Образование сложных слов

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Подскажи словечко». Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова. Каждый ответ – на новой строчке (в столбик). а) Слова, у которых два корня, называются ... (сложными). б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... (о и е). в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ... (о). г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква ... (е). д) После букв ж и ш пишется ... (е). 2. Самодиктант. На основе материла домашних упр. 1, 2 запишите два сложных слова с разной буквой соединительного гласного. Подчеркните орфограмму. Взаимопроверка.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur42_+.doc
И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ Русский язык СЛОЖНЫЕ СЛОВА Урок 42 (38). Тема: Образование сложных слов Цель:    – введение в активный словарный запас учащихся сложных слов разных тематических групп;    –    развитие умений образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно писать их и объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  4  5  Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  © ООО «Баласс», 2013 11. Словарная работа.   –  Запишите   словарные   слова,   которых   не   хватает   в   следующих пословицах: Человек без Родины – что ... без песни (соловей). Медведя ... из окошка дразнить (хорошо). Хорошее слово и в жестокий ... согревает (мороз). Крепкую дружбу и ... не разрубить (топором). Всякая ... вдвоём веселей (дорога). –  Что   общего   у   всех   этих   слов?   (Непроверяемая   буква   безударного гласного о, написание которой надо запомнить.) –  Составьте   и   запишите   одно   предложение,   чтобы   в   нём   было   два словарных слова. (Например: Хорошо летним утром услышать трели соловья.) 2. Письменный опрос. 1. «Подскажи словечко». Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова. Каждый ответ – на новой строчке (в столбик). а) Слова, у которых два корня, называются ... (сложными). б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... (о и е). в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ... (о). г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква ... (е). д) После букв ж и ш пишется ... (е). 2. Самодиктант. На основе материла домашних упр. 1, 2 запишите два сложных слова с разной буквой соединительного гласного. Подчеркните орфограмму. Взаимопроверка. объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 2II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  3  4  1  3  3  – Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами. Посмотрите на доску и сформулируйте цель урока. На доске (слайде) представлен ряд примеров из упр. 128. Падать, листья Лёд, колоть Сосать, пыль Цель: обозначать орфограммы. –  Образуйте   и   запишите   сложные   слова   с   корнями   каждой   пары представленных слов.  образовывать   сложные   слова   и   правильно   их   писать, – Составим план урока. План (примерный) – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. VΙ . Развитие  умений –  1  3  4  1  4 1. Работа в учебнике. а)  Упр. 128 – развивается умение образовывать сложные слова на © ООО «Баласс», 2013 3применение  знания.  базе   двух   простых,   выделять   корни,   находить   орфограмму­букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне. Выполняется под руководством учителя. – Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов. – Какие орфограммы есть в этих словах? б)  Упр. 129 – развивается умение образовывать сложные слова от других сложных слов, выделять в них корни. Комментированная запись по образцу. в) Упр. 130 – развивается умение отличать сложные слова­названия людей по профессии от слов­названий предметов. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. Лишние слова: самосвал, броненосец. 2. Игра «Перекрёсток». На слайде размещён кроссворд. © ООО «Баласс», 2013 4– Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали. 1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.) 2)   Судно,   приводимое   в   движение   паровым   двигателем   /   ходит   под паром. (Пароход.) 3) В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар.) 4) Русская народная игра­пляска. (Хоровод.) 5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.) 6) Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.) 7) Огнестрельное оружие. (Пулемёт.) – Что у вас оказалось записано в 4­м столбике? (Соединительные буквы © ООО «Баласс», 2013 5гласных о, е.) –  Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается чаще? (Буква о.) Упр. 131 – развивается умение образовывать сложные слова с корнем сам­, устанавливать общность их значений на основе значения корня. – Какие ещё слова с корнем сам­ образовали? Придумайте сами сложные слова с таким корнем. (Самострел, самосвал, самозванец...) 3. Самостоятельная работа в группах (4 группы). –  Подберите   и   запишите   слова,   выделите   корни,   установите,   что   в значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных групп. 1­я группа: упр. 132. Возможные   варианты:  паровоз,   водовоз,   тепловоз,   электровоз, бензовоз, молоковоз... – все предметы перевозят что­то. 2­я группа: упр. 133. Общий корень сам­. (Эти сказочные предметы всё делают сами.) – В каких сказках встречаются эти предметы? 3­я группа: упр. 135 – с корнем  ход­.  (Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход… Все слова связаны со словом ходить.) 4­я   группа:   упр.135   –   с   корнем  вод­.  (Водокачка,   водолаз,   водопад, водопой, водопровод, водохранилище… – всё связано с водой.) Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? © ООО «Баласс», 2013 6– Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 4. Работа по учебнику. Упр. 134 – развивается умение находить в тексте несуществующие, потенциальные сложные слова. –  Мальчик­фантазёр придумал себе «профессию» –  лужелаз. Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз. –  Можно ли назвать слово  подводник  сложным? Почему? (В нём нет двух корней, а есть приставка.) 5. Запись под диктовку. – Прослушайте два предложения. Накануне   извержения   вулкана   в   Индонезии   начинает   цвести королевская примула. Это цветок землетрясения. –  Составьте   и   запишите   из   них   одно   предложение,   в   котором   будет сложное слово. Королевская примула – это цветок землетрясения. – Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма © ООО «Баласс», 2013 7самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Что нового о сложных словах вы узнали? (Есть много сложных слов с одним и тем же корнем, сложные слова можно объединить в группы.)   4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 3, 4, с. 115– 116. Выполняется по вариантам (либо по выбору). 2. Задание № 6, тема 3 в рабочей тетради. © ООО «Баласс», 2013 8Деятельность учеников:  – Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). © ООО «Баласс», 2013 9

Посмотрите также