Образование славянских государств

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОБРАЗОВАНИЕ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ.docx

Урок ….

ОБРАЗОВАНИЕ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Цели:

1.      Ознакомить учащихся с расселением, занятиями и образом жизни славян.

2.    Дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы.

 

Оборудование: карта «Славяне в средние века»; карты атла­са «Древние славяне в VI-IX вв.», «Славяне в VI-XI вв.», «Визан­тийская империя в VI-XI вв.».

Ход урока

I.  Проверка домашнего задания.

Домашнее задание рекомендуется проверять дифференцированно. Но первоначально рекомендуется провести исторический диктант с целью проверки знаний учащимися понятий, терминов и дат прошлых тем.

Задания (включают в себя и работу с картой): => Показать на карте места расселения англов и саксов. =Ф Показать пути завоеваний норманнов. => Показать возникновение государства норманнов. => Рассказать о легендарном короле Артуре. Определить ис­торические события, отраженные в легендах о короле Артуре.

=> Рассказать об объединении британских королевств (Англия).

=> Рассказать об Альфреде Великом.

Заслушать сообщения учащихся на тему: «Открытие Америки скандинавскими моряками».

II.  Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Великое переселение народов и расселение славян.

2.    Занятия и образ жизни славян.

3.    Возникновение славянских государств:

-    Болгарское государство;

-    Великоморавская держава;

-    Чешское и Польское государства.

4. Деятельность Кирилла и Мефодия.

1. Великое переселение народов и расселение славян. Ис­пользуя карту «Славяне в средние века» и карту атласа «Древние славяне в VI-IX вв.», учитель начинает объяснение нового ма­териала. В Центральной и Восточной Европе, к востоку от герман­цев, жили славяне. После Великого переселения народов славяне продвинулись на запад и юг. Территория расселения славян оказа­лась весьма обширной. (Учитель показывает на карте).

В VI веке славяне занимали огромные территории:

на западе - от реки Эльбы; на востоке - до среднего течения реки Днепр; на севере - от Балтийского моря; на юге - до Дуная и Черного моря. В дальнейшем славянские племена разделились на три ветви:

 

 

Западные славяне

Южные славяне

Восточные славяне

чехи, поляки,

болгары

предки русского,

словаки;

сербы

украинского и

поморские племена

хорваты

белорусского народов

Учащиеся находят в атласах территории расселения запад­ных, южных, восточных славян. Определяют, что территория рас­селения восточных славян оказалась самой обширной.

2. Занятия и образ жизни славян.

Рекомендуется задать учащимся вопрос:

=> Перечислите основные занятия германцев и норманнов.

Учащиеся перечисляют занятия:

германцев - скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля, ремесло;

норманнов военные походы, рыболовство, охота на китов и моржей; из-за неблагоприятных климатиче­ских условий земледелием занимались только в долинах рек.

Славянские племена занимались земледелием, скотоводст­вом, ремеслом.

В славянском племени все вопросы решало вече - народное собрание.

Во главе племени стояли князья - военные вожди.

Князь имел конную дружину, вместе они совершали нападе­ния на соседние племена, захватывали скот, драгоценности, плен­ных, становившихся рабами. Рабов славяне освобождали за выкуп или предлагали остаться в племени в качестве свободных сопле­менников.

Славянские племена сами испытывали угрозу нападений со стороны кочевников и иных врагов. Впоследствии племена объе­динились в союзы племен. Одни союзы племен быстро распадались, а другие становились основой для образования славянских государств.

3. Возникновение славянских государств.

Учитель ставит перед учащимися вопрос  4 (с. 57):

=> Как возникли Болгарское, Великоморавское, Чешское и Польское государства?

Обратить внимание учащихся на карту в учебнике (с. 56) «Образо­вание славянских государств в IX-XI вв.».

Учитель организует работу учащихся с текстом учебника (с. 54-57) по вариантам:

/ вариант. Как возникло Болгарское государство?

// вариант. Великоморавская держава.

III    вариант. Образование государства Чехии.

IV вариант. Образование государства Польши.

Ответы  учащихся могут быть примерно следующими.

Болгарское государство

Учащиеся показывают на карте границы Болгарского государства - нижнее течение р. Дунай, к северу от Балканского хребта.

Эти земли были завоеваны кочевниками-болгарами. Посте­пенно они перешли к оседлому образу жизни, к земледелию, рас­творились в завоеванных ими славянах и впоследствии дали им свое имя - болгары. Возникло Болгарское государство.

На карте учащиеся показывают ближайших соседей болгар: на севере - румыны; на юге - Византийская империя.

При князе Борисе в 865 году Болгария принимает христиан­ство от Византии.

Затем Болгарией правит князь Симеон (893-927 гг.). Цель его правления: подчинить своей власти весь Балканский полуостров и захватить императорский трон Византии. 30 лет Симеон вел войны с Византией. Ему удалось подчинить сербов, отвоевать часть сла­вянских земель. Князь стал называть себя «царем болгар и греков». После смерти Симеона от Болгарии отделилась Сербия; Болгария терпит натиск печенегов и кочевников.

