ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
художественно – эстетической
направленности
“Ступеньки творчества”
Срок реализации: 1 год
Возраст: 10 – 14 лет
Педагог: Галимова Е.Ф.
г. Экибастуз
|
|
|
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Ступеньки творчества» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Украшать себя, свой дом, свой мир свойственно любому человеку.
Общая характеристика
Культура нашей страны велика и многообразна, со своими особенностями, которые необходимо знать каждому гражданину нашей Родины. Однако современный мир в эпоху толерантности не возможен без знания культур других народов мира. Культура Японии одна из интереснейших культур мира, а творческий подход самый интересный способ знакомства с ней. С распространением электронных и компьютерных технологий на второй план отошли творения рук человеческих. Декоративно-прикладное искусство является одним из самых действенных и что очень важно, деятельных средств эстетического воспитания, так как даёт возможность не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками. Именно поэтому я разработала программу кружка, где можно было бы синтезировать научный подход с творческим.
Актуальность темы:
Рукоделие появилось во времена зарождения цивилизаций. Человек, для того что бы защититься, укрыться вынужден был создать первые образцы ручного творчества. Позднее развиваясь и меняясь в зависимости от условий окружающей среды, ручное творчество начало становиться частью искусства, отражать культурные ценности общества и стало традицией.
Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Куда ни глянь, каждый второй шьет, вышивает, клеит и мастерит. Незаметно сам соблазняешься сделать что-нибудь красивое и желательно полезное.
На данный момент актуальны и пользуются большим спросом эксклюзивные изделия. Начинаешь изучать ассортимент магазинов, и понимаешь: вязать сложно, вышивать долго, рисовать не каждый умеет, да и фантазии маловато. Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям.
Канзаши (Kanzashi) — украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое стало популярным далеко за пределами Японии.
Примерно 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме, а длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы. Для укладки волос использовали различные предметы — шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японские гребни и шпильки стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже, сколько у нее детей. Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины.
В современное время канзаши – это и заколки, и шпильки, и гребни незабываемой красоты, а так же различные предметы интерьера. Учитывая актуальность и практическую значимость, с целью развития творческих способностей учащихся на основе внеурочной деятельности, рекомендую использовать технику канзаши. Канзаши способствует гармоничному развитию школьников, восприятию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам, удовлетворяют их тягу к знаниям, развивают художественные и творческие способности. Школьники становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Это способствует формированию эстетического вкуса. Кроме того, изготовление сувениров в технике канзаши развивает художественный вкус, приучает к аккуратности, воспитывает терпение.
Учитывая актуальность и практическую значимость, с целью развития творческих способностей школьников мною разработана программа кружка «Канзаши». Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-14 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов - 2 раза в неделю). Состоит из 6 разделов и завершается выставкой своих работ и проектов. Наполняемость группы до 10 человек, т.к. часто приходится работать с каждым обучающимся индивидуально. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка
К удовольствию рукодельниц техникой «канзаши» может овладеть каждый, потому что она не требует специальных навыков, как, например, вязание.
Тема, несомненно, актуальна. Изготовление украшений своими руками сейчас на пике популярности. Создавая бижутерию своими руками, мы уже не задумываемся, что, например, ручные и ножные браслеты, серьги и кольца, в определённый период выполняли роль оберегов и амулетов. Культовый предмет постепенно превратился в украшение.
Достоинство техники в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных украшений. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, декоративное панно, декорировать рамки для фотографий, украшать коробки. «Канзаши» доступен всем потому, что шелковые ленты, клей, картон, бусины и стразы можно приобрести в магазине.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
v закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
v обучение умению планирования своей работы;
v обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
v обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
v развитие образного мышления и воображения;
v создание условий к саморазвитию учащихся;
v развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
v воспитание уважения к труду и людям труда;
v формирование чувства коллективизма;
v воспитание аккуратности;
v экологическое воспитание обучающихся;
v развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
v доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
v наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
v демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
v научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
v «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;
лекции, праздники, конкурсы, выставки и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
v словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
v наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
v практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей:
v объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
v репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
v частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
v исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
v фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
v индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
v групповой – организация работы в группах;
v индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с атласными лентами, тканями, салфетками.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека.
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в своем клубе,
– между клубами творчества;
• Участие в городской выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на МС объединения.
