Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Русский язык
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Урок 80 (72).
Тема: Образование имён существительных с уменьшительноласкательным значением:
– развитие умений устанавливать способ образования имён существительных, определять значение суффиксов,
образовывать имена существительные с помощью суффиксов с уменьшительноласкательным значением;
– развитие чувства языка на основе анализа структуры слов и выявления различных оттенков значения.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
Введение в раздел.
– Откройте учебник на с. 42. Прочитайте название параграфа. Какое
слово в нём является сложным?
– Как вы понимаете название параграфа? (Как образуются имена
существительные.)
– С помощью каких частей слова образуются новые слова? (Приставки и
суффикса.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
© ООО «Баласс», 2013
1– Какие значения в словах могут вносить суффиксы?
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– Мы сегодня понаблюдаем, с помощью каких суффиксов образуются
имена существительные с уменьшительноласкательным значением.
– Сформулируйте тему урока. (Суффиксы существительных с
уменьшительноласкательным значением.)
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
III. Развитие
умений.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
3 4 6 1 3
1. Наблюдение над значением и структурой имён существительных.
1. Упр. 264 – организуется наблюдение над однокоренными словами с
целью установления разницы в значениях за счёт значения
образующих слово суффиксов.
Выполняется по заданию. Ученики наблюдают, как образовались от
основы ветер два других слова:
ветер – ветерок; ветер – ветрище.
– Какие значения у суффиксов ок и ищ?
– Что проиллюстрировал художник?
– Какой нужен ветер для мельницы? (Cильный.) Назовите
существительное, которое указывает на силу ветра.
2. Упр. 265 – развивается умение находить в тексте слова с
уменьшительноласкательным значением, устанавливать способ
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
© ООО «Баласс», 2013
2с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
образования этих слов. Выполняется под руководством учителя.
После выполнения:
– Что вы наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имён
существительных с уменьшительноласкательным значением.)
– От каких основ образовались эти новые слова? (От основ имён
существительных.)
– С помощью каких суффиксов?
– Почему в этом тексте столько ласковых слов? (Это колыбельная
песенка. В ней передаётся любовь матери к ребёнку.)
2. Обобщение информации, полученной в результате наблюдений.
1. Работа с текстом в рамке на с. 44.
– Прочитайте вывод в рамке на с. 44.
Вопросы после чтения:
– Какие суффиксы встретились в словах колыбельной песенки?
– А каких в ней не было?
– Образуйте с помощью суффиксов: ушк, юшк, ышк, чик, ёнк,
онк новые слова от основ имён существительных:
трава – травушка колокол – колокольчик
поле – полюшко изба – избёнка
стекло – стёклышко рука – ручонка
– Понаблюдайте над этими словами.
– В каких из них выражено больше ласкательное значение? А в каких
уменьшительное?
– А в каких в равной мере и уменьшительное, и ласкательное значение?
– Обратите внимание на слова берёзонька, малиночка в колыбельной.
– Как вы думаете, какое значение в них выражено? (Ласкательное,
дерево и ягода обычных размеров, но о них сказано нежно, с любовью.)
© ООО «Баласс», 2013
3Упр.
Сделайте вывод: что могут выражать названные в рамке суффиксы, с
помощью которых образуются новые слова – имена существительные? (У
суффиксов может быть не только уменьшительноласкательное
значение, но и только уменьшительное или только ласкательное
значение.)
2. Ответ на вопрос после вывода в рамке (с. 44).
3. Работа в учебнике.
1. Упражнения в образовании имён существительных с
уменьшительноласкательным значением.
а)
266 – развивается умение образовывать имена
существительные от имён существительных с помощью суффиксов
к, ок, ик, онк, определять значения суффиксов.
Комментированная запись слов по образцу.
Методическая рекомендация: важно при выполнении этого
упражнения показать, что уменьшительноласкательные суффиксы
в конкретных словах могут передавать разные оттенки значений:
ручка, шажок – скорее уменьшительное, а глазоньки, шажочек –
ласкательное, оценочное.
Кроме того, обращаем внимание на обязательное выделение основ
обоих слов, так как это формирует умение правильно находить
суффиксы – те элементы, которые добавляются к исходным
основам.
267 – развивается умение образовывать имена
б)
Упр.
существительные с помощью суффикса чик, определять оттенки
значений, которые он вносит.
Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой в
парах.
© ООО «Баласс», 2013
4в) Упражнение «Ласковые слова». На слайде (доске) записаны 3
столбика существительных, от основ которых нужно образовать
ласковые слова с помощью уменьшительноласкательных суффиксов.
Задание может выполняться по рядам. Ученики с каждого ряда
читают получившиеся слова. Если есть другие варианты суффиксов,
с помощью которых образованы слова с ласкательным значением,
остальные ученики с ряда дополняют ответ.
дуб – ... яблоня – ... ель – ...
лиса – ... заяц – ... коза – ...
сестра – ... брат – ... мама – ...
солнце – ... дорога – ... зерно – ...
яблоко – ... ягода – ... шапка – ...
2. Словарная работа.
– Выпишите из столбиков слов (упражнение «Ласковые слова») только
те, в которых есть орфограмма «Буква безударного гласного в корне, не
проверяемая ударением». Обозначьте эту орфограмму.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
© ООО «Баласс», 2013
5IV. Итог урока.
– Какая была тема урока?
– Что нового вы узнали по этой теме?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 1, 2, с. 55–56.
Деятельность учеников:
Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно
ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.
© ООО «Баласс», 2013
6