Образовательная среда

  • doc
  • 13.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Знанио 4.doc

Детско-юношеский центр

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

Тема : Образовательная среда

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Калганова А.

 

Педагог дополнительного образования

 

 

 

2020

 

 

 

 

 

 

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.

В. Григорьева предложила следующее определение понятия «образовательная среда». Автор считает, что это «система педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и, в целом, личностное развитие школьника на основе его природных и возрастных особенностей и с учетом целей общества» (Григорьева, 2009, с. 18).

Что бы изучить образовательную среду надо рассмотреть  определения и понять их сущность в образовательной среде:

1.     Ведущая деятельность;

Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает  главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей  деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности. Зная ведущую деятельность в каждом возрасте  можно благоприятно выстроить образовательный процесс, где ребенок  будет себя чувствовать комфортно.

2. Социальная роль;

Социальная роль — это образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Роли определяются ожиданиями людей. Каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, выполняет свою социальную роль (например: ученик-учитель), что способствует поддерживать образовательный процесс.

3. Эмпатия ;

Эмпатия- как способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Роль и сущность эмпатии в образовательном процессе : учитель как субьект педагогической деятельности не только приобщается профессиональными функциями, но и конструктивно преобразует свои профессионально- личностные качества на основе их осмысления и анализа. Профессионализм в работе педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимоотношений и взаимной ответственности. Уметь правильно создать комфортную психологическую обстановку  во время образовательного процесса.

4. Индивидуальность;

В настоящее время одним из основополагающих принципов образования становится принцип индивидуализации обучения, особенностью которого является организация процесса обучения по индивидуальным образовательным программам, траекториям. Индивидуальность- совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств. Этот процесс требует особого сопровождения, одним из видов которого является тьюторское сопровождение.

Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках урока, занятия через индивидуальный учебный план; в рамках образовательного учреждения через индивидуальную учебную программу; в рамках образовательной среды через индивидуальную образовательную программу.