Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»
Оценка 4.9

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
биология +1
Взрослым
20.01.2017
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»
предназначена для занятий по экологии в системе дополнительного образования младших школьников и рассчитана на 2 года обучения с периодичностью занятий – 2 раза в неделю по 2 часа с одной группой. Участие в работе кружка принимают все желающие дети возраста 7-10 лет. Цель – формирование у обучающихся экологической культуры на начальном уровне в процессе дополнительного экологического образования. способствовать развитию и формированию познавательного интереса к природе, познавательной деятельности;  создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка на основе общения с природой;  способствовать формированию и развитию у обучающихся навыков правильного поведения в природе;  создать условия для развития творческих способностей обучающихся;  способствовать обогащению навыков общения и умений совместной
ПРОГРАММА ЭКОЦЕНТР..doc
Пояснительная записка Образовательная   программа   дополнительного   образования   детей   «Мир   природы» предназначена для занятий по экологии в системе дополнительного образования младших школьников и рассчитана на 2 года обучения с периодичностью занятий – 2 раза в неделю по 2 часа с одной группой. Участие в работе кружка принимают все желающие дети возраста 7­10 лет. Цель  –  формирование   у   обучающихся   экологической   культуры   на   начальном   уровне   в   процессе дополнительного экологического образования. Задачи: Образовательные:   способствовать формированию устойчивого интереса  детей в изучении окружающего мира  и  экологии;  способствовать пониманию детьми  взаимосвязей существующих в природе;  способствовать формированию системы знаний о многообразии живой и неживой природы;  научить детей ориентироваться в элементарных явлениях окружающей природы и их  взаимосвязях с жизнью человека;  способствовать формированию элементарной системы экологических знаний и воспитание на  этой основе элементов экологического сознания;   создать условия для понимания неразрывной связи жизни человека и природы;   способствовать формированию целостного представления об окружающем мире;  способствовать формированию простейших навыков исследовательской и природоохранной  деятельности;  ознакомить детей с правилами  наблюдения в природе. Развивающие:  способствовать   развитию   и   формированию   познавательного   интереса   к   природе, познавательной деятельности;  создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка на основе общения с природой;   способствовать формированию и развитию у обучающихся навыков правильного поведения в природе;  создать условия для  развития творческих способностей обучающихся;  способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности. Воспитательные:  создать   условия   для   воспитания   доброжелательности,   чувства   коллективизма   и   навыков работы  в коллективе;  создать условия для участия детей в посильной для них деятельности по охране и защите природы;  способствовать развитию гуманных чувств,  сочувствия, сопереживания, добра;   способствовать воспитанию ответственного отношения к природе;  воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу. Прогнозируемые   результаты   в   освоении     полного   курса     по   программе  «Мир природы»дети должны знать: природа живая и неживая; основные признаки живого; компоненты неживой природы – воздух, вода, солнце,  их основные свойства.  Признаки  и изменения в  природе по временам  года. Классификацию   жизненных   форм   растений:   деревья,   кустарники,   травы;   понятие   –   ярусность; растения хвойные, лиственные, дикорастущие и культурные. Отличительные особенности отдельных видов деревьев, кустарников, трав. Плод, семя. Первоцветы Ульяновской области. Основные растения луга.   Названия   лекарственных   растений.   Правила   ухода   за   комнатными   растениями.   