1.12
Образование, его значения для личности и общества
Самообразование –
самостоятельное освоение индивидом навыков, способностей, умений, без помощи
специалистов.
Образование –
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества,
государства (из закона РФ «Об образовании»)
Принципы
государственной политики в сфере образования
(закон
«Об образовании»)
- приоритетность
образования;
- обязательность
общего базового образования;
- осуществление
перехода к обязательному общему среднему образованию;
- доступность
дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего
специального и высшего образования;
- преемственность
и непрерывность уровней и ступеней образования;
- национально-культурная
основа образования;
- приоритет
общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера
образования;
- демократический
характер управления образованием;
- светский
характер образования.
Функции
образования
- Передача
ценностно-нормативной базы.
- Усвоение
и передача культурных особенностей этноса.
- Социализация
– представлена ознакомлением и принятием господствующих норм и ценностей в
социуме, с их дальнейшим выполнением. Помимо этого, образование является
каналом социальной мобильности.
- Селекция
членов социума.
- Экономическая
– предоставляет профессиональное направление индивиду, формирует
профессиональную структуру социума.
- Социальный
контроль.
Тенденции
развития образования
- Демократизация
(в связи с ликвидацией безграмотности в ряде стран – образование
становится доступней большему населению, хоть и присутствует разделение по
учреждениям)
- Рост
продолжительности образования (для углубления в специфику дисциплин срок
обучения увеличивается)
- Непрерывное
образование (в нынешних условиях развития – индивиду необходимо быстро
переключаться с одного вида деятельности на другой, владеть новейшими
технологиями)
- Гуманизация
образования (переход на мягкий тип образования, акцент учителей и школы
ставится на личность учеников: способности, потребности и особенности)
- Интернационализация
(единая система образования для разных государств)
- Компьютеризация
(использование, в процессе обучения, современных технологий и глобальной
сети)
Виды
образования
Образование
разделяется на общее, профессиональное и дополнительное. Дополнительно выделяют
уровни образования:
- Дошкольное;
- Начальное
общее;
- Основное
общее (неполное среднее);
- Среднее
общее (полное среднее);
- Среднее
профессиональное;
- Высшее:
- бакалавриат,
специалитет;
- магистратура;
- аспирантура,
ординатура.
Общее
образование представлено
базовыми знаниями, требуемыемыми для понимания явлений действительности,
участия в жизнедеятельности общества. В процессе школьного обучения происходит
социализация – знакомство и принятия действующих ценностей, норм, правил,
морали.
Профессиональное
образование –
ставится упор на специализированные области жизнедеятельности (культурная,
экономическая, политическая). В ходе происходит усвоение узконаправленных
знаний, практических умений в выбранной сфере.
Обучение
может проходить в очной, очно-заочной, заочной форме. Дополнительно также
выделяют семейное образование, самообразование и экстерн.