Урок русского языка в 7 классе №24
Тема: Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Цели: познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; способствовать развитию умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее; воспитывать уважительное отношение к людям.
Планируемые результаты: Предметные: научиться определять способ образования страдательных причастий настоящего времени, уметь находить страдательные причастия прошедшего времени.
Метапредметные УУД: Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам. Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний. Тестовые задания (10 мин)
Тестовые задания (10 мин) Причастие. В-1
1. Причастие – это: 1.Особая форма глагола; 2.Часть слова; 3. Самостоятельная часть речи;
2. Причастия изменяются: 1.По родам; 2.По падежам и числам; 3.По падежам, числам и родам;
3Найдите словосочетание с причастием в роли главного слова:
1. За чернеющим лесом; 2.Чернеющему вдали; 3.Летящий шар.
4. Найдите словосочетание «причастие + сущ.»:
1.Косить траву; 2.Высокое дерево; 3.Светящиеся окна;
5. Причастный оборот – это:
1.Причастие с определяемым словом; 2.Два причастия; 3.Причастие с зависимым словом;
6. Найдите признаки глагола у причастия: 1.Обозначает признак предмета по действию, изменяется по родам, числам, падежам 2.Обозначает признак предмета по действию, бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.
7. Найдите причастный оборот в предложении: Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.
1.Слова имеющие; 2.Имеющие несколько значений; 3.Слова называются;
8. Определите синтаксическую роль причастного оборота в предложении:
Засеянные пшеницей поля дали дружные всходы.
1.Является обстоятельством; 2.Является сказуемым; 3.Является определением;
9. Причастный оборот выделяется запятыми:
1.Если стоит перед определяемым словом;
2.Независимо от места в предложении
3.Если стоит после определяемого слова;
10. Действительные причастия – это:
1.Причастия, которые обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета.
2.Причастия, обозначающие признак предмета, который сам совершает действие.
11. Найдите словосочетание со страдательным причастием: 1.На пестреющем лугу; 2.О движущемся предмете. 3.Опавшие с тополя; 4.Отнятая игрушка.
12.Найдите словосочетание с действительным причастием:
1.Списанная учеником; 2.Распиленная плотником; 3.Ведущая в парк
13. Какие причастия имеют краткую форму: 1.Страдательные 2.Действительные
14. Найдите краткое причастие: 1.Засушенная; 2.Преодолевающий; 3.Начаты;
15. Какие суффиксы имеют действител. причастия наст. вр., образованные от глаголов 1 спр.
1.-Ащ- (-ящ) 2.-Ущ- (-ющ) 3.-Вш
(Ответы: 1-1; 2- 3; 3-2; 4-3; 5-3; 6-2; 7-2; 8-3; 9-3; 10-2; 11-4; 12-3; 13-1; 14 – 3; 15-2)
III. Формулировка темы и постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Словосочетания глагол + сущ.в косвенном падеже. Прочтите их. Запишите словосочетания в столбик, определяя вид, переходность, спряжение (переходные- глаголы, которые сочетаются с сущ. в В.п. без предлога
ОБРАЗЕЦ: встречают (кого?) гостя (перех., несов. в., I спр.)
Возводят ( что?) электростанцию ( перех. несов. 2 спр.) , видят ( что?) кирпич ( перех. несов.2 спр. ), наливают ( что?) бензин (перех. несов. 1 спр.), решают (что?) задачу ( перех., несов. в. 1 спр.)
- Какие глаголы были вам даны? Назовите постоянные признаки глагола (вид, переходность, спряжение).
- От всех ли этих глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени? Мы узнаем это после знакомства с новым материалом. Запишите тему урока. Сформулируйте цели урока (познакомиться со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; уметь находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Проанализируйте таблицу образования страдательных причастий пар. 14 стр. 50
- От основы какого времени и какого вида образуются страдательные причастия настоящего времени? (от основы настоящего времени, несов.вида)
- От каких глаголов образуются страдательные причастия наст. вр.: переход. или непереход.? (от переходных гл.)
- При помощи каких суффиксов
образуются страдательные причастия настоящего времени?
( - ом-, -ем, - от глаголов 1 спр., -им- от глаголов II спр. )
- Какие гласные нужно писать в суффиксах причастий, от чего они зависят?
(выбор гласной зависит от спряжения глагола (-от глаголов 1 спр. -- ом-, -ем) (от глаголов II спр. - -им- )
- Обратите внимание на слова прочитать, привести понять, умываться. Можно ли от таких глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени? Если нет, то почему? (прочитать, привести, понять – гл. сов.в., умываться – неперех. гл.)
!!! Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени, например: кричать, жевать, крыть, есть, бить, петь.
Составляем схему образования страдательных причастий настоящего времени. Запись в тетрадь.
Итак, страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов наст. времени от гл. 1спр. при помощи суф. –ем- , -ом- , от гл. II спр. при помощи суф. –им-.
Если глагол настоящего времени с основой на гласную, то страдательных причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ем-.
Если основа глагола настоящего времени оканчивается на согласную, то образование страдательные причастий настоящего времени идёт с помощью суффикса -ом-.
V. Первичная проверка понимания
Работа с теоретическим материалом стр. 51.
Выполнение упр. 97 (по образцу)
VI. Первичное закрепление. Выполнение упр.98
Зацветающая рожь, ярко освещённые, чуть различимый, сильно любящий, изучаемый детьми, невидимые в сумерках.
Задание. Выпишите страдательные причастия настоящего времени, рядом глагол, от которого образовано.
Обратите внимание на доску. Из глаголов нужно образовать страдательные причастия (работа у доски):
(комментирует учитель): увенчать – увенчанный
сшить – сшитый
поразить – пораженный
Чтобы из оставшихся глаголов образовать страдательные причастия прошедшего времени, к доске выйдут 3 учащихся.
(на доске)
Убрать - напечатать - разработать-
Застеклить - окружить - проложить-
Обмануть - сжать- размолоть-
Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных
глаголов. Выделите формообразующие суффиксы.
Задание. Запиши в два столбика причастия с суффиксами -ем- и -им-
Муч….ый жаждой, рекоменду…..ая книга, сжига…..ое топливо, уважа…..ый всеми, гон……ые ветром листья, умножа….ое число, вид…..ый простым глазом, колебл……ый ветром, взвешива……ый товар, слыш……ый многими людьми звук, забива…..ый в стену гвоздь.
-ем- |
-им- |
|
|
|
|
VII. Подведение итогов занятия. Рефлексия .
- Что нового узнали на уроке?
- Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
- От чего зависит выбор гласной в суффиксе страдательных причастий настоящего времени?
Продолжите предложения:
Сегодня я узнал, что...
Теперь я знаю…
Сегодня у меня получилось…
Сегодня у меня не получилось…
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.