Названия съедобных и ядовитых грибов. Группы животных: насекомые, птицы, звери (без обязательного разбора отличительных   признаков).   Некоторые   виды   насекомых,  птиц  Ульяновской   области.  Правила изготовления и развешивания кормушек для птиц; правила заготовки корма для птиц.   Связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребности; различия живых организмов и неживых предметов. Основные способы наблюдения в природе.   Правила поведения в природе.   Понятие   ­   Красная   книга   России,   Красная   книга     Ульяновской   области.   Некоторые охраняемые   растения,   животные   Ульяновской   области.    Значение   природы   для   человека.   Моде­ лировать   признаки   объектов   и   связи.   Бережно,   заботливо,   гуманно   относиться   к   природе.   Быть эмоционально отзывчивыми на красоту природы в разное время года, быть ответственными, общи­ тельными. уметь:  различать   объекты   живой   и   неживой   природы;   видеть   и   находить   существующие   в природе взаимосвязи; использовать наблюдения как способ познания: принимать цель наблюдения и ставить её самостоятельно, использовать в наблюдении сенсорные способы, личный опыт, элементарно планировать   ход   наблюдения,   делать   выводы.   Использовать   поисковую   деятельность:   принимать познавательные   задачи,   замечать   противоречия   в   суждениях,   использовать   различные   способы проверки предположений (опыты, рассуждения, сравнительные наблюдения). Сравнивать объекты и явления природы по признакам различия и сходства. Различать изученные растения, животных (по 3­4 представителя каждой из перечисленных выше групп). Классифицировать   объекты   и   явления   по   существенным   основаниям.   Моделировать характерные   и   существенные   признаки,   частные   и   общие   связи.   Проводить   самостоятельные наблюдения  в   природе  по  заданию   педагога.?.;  рассказывать  о  наблюдаемых  явлениях  в  природе, сказки на экологические темы, используя пословицы, поговорки, народные приметы. Использовать слова,  отражающие экологическую культуру? Ухаживать  за комнатными растениями,  используя известные способы и учитывая их особенности.  Уметь изготавливать простейшие кормушки для птиц. Выполнять правила поведения в природе. В воспитательном плане ожидаемым результатом освоения программы является:   приобретение опыта работы в коллективе, создание  дружеской обстановки;  воспитание доброго, бережного  отношения к окружающему миру;  приобретение обучающимися опыта по охране природы;   развитие у обучающихся интереса к изучению природы;  Результаты усвоения программы. К концу изучения курса дети должны знать:  термины:   наука   экология,   окружающая   среда,   среда   обитания,   экологическая   пирамида, пищевая цепь, взаимосвязи;  основные ботанические группы растений: деревья, кустарники, травы;  основные группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;   отличие растений от животных, признаки живого;  закономерность и последовательность сезонных изменений, происходящих в природе и влияние этих изменений на жизнь растений и животных;  основные правила поведения в природе. К концу изучения курса дети должны уметь: ­ ­ ­ ­ ­ ориентироваться   в   элементарных   явлениях   природы   и   их   взаимосвязях   с   жизнью растений, животных, человека; определять качественное состояние окружающей среды путём наблюдений; видеть и находить существующие в природе взаимосвязи; давать оценку деятельности человека в природе; правильно вести себя в природе, не причиняя ей вреда.  Дети должны приобрести навыки: ­ ­ работы с природным материалом экспериментальной работы ­ ­ решения проблемных задач общения и совместной деятельности Учебно­тематический план   1 года обучения е и т я н а з   е о н с к е л п м о К 4 4 2 2 10 2 2 2 2 2 № темы занятия Наименование учебной темы, темы занятия 1 1. 1.1. 1.2. 1.3 2. 2.1. 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2  Введение в программу.  Что такое природа.  