Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33
города Таганрога Ростовской области
«Утверждаю» Директор МОБУ лицея № 33 Приказ № 776 от 31.08.2022 _______________Т.Г. Еретенко (подпись руководителя) (ФИО) МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)
по русскому языку
среднее общее образование 11 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Романова Оксана Владимировна
Программа разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования МОБУ лицея № 33 и программы «Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень», автор И.В. (М.: «:ВЕНТАНА-ГРАФ»,2013г.)
2022-2023 учебный год
1. Лист согласования рабочей программы заместителем директора по УВР
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись заместителя директора |
Рабочая программа (ФГОС) по русскому языку, 11 класс, среднее общее образование. Учитель: Романова Оксана Владимировна 29.08.2022 |
|
«___»________________2022 __________И.Б.Фатун |
2. Лист согласования рабочей программы научно-методическим советом
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись руководителя НМС |
Рабочая программа (ФГОС) по русскому языку, 11 класс, среднее общее образование. Учитель: Романова Оксана Владимировна 29.08.2022 |
|
«___»______________2022 _____________И.Б. Фатун. |
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические рекомендации, на основе которых составлена рабочая программа:
-Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с учётом изменений и дополнений, утверждённых приказами Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645; от 31.12.2015 № 1578; от 29.06.2017 № 613);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемый к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;
- Положение «О рабочих программах учебных предметов, курсов (ФГОС) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицея № 33»;
- Образовательная программа среднего общего образования МОБУ лицея №33 на 2022-2023 учебный год;
-Учебный план МОБУ лицея №33 на 2022-2023 учебный год.
Программа разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования МОБУ лицея № 33 и программы «Русский язык.10- 11 классы. Профильный уровень», автор И.В. Гусарова. (М.: «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2013г.)
Программа по русскому языку для 11 класса рассчитана на 102 часа( 3 часа в неделю) (углублённый уровень),в том числе на контрольные работы отводится 6 часов.
Данная рабочая программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку в старшей школе.
Приоритетным направлением языкового образования в 11 классе на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном аспектах (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом).
Углублённое изучение предполагает:
более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;
введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;
рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;
расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;
усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;
моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности.
Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 11 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделяют следующие:
формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;
формирование культуроведческой компетенции учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи.
Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.
Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Коммуникативная компетенция предусматривает:
наличие определённых теоретических сведений о языке;
наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.);
наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;
наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения.
При обучении русскому языку как средству общения в 10 классе используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:
обучение средствам языка;
обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);
обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных – говорении и письме);
обучение умениям и навыкам общения на языке.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поискинформации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей учебного предмета является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный опрос (самостоятельные и проверочные работы, работы по развитию речи).
Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий в себя:
учебник (Автор Гусарова И.В. Русский язык. 11 класс: Базовый и углубленный уровни: учебник для общеобразовательных организаций. М: Вентана-Граф, 2021г..)
Раздел I «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Личностные результаты:
- Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
- Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
-Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
- Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
- Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
- Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
-Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
- Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
- Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.
-Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится :
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Ученик на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Раздел II «Содержание учебного предмета»
Введение в науку о языке. (2 часа)
Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи.
Лексика и лексикология. (20 часов)
Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи. Морфемика и словообразование.(20 часов)
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи. Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений, Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис.(40 часов)
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Типы простых и сложных предложений. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Художественный текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация.(20 часов)
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения. Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Особенности монологической речи в различных сферах общения. Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно - изучающего, ознакомительно-реферативного и др.