В 1018 году Византия подчинила Болгарию на 15 лет.

Великоморавская держава

Учащиеся находят на карте и показывают долину реки Моравы, так как это территория государства западных славян - Великоморавская дер­жава.

Первоначально Великоморавская держава находилась во вла­сти франков, впоследствии во власти Германии. Князья собирали и платили дань, затем приняли христианство от немецких епископов. Впоследствии Великоморавская держава становится независимой, прекращает платить дань.

Германские короли совершали вторжения, свергали морав­ских князей.

Моравские князья желали освободиться от влияния немецко­го духовенства, и тогда моравский князь заключил союз с Византи­ей против Германии. По просьбе моравского князя в Моравию бы­ли направлены миссионеры для пропаганды христианства на род­ном славянском языке. Ими стали ученые монахи братья Кирилл и Мефодий. В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу. В Моравии братья открыли школу для подготовки свя­щенников из местных жителей, построили храмы. Братья создали независимую от немецких епископов церковь.

Постоянная борьба с королями Германии ослабила Велико­моравскую державу. В 906 году венгры вторглись в Великоморав­скую державу и захватили южные ее земли. Держава распалась.

Государства Чехии и Польши

Учащиеся находят на карте и показывают территории Чешского и Польского государств.

В X веке князья чешского племени объединили многие пле­мена под своей властью, образовав государство с центром в городе Прага. Но чешский князь еще находился в вассальной зависимости от германского короля, хотя управлял страной самостоятельно. В 1085 году чешский князь принял титул короля.

Польский король Метко I во второй половине X века под­чинил себе племена, жившие вдоль реки Вислы. Принял христиан­ство. Так начало формироваться польское государство. Мешко I стремился объединить польские земли. С этой целью он заключил союз со Священной Римской империей против полабских славян. В 966 году ввел католичество. Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992-1025 гг.). Он присое­диняет южные польские земли. Краков становится столицей Поль­ши. Учредил архиепископство в Плезно. Перед самой смертью Бо­леслав провозглашается королем Польши.

Выслушав устные ответы учащихся, учитель подводит их к сле­дующим выводам:

Славянские государства

 

Болгарское

Чехия

Польша

государство

 

 

• К VII веку образовалось Болгарское государство.

• Князь Борис в 865 г.

принимает христианство.

• Князь Симеон в начале   X   века   принял титул «царя болгар и греков».

• В начале XI века Византия подчинила себе Болгарию

• КIX - началу X вв. образовалось Чешское государство.

• Зависимость от германского короля.

• В 1085 г. Чешский князь принял титул короля.

• В X веке образовалось     древнепольское государство.

• В 960-992 гг. правит Мешко I - первый польский князь. Политика

объединения.

•   966  г.  -  принятие католичества;

• Болеслав I Храбрый, войны с Германией, расширение польских земель

Процессы возникновения и образования славянских госу­дарств во многом схожи с процессами, которые происходили у франков. (См. схему «Возникновение государства у франков».)

4. Деятельность Кирилла и Мефодия.

Учитель рассказывает о братьях-монахах Кирилле и Мефодий.

Кирилл (до принятия монашества - Константин) и его стар­ший брат Мефодий родились в г. Фессалоники в семье военачаль­ника. Кирилл был образованным человеком, знал несколько язы­ков, преподавал философию, много путешествовал. Мефодий был управляющим одной из византийских областей в течение 10 лет, был хорошим организатором, а затем оставил светскую жизнь, ушел в монастырь, став его основателем.

В 863 году византийский император выполняет просьбу мо­равского князя и направляет Кирилла и Мефодия в Великоморавскую державу в качестве миссионеров. Их цель – распространение христианства. Кирилл незадолго перед отъездом создал славян­скую письменность, в основу которой лег греческий алфавит. Бра­тья перевели на славянский язык богослужебные книги. Прибыв в Моравию, братья занимаются организацией строительства хра­мов, открывают школу для подготовки священников. Главная их заслуга - им удалось создать независимую от немецких еписко­пов церковь.

Ученики, последователи Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии немецким духовенством, обосновались в Болгарии, где и продолжили преподавать христианство на славянском языке.

Учащиеся делают вывод: самая главная заслуга Кирилла и Мефодия заключается в составлении ими славянской азбуки.

III. Закрепление изученного материала.

=> Что было общего в занятиях и образе жизни германцев и славян в первые века нашей эры?

Ответ на этот вопрос рекомендуется представить в виде таблицы.

Германцы

Славяне

- народное собрание;

- вече;

- военные вожди;

- князья;

- ополчение, дружина;

- дружина;

- суд по древним обычаям;

- суд по древним обычаям;

- занятия: скотоводство,

- занятия: земледелие,

ремесло,

скотоводство,

земледелие,

ремесло,

охота

охота

 

 

 

=» С какими средневековыми государствами была связана история славянских государств?

Ответ: с Византией; с Германией.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 8, п. 5; 6, ответить письменно на вопрос 2.

* Подготовить сообщение: «Кирилл и Мефодий - создатели сла­вянской азбуки».

Тест по главе 2

К уроку 9.docx

 


 

Скачано с www.znanio.ru