«Подскажи словечко».
Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова.
Каждый ответ – на новой строчке (в столбик).
а) Слова, у которых два корня, называются ... (сложными).
б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... (о и е).
в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ... (о).
г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква ... (е).
д) После букв ж и ш пишется ... (е).
2. Самодиктант.
На основе материла домашних упр. 1, 2 запишите два сложных слова с разной буквой соединительного гласного. Подчеркните орфограмму.
Взаимопроверка.
И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ
Русский язык
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Урок 42 (38).
Тема: Образование сложных слов
Цель:
– введение в активный словарный запас учащихся сложных слов разных тематических групп;
– развитие умений образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно писать их и
объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 5
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
© ООО «Баласс», 2013
11. Словарная работа.
– Запишите словарные слова, которых не хватает в следующих
пословицах:
Человек без Родины – что ... без песни (соловей).
Медведя ... из окошка дразнить (хорошо).
Хорошее слово и в жестокий ... согревает (мороз).
Крепкую дружбу и ... не разрубить (топором).
Всякая ... вдвоём веселей (дорога).
– Что общего у всех этих слов? (Непроверяемая буква безударного
гласного о, написание которой надо запомнить.)
– Составьте и запишите одно предложение, чтобы в нём было два
словарных слова. (Например: Хорошо летним утром услышать трели
соловья.)
2. Письменный опрос.
1. «Подскажи словечко».
Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова.
Каждый ответ – на новой строчке (в столбик).
а) Слова, у которых два корня, называются ... (сложными).
б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... (о и е).
в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ... (о).
г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква ... (е).
д) После букв ж и ш пишется ... (е).
2. Самодиктант.
На основе материла домашних упр. 1, 2 запишите два сложных слова
с разной буквой соединительного гласного. Подчеркните орфограмму.
Взаимопроверка.
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2013
2II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
3 4 1 3 3
– Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами.
Посмотрите на доску и сформулируйте цель урока. На доске (слайде)
представлен ряд примеров из упр. 128.
Падать, листья
Лёд, колоть
Сосать, пыль
Цель:
обозначать орфограммы.
– Образуйте и запишите сложные слова с корнями каждой пары
представленных слов.
образовывать сложные слова и правильно их писать,
– Составим план урока.
План (примерный)
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
VΙ . Развитие
умений –
1 3 4 1 4
1. Работа в учебнике.
а) Упр. 128 – развивается умение образовывать сложные слова на
© ООО «Баласс», 2013
3применение
знания.
базе двух простых, выделять корни, находить орфограммубукву
соединительного гласного и букву безударного гласного в корне.
Выполняется под руководством учителя.
– Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов.
– Какие орфограммы есть в этих словах?
б) Упр. 129 – развивается умение образовывать сложные слова от
других сложных слов, выделять в них корни.
Комментированная запись по образцу.
в) Упр. 130 – развивается умение отличать сложные слованазвания
людей по профессии от словназваний предметов.
Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
Лишние слова: самосвал, броненосец.
2. Игра «Перекрёсток».
На слайде размещён кроссворд.
© ООО «Баласс», 2013
4– Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали.
1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.)
2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем / ходит под
паром. (Пароход.)
3) В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи.
(Самовар.)
4) Русская народная играпляска. (Хоровод.)
5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)
6) Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.)
7) Огнестрельное оружие. (Пулемёт.)
– Что у вас оказалось записано в 4м столбике? (Соединительные буквы
© ООО «Баласс», 2013
5гласных о, е.)
– Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается
чаще? (Буква о.)
Упр. 131 – развивается умение образовывать сложные слова с корнем
сам, устанавливать общность их значений на основе значения корня.
– Какие ещё слова с корнем сам образовали? Придумайте сами сложные
слова с таким корнем. (Самострел, самосвал, самозванец...)
3. Самостоятельная работа в группах (4 группы).
– Подберите и запишите слова, выделите корни, установите, что в
значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных
групп.
1я группа: упр. 132.
Возможные варианты: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз,
бензовоз, молоковоз... – все предметы перевозят чтото.
2я группа: упр. 133.
Общий корень сам. (Эти сказочные предметы всё делают сами.)
– В каких сказках встречаются эти предметы?
3я группа: упр. 135 – с корнем ход. (Луноход, теплоход, скороход,
пешеход, мореход… Все слова связаны со словом ходить.)
4я группа: упр.135 – с корнем вод. (Водокачка, водолаз, водопад,
водопой, водопровод, водохранилище… – всё связано с водой.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
© ООО «Баласс», 2013
6– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4. Работа по учебнику.
Упр. 134 – развивается умение находить в тексте несуществующие,
потенциальные сложные слова.
– Мальчикфантазёр придумал себе «профессию» – лужелаз. Он сам
образовал сложное слово по типу слова водолаз.
– Можно ли назвать слово подводник сложным? Почему? (В нём нет
двух корней, а есть приставка.)
5. Запись под диктовку.
– Прослушайте два предложения.
Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести
королевская примула. Это цветок землетрясения.
– Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет
сложное слово.
Королевская примула – это цветок землетрясения.
– Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом
слове, подберите проверочные слова.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
© ООО «Баласс», 2013
7самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Что нового о сложных словах вы узнали? (Есть много сложных слов с
одним и тем же корнем, сложные слова можно объединить в группы.) 4
4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 3, 4, с. 115– 116. Выполняется по вариантам (либо по выбору).
2. Задание № 6, тема 3 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2013
8Деятельность учеников:
– Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).
© ООО «Баласс», 2013
9