Тема: «Образование в современном обществе».
Тема урока: «Образование в современном обществе».
Цель: формирование представления учащихся об особенностях образования в условиях информационного общества, его личностной и социальной значимости.
Задачи:
· Образовательная:
Создать условия для получения учащимися информации и формирования на ее основе выводов о социальной и личностной значимости образования, его особенностях в условиях информационного общества.
· Развивающие:
1) способствовать развитию умения устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами;
2) содействовать формированию умения объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;
3) организовать деятельность учащихся по приобретению опыта применения знаний при решении познавательных задач;
4) способствовать развитию умения формулировать суждение по той или иной проблеме и приводить аргументы;
5) содействовать совершенствованию умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
· Воспитательная:
Создать условия для осознания учащимися личностной значимости для них института образования.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации деятельности:
· Фронтальный опрос.
· Работа в группах.
Методы:
· Метод проблемного изложения.
· Словесный (эвристическая беседа).
· Наглядный (таблица и мультимедийная презентация).
План урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала на основе выполнения заданий.
3. Закрепление изученного материала.
4. Рефлексия.
5. Подведение итогов.
Материалы:
· Мультимедийная презентация.
· Карточки с таблицей и характеристиками тенденций образования.
· Клей-карандаш.
· Краткие конспекты урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слова учителя:Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим рассматривать характеристики социальных институтов, составляющих духовную сферу жизни общества. К теме сегодняшнего урока мы придем с вами вместе, выполнив следующие задания, с которыми вы нередко сталкиваетесь в олимпиадных работах. Для начала определим центральное понятие нашей темы.
Задание № 1. Лингвистический конструктор:
Из представленных слов, составьте определение и запишите понятие, к которому оно относится.
Обучение; государство; процесс; интересы; человек; воспитание; ориентированный; общество; целенаправленный.
· Учитель проводит фронтальный опрос.
Ответ: Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества и государства.
С характеристикой социального института образования вы знакомились в курсе «Обществознания» в рамках основной школы. Вспомним некоторые моменты.
Задание № 2. Логические цепочки
По какому принципу построены данные логические ряды?
· Учитель проводит фронтальный опрос.
1) Учитель, родители, ученик, Министерство образования и науки РФ.
Ответ: субъекты образования.
2) Дошкольное образование, начальное образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Ответ: это ступени образования.
? Какие ступени образования отсутствуют в данном логическом ряду?
Ответ: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское образование.
Сегодня на уроке мы расширим наши представления об институте образования. Выполняя различные задания, вы сможете не только узнать о личностной и социальной значимости образования, его особенностях в современном мире, но и совершенствовать умения необходимые для успешного выполнения экзаменационной работы, что является в данный момент очень актуальным. Наиболее активные из вас в конце урока получат отметки, а для всех я приготовила небольшой сюрприз.
Итак, тема сегодняшнего урока «Образование в современном обществе». Вначале определим значимость образования для человека и общества, затем охарактеризуем основные тенденции развития современного образования.
2. Изучение нового материала на основе выполнения заданий.
Я думаю, вы согласитесь с суждением о том, что институт образования имеет большую ценность. Однако далеко не все так считают. Представьте следующую ситуацию. Подобные задания нередко встречаются во второй части экзаменационной работы.
Задание № 3. Познавательная задача.
На уроке обществознания в 6 классе при изучении темы «Образование» Миша вдруг встал и сказал: «Образование никому не нужно. Жили же раньше люди и без образования, и я обойдусь».
Постарайтесь переубедить шестиклассника и приведите аргументы в защиту значимости образования для личности и общества.
· Работа в группах.
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, подумать над вопросом, в чем значимость образования для вас. И, исходя из этого, кратко сформулировать аргументы в защиту значимости образования для личности и общества.
· Каждая из групп представляет свои аргументы. Обсуждение. Учитель делает обобщение, выводя позиции на слайд.
Итак, подведем итог.
Ответ: Значимость образования для личности:
· обеспечивает человека знаниями и умениями, необходимыми для успешной деятельности;
· является для человека важным социальным лифтом, создает условия для повышения его социального статуса и материального благосостояния;
· содействует развитию способностей человека;
· формирует мировоззрение человека, помогает ему лучше ориентироваться в окружающем мире;
· приобщает человека к достижениям цивилизации.
Значимость образования для общества:
· обеспечивает обществу стабильность, поскольку образованные люди обладают более высоким уровнем толерантности, правовой и политической культуры;
· способствует развитию общества, создавая условия для экономического роста, новых достижений и открытий.
Теперь перейдем к особенностям образования в современном мире. Еще в XIX веке Александр Сергеевич Пушкин заметил, что «… в просвещении необходимо быть с веком наравне»
Задание № 4. Определение авторской позиции в высказывании.
Что подразумевал под этими словами поэт?
· Фронтальный опрос
Ответ: А. С. Пушкин считал, что образование должно соответствовать уровню общественного развития.
С великим поэтом трудно не согласиться. Образование только тогда может обеспечить обществу стабильность и развитие, когда соответствует существующим в нем условиям. В постиндустриальном обществе, в котором происходит утверждение принципов демократии и гуманизма, существует большой объем постоянно обновляющейся информации, образование будет иметь свои особенности, которые мы сейчас рассмотрим более подробно.
· Работа в группах.
Снова поработаем в группах. Следующее задание очень распространено в первой части экзаменационной работы. Перед вами таблица, в которой представлены основные тенденции в развитии современного образования. Отдельно предлагаются их характеристики. Ваша задача подобрать к указанным тенденциям соответствующие им характеристики и вклеить их во вторую колонку таблицы.
