«Образование и воспитание в физкультурно - спортивном объединении XXI века»
Возрастание роли образования как средства воспитания личности обусловливает повышение требований к воспитательной работе в социуме и нам как педагогам необходимо подготовить их к жизни в этом глобально меняющемся мире. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных и образовательных воздействий, направленных на формирование персоны, комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, общеобразовательной школы, коллектива педагогов.
В своей монографии Л. В. Репина «Тенденции развития образования в XXI веке в условиях современной глобализации»[1] еще в 2015 году, дала так сказать импульс к современному образованию и воспитанию XXI века .
В процессе занятий с учащимися приобретает огромное значение интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение специальными знаниями в области образования многих дисциплин с учётом разнопредметных областей различных дисциплин: лингвистики (овладение терминологией на иностранных языках), области анатомии человека, гигиены, геометрии, медицины, М.Х.К);
Главной задачей занятий с обучающимися является обучению и воспитанию высоких моральных качеств, преданности Родине, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственно дополнительно – образовательная деятельность, которая представляет в себе большие возможности для воспитания всех этих качеств.
Центральной фигурой во всей воспитательной работе является педагог, который не ограничивает свои функции лишь руководством поведения учащегося во время тренировочных занятий и фестивалей - конкурсов. Успешность воспитания во многом определяется способностью педагога повседневно сочетать задачи обучения и воспитания.
Важно с самого начала занятий воспитывать дисциплинированность и спортивное трудолюбие - способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками, и конкурентоспособность. На конкретных примерах необходимо убеждать начинающих учащихся, что успех во всём зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок.
При реализации программы концертмейстером и педагогом ребёнку прививаются необходимые двигательные навыки, умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, способности согласовывать движения своего тела, с музыкой вызывая комфортное состояние.
В целях эффективности воспитания педагогу необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед учащимися задачи креативного мышления, ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования, овладевали грамотными технологиями этого века. И на этапе ознакомительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность на успешное обучение и тренировку основных двигательных умений и навыков.
Ведущее место в формировании нравственного сознания, обучающегося принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным. Для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого обучающегося.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение учащегося выражение положительной оценки его действий и поступков:
Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, «Ты, молодец! Ты сумел», «Ты, просто, супер!» благодарности педагога и коллектива (овациями). Необходим психологический настрой учащегося уверенности в своей силе достижения высокого результата «У тебя всё получится!» и т.д. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам личности.
Строгое соблюдение правил занятий и участия в фестивалях - конкурсах, четкое выполнение его указаний, концертмейстера, отличное поведение на занятиях, и дома на все это должен постоянно обращать внимание педагог.
Одним из методов воспитания является дисциплинарное взыскание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий ученика. Виды взысканий разнообразны: замечание, устный выговор, разбор поступка в коллективе, отстранение от занятий, фестивалей - конкурсов. Поощрение и наказание должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков.
Коллектив объединения является важным фактором нравственного формирования личности. Обучающиеся в коллективе развивается всесторонне (нравственном, умственном и физическом отношении), где возникают и проявляются разнообразные отношения: персоны к своему коллективу, между членами коллектива, между соперниками, необходимостью успешной социализации в современном обществе, его практическим применением в жизни, и возможно профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне их творческой реализацией.
При решении задач по сплочению коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно организовывать походы и посещение бассейнов, вечера отдыха и поездки на фестивали - конкурсы, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.
Воспитание волевых качеств одна из важнейших задач в деятельности педагога. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для преодоления волевых качеств на занятиях используются необычные волевые "напряжения". Поэтому, основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий (выполнение танца на оценку на фоне значительного утомления) и фестивалей - конкурсов.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Л. В. Репина, Е. Г. Реутова. Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва : Буки-Веди, 2015. -С. 22-24. - URL
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.