Публикация является частью публикации:
Образовательная деятельность по развитию речи
с элементами грамоты
на тему: «Скоро в школу»
(подготовительная к школе группа)
Составил:
учитель-логопед
Мозокина А.П.
Образовательная деятельность по развитию речи
с элементами грамоты на тему: «Скоро в школу»
Цель: Обобщить представления детей о школе и школьном обучении.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с технологией «синквейна» и арттехнологией - «коллаж»;
- Обучить технике составления коллажа на заданную тему;
- Расширить представления детей об обучении в школе, его значимости.
Развивающие:
- Совершенствовать фонематический слух,
- развивать навыки словообразования,
- закрепить зрительный образ гласных букв;
- создать условия для обогащения и актуализации словаря на заданную тему;
- способствовать развитию связной речи,
- развивать умение детей кратко и точно выражать свои мысли;
- развивать умение обобщать и классифицировать предметы;
- развивать высшие психические функции, аналитическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к школе и желание учиться.
- побуждать проявлять инициативу, самостоятельность в принятии решений;
- воспитывать умение аргументировать свою точку зрения.
Словарная работа:
Активизация и обогащение словаря: сайт, компьютерная программа, вирус, «Синквейн», коллаж;
Оборудование: раздаточный материал «Буквы поломались», «Прочитай по первым буквам», мультимедийное оборудование, видеопрезентация по содержанию занятия, планшет, с карандашом, лист ватмана, картинки на школьную тематику для составления коллажа.
Методы и приёмы: игровой момент, ТРИЗ-игра «Что бы было если…», игры по обучению грамоте: «Буквы поломались», «Прочитай по первым буквам», «Назови одним словом», логоритмическое упражнение «Переменка», технологии «синквейна» и составления коллажа, средства ИКТ, объяснение педагога, самостоятельные рассказы детей, итог.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дети входят в помещение.
Л: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, меня зовут Анна Павловна, я очень рада вас всех видеть.
Л: Я знаю, что вы скоро пойдете в школу и вас можно назвать - будущие первоклассники. А вы хотели ли бы уже сегодня почувствовать себя немного школьниками?
Д: Да, хотели бы.
Л: Тогда я предлагаю вам окунуться в школьный мир и прямо сейчас заглянуть на сайт одной из школ. Сейчас мы познакомимся со школьными новостями.
Слайд №2
Логопед открывает страницу школьного сайта, но внезапно изображение исчезает.
Л: Страничка исчезла, что-то ее заблокировало. Что же случилось с сайтом?
Может, это вирус пробрался на школьный сайт.
Слайд №3,4
Запись голоса Вируса: Да, это я – всемогущий Вирус, это я стер все данные и в будущем году школа не примет новых учеников, придется вам в садике остаться навсегда.
Л: Не волнуйтесь, ребята, мы попробуем справиться с этой задачей – разблокируем сайт и удалим Вирус. Конечно же, это нелегкая задача, но мы все же попробуем. Как вы думаете, что будет, если и вправду школы в следующем году не примут новых учеников?
Д: Дети не будут узнавать новое, не будут читать и писать…
Л: Да, невеселая ситуация, а мы попробуем ее не допустить. А чтобы сайт разблокировать, надо выполнить все трудные задания вредного Вируса, если мы это сделаем, то на экране появится изображение школьного колокольчика. А для чего нужен в школе колокольчик?
2. Основная часть
Слайд №5
Л: Ребята, посмотрите, в базе данных наш Вирус постарался, что-то он стер, а что-то осталось. Приглядитесь внимательно, на что это похоже?
Д: на буквы.
Л: А на какие буквы они похожи, давайте допишем и восстановим эти буквы.
Дети на отдельных карточках выполняют задание «Буквы поломались»
Слайд №6
Л: Молодцы, а на экране появилась небольшая часть школьного колокольчика – мы с вами на верном пути.
Слайд №7,8,9
Л: Ребята, посмотрите, а в этом задании слова спрятаны в названиях этих картинок. Давайте определим звуки, с которых начинаются названия этих картинок и составим зашифрованные Вирусом слова.
