МБУ ДО Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б.Н. Андреева
Утверждаю________________ Утверждаю_________________
Директор ЭРМЭЦ А.С. Иванова Пед.совет МБУ ДО ЭРМЭЦ
__________ 2019 г.______________
Образовательная программа
«Моя Малая Родина»
(срок реализации программы 1 года, старшая группа д/с)
Руководитель кружка: Иванова М.И.
методист МБУ ДО ЭРМЭЦ
Эльгяй 2019.
Пояснительная записка
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Краеведение - одно из мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Познание наслега, города, края, в котором живет ребенок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, населенным пунктом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Программа «Моя Малая Родина» предназначена для работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы детского сада.
Цель: - Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, наслегу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду взрослых;
- Расширение представлений о селе Эльгяй;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
Основные задачи патриотического воспитания:
-воспитание чувств гражданственности и патриотизма в процессе разнообразной детской деятельности;
-активное вовлечение родителей в решение задач патриотического воспитания;
– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, наслегу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Возраст: подготовительная группа.
Кол-во детей: 2 группы 5-6 лет, 32 воспитанников.
Реализация кружка – 1 год
Форма работы: групповая.
Формы и методы проведения занятий:
- беседы,
- экскурсии,
- фотосессии,
- домашние семейные творческие работы;
Занятия проходят два раза в неделю.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Материально-технические условия: При реализации программы «Моя Малая Родина» организация осуществляется в соответствии с ФГОС к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Предметно-развивающая среда: коллекция традиционных якутских игрушек из дерева, бересты, книги о родном наслеге, презентации по тематикам занятий, экспонаты наслежного музея и.т.д.
Социокультурные условия: Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников, воспитателей детских садов и организации взаимодействия с социокультурными институтами.
Ожидаемый результат по окончании программы.
1.Проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему родного края.
2.Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края.
3.Знать историю своего поселка, города, района.
4.Знать название: города, поселка, области, столицы нашей Родины.
5. Уметь пользоваться картой, глобусом.
6.Знать некоторые культурные традиции русского народа.
7.Уметь рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее.
Примерная тематика уроков-экскурсий
Занятия |
Темы |
Форма обучения |
час |
Сентябрь |
Вводное занятие Мой родной наслег – Эльгяй |
Беседа Диалог |
1 2 |
Октябрь |
Мой родной наслег – Эльгяй Экскурсия в краеведческом музее |
Лекция-диалог Рисование |
4 1 |
Ноябрь |
Природа и мы Экскурсия в музей Природы Ноябрь – месяц Байаная |
Беседа Презентация Рисования
|
2 1 1 |
Декабрь |
Ноябрь - месяц Байаная Мои предки Якутская изба - балаган |
Описание рисование |
2 1 1 |
Январь |
Якутская одежда Якутская посуда Орнаменты
|
Рассказ |
1 1 1 |
Февраль |
Скотоводство Якутская еда Якутские песни и танцы Моя семья и родственники |
Беседа Презентация Рисование |
1 1 1 1 |
Март |
Моя семья и родственники Ими гордится наш Эльгяй |
Рассказ Рисование
|
2 2 |
Апрель |
Ими гордится наш Эльгяй Великая Отечественная война и Эльгяй |
Презентация Рисование
|
1 3
|
Май |
Я люблю мой родной Эльгяй Итоговое занятие |
Рисование Диспут Конкурс |
2 1 |
Всего часов |
|
|
35 |
Содержание программы
1 занятие – Вводная часть.
2 занятие – Что мы знаем о нашем селе, презентация.
3 занятие – Как много улиц у нас. Как называется моя?
4 занятие – Дома и постройки в нашем Эльгяе. Игра по фотографиям «Знаете где находится этот дом?»
5 занятие – Эльгяй в прошлом и сейчас, сравнительная презентация.
6 занятие – Экскурсия в историко-краеведческий музей «Туойдаах Алаас».
7 занятие – Организации нашего села, для чего они нужны?
8 занятие – Что нас окружает? Что такое Природа? Представители природы.
9 занятие – Животные, какими они бывают? Какие есть в нашем крае?
10 занятие – Экскурсия в музей Природы.
11 занятие – Сезоны года: зима, весна, лето, осень.
12 занятие – Ноябрь – месяц Байаная. Легенда о духе Байанай. Байанай и охотник.
13 занятие – Знаменитые охотники нашего села: Ноговицын А.Е., Тимофеев А.Е., Павлов Г.И.
14 занятие – Рыбалка. Водоемы.
15 занятие – Мои предки. Наша национальность. Я – саха.
16 занятие – Жилище наших предков – балаган. Презентация.
17 занятие – Наша национальная одежда.
18 занятие – Якутские посуда. Какими бывают? Обзорный слайд.
19 занятие – Узоры и орнаменты народа саха. Ищем узоры в рукавицах, платьях, стенах, посуде…
20 занятие – Скотоводство. Коровы, лошади. Почему мы их держим?
21 занятие – Чем отличается якутская кухня от кухни других национальностей?
