Проект "Формирование читательской грамотности"
Оценка 4.7

Проект "Формирование читательской грамотности"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
Взрослым
19.12.2018
Проект "Формирование читательской грамотности"
В данном проекте представлена тема "Формирование читательской грамотности". В проекте подробно изложены формы и методы работы с текстом на уроках русского языка и литературы, на уроках химии и биологии, мероприятия, которые проводятся библиотекарем. Подробно описаны внеклассные мероприятия, которые способствуют формированию читательской грамотности.
читательская грамотность.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Авило­Успенская средняя общеобразовательная школа Проект на тему:  «Формирование читательской грамотности»                                                                                                                 Выполнила Васильченко Яна Юрьевна 2018  год Тема проекта: Формирование читательской грамотности. Проблема проекта:  1.Снижение интереса к чтению учащихся. 2.Словарный запас нечитающих детей скуден, невыразителен. 3. Нечитающие  учащиеся менее грамотны и успешны, нежели дети, которые читают.   Цель : Повысить уровень читательской грамотности учащихся. Задачи:  1.Способствовать формированию читательской грамотности, читательских и речевых  умений. 2. Развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике личностного  совершенствования. 3.Формировать навыки чтения на высоком уровне. 4. Совместить усилия учителей, родителей, библиотекарей в формировании читательской  грамотности, развивать семейное чтение.   Объект исследования: читательская грамотность. Гипотеза:  ­ формирование основ читательской грамотности будет эффективным при соблюдении  таких условий как: ­использование современных технологий, нестандартных форм работы в учебной и  внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую  грамотность; ­ создание единого книжного окружения и книжных интересов детей и родителей как  основы успешного формирования грамотного читателя в семье. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д.Дидро Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности,  готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.  Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням  образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам  освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается  формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди  метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с  информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без  сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность,  понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и  формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных  ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования. Обществом в последние десятилетия  осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может  считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к  овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний,  навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей  его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Исторически термин  «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим  получать и передавать информацию в виде письменного текста. Слово «грамотность»  произошло от греческого «grammata» — чтение и письмо. Грамотность – степень владения  человеком навыками письма и чтения на родном языке. Грамотность – фундамент, на  котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она  даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.  Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи  является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Читательская  грамотность­  1.­ способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и  заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и  возможности участвовать в социальной жизни.  2 ­ «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм  для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных  текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться,  чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для  удовольствия».  3­ это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество  человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях  деятельности и общения;  4.­ способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата,  рефлексии на них, способность к использованию прочитанного в различных жизненных  ситуациях Для формирования и совершенствования читательской грамотности  необходимы определённые читательские действия. Читательские действия   вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;   делать прямые умозаключения из этой информации;   интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;   оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.  Первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя извлекать  информацию из текста и восстанавливать некоторые зазоры между авторскими  сообщениями. Вторые два действия требуют от читателя значительно большей  самостоятельности мышления и воображения. У развитого читателя должны быть  сформированы обе группы умений:  • умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее  основании простейшие суждения;  • умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать,  интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний  читателя .  Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены  в начальной школе. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности  учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие  ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения  художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Средний уровень понимания текстов характерен для  читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в  помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их  собственному опыту, и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с  собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом. Низкий  уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в  использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях  для самообразования. Таким образом, читательская грамотность в определённой степени  должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене  читательская грамотность получает своё развитие и , совершенствуясь переходит в  читательскую компетентность.          Развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочное  время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На  уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это  составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные  ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени  финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии дает  возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с  продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном  порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со  словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.     