Проводится игра «Прочитай по первым буквам» (слова ШАР, ГНОМ, КНИГА)
Слайд №10
Л: Ну вот, мы получили еще один «кусочек» колокольчика.
Слайд №11,12,13
Л: В следующем задании необходимо получить из двух слов одно целое, давайте попробуем!
Проводится игра «Назови одним словом» (слова САМОКАТ, ЛИСТОПАД, ПЕШЕХОД)
Слайд №14
Л: Какие вы молодцы, как здорово у вас получается! А у нас еще открылся еще один фрагмент колокольчика.
Л: Предлагаю вам немного отдохнуть, объявляю настоящую школьную переменку!
Слайд №15
На экране демонстрируется логоритмическое упражнение «Переменка».
Переменка! Переменка! Дети выполняют прыжки на месте.
Отдохните хорошенько:
Можно бегать и шуметь Изображают бег на месте.
Танцевать и песни петь, Показывают танцевальные движения.
Можно сесть и помолчать, Приседают.
Только — чур! — нельзя скучать!
Слайд №16
На экране появляется Вирус, звучит голос: Школа, школа… И что вы все туда стремитесь, я вообще не знаю, что это такое…
Слайд №17
Л: Не беда, мы расскажем Вирусу о школе, какая она и что в ней делают. Мы попробуем все вместе составить «синквейн».
- Ребята, а вы знаете, что такое - синквейн?
Д: нет.
Л: Синквейн – это короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк. Давайте вместе подберем подходящие слова для синквейна о школе.
Посмотрите, у меня есть картинка здания, напоминающего школу, а в этом здании есть окошки. В первом окошке написано слово – ШКОЛА, ниже в двух окошках надо написать 2 слова - признака о школе, еще этажом ниже надо поместить 3 слова-действия о школе, в большом окошке – расположить предложение о школе, а на первом этаже – на входной двери записать слово, похожее по смыслу со словом – Школа.
Дети составляют «синквейн», педагог записывает, зачитывает ответы детей.
Слайд №18
Звучит голос Вируса: Это все слова, а как же можно посмотреть на школу и что там происходит?
Слайд №19
Л: Здесь мы тебе наш любознательный Вирус тоже поможем. Чтобы собрать все наши знания о школе мы составим коллаж о школе.
Л: - Ребята, а слово – «коллаж» вам знакомо?
Д: нет.
Л: Коллаж – это когда из разнообразных картинок составляют одно целое изображение, объединенное общим смыслом. Давайте попробуем!
Л: Ребята, проходите к столу, здесь находятся множество картинок, которые можно отнести к школьной тематике, но здесь есть также картинки и совершенно другие по смыслу и содержанию. Итак, я предлагаю вам выбрать понравившуюся картинку, прикрепить ее на нашу основу, а чтобы Вирус понял, что это за предмет, необходимо коротко рассказать об изображении на картинке, и для чего это может пригодиться в школе.
Дети подходят к столу, составляют совместный коллаж, комментируют свои действия.
Слайд №20,21
На экране полностью открывается и звенит колокольчик, звучит голос Вируса:
- Все сдаюсь, мне очень понравилась эта ваша школа, я открою вам сайт, до свидания!
Удачи вам, будущие первоклассники!
3. Заключительная часть
Л: Ну вот, благодаря вам школьный сайт открыт. Что мы сделали для этого? А что больше всего вам понравилось? Какие задания для вас были трудные, а легкие? Сколько всего нового мы узнали сегодня о школе! А вы не передумали стать школьниками?
Л: - Я вас тоже всех благодарю, была рада с вами познакомиться и пообщаться. Отнесите ваш коллаж в группу, чтобы другие ребята тоже могли познакомиться со школой и полюбоваться на вашу работу. А еще я дарю вам вот такое пособие, которое поможет вам еще лучше подготовиться к обучению в школе.
Использованная литература
1.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
2.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.
3.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
4. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005). Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.
5. Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
6. Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.
7.Томилова Ю.Р. Логопедический коллаж как метод преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста// Образова-
тельные проекты «Совёнок» для дошкольников. 2017 No 50 - ART170
70406. - 0,3. – п. л. – URL: http://www.kids.covenok.ru/170406. htm.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.