Образовательная среда в ДОУ. Консультация для воспитателей

  • docx
  • 23.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Образовательная среда в ДОУ.Консультация для воспитателей..docx

 Нормативно-правовая база — важная составляющая любой отрасли и образовательная деятельность не исключение.  

Она определяет и регламентирует понятийные, ценностные, организационные и методические аспекты образования. 

                 Без нормативно- правовых документов не может  работать ни одно  учреждение ,тем более образовательное .  Это основа в создании и полноценном функционировании образовательной организации.

Некоторые нормативно-правовые документы, которые лежат в основе проектирования образовательной среды ДОУ:

1.Конституция Российской Федерации; 

 учитывает при проектировании образовательной среды в ДОУ следующие положения:

·         конституционное право каждого ребёнка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования; 

·         бережное отношение к индивидуальности каждого ребёнка; 

адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей

2.Конвенция о правах ребёнка;  (правовой документ высокого международного стандарта, в котором закреплены гарантии прав детей. Он объединяет в себе высокие социально-моральные и правовые нормы и педагогические основы общения взрослых и детей). 

 Конвенция о правах ребёнка предполагает, что дошкольное учреждение призвано создавать условия для обеспечения прав и законных интересов детей. В частности, обеспечивать:

·         охрану жизни и здоровья; 

·         уважение личности и защиту её достоинства; 

·         возможность посещать учреждение с учётом потребностей и интересов как самих детей, так и их родителей; 

·         получение дополнительных образовательных и медицинских услуг; 

·         получение образования на родном языке, а также возможность выбрать язык обучения и воспитания в пределах имеющихся возможностей; 

·         удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

·         удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении; 

·         развитие познавательных, творческих способностей и интересов; 

·         получение образования в рамках программ дошкольного образования, соответствующих государственным образовательным стандартам; 

·         предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий. 

3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

4.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования»;  (ФГОС)

5 Федеральная  образовательная   программа  дошкольного  образования, утвержденная  Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 (зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847)

 

6.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; 

Концепция развития дошкольного образования на период до 2030 года определяет цели, задачи и приоритетные направления развития дошкольного образования в России на период до 2030 года.

Цель концепции — создание условий для доступного качественного дошкольного образования, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей в контексте единого образовательного пространства России.

Задачи развития системы дошкольного образования:

·         создание единого открытого образовательного пространства;

·         оптимизация системы управления на всех уровнях;

·         обеспечение доступного качественного образования для детей до восьми лет;

·         создание безопасной образовательной среды для сохранения и укрепления физического, психического здоровья, эмоционального благополучия дошкольников;

·         разработка и внедрение элементов безопасной цифровой образовательной среды.

7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций“»; 

 

Некоторые требования СанПиН об образовательной среде в ДОУ:

·         Количественное наполнение групп. Для разных возрастов детей установлены разные нормы: для групп до трёх лет — не менее 2,5 кв. метров на одного ребёнка, от трёх до семи лет — минимум 2 кв. метра на одного ребёнка. 

·         Территория ДОУ. Должна быть ограждена, озеленена (20–50% территории) и освещена (не менее 10 лк). Покрытие групповых площадок должно быть твёрдым, не травматичным, безопасным. 

·         Микроклимат в помещениях. Параметры микроклимата (температура, влажность и скорость движения воздуха) нормируются во всех помещениях: температура разнится для разных помещений, влажность воздуха — 40–60% (для помещений постирочной и пищеблока — до 70%), скорость движения воздуха — 0,1 м/с. 

·         Образовательная нагрузка. Регламентирована для детей разного возраста: от получаса (два раза по 15 минут) в младшей группе до 1,5 часов (три раза по 30 минут) в подготовительной. Такая деятельность должна проводиться каждый день в первой половине дня. 

Уборка помещений. Проводится влажным способом с моющими средствами не реже 2 раз в день (при открытых фрамугах или окнах) с обязательной уборкой мест скопления пыли и часто загрязняющихся поверхностей

·         8.УСТАВ  ДОУ.

 

Некоторые положения Устава ДОУ об образовательной среде:

·         Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации — русском языке. 

·         Содержание образования определяется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Она разрабатывается и утверждается учреждением самостоятельно в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. 

·         Образовательные программы реализуются через специфические для каждого возраста виды деятельности воспитанников с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей. 

·         Учреждение свободно в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемой программе. 

·         Освоение программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. 

·         Все виды образовательной деятельности проводятся по учебному плану и расписанию, принятым педагогическим советом в рамках требований к учебной нагрузке, указанной в СанПиН

 


9.Приказ  о разработке ОПДО(образовательная программа в дошкольном учреждении)  в ДОУ

 

В приказе о разработке образовательной программы в ДОУ об образовательной среде кратко  указано, что развивающая предметно-пространственная среда оценивается на соответствие ФГОС ДО и Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Также в документе может быть предусмотрена модернизация этой среды и закупка необходимой материально-технической базы. 

В каких документах есть определение понятия "образовательная среда"?

1.БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГОЯЗЫКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.КУЗНЕЦОВОЙ 2014 г

Среда - это   социально бытовая обстановка , условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение

 

2.ПРИКАЗ МИНОБОРОНЫ РОССИИ ОТ 17.10.2013 № 1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС)

Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения – это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

3.Федеральная  образовательная   программа  дошкольного  образования, утвержденная  Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 (зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847)

Образовательная среда ДОУ по ФОП — это совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений субъектов образования,

программно-методического сопровождения и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности ребёнка.

 

4.КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Образовательная среда — это среда обучения и воспитания, среда формирования   общей культуры личности детей, система условий для формирования социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил    и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, среда формирования чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда    и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному  наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

ВЫВОД.

Образовательная среда в ДОУ  уже не может реализовываться по-старому после введения ФОП ДО.

Думать иначе– большая профессиональная ошибка.

 

Разница между старой и новой образовательной средой в ДОУ после введения ФОП ДО заключается в следующих положениях:

·         Возрастные группы заменены на этапы по году рождения. Это помогает точнее адаптировать образовательный процесс к возрастным особенностям детской психики. 

·         Конкретизированы нормативы и требования для каждого возраста. Для каждой возрастной группы указаны задачи и содержание работы педагога. 

·         Работа строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа. В основе лежат любовь и уважение к своей стране, малой родине, доброта, ценность человека и семьи, знания, красота, здоровый образ жизни, труд. 

·         Педагоги самостоятельно выбирают формы, методы и средства реализации образовательной программы. Это делается с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка. 

При этом ФОП ДО сохраняет возможность формирования вариативной части образовательной программы. Не менее 60% должно быть взято из Федеральной образовательной программы, а оставшиеся 40% можно формировать по своему усмотрению. Так детские сады могут ориентироваться на собственные запросы, приоритетные направления, специфику национальных, региональных и других условий.