Стецура Л.Н . представила опыт работы на уроках биологии:  Приемы работы с текстом:  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;  • поставь вопросы к данному тексту;  • составь суждение по тексту параграфа;  • выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе в определенной  последовательности;  • составь рассказ по ключевым словам;  • составь план изучаемого текста;  • заполни слепой текст;  • составь набор понятий научного текста;  • создай таблицу;  • зашифруй понятия текста в символы, систему или последовательность символов;  • найди ошибку в тексте;  • составь разные предложения с одним и тем же понятием  • составь предложения, используя слова «так, как», «потому, что», «следовательно», «если, то»;  • создайте схему процесса, описанного в тексте;  • используя текст, сделайте подписи к рисунку;  • упрости текст, так, чтобы смысл не потерялся;  • название текста;  • составьте кроссворд.   Во внеклассных мероприятиях экологической тематики  повышению читательской  грамотности учащихся способствуют такие задания, когда учащимся надо прочесть текст о природе под музыку, прочесть задания­загадки команде­противнику, прочесть быстро и  грамотно скороговорку. Дарвина А.В. представила свой опыт работы по повышению читательской грамотности. «Работа с текстом на уроках математики» Как установили ученые, на успеваемость  ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо  сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для  того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек  должен читать 120­150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности  работы с информацией. Необходимо проводить систематическую работу с учебником  математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения.  1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. «Толстые вопросы» «Тонкие вопросы» Объясните почему…? В чем различие…? Почему вы так думаете…? Кто..? Когда…? Верно ли…? 2. Приём «Вопросы к тексту учебника». Прием позволяет формировать умение  самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в  парах . Например, вопросы по теме: «Окружность и круг» (5 класс)  1. Прочитайте текст.  2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?  3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?  4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное  заучивание. 3. Приём «Инсерт»  Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для  стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное  путешествие. 1. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже  знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.  2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (­) Есть вопросы (?) Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини­ конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в  режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто­то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём  способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую  информацию, выделять новое.    Васильченко Я.Ю. представила свой опыт работы по повышению читательской  грамотности на уроках русского языка и литературе.  Под грамотностью мы понимаем не орфографию и пунктуацию, не технику чтения, а  способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию,  преобразовывать форму текста и т.д. Чтобы научить школьников понимать и  интерпретировать текст, стараюсь больше работать с живым словом, приучать к  внимательному прочтению произведения. Например, при чтении главы «Мёртвых душ»,  посвящённой Плюшкину, я показываю девятиклассникам засохший, ставший коричневым  лимон, чтобы они представили описанный Гоголем «лимон ростом с лесной орех». Тогда  они лучше понимают несоответствие слов «рост» и «орех», и им становится понятнее этот  приём создания комического. На уроках русского языка в 7классе я использую  художественные произведения. Давая семиклассникам тему «Наречие», прошу их выписать предложения с наречиями из повести «Тарас Бульба» и определить их роль в тексте. В  старших классах упор делаю на обучение созданию собственных текстов, подготовке к  экзаменационному сочинению. Один из главных критериев при оценивании сочинения –  опора на литературный материал. Для предупреждения фактических ошибок с 5 класса  ребята ведут читательские дневники, в которых фиксируются самые важные сведения о  прочитанном произведении. В сентябре, после летнего чтения, провожу защиту  читательских дневников. Хорошая форма работы – «защита читательского формуляра».  Слабым учашимся рекомендую переписывание страниц произведений. Вот одни из  приемов, которые я использую для повышения читательской грамотности учащихся.                       1.Приём «Верите ли вы…». Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и  создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.  Проводится в начале урока, после сообщения темы.  2. Приём «Синквейн» .Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в  прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие  способности. Структура синквейна: Существительное (тема). Два прилагательных  (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы).           3.Прием – «Словарики»          При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом,  подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят­ словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать  разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает. Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая  должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.        4.Приём – «Чтение с остановками» Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии  урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На  основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики  высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого  человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или  аргументы оказались несостоятельными. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке  зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно  аргументирована или аргументы оказались неверными. 5.Приём «Работа с вопросником» Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной  работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны  найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в  косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После  самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и  правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.  Приведу пример ­ вопросника по произведению И.С. Тургенева «Муму».       