Знакомство с областным детским  экологическим центром. Экскурсия «Природа и мы» Неживая и живая природа Живая неживая природа осенью. Солнце, как источник тепла. Воздух и вода, их значение для  растений, животных и человека.  Какие бывают растения (деревья,  кустарники, травы). Экскурсия «Знакомые  незнакомцы» Позднецветущие травянистые  растения парка. Животные, как часть живой  природы «Братья наши меньшие» заготовка  корма для животных живого  уголка «Все это называется природа» 3. Мир природы осенью. 3.1 3.2 Осенние изменения в природе.  Осень в природе У природы нет плохой погоды.  Народные приметы об осени.  в о с а ч о г е с В   3 6 2 2 2 22 2 2 2 2 4 2 2 2 2 30 2 2 Количество часов по видам учебные контрольные е о в о г о т и а к в а т с ы в е ы н в р е з е р я и с р у к с к э   а т о б а р я а ­ т к а р П я и ц к а к и н д з а р п й ­ г о л о к Э   6 7 8 9 10 11 2 2 2 2 5 2 2 4 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 4 16 2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 4. 4.1 4.2 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 4.16 Осень в жизни растений.  Продолжительность жизни  растений Разнообразие красок природы.  Отчего листья краснеют и  желтеют. «Без билета по всему свету» Как  растения распространяют семена и плоды.   «Плоды и семена»                      «Осенний букет»  Поделки из  природного материала   Многообразие животных  Жизнь животных осенью.  Куда улетают птицы (Досвидания, пернатые друзья) Кто такие насекомые? Музей   Экоцентра. Грибы – особое царство природы. «Мир природы глазами детей»  (конкурс рисунков) Осенний марафон.  Мир природы зимой.  Зима в природе Хвойные и лиственные растения  зимой Особенности зимовки растений  под снегом. Значение снегового  покрова для защиты растений С кем дружит ель. Расти, ёлочка! Жизнь животных зимой. Как белка и заяц проводят зиму в лесу. У природы зимой нет тайн. Следы. (Письма на снегу) Кто поёт в зимнем лесу? Как помочь птицам зимой. «Зимняя сказка на снегу и под  снегом».  Новогодняя сказка. В гостях у  Деда Мороза. Новогодний подарок  «Снеговичок» Вода зимой. Круговорот воды в природе Снег и лед Снегопады, метели.  Что такое гололёд Зимние картины природы. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 2 2 34 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6. 6.1 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 6.13 6.14 6.16 6.17 6.18 Этот удивительный мир  природы Самый жаркий континент.  Пустыня – это там, где совсем  пусто Живой мир пустыни. Зеленые диковинки. Карлики и   великаны растительного мира. Что растет в саванне Загадочный Нил. Цветущие пустыни. Тропические  пустыни Праздник «День  Биоразнообразия». 14 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 Мир природы весной Весна на пороге (ознакомление с  состоянием неживой и живой  природы весной) Увидел грача – весну встречай Возвращение птиц. Гнездование Пернатые – синоптики Насекомые и птицы весной. Редкие насекомые и их охрана Бабочки. Удивительные  превращения Викторина «Муравьиные  проделки» Растения весной. Первоцветы. Их особенности и  значение в жизни природы Летучие цветки   Когда и как цветут деревья Растения и животные луга. Весна в водоеме. Водные и околоводные растения Кто летает у воды?  Водные и  околоводные насекомые  (стрекозы, поденки, ручейники) К  тайнам  природы. Всего 38 4 20 8 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 144 76 20 10 8 6 2 8 6 10 Содержание программы 1 года обучения Раздел 1. Введение в программу  (6 часов). Содержание: Цель и задачи программы. Знакомство с работой кружка. Основные виды деятельности. Инструктаж   по   технике   безопасности   на   занятиях   в   помещении   и   экскурсиях.   Знакомство   с природоведческими   понятиями   «природа»,   «экология»,   «друзья   природы».     Ознакомительная экскурсия «Природа и мы» Экскурсия: «Природа и мы» (2 час). Содержание:  разнообразие   природных   богатств,   их   классификация.   Живое   и   неживое,   их отличительные признаки, необходимость бережного отношения к живым существам. Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Сохранение гармонии в природе, её красота. Бережное отношение к окружающему миру. Раздел 2. Неживая и живая природа. (22 часа) Содержание: Живое и неживое,  их отличительные признаки. Необходимые условия для жизни – свет, вода, воздух ­ их значение для растений, животных, человека. Разнообразие природных богатств, их отличительные   признаки.   Разнообразие   жизненных   форм   растений,   (деревья,   кустарники,   травы). Растения   парка.       Животные,   как   часть   живой   природы;   отдельные   представители   животных, обитатели   леса,   их   образ   жизни,   способ   питания,   размножения,   приспособленность   к   условиям существования,   взаимосвязи   с   другими   живыми   организмами,   зависимость   от   условий   среды, необходимость бережного отношения к живым существам.  Экскурсия  «Знакомые незнакомцы» (4 часа) Содержание:  характеристика   деревьев,   кустарников,   трав   как   жизненной   формы   растения,   их отличительные особенности, роль в формировании условий в лесном биоценозе. Представители групп, особенности их экологии, их роль в оздоровлении воздуха города, в жизни человека. Сходство и различие  хвойных и  лиственных  деревьев.  Представители  хвойных    и лиственных  пород деревьев (сосна, ель, лиственница, дуб, берёза и др.). Понятие ярусности. Лес как зелёный дом для различных живых   организмов:   деревьев,   кустарников,   трав,   насекомых,   птиц,   зверей   и   т.д.  Каждое   растение занимает свой «этаж». Каждое животное живёт, питается, охотится на своём «этаже». В лесу царит свой   порядок,   человек   приходит   в   лес   в   гости   и   должен   уважать   права   этого   «дома»;     правила поведения в природе,  Раздел 3 . Мир природы осенью (30 часов)  Содержание:  Осенние изменения в природе. Погода осенью. Народные приметы. Изменение жизни растений   и  животных   с  наступлением  осени;  их  приспособленность  к  неблагоприятным  условиям существования.   Растения   и   животные   приспособились   к   этим   изменениям:   лиственные   деревья   и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают в тёплые края.  Понятие «плод» и «семя», их роль в жизненном цикле растений. Многообразие плодов, семян и способов их распространения. Значение  семян в  жизни животных и человека (пищевая ценность). Связь растений и животных в природных сообществах. Признаки приспособленности плодов и семян к   распространению  ветром,   животными.   Природный   материал   используемый   для   поделок. Многообразие насекомых, их отличительные  признаки.  Грибы  – особое царство природы. Осень ­ время   года,   когда   заметно   меняются   условия   жизни   для   живых   существ   (укорачивается   день, становится холоднее и др.).  Экскурсия: Кто такие насекомые? (2 часа).   Содержание:  характеристика   группы   насекомых   –   бабочки;   внешний   вид,   строение,   разнообразие, питание, экологические особенности; биологический смысл окраски бабочек, защитные функции и другие примеры приспособленности к среде обитания; значение в природе, необходимость охраны редких видов. Редкие виды бабочек и их охрана. Редкие насекомые Ульяновской области Экскурсия: Плоды и семена (2 часа) Содержание: понятие «плод» и «семя», их роль в жизненном цикле растений. Многообразие плодов, семян   и   способов   их   распространения.   Значение   семян   в   жизни   животных   и   человека   (пищевая ценность). Связь растений и животных в природных сообществах, зависимость животных от растений – кормовой базы. Лесные ягодные растения, их отличительные особенности, съедобные и ядовитые растения, объясняется их польза (витаминные и лекарственные) для человека. Раздел 4. Мир природы зимой (34 часа) Содержание:  Зима в природе. Представители  хвойных    и лиственных  пород деревьев  (сосна, ель, лиственница, дуб, берёза и др.). Сосна создаёт условия для обитателей сосновых лесов. Раскрывается роль и значение ели в лесном сообществе, её экологические особенности. Рассматривается отличие сосновых лесов от еловых (степень освещённости, влажности, различия видового состава обитателей леса). Зависимость растений и животных от сосны. Примеры существующих пищевых цепей – связей в сосновом лесу. Даётся понятие «хвойный лес». Особенности зимней жизни растений и животных, экологические связи между ними.   