Урок ….
ОБРАЗОВАНИЕ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ
Цели:
1. Ознакомить учащихся с расселением, занятиями и образом жизни славян.
2. Дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы.
Оборудование: карта «Славяне в средние века»; карты атласа «Древние славяне в VI-IX вв.», «Славяне в VI-XI вв.», «Византийская империя в VI-XI вв.».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание рекомендуется проверять дифференцированно. Но первоначально рекомендуется провести исторический диктант с целью проверки знаний учащимися понятий, терминов и дат прошлых тем.
Задания (включают в себя и работу с картой): => Показать на карте места расселения англов и саксов. =Ф Показать пути завоеваний норманнов. => Показать возникновение государства норманнов. => Рассказать о легендарном короле Артуре. Определить исторические события, отраженные в легендах о короле Артуре.
=> Рассказать об объединении британских королевств (Англия).
=> Рассказать об Альфреде Великом.
Заслушать сообщения учащихся на тему: «Открытие Америки скандинавскими моряками».
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Великое переселение народов и расселение славян.
2. Занятия и образ жизни славян.
3. Возникновение славянских государств:
- Болгарское государство;
- Великоморавская держава;
- Чешское и Польское государства.
4. Деятельность Кирилла и Мефодия.
1. Великое переселение народов и расселение славян. Используя карту «Славяне в средние века» и карту атласа «Древние славяне в VI-IX вв.», учитель начинает объяснение нового материала. В Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. После Великого переселения народов славяне продвинулись на запад и юг. Территория расселения славян оказалась весьма обширной. (Учитель показывает на карте).
В VI веке славяне занимали огромные территории:
на
западе - от реки Эльбы; на востоке - до среднего течения реки Днепр; на севере
- от Балтийского моря; на юге - до Дуная и Черного моря. В дальнейшем славянские племена разделились на
три ветви:
Западные славяне |
Южные славяне |
Восточные славяне |
чехи, поляки, |
болгары |
предки русского, |
словаки; |
сербы |
украинского и |
поморские племена |
хорваты |
белорусского народов |
Учащиеся находят в атласах территории расселения западных, южных, восточных славян. Определяют, что территория расселения восточных славян оказалась самой обширной.
2. Занятия и образ жизни славян.
Рекомендуется задать учащимся вопрос:
=> Перечислите основные занятия германцев и норманнов.
Учащиеся перечисляют занятия:
германцев - скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля, ремесло;
норманнов — военные походы, рыболовство, охота на китов и моржей; из-за неблагоприятных климатических условий земледелием занимались только в долинах рек.
Славянские племена занимались земледелием, скотоводством, ремеслом.
В славянском племени все вопросы решало вече - народное собрание.
Во главе племени стояли князья - военные вожди.
Князь имел конную дружину, вместе они совершали нападения на соседние племена, захватывали скот, драгоценности, пленных, становившихся рабами. Рабов славяне освобождали за выкуп или предлагали остаться в племени в качестве свободных соплеменников.
Славянские племена сами испытывали угрозу нападений со стороны кочевников и иных врагов. Впоследствии племена объединились в союзы племен. Одни союзы племен быстро распадались, а другие становились основой для образования славянских государств.
3. Возникновение славянских государств.
Учитель ставит перед учащимися вопрос 4 (с. 57):
=> Как возникли Болгарское, Великоморавское, Чешское и Польское государства?
Обратить внимание учащихся на карту в учебнике (с. 56) «Образование славянских государств в IX-XI вв.».
Учитель организует работу учащихся с текстом учебника (с. 54-57) по вариантам:
/ вариант. Как возникло Болгарское государство?
// вариант. Великоморавская держава.
III вариант. Образование государства Чехии.
IV вариант. Образование государства Польши.
Ответы учащихся могут быть примерно следующими.
Болгарское государство
Учащиеся показывают на карте границы Болгарского государства - нижнее течение р. Дунай, к северу от Балканского хребта.
Эти земли были завоеваны кочевниками-болгарами. Постепенно они перешли к оседлому образу жизни, к земледелию, растворились в завоеванных ими славянах и впоследствии дали им свое имя - болгары. Возникло Болгарское государство.
На карте учащиеся показывают ближайших соседей болгар: на севере - румыны; на юге - Византийская империя.
При князе Борисе в 865 году Болгария принимает христианство от Византии.
Затем Болгарией правит князь Симеон (893-927 гг.). Цель его правления: подчинить своей власти весь Балканский полуостров и захватить императорский трон Византии. 30 лет Симеон вел войны с Византией. Ему удалось подчинить сербов, отвоевать часть славянских земель. Князь стал называть себя «царем болгар и греков». После смерти Симеона от Болгарии отделилась Сербия; Болгария терпит натиск печенегов и кочевников.
В 1018 году Византия подчинила Болгарию на 15 лет.
