Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur82_+.doc
Русский язык СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Урок 82 (73). Тема: Образование имён существительных от основ существительных и глаголов  – Развитие умений образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы, с помощью которых образуются существительные от этих основ, определять значение суффиксов.   –  Дальнейшее   овладение   родным   языком   на   основе   усвоения   новых   обобщённых   (словообразовательных)   значений суффиксов (род действий, занятий, назначение, место и др.). П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4   Словарная работа. Введение слова мечта. – О каком слове рассказывает статья из толкового словаря? 1) Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2) Предмет желаний, стремлений. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. © ООО «Баласс», 2013 1II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие знаний. – Запишите слово мечта, обозначьте орфограмму. – Выпишите из ряда слов однокоренные: Мечта,   меченый,   мечтательный,   помечтать,   меч,   мечтание, мечтательница. – Выделите корень, подчеркните в нём букву безударного гласного. – Составьте предложение с любым однокоренным словом.  1  3  3  –  Прочитайте   таблицу   суффиксов.   Попробуйте   сформулировать   тему урока и вопрос, на который нужно будет ответить. ­их­ ­тель­ ­ник­ ­иц­ ­онок­ ­ёнок­ ­ат­ ­ят­ –  Какое   значение   имеют   эти   суффиксы?   В   чём   разница   между   ними (почему записаны в три столбика)? Как образовать слова при помощи этих суффиксов? – Сформулируйте тему и цель урока. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 3  4   6  1  3 1.  Наблюдение над существительными, называющими животных и детёнышей животных. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. © ООО «Баласс», 2013 2Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии  с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности. а) Упр. 273 – развивается умение образовывать существительные от названий животных, выделять суффиксы и определять их значение. Выполняется по образцу. –  Чем   отличаются   образованные   вами   в   каждом   ряду   слова?   (Самка животного, детёныш, много детёнышей.) –  Какие части слова передают значение женскости (самки животного)? (Суффиксы ­их­, ­иц­.) –  Какое   значение   у  суффиксов  ­онок­,   ­ёнок­,  ­ат­,   ­ят­? (Детёныш, маленькое существо.) Сделайте вывод: –  С   помощью   каких   суффиксов   образуются   имена   существительные, которые называют самок животных и их детёнышей? – От основ какой части речи образуются эти существительные? б) Чтение текста в серой рамке на с. 47. – Сравните со своими выводами. – Приведите примеры. в) Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа по вариантам: I вариант: упр. 274; II вариант: упр. 275. Взаимопроверка и выборочная проверка учителем. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? © ООО «Баласс», 2013 3– Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2.  Наблюдение   над   существительными,   называющими   человека   по роду занятий. а) Упр. 276 – развивается умение образовывать существительные от названий действий, находить суффикс, определять его значение. Работа на доске под руководством учителя. –  Назовите однокоренные слова в каждом предложении. Запишите их, укажите части речи: водить (гл.) – водитель (сущ.) писать (гл.) – писатель (сущ.) и т.д. – Какая общая часть есть у всех образованных слов? (Суффикс ­тель­.) –  Какое   значение   вносит   он   в   слово?   Сравните   с   однокоренными глаголами – названиями действий. (Называет человека, который чем­то занимается.) –  От основ каких частей речи образовались эти существительные? (От основ глагола.) П. Учитель сообщает, что в словах есть ещё один суффикс глагола а/и,   о   котором   ученики   узнают   при   дальнейшем   изучении   русского языка в 4­м классе. Запись: © ООО «Баласс», 2013 4б) Чтение вывода в рамке на с. 48. –  Как   образуются   существительные,   называющие   человека   по   роду действий, занятий? (От основ глаголов при помощи суффикса ­тель.) – Какое значение будет у суффикса ­тель? (Человек по роду действий, занятий.) в)  Тренировочные   упражнения   в   образовании   существительных   с суффиксом ­тель­. Упр. 277. Выполняется на доске и в тетрадях. Дети записывают:  Мечтатель, житель, отправитель, получатель. Затем отвечают на вопросы после упражнения. Обобщающий вопрос после текста в рамке. 3.  Наблюдение над образованием имён существительных с помощью суффикса ­ник­. а)  Упр.   278   –   развивается   умение   образовывать   слова   от   основ существительных   и   глаголов,   находить   суффикс,   определять   его значение. Дети выписывают слова: © ООО «Баласс», 2013 51) мельник, фокусник, помощник, лучник; 2) градусник, чайник, молочник; 3) малинник, осинник, коровник. По ходу записи существительных каждой группы делается вывод о значении, которое вносит суффикс ­ник­ в слово. Методическая рекомендация:  обращаем внимание учителя на  то, что   есть   много   существительных   со   значением   лица,   в   которых выделяются два суффикса:  ­н­  и  ­ик­:  грибник (грибной), сапожник (сапожный). Для   выделения   2   суффиксов   нужно   основание   –   объяснение   через «промежуточное» прилагательное. Это необходимо учитывать при самостоятельном подборе дидактического материала. б) Чтение вывода на с. 50 (текст в рамке). – Что вы узнали про суффикс ­ник­? – Как вы поняли последнее предложение этого текста? – Сколько значений у суффикса ­ник­? – Какие ещё суффиксы знаете, которые имеют разные значения? (Суффикс ­к.) 4  4 – Расскажите по таблице суффиксов о значениях имён существительных, образованных с их помощью. –  Дополните   таблицу:   укажите   над   основой   часть   речи,   от   которой образовалось существительное. III.  Итог урока. © ООО «Баласс», 2013 6– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? IV. Домашнее  задание. 1. Упр. 4, с. 56–57. 2. Задание № 8, тема 7 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  Образовывать  с   помощью  суффиксов   и  употреблять  в   речи   имена   существительные   (с   уменьшительно­ ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также