимания   учащихся   к правильному   и   уместному   употреблению   изучаемой   или   изученной морфологической или грамматической категории. Методист утверждает, что через   осознанное   подражание   образцу   идет   обогащение   речи   нужными формами и конструкциями, а так же, параллельно этому, происходит процесс формирования   их   правильного   написания.   При   таком   свободном   диктанте учащиеся   запоминают   слова   лишь   путем   целенаправленного   языкового анализа   текста,   результатом   которого   видна   роль   части   речи   в   тексте,   Перед   выполнением запоминается   правильность   ее   написания. грамматического задания должна быть проведена предварительная работа [4]. Многие ученые также указывали на ценность свободного диктанта как для   развития   правописных,   так   и   речевых   навыков   учащихся.Н.С. Рождественский   считал,   что   «этот   вид   работы   дает   возможность   учителю выяснить   развитие   речи   и   грамотность   учащихся,   так   как   в   этом   виде диктанта и то и другое ярко проявляется»[4]. По мнению Г.Н. Приступы, «смысл этого вида работы состоит в том, что   в   ходе   ее   выполнения   учащиеся   не   только   решают   определенные орфографические задачи, но и развивают свою речь» [7]. М.М. Разумовская и М.Т. Баранов определяют свободный диктант как эффективный вид упражнения, как по развитию речи, так и по орфографии. По   мнению   М.М.   Разумовской   свободный   диктант   является   эффективным видом   упражнения,   совмещающим   в   себе   вольный   пересказ   с   дальнейшим решением орфографических задач. М.Т. Баранов же считал, что свободный диктант   способствует   развитию   у   учащихся   речевых   и   орфографических умений. Таким образом,  свободный диктант, в практике большинства учителей – это единственная промежуточная работа между диктантом и изложением. Список использованных источников 1. Баранова,   М.Т.,  Ипполитова   Н.А.,   Ладыженская   Т.А.,   Львов   М.Р. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. − М, 2000. 2. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966. С.  97. 3. Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и  пунктуации / Г. И. Блинов. − М.: Просвещение, 1987− 232 с. 4. Колесник, Е.В.  Применение неспециальных упражнений в теории и практике   преподавания   русского   языка [Электронный   ресурс] / Колесник Е.В.− Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1049   5. К  постановке   проблемы  умений  и  навыков//Советская  педагогика. 1955. № 1. 6. Панов, Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для  учителя. М., 1986. С.44. 7. Приступа,   Г.Н.   Система   орфографических   упражнений   в   средней школе // Учёные записки Рязанского гос. пед. ин−та. – Рязань, 1967.

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"

Статья на тему "Свободный диктант как средство развития грамматических умений у обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019