Назовите главных героев произведения. В каком городе происходит действие рассказа «Муму»?. К какому сословию принадлежит Герасим? Как зовут одну из приживалок барыни? Как Герасим встретил Муму? Кем служит Татьяна? Где Герасим топит Муму? Кто из героев рассказа дает собачке кличку «Муму»? Где Герасим прячет Муму, чтобы ее не увидели? Как зовут дворецкого в рассказе «Муму»? К какой породе принадлежит Муму? За кого выходит замуж Татьяна? Какого цвета шерсть у Муму? На какое животное похож Герасим, по словам одного из героев? Сколько лет Татьяне в рассказе «Муму»? Какой рост у Герасима?       Каково ваше впечатление от рассказа? 6.Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.  Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в  таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и  что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока.  Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной  литературой. 7.Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует  нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и  неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти  выход из затруднительной ситуации. 8.Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературы при составлении характеристики героев какого­либо произведения. Класс делится на две  группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя  текст и свой жизненный опыт, другая ­ отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока  делается совместный вывод. 9.Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе  закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение  понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.  Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Эффективным является использование метода фонограмм ­ «фантазия», «фантастика»,  «фантом». Предлагаем ученикам составлять фонограммы (Фонограмма – это сочинение, в  котором действительность выступает в сверхъестестественном, нереальном виде). Это  позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение  учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить  ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения (вступление, основная  часть, заключительная часть). Рецензирование и стилистическая правка сочинений,  проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки. Тематика может быть разной.  Например: «Что было бы, если бы я увидел/а, что книга плачет»?, «ЧТО было бы, если бы  ручка умела подсказывать?», «Ах уж этот шестой урок», «Если бы школьная парта умела  рассказывать», «Что бы я попросил у доброй феи» и другие. 10.Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными  текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят  соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом  задать ему вопросы (участвуют все желающие). 11. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».   Эффективен при изучении, например,  тем: «Предложение» “Текст”, “ Тема текста” Ученикам предлагается составить из слов предложение, восстановить деформированный  текст (расставить предложения в нужной последовательности) Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной  последовательности. Так же для повышения читательской грамотности проводятся внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе.  Внеклассное мероприятие «Уральский волшебник». Это мероприятие было посвящено  творчеству и произведениям П.П.Бажову. Внеклассное мероприятие «В путешествие с Робинзоном Крузо». Это мероприятие я  проводила после изучения отдельных глав романа Д.Дефо «Жизнь и удивительные  приключения Робинзона Крузо». Это мероприятие привлекло внимание шестиклассников к  более внимательному прочтению романа. Внеклассное мероприятие «Уроки доброты» по рассказу «Уроки французского». У  детей осталось много эмоций , после мероприятия.  Внеклассное мероприятие «Загадки природы от Михаила Пришвина». Для проведения мероприятия учащимся нужно было прочитать дополнительно рассказы М.Пришвина : «  Золотой луг», « Таинственный ящик», « Синий лапоть».  Внеклассное мероприятие «Литературная шкатулка» для учащихся 5­9 классов. В 5 классе прошла читательская конференция «Каникулы без книг – лето без солнца».  Ребята читали и обсуждали рассказ Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»,  записывали мудрые мысли автора на французском языке. В 9 классе была организована книжная выставка «В страну Словарию» Большую роль в формировании читательской грамотности играет библиотека. С  библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе, а иногда и в дошкольном возрасте. Но  чтобы читатели посещали библиотеку и были активными читателями необходимо  постоянно с ними работать, находить и использовать новые методы и технологии.  Аркатова Н.Е. использует следующие формы для формирования читательской  грамотности:  1. Библиотечные уроки. 2. Книжные выставки. «Чудеса со всего света», « Из глубины веков», «Лесная  азбука», «Королевство приключений». Также в течение учебного года  работают выставки к важнейшим историческим датам, праздникам, юбилеям  писателей, поэтов, деятелей искусства. 3. Акция «Мама, папа, я – читающая семья», акция «Читаем Тургенева» и т.д. 4. Библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к  литературе. Каждый библиотечный плакат включает название или список  книг, рекомендуемых для чтения.  5. Громкое чтение литературных произведений. 6. Обсуждение книги. 7. Литературные утренники и вечера.  8. Литературные игры. Участие в литературной игре вырабатывают у  школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно  отбирать цитаты, особенно отстаивать свое мнение о книге и ее героях. 9. Неделя детской книги.       Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для  успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника  учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться  на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами  основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение  средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование  читательской грамотности.  При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов работы у  обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными  составляющими понятия «читательская грамотность».   Начальная школа 1и 2 класс работает по учебнику «Литературное чтение» УМК «Школа  России». После изучения раздела дается копилка заданий и вопросов «Проверь себя»,  которые нацелены на работу с текстом . На уроках литературного чтения  в 3­4 классах учителя Путивцева С.А. и Рогожина Т.Ф.  применяют элементы технологии критического мышления: Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит  повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста,  иллюстрации определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока  текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают  предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке  у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались  несостоятельными. Приём «Уголки» при составлении характеристики героев какого­либо произведения.  