Образовательная деятельность по развитию речи с элементами грамоты "Скоро в школу"

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия Скоро в школу.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная деятельность по развитию речи

с элементами грамоты

на тему:  «Скоро в школу»

(подготовительная к школе группа)

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Составил:

учитель-логопед

                                                                                                                     Мозокина А.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная деятельность по развитию речи

с элементами грамоты на тему:  «Скоро в школу»

 

 

Цель: Обобщить представления детей о школе и школьном обучении.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с технологией «синквейна» и арттехнологией - «коллаж»;

- Обучить технике составления коллажа на заданную тему;

- Расширить представления детей об обучении в школе,  его значимости.

Развивающие:

- Совершенствовать фонематический слух,

- развивать навыки словообразования,

- закрепить зрительный образ гласных букв;

- создать условия для обогащения и актуализации словаря на заданную тему;

- способствовать развитию связной речи,

- развивать умение детей кратко и точно выражать свои  мысли;

- развивать умение обобщать и классифицировать предметы;

- развивать высшие психические функции, аналитическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать устойчивый интерес к школе и желание учиться.

- побуждать проявлять инициативу, самостоятельность в принятии решений;

 - воспитывать умение аргументировать свою точку зрения.

Словарная работа:

Активизация и обогащение словаря: сайт, компьютерная программа, вирус, «Синквейн», коллаж;

Оборудование: раздаточный материал «Буквы поломались», «Прочитай по первым буквам», мультимедийное оборудование, видеопрезентация по содержанию занятия, планшет, с карандашом, лист ватмана,  картинки на школьную тематику для составления коллажа.

Методы и приёмыигровой момент, ТРИЗ-игра «Что бы было если…», игры по обучению грамоте: «Буквы поломались», «Прочитай по первым буквам», «Назови одним словом», логоритмическое упражнение «Переменка», технологии «синквейна» и составления коллажа, средства ИКТ, объяснение педагога, самостоятельные рассказы детей, итог.

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Дети входят в помещение.

Л: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, меня зовут Анна Павловна, я очень рада вас всех видеть.

Л: Я знаю, что вы скоро пойдете в школу и вас можно назвать - будущие первоклассники. А вы хотели ли бы уже сегодня почувствовать себя немного школьниками?

Д: Да, хотели бы.

Л: Тогда я предлагаю вам окунуться в школьный мир и прямо сейчас заглянуть на сайт одной из школ. Сейчас мы познакомимся со школьными новостями.

Слайд №2

Логопед открывает страницу школьного сайта, но внезапно изображение исчезает.

Л: Страничка исчезла, что-то ее заблокировало. Что же случилось с сайтом?

Может, это вирус пробрался на школьный сайт.

Слайд №3,4

Запись голоса Вируса: Да, это я – всемогущий Вирус, это я стер все данные и в будущем году школа не примет новых учеников, придется вам в садике остаться навсегда.

Л: Не волнуйтесь, ребята, мы попробуем справиться с этой задачей – разблокируем сайт и удалим Вирус.  Конечно же, это нелегкая задача, но мы все же попробуем. Как вы думаете, что будет, если и вправду школы в следующем году не примут новых учеников?

Д: Дети не будут узнавать новое, не будут читать и писать…

Л: Да, невеселая ситуация, а мы попробуем ее не допустить. А чтобы сайт разблокировать, надо выполнить все трудные задания вредного Вируса, если мы это сделаем, то на экране появится изображение школьного колокольчика. А для чего нужен в школе колокольчик?

 

2. Основная часть

Слайд №5

Л: Ребята, посмотрите, в базе данных наш Вирус постарался, что-то он стер, а  что-то осталось. Приглядитесь внимательно, на что это похоже?

Д: на буквы.

Л: А на какие буквы они похожи, давайте допишем и восстановим эти буквы.

Дети на отдельных карточках выполняют задание «Буквы поломались»

Слайд №6

Л: Молодцы, а на экране появилась  небольшая часть  школьного колокольчика – мы с вами на верном пути.

 

 

Слайд №7,8,9

Л: Ребята, посмотрите,  а в этом задании слова спрятаны в названиях этих картинок. Давайте определим звуки, с которых начинаются названия этих картинок и составим зашифрованные Вирусом слова.