Значение снегового покрова в жизни растений и жизни человека. Зимующие птицы. Следы животных на снегу. Круговорот воды в природе, его значение.   Свойства воды ­ переход из твердого в жидкое состояние, и наоборот. Снегопады. Метели. Гололед. Традиции Новогодних праздников. Экскурсия. Зимняя сказка на снегу и под снегом. (2 часа) Содержание:   наблюдение   за   растениями,   птицами   и   следов   жизнедеятельности   животных. Экологическая игра, подвижные игры. Беседа, подкормка птиц. 5. Этот удивительный мир природы. (14 часов) Содержание:     Самый   жаркий   континент.   Пустыня.   Интересные,   экзотические   представители растительного   мира:   карлики   и   великаны,   растения   тропиков,   долгожители,   растения   –   хищники; загадочный Нил. Раздел 6. Мир природы весной (38 часов) Содержание:  Сезонные   явления   весной,   признаки   весны.   Изменение   живой   природы   и   неживой. Наблюдение за весенними изменениями. Раннецветущие деревья нашей местности ­ черемуха, береза. Отношение человека к раннецветущим растениям. Первоцветы леса: ландыш, подснежник, медуница, ветреница;   их   экологические   особенности   жизни.   Насекомые   и   птицы   весной.   Возвращение   птиц. Появление детенышей.  Охрана животных весной. Удивительные превращения ­ бабочки: внешний вид, строение, разнообразие, питание, экологические особенности, биологический смысл окраски бабочек, защитные   функции   и   другие   примеры   приспособленности   к   среде   обитания,   значение   в   природе, необходимость охраны редких видов;   насекомые и птицы­обитатели водоемов; водоём, как среда обитания растений и животных.  Экскурсия. «Весна на пороге» (4 часа)  Содержание:  наблюдение   за   растениями,   птицами   и   следов   жизнедеятельности   животных. Экологическая игра, подвижные игры. Беседа, подкормка птиц. Экскурсия: «Растения и животные луга» (4 часа) Содержание:  луг   как   природное   сообщество;   наблюдение   за   растениями,     насекомыми,   другими животными. Правила поведения в природе. Экологическая игра, подвижные игры.  Учебно­тематический план   2 года обучения Вид занятий учебные Контрольные о г е с В я Наименование  учебной темы,       темы занятий и т я н а з   № Раздел 1. Введение 1.1 Что такое экология.  История развития  науки 1.2 Инструктаж по  ТБ Раздел 2. В гостях у  природы 2.1 Понятие об  экологических  факторах 2.2 Осенние явления в  жизни  природы 2.3 Экологическая этика 2.4 Знакомство с  экологическими  сообществами «Парк моего  детства»  «Живи родник» 2.5 2.8 2.6 2.7 Советы начинающему экологу Золотая волшебница  Осень 2.9 Большие дела для  маленьких рук (сбор  корма для птиц) 2.10  «Моё дерево» Раздел 3.  Туристические  возможности  родного края 3.1 Ульяновская область  на карте России 3.2 Экологический  туризм 3.3 Туристические  возможности родного края 3.4 Истоки р. Чечеры 3.5 Памятник природы  3.6 «Зотово озеро» «Далекое и близкое  старинных усадеб»  З К и и ц к А г н и н е р Т и и с р у к с к Э З П а к в а т с ы В с а ч . т а м и н а З .   