Раздел III «Тематическое планирование»
Название раздела |
Количество часов, отводимое на освоение раздела |
Название темы |
Количество часов, отводимое на освоение темы |
Примерные сроки освоения темы ( с __ по ____) |
Формы текущего контроля |
Вводный урок |
1 |
Входное диагностическое тестирование |
2 |
3.09 |
|
Общее понятие о морфологии. Орфография. |
2 |
Принципы классификации слов по частям речи. Междометие. Звукоподражательные слова |
1 |
|
|
1 |
7.09
|
СР |
|||
НЕ с различными частями речи |
1 |
14.09 |
|
||
Основные качества хорошей речи |
3 |
Правильность, богатство, чистота и точность речи. |
1 |
15.09 |
Ср |
Логичность и уместность речи. Тропы и фигуры |
1 |
18.09-22.09
|
|
||
Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ |
1 |
29.09 |
|
||
Контрольная работа. |
1 |
25.09 |
КР-20.10 |
||
Синтаксис и пунктуация |
1 |
Знаки препинания при междометиях и обращении |
2 |
2.10 |
|
Служебные части речи. Орфография |
4 |
Предлог как служебная часть речи |
1 |
5.10 12.10
|
|
Союз как служебная часть речи |
1 |
13.10 |
|
||
Частица как служебная часть речи |
1 |
16.10 |
|
||
Омонимичные части речи |
1 |
19.10 20.10 |
|
||
Различение частиц НЕ и НИ |
1 |
23.10 |
|
||
Нормы языка и культура речи |
1 |
26.10 |
|
||
Употребление предлогов и союзов |
1 |
30.10 |
|
||
Сочинение формата ЕГЭ |
1 |
2.11 |
СР |
||
Синтаксис и пунктуация. |
2 |
Вводные компоненты. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. |
1 |
3.11 |
|
Контрольная работа. |
1 |
|
КР |
||
Имя существительное как часть речи |
4 |
Собственные и нарицательные существительные. Род имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Категория числа, падежа. |
1 |
6.11 |
|
1 |
9.11 10.11 |
СР |
|||
Словообразование имён существительных. |
1 |
13.11 |
|
||
Правописание окончаний имён существительных |
1 |
30.11 |
|
||
Употребление форм имён существительных |
1 |
27.11 |
|
||
Варианты падежных окончаний |
1 |
1.12 |
|
||
Сочинение формата ЕГЭ |
1 |
4.12 |
|
||
Синтаксическая функция имён существительных. Однородные члены предложения. |
1 |
7.12 8.12 |
СР |
||
Контрольная работа. |
1 |
14.12 15.12 |
КР |
||
Имя прилагательное как часть речи |
4 |
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Словообразование прилагательных. |
1 |
18.12 |
|
Правописание суффиксов прилагательных. Употребление форм имён прилагательных. |
1 |
21.12 |
|
||
Сочинение формата ЕГЭ |
1 |
22.12 |
|
||
Синтаксические функции прилагательных. Знаки препинания при обособленных определениях. |
1 |
25.12 |
|
||
Контрольная работа. |
1 |
28.12 |
|
||
Имя числительное как часть речи |
4 |
Разряды числительных по составу и по значению. Переход числительных в другие части речи. |
1 |
11.01 |
|
Склонение числительных |
1 |
12.01 |
|
||
Особенности употребления форм числительных. |
1 |
15.01 |
Тест |
||
Синтаксическая функция числительных. Обособленные уточняющие дополнения и знаки препинания при них. Обособленные уточняющие дополнения и знаки препинания при них. Итоговый контроль. |
1 |
18.01 19.01 22.01
|
КР |
||
Местоимение как часть речи |
3 |
Разряды местоимений по значению и их словообразование. Правописание местоимений. Особенности употребления форм некоторых местоимений |
1 |
25.01 |
|
Сочинение формата ЕГЭ |
1 |
26.01 29.01 |
Сочинение |
||
Глагол как часть речи |
1 |
Правописание глаголов |
3 |
1.02 2.02 |
|
Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола |
2 |
Склонение причастий |
2 |
5.02 |
|
Правописание гласных перед суффиксами деепричастий |
3 |
8.02 |
КР |
||
Наречие как часть речи |
1 |
Классификация наречий. Степени сравнения наречий. |
2 |
9.02-15.02 |
|
Правописание суффиксов наречий. Сочинение формата ЕГЭ. |
4 |
26.02 |
Сочинение |
||
Особенности употребления наречий |
3 |
1.03-5.03 16.03-5.04 |
|
||
Обобщение и систематизация. |
2 |
Обобщение и систематизация. |
8 |
16.04-26.04
|
|
Итоговая контрольная работа |
|
3.05-11.05 |
КР |
||
Итого: 34 часа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.