22 занятие – Якутские песни и танцы. Оьуохай.
23 занятие – Кого мы называем «Моя семья». Члены моей семьи.
24 занятие – Кого мы называем родственниками? Как много родственников у каждого из нас.
25 занятие – Мое родословное словно дерево из корней вырастая прибавляет веток.
26 занятие – Ими гордится наш Эльгяй: кузнецы, гончары, столяры. Батаак Уус, Дьэрэмэй Уус.
27 занятие – Ими гордится наш Эльгяй: мастера искусств, артисты.
28 занятие – Ими гордится наш Эльгяй: сильнейшие, спортсмены.
29 занятие – Великая Отечественная война. Что такое война?
30 занятие – Наши земляки в защите Родины. Ветераны ВОВ и тыла нашего села. Экскурсия в историческом музее.
31 занятие – Мы за мир во всем мире! Делаем символ мира – белую голубь.
32 занятие – Их имена не забыты. Экскурсия по памятникам села.
33 занятие – «Эльгяй моими глазами». Делаем с родителями макет любимых мест из доступных материалов.
34 занятие – Защита макетов.
35 занятие – Итоговое занятие. Подведение итогов, вручение сертификатов, благодарностей.
Использованная литература
1. Аввакумов Е.К. Үһүс үйэтигэр үктэммит нэһилиэк.
2. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/ Дошкольное воспитание №6, 2003.
3. Интернет ресурсы.
1941-45 сс. Аҕа дойдуну көмүскүүр Улуу сэриигэ биһиги нэһилиэктэн (ол саҕана Элгээйи, Угут-Күөл, Толоон, Түбэ нэһилиэктэрин киллэрэн туран) 165 саамай чэгиэн-чэбдик, күүстээх-күдэхтээх уолаттар сэриилэһэр армияҕа саа-саадах тутан кыттыбыттара. Кинилэр хас биирдиилэрэ: «...Ийэ дойдубун эр санаалаахтык сатабыллаахтык уонна чиэстээхтик толору кыайыыны ситиһэр туһугар бэйэм хааммын, олохпун даҕаны харыстаабакка, өстөөхтөн көмүскүөм диэн андаҕайабын», - диэн андаҕары биэрээт, уот-кутаа, хаан-олбох ортотунан хабыр хапсыһыыга киирсибиттэрэ.
Ытык андаҕардарын толорон сэрии хонуутугар 82 хаарыаннаах буойун-уолаттарбыт геройдуу өлбүттэрэ, сураҕа суох сүппүттэрэ. Кинилэр бука бары арҕааҥҥы фроннарга сэриилэспиттэрэ. Онон биһиги уолаттарбыт тииһигэр диэри сэбилэммит Гитлер армиятын кимэн киириитин уот айаҕар түбэспиттэрэ. Ийэ дойдуларын көмүскэлигэр, олохторун да биэрэллэрин кэрэйбэккэ, сэриилэспиттэрэ.
Сэрии усталаах-туоратыгар хорсуннук сэриилэспит биир дойдулаахтарбытыттан 83 буойун чэгиэн эттэрин сэймэктэтэн, сорохторо соххор-доҕолоҥ буолан төрөөбүт түөлбэлэригэр кыайыы көтөллөнөн эргиллибиттэрэ. Аал уоттарын оттон, алгыс баһын тардан, эйэлээх олоҕу тутууга туруммуттара.
Тыылга хаалбыт биир дойдулаахтарбыт «Тугу барытын – фроҥҥа!» диэн утуйалларын да умнан туран күүстээх үлэнэн кыайыыны уһансыбыттара.
Сыллар ааһыахтара, көлүөнэлэр солбуһуохтара. Ол эрээри аан дойдуну аймаабыт кырыктаах сэриигэ былдьаммыт хаан-уруу дьоммут, иитиллибит иэримэ дьиэлэригэр Эйэни илдьэ кэлбит ветеран-буойуттарбыт ааттара умнуллуо суоҕа, кинилэргэ норуот махтала, ытыктабыла, таптала, убаастабыла үйэлэргэ хаалыаҕа!
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА ХЛОРАМИНА
Рабочие растворы хлорамина готовят путем размешивания его до полного растворения в воде, лучше подогретой до 50-60С.
Для приготовления растворов хлорамина требуются следующие количества препарата:
Концентрация |
Количество хлорамина в гр. на |
|
раб.растворов в % |
1 литр воды |
10 литров воды |
0,2
|
2 гр. – ½ ч.л. |
20 гр. |
0,5
|
5 гр. – 1 ч.л. |
50 гр. |
1,0 |
10 гр. – 2 ч.л. |
100 гр.
|
2,0 |
20 гр. – 4 ч.л. |
200 гр.
|
3,0 |
30 гр. – 6 ч.л. |
300 гр.
|
5,0 |
50 гр. – 10 ч.л. |
500 гр.
|
10,0 |
100 гр. – 20 ч.л. |
1000 гр. (1 кг)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.