Образование форм времени от неопределённой формы глагола.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur116_+.doc
Русский язык НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Урок 116 (105). Тема: Образование форм времени от неопределённой формы глагола.   –  Развитие   умений   определять   форму   глагола,   образовывать   разные   формы   времени,   устанавливать   зависимость количества форм времени от вопроса (вида глагола). П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа».  3  4   1. Словарная работа. 1. – Выпишите из слов в рамке на с. 128 слова. I вариант: с буквой безударного гласного а; II вариант: с буквой безударного гласного е. 2.  –  Составьте и запишите предложение со словом, в котором есть две буквы безударного гласного а. Можно под диктовку:  Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и ну лупить... (Г. Юдин) 2. Проверки домашнего задания. 1.  –  Расскажите о глаголе только то, что вам подсказывают следующие Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  © ООО «Баласс», 2014 1ключевые слова: иллюстрации. действие предмета неопределённая форма суффиксы не – Начните так: «Часть речи, которая обозначает...» 2.  –  Прочитайте   слова,   которые   записаны   звуками.   Запишите   слова орфографически, обозначьте орфограмму. Какое слово лишнее? [стри‘ч'], [п'эч'], [й'ош], [извл'эч']. 3.  –  Запишите по памяти глаголы на  ­ять, которые нужно запомнить. Подчеркните букву я. 4. Работа по учебнику. Упр.   377   –   развивается   умение   находить   в   тексте   глаголы, определять их форму. Самостоятельное выборочное списывание. После выполнения – коллективная проверка. П.  – В чём особенность данного текста? (Нет действующего лица, то, о чём говорит автор, как бы относится ко всем людям вообще.) 1  3  3   Постановка проблемного вопроса. Используется побуждающий диалог. –  Образуйте   от   первых   трёх   глаголов   из   предыдущего   упражнения (плавать, нырять, загорать) все возможные формы времени. Запишите. –  Сколько   глаголов   у   вас   получилось   от   каждого   глагола   в неопределённой форме? (3.) –  Запишите глаголы  плыть, нырнуть, загореть  и образуйте от них все II.  Формулирование  проблемы.  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). © ООО «Баласс», 2014 24. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. III. Открытие  новых знаний. возможные формы времени. Запишите их. – Сколько глаголов у вас получилось в каждой группе? (2.) – Сформулируйте основной вопрос урока. – Почему у глаголов может быть разное количество форм? – Составим план урока. 3   4   4 Работа по учебнику в группах (сначала класс делится поровну, затем каждая часть составляет свои группы – 2–3). Наблюдение. 1­я половина класса – упр. 378. 2­я половина класса – упр. 379. Ученики самостоятельно выполняют задание, затем представляют запись одного слова на доске, например  бежать. (Желательно, чтобы у доски было   два   ученика   с   одним   и   тем   же   примером,   чтобы   можно   было сравнить. Если было шесть и более групп, остальные с места отвечают, с какой из групп совпали результаты.) Запись   на   доске   (модель   для   записи   может   быть   представлена учителем заранее): Бежать                                                  Подбежать   Н.в.                                                              Н.в.   П.в.                                                              П.в.   Б.в.                                                               Б.в. Бежать                                                 Подбежать   Н.в. бежит                                                 Н.в. –   П.в. бежал                                                  П.в. подбежал   Б.в. будет бежать                                    Б.в. подбежит –  Какие   будут   предположения?   (Дети   могут   сказать,   что   глагол   с приставкой,   поэтому   две   формы.   В   этом   случае   вспомнить   примеры © ООО «Баласс», 2014 3предыдущего   этапа   –   постановка   проблемы,   там   были   слова   без приставок плыть, нырнуть.) –  Другая   версия   зависит   от   вопроса.   Версию   проверяем:   записываем вопросы над словами (что делать?)                                  (что сделать?) Бежать                                              Подбежать Сделайте вывод: какие формы могут отсутствовать у глаголов и от чего это   зависит?   У   некоторых   глаголов   могут   отсутствовать   формы настоящего   времени.   Это   зависит   от   того,   на   какой   вопрос   отвечает глагол: что делать? или что сделать? Если вопрос что сделать?, то настоящего времени у глагола нет. –  Обобщите   ваши   наблюдения   и   ответьте   на   основной   вопрос   урока: сколько   форм   времени   и   какие   можно   образовать   от   неопределённой формы глагола и почему? Начните свой ответ так: «Если глагол отвечает на вопрос что делать?,  …» 3  4  6  1  3 1. Работа в учебнике. 1.  Упр.   380   –   развивается   умение   образовывать   формы   времени   и отличать глаголы, имеющие 2 и 3 формы времени. –  Прочитайте задание. Сформулируйте его по­другому. (В 1­й столбик выписать глаголы, отвечающие на вопрос  что делать?, а во 2­й – на вопрос что сделать?) IV. Развитие  умений. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2014 4Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. что делать?                                                  что сделать? показывать                                                         рассказать жужжать                                                             вычислить уточнять                                                              подвернуть Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Игра «Две шкатулочки». У варианта I шкатулочка с вопросами что сделать? что сделал? и т.д., у варианта II – что делать? что делает? и т.д. – Соберите правильно глаголы. Учитель   читает   слова,   ученики   записывают.   Затем   определяют победителя – обладателя полной шкатулки. Помог, думать, нарисую, бормочет, мыть, завизжать, буду нырять, заснял, побелю, зевать. V. Итог урока. 4  4 –  Когда от неопределённой формы глаголов можно образовать все три © ООО «Баласс», 2014 5формы времени? – А две? Какие это формы времени? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. 1. Упр. 151, «Дидактический материал». 2. П. Задание № 10, тема 10 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  Наблюдать за ролью глаголов в речи. © ООО «Баласс», 2014 6

Посмотрите также