•Проведение мастер-классов;
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы досуговой деятельности
К концу обучения обучающиеся должны |
|
знать |
уметь |
что такое «Канзаши» |
подбирать ленты и ткань нужного цвета |
историю возникновения техники «Канзаши»
|
выполнять разметку лент и ткани |
основные приемы работы, способ складывания базовых лепестков |
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки атласных лент, ткани, и других материалов |
пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания лепестков |
собирать лепестки в цветок |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы |
составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить композицию или поделку |
|
анализировать образец, анализировать свою работу |
Учебно – тематический план (68 часов)
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Знакомство с историей техники «Канзаши», особенности техники, значение по месяцам. |
1 |
|
1 |
2. |
Выбор инструментов и материалов, организация рабочего места, техника безопасности |
0.5 |
0.5 |
1 |
3. |
Технологическая последовательность изготовления изделий. |
0.5 |
1.5 |
2 |
4. |
2 основных способа складывания лепестков – острый и круглый |
1 |
2 |
3 |
5. |
Двойной лепесток |
1 |
1 |
2 |
6. |
Базовая форма «Астра из узкой ленты» |
1 |
3 |
4 |
7. |
Базовая форма «Роза» |
1 |
3 |
4 |
8. |
Базовая форма «Подсолнух» |
1 |
3 |
4 |
9. |
Базовая форма «Нарцисс» |
1 |
3 |
4 |
10. |
Базовая форма «Ромашка из узкой ленты» |
1 |
3 |
4 |
11. |
Базовая форма «Зефирка» |
1 |
4 |
5 |
12. |
Базовая форма «Гербера» |
1 |
3 |
4 |
13. |
Украшение «8 Марта» |
1 |
3 |
4 |
14. |
Новогодние украшения |
|
3 |
3 |
15. |
Панно «цветы» |
|
4 |
4 |
16. |
Рамка для фотографий |
|
3 |
3 |
17. |
Украшение «Бабочка» |
|
4 |
4 |
18. |
Украшение «Стрекоза» |
|
2 |
2 |
19. |
Прихват для штор |
|
3 |
3 |
20. |
Картина в технике «канзаши» |
|
5 |
5 |
21. |
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ |
1 |
1 |
2 |
|
ИТОГО: |
13 |
55 |
68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(68 часов)
№ п/п |
Тематичес кое планирова ние |
Ча сы |
Деятельность учащихся, теория |
Формирование УУД |
1 |
Вводное занятие знакомст во с историей техники «канзаши» |
1 ч. |
Входная диагностика обученности. Презентация «История техники «Канзаши» |
Познавательные -формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование; Коммуникативные -постановка вопросов; Регулятивные - контроль и оценка; |
2 |
Выбор инструментов и материа лов, организа ция рабочего места, техника безопасности |
1 ч. |
Презентация «Материалы и инструменты для работы». Инструктаж по ТБ. |
Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция; Личностные - нравственно - этическое оценивание; |
3 |
Технологическая последовательность |
2 ч. |
Инструктаж работы в технике «канзаши» |
|
4 |
2основных способа складыва ния лепестков – острый и круглый |
5 ч. |
Презентация «Острый и круглый лепесток «канзаши». Складывание лепестков. |
Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; |
5 |
Двойной лепесток |
2ч. |
Презентация «Двойной лепесток «канзаши». Складывание лепестков. |
|
6 |
Базовая форма «Астра из узкой ленты» |
4 ч. |
Знакомство с базовой формой «Астра». Складывание объемного цветка |
|
7 |
Базовая форма «Роза» |
4 ч. |
Знакомство с базовой формой «Роза». Складывание объемного цветка. |
Познавательные - формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - планирование; - прогнозирование;
|
8 |
Базовая форма «Подсол нух» |
4 ч. |
Знакомство с базовой формой «Подсолнух». Складывание объемного цветка. |
|
9 |
Базовая форма «Нарцисс» |
4 ч. |
Знакомство с базовой формой «Подсолнух». Складывание объемного цветка. |
|
10 |
Базовая форма «Ромашка из узкой ленты» |
4 ч. |
Знакомство с базовой формой «Ромашка». Складывание объемного цветка. |
Познавательные - формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; |
11 |
Базовая форма «Зефирка» |
5 ч. |
Знакомство с базовой формой «Зефирка». Складывание объемного цветка. |
|
12 |
Базовая форма «Гербера» |
4 ч. |
Знакомство с базовой формой «Гербера». Складывание объемного цветка. |
|
13 |
Украше ние «8 Марта» |
4 ч. |
Изготовление поздравитель ной открытки к 8 Марта с использовани ем цветов из атласных лент и ткани |
Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
14 |
Новогод ние украше ния в технике «канзаши» |
6 ч. |
Способы изготовления новогодних украшений. |
Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; |
15 |
Панно «Цветы»
|
4 ч. |
Изготовление изделия «Цветы»
|
|
16 |
Рамка для фотогра фий
|
3ч. |
Украшение рамки для фотографий с помощью различных видов цветов из атласных лент и органзы. |
Познавательные - формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - планирование; - прогнозирование |
17 |
Украше ние «Бабочка» |
4ч. |
Способы изготовления бабочек.
|
|
18 |
Украше ние «Стреко за» |
2ч. |
Способы изготовления стрекоз. |
|
19 |
Прихват для штор |
3ч. |
Изготовление прихвата для штор |
|
20 |
Картина в технике «канзаши» |
5ч. |
Презентация «Картина в технике «канзаши»; Объемная композиция на своб. тему |
|
21 |
Итоговое занятие |
1 ч. |
Сочинение-эссе «Канзаши в нашей жизни». Анализ работ. |
Познавательные - доказательство; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - оценка и коррекция; Личностные - самоопределение; - смыслообразование. |
22 |
Оформле ние выставоч ных работ |
1 ч. |
Оформление тематических выставок.
|
Список используемой литературы и электронные ресурсы
В.Д.Симоненко. Технология. Обслуживающий труд. 5-9 класс – М: Вентана - Граф, 2010
http://stranamasterov.ru/
http://mastera-rukodeliya.ru/
http://www.zlatoshveika.com/
Сайт «Домашняя волшебница» http://www.magic-dom.ru
Сайт «Страна мастеров» http://stranamasterov.ru
http://vk.com/video-31890522_161427810
Метод проекта. (Определение). http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-3.html
Что такое Hana kanzashi? (определение).
Хана канзаши - цветы из ткани. Украшения ручной работы http://vk.com/kanzashi.flower
Уроки канзаши и МК в картинках → МК хризантема http://kanzashi.org/uroki-i-master-klassi-v-kartinkah/
История канзаши http://3ladies.ru/kanzashi-svoimi-rukami
Японская техника изготовления цветов из лент — канзаши
Методическое обеспечение программы
Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – ноутбук для показа презентаций, инструкционные карты. Детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: атласные ленты, репсовые ленты, кособейки, ткань, органза, салфетки, ножницы, клей-момент, клеевой пистолет, свечи или зажигалки, иголка с ниткой, картон, линейки, различные бусины, полубусины, пайетки и бисер.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.