Класс делю на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств  героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая ­ отрицательных, подкрепляя свой  ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В  конце урока делается совместный вывод. Рассказ М. Зощенко «Золотые слова». Среди положительных качеств главных героев (Лёльки и Миньки) дети называли  послушание, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Из  отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и  поступках, необдуманное выполнение требований родителей. Этот прием учит детей  диалогу, культуре общения. Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается  построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при  пересказе текстов. Этот приём я применяю при подготовке к пересказу большого по  объёму произведения. Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой  царевне», «Аленький цветочек». Приём «Тонкие и толстые вопросы». Учащиеся учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие  вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые)  вопросы. А.П. Чехов «Мальчики» Как звали мальчиков? Что придумал Чечевицын? Куда хотели бежать мальчики? Дайте несколько объяснений, почему не состоялся побег? В чем различие Чечевицына и Володеньки? Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает  умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в  текст и помогает лучше усвоить его содержание. Приём «Создание викторины» После прочтения сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» учащиеся составили вопросы  викторины, работая в паре. 1. Как звали деда? 2. Как звали девочку и кошку? 3.Кто был Серебряное копытце? 4.Куда собирался дед? 5.На какой ноге у козла было серебряное копытце? 6. Сколько у козла было веток на рогах? 7. Что ест козел? 8.Куда пошел дед, чтобы увезти сало? Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе  самостоятельной работы с учебником. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на  которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой  форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Акула», который был предложен  учащимся для работы с последующим коллективным обсуждением. 1. Назовите главных героев рассказа? 2. Где происходят события? 3. Какие чувства испытывали мальчики, оказавшись в открытом море? Подтвердите  ответ словами из текста. 4. Как автор относится к мальчикам? Какими словами он пишет о них? 5. Что случилось в море? Найдите в тексте соответствующее предложение. 6. Как поступил артиллерист? 7. Перечитайте описание поведения артиллериста. Выпишите глаголы 8. Почему артиллерист закрыл лицо руками? 9. Чем заканчивается рассказ? Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе  закрепления изученной темы. Например, учащимся предлагается написать продолжение  понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.  Эта работа выполняется учащимися, в зависимости от их уровня развития. Учащиеся 3 класса прочитали сказку о Храбром зайце Д.Н. Мамина­ Сибиряка и написали  продолжение . Потом они жили счастливо. Мама ходила за водой, а папа играл с зайчиком. Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать  свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной  деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд  задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре,  развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности. Так, работая над баснями И.А. Крылова, учащиеся 3класса заполняли проектные листы. Задание 3.Напиши сочинение – рассуждение на тему «Чему учат басни И.А.Крылова». Басни Крылова высмеивают жадность, глупость, наглую самоуверенность. Басни учат тому, что не верить, когда говорят красивые слова. Они хотят забрать что­ нибудь вкусное или вещь. В рамках работы по формированию читательской грамотноинформационно­ коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными  источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий  актуальны толковый и энциклопедический словари. Важным преимуществом технологии  является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного  возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в  обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей ресурсов  Интернета. Часто применяю на уроках работу в группе и в паре. Большой интерес у учащихся вызывает работа по комплексному анализу текстов. Для этого учителя используют небольшие по объёму научно­познавательные тексты. Тексты познавательного характера  способствуют расширению кругозора учащихся.  В первом полугодии учителя проводила дополнительную работу с текстом с учениками 4  класса. Они анализировали тексты природоведческого характера: «Моржи», «Дельфины»,  «Ленивцы», «Кто такие коалы?», «Кто такие панголины?». Все эти тексты были  тренировочными. У каждого ученика на парте лист с текстом. Прочитай внимательно и вдумчиво текст. К текстам дается 10 заданий, которые дают  возможность проверить такие умения учащихся, как: ­ извлекать из текста информацию данную в явном и неявном виде, ­самостоятельно делать выводы и обосновывать их, ­правильно интерпретировать иносказание, понимать основную мысль текста, ­ целесообразность выбора того или иного языкового средства, ­преобразовывать информацию из текстовой формы в табличную и наоборот. Дается  инструкция. К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа  или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом. Результаты выполнения позволили сделать вывод об овладении учеником необходимых  умений по работе с текстом. При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов работы у  обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными  составляющими понятия «читательская грамотность».      Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания  гармонично­нравственной личности необходимо использовать самые передовые  технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной  и внеурочной деятельности.  Систематически организовывать  работу  учащихся   с  текстом не только на уроках русского языка и  литературы, но и на всех остальных уроках,  добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ,  развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания  прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать  методические приемы в работе над развитием чтения,   то    сформируем читательскую  самостоятельность  школьников, а  ценность книги и чтения  снова станет   неоспоримой. В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы  прежде  всего зависит от  педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать  заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может  сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это  новое сами» ( И.Г. Песталоцци).

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"

Проект "Формирование читательской грамотности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2018