А теперь давайте проверим, что у вас получилось.
· Группы по очереди озвучивают характеристики.
Таблица. Основные тенденции современного образования
№ п/п |
Тенденция |
Характеристика |
Пример |
1. |
Демократизация |
Образование доступно для всех слоев населения |
|
2. |
Гуманизация |
Образование учитывает интересы, индивидуальные особенности личности учащихся |
|
3. |
Профилизация |
Углубленное изучение тех или иных предметов, профессиональная ориентация |
|
4. |
Гуманитаризация |
Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе |
|
5. |
Информатизация |
Использование современных информационных технологий в образовании |
|
6. |
|||
7. |
Вы видите, что в таблице есть пустые строки. Оставшиеся две тенденции я предлагаю сформулировать вместе, опираясь на следующие высказывания. Это задание поможет вам подготовиться к написанию эссе.
Задание № 5. Определение авторской позиции в высказывании.
Определите позицию автора в данных высказываниях?
· «Вещи, которым учат в школах и колледжах – не образование, а только средство для него»
(Р. Эмерсон)
· «Образование – это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях»
(Д. Хаббен)
· «Век живи, век учись» (русская народная пословица)
Фронтальный опрос.Учитель делает обобщение, выводя позиции на слайд.
Таблица. Основные тенденции современного образования
№ п/п |
Тенденция |
Характеристика |
Пример |
1. |
Демократизация |
Образование доступно для всех слоев населения |
|
2. |
Гуманизация |
Образование учитывает интересы, индивидуальные особенности личности учащихся |
|
3. |
Профилизация |
Углубленное изучение тех или иных предметов, профессиональная ориентация |
|
4. |
Гуманитаризация |
Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе |
|
5. |
Информатизация |
Использование современных информационных технологий в образовании |
|
6. |
Главной задачей образования является формирование компетентностей |
1) образование способствует овладению способами самостоятельного приобретения знаний; 2) образование направлено на развитие умений применения знаний в практической деятельности. |
|
7. |
Непрерывность образования в течение всей жизни. |
Образование осуществляется в течение всей жизни человека и не ограничивается только рамками образовательных учреждений. |
Закрепление изученного материала.
· Работа в группах.
Для закрепления изученного материала вновь поработаем в группах и постараемся разрешить следующую познавательную задачу.
Задание № 6. Познавательная задача.
Ученики и их родители активно участвуют в решении различных вопросов школьной жизни, имеют право самостоятельно выбирать дополнительные предметы, соответствующие их интересам и профессиональной ориентации. В учебном заведении реализуется принцип «Школа равных возможностей»: наравне со всеми здесь получают образование дети с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся с использованием интерактивных досок, компьютеров. Всем учащимся обеспечен бесплатный доступ к интернет-ресурсам.
Какие тенденции развития современного образования отражены в данной задаче? В третьей колонке таблицы напротив выбранной тенденции запишите те условия, которые подтверждают ее наличие.
Таблица. Основные тенденции современного образования
№ п/п |
Тенденция |
Характеристика |
Пример |
1. |
Демократизация |
Образование доступно для всех слоев населения |
1. Ученики и их родители активно участвуют в решении различных вопросов школьной жизни 2. В учебном заведении реализуется принцип «Школа равных возможностей»: наравне со всеми здесь получают образование дети с ограниченными возможностями здоровья. |
2. |
Гуманизация |
Образование учитывает интересы, индивидуальные особенности личности учащихся |
Ученики имеют право самостоятельно выбирать дополнительные предметы, соответствующие их интересам |
3. |
Профилизация |
Углубленное изучение тех или иных предметов, профессиональная ориентация |
Ученики имеют право самостоятельно выбирать дополнительные предметы, соответствующие профессиональной ориентации. |
4. |
Гуманитаризация |
Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе |
|
5. |
Информатизация |
Использование современных информационных технологий в образовании |
Занятия проводятся с использованием интерактивных досок, компьютеров. Всем учащимся обеспечен бесплатный доступ к интернет-ресурсам. |
6. |
Главной задачей образования является формирование компетентностей |
1) образование способствует овладению способами самостоятельного приобретения знаний; 2) образование направлено на развитие умений применения знаний в практической деятельности. |
|
7. |
Непрерывность образования в течение всей жизни. |
Образование осуществляется в течение всей жизни человека и не ограничивается только рамками образовательных учреждений. |
Группы по очереди озвучивают примеры.
4. Подведение итогов.
В заключении проведем рефлексию. Пожалуйста, ответьте на вопросы:
1) Что вы узнали на уроке?
2) Чему научились?
3) Что давалось легко, и было наиболее интересным?
4) В чем возникали затруднения?
Итак, мы видим, что образование играет большую роль в жизни личности, позволяя ей приобщиться к достижениям цивилизации, развить свои способности, позволяет сформировать мировоззрение человека и знания и умения, необходимые для успешной деятельности. Кроме того образование является важным социальным лифтом в условиях современного информационного общества, обеспечивает ему стабильность и развитие. При выполнении заданий вы смогли проявить свои умения устанавливать соответствие между терминами и признаками социальных явлений, применять теоретические знания в решении практических познавательных задач, формулировать суждения по той или иной проблеме и приводить аргументы, работать в группе. Но самое главное вы смогли определить для себя индивидуальную ценность института образования.
Современное образование тесно связано с наукой, поскольку преподавание в настоящее время строится на основе научных знаний. О специфике современной науки мы с вами поговорим на следующем уроке. За активную работу … (называются фамилии и имена учащихся) получают следующие отметки. А каждому из вас, я передаю краткий конспект сегодняшнего урока, который пригодится при подготовке к экзамену. Спасибо за урок!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.