Проводится игра «Прочитай по первым буквам» (слова ШАР, ГНОМ, КНИГА)

Слайд №10

Л: Ну вот, мы получили еще один «кусочек» колокольчика.

Слайд №11,12,13

Л: В следующем задании необходимо получить из двух слов одно целое, давайте попробуем!

Проводится игра «Назови одним словом» (слова САМОКАТ, ЛИСТОПАД, ПЕШЕХОД)

Слайд №14

Л: Какие вы молодцы, как здорово у вас получается! А у нас еще открылся еще один фрагмент колокольчика.

Л: Предлагаю вам немного отдохнуть, объявляю настоящую школьную переменку!

Слайд №15

На экране демонстрируется логоритмическое упражнение «Переменка».

Переменка! Переменка!                    Дети выполняют прыжки на месте.

Отдохните хорошенько:                    

Можно бегать и шуметь                    Изображают бег на месте.

Танцевать и песни петь,                    Показывают танцевальные движения.

Можно сесть и помолчать,                Приседают.

Только — чур! — нельзя скучать!                         

Слайд №16

На экране появляется Вирус, звучит голос: Школа, школа… И что вы все туда стремитесь, я вообще не знаю, что это такое…

Слайд №17

Л: Не беда, мы расскажем Вирусу о школе, какая она и что в ней делают. Мы попробуем все вместе составить «синквейн».

- Ребята, а вы знаете, что такое - синквейн?

Д: нет.

Л: Синквейн – это короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк.  Давайте вместе подберем подходящие слова для синквейна о школе.

Посмотрите, у меня есть картинка здания, напоминающего школу, а в этом здании есть окошки. В первом окошке написано слово – ШКОЛА, ниже в двух окошках надо написать 2 слова - признака о школе, еще этажом ниже надо поместить 3 слова-действия о школе, в большом окошке – расположить предложение о школе, а на первом этаже – на входной двери записать слово, похожее по смыслу со словом – Школа.

Дети составляют «синквейн», педагог записывает, зачитывает ответы детей.

 

Слайд №18

Звучит голос Вируса: Это все слова, а как же можно посмотреть на школу и что там происходит?

Слайд №19

Л: Здесь мы тебе наш любознательный Вирус тоже поможем. Чтобы собрать все наши знания о школе мы составим коллаж о школе.

Л: - Ребята, а слово – «коллаж» вам знакомо?

Д: нет.

Л: Коллаж – это когда из разнообразных картинок составляют одно целое изображение, объединенное общим смыслом. Давайте попробуем!

Л: Ребята, проходите к столу, здесь находятся множество картинок, которые можно отнести к школьной тематике, но здесь есть также картинки и совершенно другие по смыслу и содержанию. Итак,  я предлагаю  вам  выбрать понравившуюся картинку, прикрепить ее на нашу основу,  а чтобы Вирус понял, что это за предмет, необходимо коротко рассказать об изображении на картинке,  и для чего это может пригодиться в школе.

Дети подходят к столу, составляют совместный коллаж, комментируют свои действия.

Слайд №20,21

На экране полностью открывается и звенит колокольчик, звучит голос Вируса:

- Все сдаюсь, мне очень понравилась эта ваша школа, я открою вам сайт, до свидания!

Удачи вам, будущие первоклассники!

 

3. Заключительная часть

Л: Ну вот, благодаря вам  школьный сайт открыт. Что мы сделали для этого?  А что больше всего вам понравилось? Какие задания для вас были трудные, а легкие? Сколько всего нового мы узнали сегодня о школе! А вы не передумали стать школьниками?

Л: - Я вас тоже всех благодарю, была рада с вами познакомиться и пообщаться. Отнесите ваш коллаж в группу, чтобы другие ребята тоже могли познакомиться со школой и полюбоваться на вашу работу. А еще я дарю вам вот такое пособие, которое поможет вам еще лучше подготовиться к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

1.Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.

2.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.  Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.

3.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

4. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005). Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

5. Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.

6. Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.

7.Томилова Ю.Р. Логопедический коллаж как метод преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста// Образова-

тельные проекты «Совёнок» для дошкольников. 2017 No 50 - ART170

70406. - 0,3. – п. л. – URL: http://www.kids.covenok.ru/170406. htm.