Парачук А.В.
ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Пояснительная записка
Образовательная программа объединения по интересам «Волшебный сундучок» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 06 сентября 2017 г.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программ позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Основная цель деятельности объединения по интересам - разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
По целевому назначению данная программа является общекультурной, т.к. она обеспечивает разностороннее развитие личности кружковцев и помогает сформировать практические навыки и умения.
Цель реализации программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи:
Образовательные:
¾ закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
¾ обучение умению планирования своей работы;
¾ обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
¾ обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
¾ научить целенаправленно применять имеющиеся знания в работе объединения по интереcам;
¾ сформировать навыки и умения анализировать технологические возможности изготовления изделий и моделей;
¾ изучить характеристики используемых в работе материалов;
¾ обучить рисованию, лепке из солёного теста, техникеизготовления поделок из бумагии, декупажу, квиллингу, джутовой филигани;
¾ сформировать умения дизайнерского оформления готовых работ.
Воспитательные:
¾ сформировать интерес и любознательность учащихся к творческой деятельности;
¾ воспитать трудолюбие, умение работать в коллективе;
¾ сформировать профессиональную ориентацию учащихся на специальности декоративного профиля;
¾ воспитать уважения к людям труда, полезному труду;
¾ освоить нормы здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.
В зависимости от особенностей и содержания работы объединения по интересам занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по подгруппам.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи является занятие. В процессе используются смешанные виды занятий: чередование практических и теоретических видов деятельности.
Данная программа рассчитана на два года обучения для детей в возрасте от 6 до 10 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Общее количество часов на учебный год -144 часа для группы с нагрузкой 4 часа в неделю (на один год обучения).
Продолжительность одного учебного часа 45 минут. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы для первого года обучения – 12-15 человек. Занятия в группах первого года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество часов, отведённых на ту или иную тему, может варьироваться в зависимости от задач учебно-воспитательного процесса и интересов детей.
Подростки не должны иметь физических отклонений в состоянии здоровья и медицинских противопоказаний для занятий. Необходимо письменное разрешение родителей на посещение кружка.
Для более эффективной организации учебного процесса и учитывая состояние материально – технической базы объединения, занятия с учащимися могут проводиться по подгруппам (7 - 8 человек).
Инструктаж по правилам техники безопасности проводится на каждом занятии при выполнении практических работ и во время выездных мероприятий и экскурсий.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
||
всего часов |
в том числе |
|||
теоретические |
практические |
|||
от 30% до 50% |
от 50% до 70% |
|||
|
Вводное занятие |
2 |
2 |
0 |
1 |
Декоративное рисование |
30 |
12 |
18 |
2 |
Лепка. Солёное тесто |
26 |
10 |
16 |
3 |
Технология изготовления поделок из бумаги и картона |
12 |
2 |
10 |
4 |
Технология изготовления сувениров из папье-маше |
28 |
8 |
20 |
5 |
Освоение техники декупаж |
20 |
6 |
14 |
6 |
Освоение техники изготовления цветов из гофрированной бумаги |
22 |
4 |
18 |
7 |
Экскурсии |
2 |
0 |
2 |
|
Итоговое занятие |
2 |
0 |
2 |
|
Итого |
144 |
44 |
100 |
Содержание образовательной области
Первый год обучения
Вводное занятие
Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство учащихся друг с другом.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
1. Декоративное рисование
Основы композиции, средства композиционного формообразования, сюжетно-композиционный центр. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Свойства красок и графических материалов деление цветов на тёплые и холодные тона и их особенности, применение различных материалов для создания декоративных художественных работ.
Практическая работа. Выполнение заданий: «Бабочки и цветы», «Домик в лесу», «Декоративный натюрморт», «Кот на прогулке», «Радуга», «Цветик-семицветик», «Портрет друга», «Праздничный букет», «Холодное королевство», «Теплое королевство», «Подводное царство», «Зимняя сказка в лесу», «Добрая сказка».
2. Лепка. Солёное тесто
Ознакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.
Практическая работа. Подготовка основы к работе, выбор тематики, выполнение поделок применяя различные способы и приёмы лепки.
3. Технология изготовления поделок из бумаги и картона
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
Практическая работа. Выполнение заданий: «Цветочный шар», «Колокольчик», «Цветок гиацинта», «Букет для мамы», открытка «Ракета», «Яблоневый цвет».
4. Технология изготовления сувениров из папье-маше
История техники папье-маше. Освоение способов и приёмов техники.Подготовка необходимых материалов, изучение характеристик, технологии изготовления.
Практическая работа. Выполнение заданий: «Фрукты и овощи» «Мамина ваза», «Кухонная утварь».
5. Освоение техники декупаж
Технология декорирования различных предметов с использованием вырезанного изображения. Изучение способов нанесения рисунка на поверхность. Подготовка необходимых материалов изучение их характеристик.
Практическая работа. Выбор рисунка, подготовка основы к работе, оформление изделий сделанных из папье-маше.
6. Освоение техники изготовления цветов из гофрированной бумаги
О гофрированной бумаге, изучение её свойств и основных приёмов работы. Развитие творческой импровизации учащегося, подбор цветовых сочетаний.
Практическая работа. Изготовление декоративного цветущего деревца «топиарий».
7. Экскурсии
Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).
Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Подготовка материалов к выставке. Перспективы работы объединения по интересам на будущий год.