Великоморавская держава
Учащиеся находят на карте и показывают долину реки Моравы, так как это территория государства западных славян - Великоморавская держава.
Первоначально Великоморавская держава находилась во власти франков, впоследствии во власти Германии. Князья собирали и платили дань, затем приняли христианство от немецких епископов. Впоследствии Великоморавская держава становится независимой, прекращает платить дань.
Германские короли совершали вторжения, свергали моравских князей.
Моравские князья желали освободиться от влияния немецкого духовенства, и тогда моравский князь заключил союз с Византией против Германии. По просьбе моравского князя в Моравию были направлены миссионеры для пропаганды христианства на родном славянском языке. Ими стали ученые монахи братья Кирилл и Мефодий. В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу. В Моравии братья открыли школу для подготовки священников из местных жителей, построили храмы. Братья создали независимую от немецких епископов церковь.
Постоянная борьба с королями Германии ослабила Великоморавскую державу. В 906 году венгры вторглись в Великоморавскую державу и захватили южные ее земли. Держава распалась.
Государства Чехии и Польши
Учащиеся находят на карте и показывают территории Чешского и Польского государств.
В X веке князья чешского племени объединили многие племена под своей властью, образовав государство с центром в городе Прага. Но чешский князь еще находился в вассальной зависимости от германского короля, хотя управлял страной самостоятельно. В 1085 году чешский князь принял титул короля.
Польский
король Метко I во второй половине X века подчинил
себе племена, жившие вдоль реки Вислы. Принял христианство. Так начало
формироваться польское государство. Мешко I стремился объединить польские
земли. С этой целью он заключил союз со Священной Римской империей против
полабских славян. В 966 году ввел
католичество. Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992-1025
гг.). Он присоединяет южные польские
земли. Краков становится столицей Польши. Учредил архиепископство в Плезно.
Перед самой смертью Болеслав провозглашается королем Польши.
Выслушав устные ответы учащихся, учитель подводит их к следующим выводам:
Славянские государства
Болгарское |
Чехия |
Польша |
государство |
|
|
• К VII веку образовалось Болгарское государство. • Князь Борис в 865 г. принимает христианство. • Князь Симеон в начале X века принял титул «царя болгар и греков». • В начале XI века Византия подчинила себе Болгарию |
■ • КIX - началу X вв. образовалось Чешское государство. • Зависимость от германского короля. • В 1085 г. Чешский князь принял титул короля. |
• В X веке образовалось древнепольское государство. • В 960-992 гг. правит Мешко I - первый польский князь. Политика объединения. • 966 г. - принятие католичества; • Болеслав I Храбрый, войны с Германией, расширение польских земель |
Процессы возникновения и образования славянских государств во многом схожи с процессами, которые происходили у франков. (См. схему «Возникновение государства у франков».)
4. Деятельность Кирилла и Мефодия.
Учитель рассказывает о братьях-монахах Кирилле и Мефодий.
Кирилл (до принятия монашества - Константин) и его старший брат Мефодий родились в г. Фессалоники в семье военачальника. Кирилл был образованным человеком, знал несколько языков, преподавал философию, много путешествовал. Мефодий был управляющим одной из византийских областей в течение 10 лет, был хорошим организатором, а затем оставил светскую жизнь, ушел в монастырь, став его основателем.
В 863 году византийский император выполняет просьбу моравского князя и направляет Кирилла и Мефодия в Великоморавскую державу в качестве миссионеров. Их цель – распространение христианства. Кирилл незадолго перед отъездом создал славянскую письменность, в основу которой лег греческий алфавит. Братья перевели на славянский язык богослужебные книги. Прибыв в Моравию, братья занимаются организацией строительства храмов, открывают школу для подготовки священников. Главная их заслуга - им удалось создать независимую от немецких епископов церковь.
Ученики, последователи Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии немецким духовенством, обосновались в Болгарии, где и продолжили преподавать христианство на славянском языке.
Учащиеся делают вывод: самая главная заслуга Кирилла и Мефодия заключается в составлении ими славянской азбуки.
III. Закрепление изученного материала.
=> Что было общего в занятиях и образе жизни германцев и славян в первые века нашей эры?
Ответ на этот вопрос рекомендуется представить в виде таблицы.
Германцы |
Славяне |
- народное собрание; |
- вече; |
- военные вожди; |
- князья; |
- ополчение, дружина; |
- дружина; |
- суд по древним обычаям; |
- суд по древним обычаям; |
- занятия: скотоводство, |
- занятия: земледелие, |
ремесло, |
скотоводство, |
земледелие, |
ремесло, |
охота |
охота |
|
|
=» С какими средневековыми государствами была связана история славянских государств?
Ответ: с Византией; с Германией.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 8, п. 5; 6, ответить письменно на вопрос 2.
* Подготовить сообщение: «Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки».
Тест по главе 2
К уроку 9.docx
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.