р у ж й ы н т с У к и н д з а р п о к Э т а р е ф е Р с р у к н о К в р е з е Р а н и р о т к и В е и н а в о р и т с е Т 4 2 2 2 2 8 2 2 2 8 4 2 2 4 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 28 2 2 4 4 (с. Безводовка) 3.7 Природные условия  3.8 Кузоватовского  района Заповедные места  Кузоватовского  района 3.9 Сенгилеевские горы 3.10 По заповедным  местам Ульяновской  области 3.11 Источники  информации о  родном крае  (экскурс. в  библиотеку) Раздел 4. Мир  растений  4.1 Типы растительных  сообществ 4.3 4.2 Растительность  Кузоватовского  района Растительность  окрестностей села  Смышляевка 4.4 Цветы­часы Растения­рудералы 4.5 4.6 Жизненные формы  растений 4.7 Парковые  насаждения 4.8 Декоративные  насаждения  пришкольного  участка 4.9 Съедобные и  ядовитые растения 4.10 Путешествие на  родину комнатных  растений Раздел 5. Мир  животных 5.1 Экологические  группы животных 5.2 Пёстрый мир  насекомых 5.3 Наблюдение за  насекомыми в  2 2 2 2 2 10 2 6 2 2 2 2 2 28 2 2 2 2 2 12 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 2 4 2 34 2 естественной среде  обитания 5.4 Фауна рек и озёр  Ульяновской области 5.5 Фауна р. Чечёра 5.6 Экологические  проблемы реки Рыбий калейдоскоп 5.7 5.8 Моллюски 5.9 Фенологические  наблюдения. Весна 5.10 Этология как наука 5.11 День Птиц 5.12 Кто живёт у нас дома 5.13 Животные  занесённые в  Красную книгу 5.14 Сезонные изменения  в жизни животных 5.15 День Земли 5.16 День  Биоразнообразия Раздел 6. Охрана  природы и её  принципы 6.1 Основы  6.2 природопользования Законы об охране  окружающей среды 6.3 Виды и формы  загрязнения  природной среды «Бой королю мусора» 6.4 6.5 Экологическая  оценка природы в  с.Смышляевка « За чистоту родного  края» 6.7 6.8 Промышленное  загрязнение АБЗ 6.9 Мероприятия по  охране окружающей  среды 6.10 Красная  книга  Ульяновской   области 6.11 ООПТ Ульяновской  области 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 30 2 2 2 2 6.12 Международные  2 организации по  охране окружающей  среды 6.13 Итоговое занятие Итого: 2 48 6 10 20 8 10 2 2 4 4 8 4 10 8 144 Содержание программы 2 года обучения Раздел 1.Введение(4часа) Содержание: История развития науки экологии. Инструктаж по ТБ. Раздел 2. В гостях у природы(20 ч) Содержание: Понятие об экологических факторах. Осенние явления в жизни  природы. Экологическая этика. Экологические сообщества. Проводятся фенологические наблюдения. Экологические акции  «Парк моего детства», «Живи родник», «Мое дерево», «Большие дела для маленьких рук». Раздел 3. Туристические возможности родного края(28) Содержание: Ульяновская область на карте России. Что такое экологический туризм. Туристические  возможности родного края. Изучение истоков р. Чечеры. Памятник природы «Зотово озеро».  Особенности природы Кузоватовского р­на, заповедные места района. Заповедные места Ульяновской области. Сенгилеевские горы. Источники информации о родном крае Раздел 4. Мир растений (28ч.) Содержание: Типы растительных сообществ: лес, степь, луг, болото, пустыня, тундра и т. д.  Растительность Кузоватовского р­на и окрестностей с. Смышляевка. Цветы­часы. Растения­рудералы.  Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички и травы. Парковые насаждения.  Декоративные насаждения пришкольного участка. Путешествие на родину комнатных растений Раздел 5. Мир животных (34 ч) Содержание: Экологические группы животных. Пёстрый мир насекомых. Наблюдения  за насекомыми  в естественной среде обитания. Фауна рек и озёр Ульяновской области и р. Чечеры. Экологические  проблемы реки. Экологические группы животных: водные животные, наземно­водные животные,  наземные животные, животные аридных зон. Отряды класса рыб.  Фенологические наблюдения весной. Этология как наука. Домашние животные. Животные из Красной книги. Сезонность в жизни  животных. Биоразнообразие планеты. Раздел 6. Охрана природы и её принципы (30ч) Содержание: Основы природопользования. Виды и формы загрязнения природной среды: Загрязнение атмосферного   воздуха,   загрязнение   водного   бассейна,   загрязнение   почвы,     отходы,   почвенное загрязнение. Мероприятия по охране окружающей среды, федеральный закон «Об охране окружающей среды»   Красная     книга   Ульяновской     области:   история   создания,   основные   разделы.   ООПТ Ульяновской   области:   заказники.   памятники   природы.   Международные   организации   по   охране окружающей   среды:   ООН,   Международный     Союз   Охраны     Природы     и     Природных     Ресурсов, ЮНЕСКО, ЮНЕП.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017