Ожидаемые результаты
По итогам завершения первого года обучения учащиеся
должны знать:
– основы композиции и уметь применять эти знания на практике;
– свойства красок и графических материалов;
– используемые в работе материалы и их свойства;
– название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки различных материалов.
– правила техники безопасности при работе с различными инструментами;
должны уметь:
– владеть различными приемами работы с различными графическими материалами, бумагой, соленым тестом;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения
итогов образовательного процесса: итоговое занятие, самостоятельная работа,
выставка.
Формы и методы реализации программы
Формы занятий объединении по интересам: традиционное занятие, интегрированное, комбинированное занятие, практическое занятие, экскурсия, творческая мастерская, выставка, авторская выставка.
Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа), наглядный (наблюдение, просмотр), практический (тренинг, упражнение, творческая работа).
Формы подведения итогов образовательного процесса: итоговое занятие, выставка, авторская выставка, самостоятельная работа.
Методы контроля: наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ.
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
||
всего часов |
в том числе |
|||
теоретические |
практические |
|||
от 30% до 50% |
от 50% до 70% |
|||
|
Вводное занятие |
2 |
2 |
0 |
1 |
Декоративное рисование |
30 |
12 |
18 |
2 |
Лепка. Солёное тесто |
26 |
10 |
16 |
3 |
Технология изготовления поделок из бумаги и картона |
12 |
2 |
10 |
4 |
Технология изготовления сувениров из папье-маше |
28 |
8 |
20 |
5 |
Техника декупаж |
20 |
6 |
14 |
6 |
Техника изготовления цветов из гофрированной бумаги |
22 |
4 |
18 |
7 |
Экскурсии |
2 |
0 |
2 |
|
Итоговое занятие |
2 |
0 |
2 |
|
Итого |
144 |
44 |
100 |
Содержание образовательной области
Второй год обучения
Вводное занятие
Знакомство с учебным планом второго года обучения. Основные формы работы. Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
1. Декоративное рисование
Повторение ранее изученного и углубленное изучение правил композиции и цветовединия, осваивание новых приёмов в декоративном рисовании, применение различных материалов для создания декоративных художественных работ.
Практическая работа. Выполнение художественных работ по заданной теме.
2. Лепка. Солёное тесто
Повторение основных способов и приёмов лепки, осваивание новых более сложных приёмов с применением специальных принадлежностей для лепки.
Практическая работа. Подготовка основы к работе, выбор тематики, выполнение поделок применяя различные способы и приёмы лепки.
3. Технология изготовления поделок из бумаги и картона
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
Практическая работа. Выполнение заданий: «Цветочный шар», «Колокольчик», «Цветок гиацинта», «Букет для мамы», открытки «Ракета», «Яблоневый цвет».
4. Технология изготовления сувениров из папье-маше
История техники папье-маше. Освоение способов и приёмов техники.Подготовка необходимых материалов, изучение характеристик, технологии изготовления.
Практическая работа. Выполнение с готовым макетом, выполнение изделий по пластилиновой форме заранее вылепленной, изготовление изделий на проволочном каркасе.
5. Техника декупаж
Технология декорирования различных предметов с использованием вырезанного изображения. Изучение новых приёмов работы в технике. Подготовка необходимых материалов изучение их характеристик.
Практическая работа. Выбор рисунка, подготовка основы к работе, оформление изделий сделанных из папье-маше.
6. Техника изготовления цветов из гофрированной бумаги
О гофрированной бумаге, изучение новых приёмов работы с ней. Развитие творческой импровизации учащегося, подбор цветовых сочетаний.
Практическая работа. Изготовление декоративного цветущего деревца «топиарий».
7. Экскурсии
Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).
Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Подготовка материалов к выставке. Перспективы работы объединения по интересам на будущий год.
Ожидаемые результаты
По итогам завершения второго года обучения учащиеся
должны знать:
– основы композиции и уметь применять эти знания на практике;
– свойства красок и графических материалов;
– используемые в работе материалы и их свойства;
– название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки различных материалов.
– правила техники безопасности при работе с различными инструментами;
должны уметь:
– владеть различными приемами работы с различными графическими материалами, бумагой, соленым тестом;
– следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов образовательного процесса: итоговое занятие, самостоятельная работа, выставка, защита творческого проекта.
Формы и методы реализации программы
Формы занятий объединении по интересам: традиционное занятие, интегрированное, комбинированное занятие, практическое занятие, экскурсия, творческая мастерская, выставка, авторская выставка.
Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа), наглядный (наблюдение, просмотр), практический (тренинг, упражнение, творческая работа).
Методы контроля: наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ.
Литература и информационные ресурсы
1. Будкевич, В.А. Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль) / В.А. Будкевич. – Мн., 2012.
2. Гросул, Н.В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей / Н.В. Гросул. – М.: Просвещение, 2005.
3. Гусакова, М.А. Аппликация / М.А. Гусакова. – М.: Просвещение, 1987.
4. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Луковенко, Б.А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
6. Митителло, К. Аппликация. Техника и искусство / К. Митителло. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
7. Михайлов, А.М. Искусство акварели / А.М. Михайлов. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
8. " Программы для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук.и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы "Основы художественных представлений". – М.:МИПКРО, 2001.
9. Чиварди, Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция / Д. Чиварди. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.