Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)
Оценка 4.8

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
29.09.2017
Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)
Программа объединения по интересам «Зеркало души» с базовым уровнем изучения образовательной области «Фотоискусство» разработана для реализации в учреждениях дополнительного образования на базе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль). Программа имеет художественно-эстетическую, научно-техническую и профориентационную направленность. Её реализация позволит приобщить учащихся к искусству фотографии во всех аспектах и тем самым окажет влияние на формирование их художественного вкуса и развитие нравственных качеств. Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливается в зависимости от склонностей учащихся и их заинтересованности. Срок реализации программы – 1 год. Возраст учащихся 12-17 лет. Программа ориентирована на образовательный компонент в объеме 180 часов.
Цифровая фотография.docx
Пояснительная записка Программа   объединения   по   интересам   «Зеркало   души»   с   базовым уровнем изучения образовательной области «Фотоискусство» разработана для реализации   в   учреждениях   дополнительного   образования   на   базе   типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль). В отличие от воспоминаний, которые блекнут и исчезают со временем, фотографии остаются неизменными. В настоящее время фотография является широко доступной как никакой другой вид визуального искусства, и в то же время,   именно   фотография   имеет   средства   и   возможности   научить изобразительному мышлению. Именно этими факторами и обусловлен выбор направления образовательной области. Программа имеет художественно­эстетическую, научно­техническую и  профориентационную направленность. Её реализация позволит приобщить  учащихся к искусству фотографии во всех аспектах и тем самым окажет  влияние на формирование их художественного вкуса и развитие нравственных качеств. Актуальность программы состоит в том, что она предназначена для  обучения учащихся среднего и старшего возраста без первоначального уровня  подготовки базовым видам фотографической съемки и основам обработки  изображений на компьютере с использованием соответствующего  программного обеспечения. Цель программы: создание условий для развития индивидуальных и  творческих способностей учащихся и их профессиональная ориентация через  занятия основами фотографического искусства. При реализации программы решаются следующие задачи. Обучающие: – создание условий для приобретения необходимых теоретических знаний и  практических навыков при фотографической съёмке основных жанров; – изучение композиционных и психологических приемов построения снимка и  их практическое применение; – изучение основ обработки фотоизображений в программе растровой  графики PhotoShop. Развивающие: – создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся в  избранном виде деятельности; – формирование навыков самостоятельной творческой работы; – создание условий для осознанного выбора профессии. Воспитательные: – воспитание учащихся на лучших традициях отечественной и мировой  культуры; 1 – воспитание целеустремлённости в достижении высоких творческих  результатов; Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливается в  зависимости от склонностей учащихся и их заинтересованности. Срок  реализации программы – 1 год. Возраст учащихся 12­17 лет. Программа  ориентирована на образовательный компонент в объеме 180 часов. Данное  количество учебных часов предполагает проведение занятий 2 раза в неделю  продолжительностью 2 и 3 часа соответственно. Образовательный процесс осуществляется в виде теоретических и  практических занятий. На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приёмы  и только в том объёме, в котором они будут использоваться в последующей  практической работе. Численность учебной группы – 15 человек. Практические занятия по  отдельным темам (практические работы по съёмке портрета, студийной  съёмке) там, где возможности помещения или специального оборудования не  позволяют проводить занятия с группой полного состава, проводятся по  подгруппам – по 6 ­ 8 человек. Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков  осуществляется по качеству выполненных работ и по результатам участия в  выставках, творческих конкурсах. 2 Учебно­тематический план. № Тема 1 2 3 Устройство фотоаппарата 4 Цифровая фотография. Композиция и Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Введение в фотографию. История  фотографии Дополнительные композиционные элементы в фотографии 5 Жанры фотографии 6 Натюрморт. Композиционное построение  7 Портрет. Масштабы портрета, виды  предметов в натюрморте портрета, точка съёмки и «городского» пейзажа Репортажная съемка 8 Пейзаж. Особенности съёмки «сельского»  9 10 Макрофотосъемка 11 Особенности искусственного и  естественного освещения. Техника съемки темноте, фризлайт 12 Ночная съемка. Фокусировка в 13 Стробизм 14 Пинхол. Изготовление и съемка 15 Работа с файлами. Создание папок 16 Текстовой редактор Word. 17 Жанровая съёмка. Характер жанрового  18 Программа «Adobe Photoshop» 19 Творчество замечательных людей в  изобразительном искусстве 20 Посещение музеев, выставок 21 Выполнение тематических проектов:  снимка «Мои одноклассники», «Родная природа», «Зимушка­зима», «Школьные  праздники»,«Достопримечательности  Гомеля», «Весна красна», «Флора и фауна» Общее  кол­во  часов 2 4 7 10 В том числе Теория Практи­ ка 2 ­ 1 3 4 3 5 5 5 10 10 10 10 10 14 10 6 10 4 4 5 8 4 10 25 3 4 4 4 4 4 6 4 2 4 2 2 2 3 3 ­ ­ 2 6 6 6 6 6 8 6 4 6 2 2 3 5 1 10 25 22 Итоговое занятие Итого: 2 180 ­ 64 2 116 3 Содержание программы обучения Тема   1.   Вводное   занятие.   Знакомство   с   планами   на   учебный   год. Постановка цели и задач работы объединения.  Тема 2. Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития   фотографии,   её   жанры,   фотография   как   искусство,   возможности современной фотографии.  Основы   фотографии.   Фотограммы.   Получение   фотографического изображения: понятие о светочувствительности материалов. Первые понятия о фотокомпозиции.  Получение   фотографического   изображения.   Классификация фотоплёнок, основные части фотоаппарата и их назначение, порядок работы с фотоаппаратом, определение экспозиции.  Практические   занятия:   фотосъёмка.   Анализ   отснятого   материала   с точки   зрения   изученного   теоретического   материала.   Промежуточная диагностика.  Тема 3. Устройство фотоаппарата. Правила работы с фотоаппаратами. Различные   типы   фотоаппаратов.   Кадрирование   снимка.   Устройство   и назначение   основных   частей   фотоаппаратов.   Инструктаж   по   технике безопасности.  Особенности   устройства   цифрового   фотоаппарата.   Устройство цифрового фотоаппарата, его основные функции и характеристики, влияющие на   качество   снимка   (матрица,   объектив,   стабилизатор,   видоискатель, дисплей).   Выбор   цифровой   камеры,   исходя   из   целей   использования. Видеоурок «Устройство фотоаппарата».  Практические занятия: фотосъемка. Пробная фотосъемка на улице и в помещении   со   вспышкой   и   без   неё.   Анализ   соответствия   требованиям качества полученных фотоснимков.  Автоматические   функции   и   ручные   настройки   цифрового фотоаппарата. Виды замеров, экспозиции, фокусировки, разрешения. Баланс белого.  Практические   занятия:   фотосъемка.   Анализ   отснятого   материала   с точки   зрения   изученного   теоретического   материала.   Промежуточная диагностика.  Тема   4.   Цифровая   фотография.   Композиция   и   дополнительные композиционные   элементы   в   фотографии.   Композиция   и   дополнительные композиционные   элементы   в   фотографии.   Особенности   цифрового изображения.   Размер   кадра,   глубина   цвета.   Их   влияние   на   качество изображения.  Форматы цифрового изображения. Достоинства и недостатки форматов цифрового изображения.  4 Практическое занятие: изучение параметров изображения на личных фотоаппаратах.  Представление   о   снимке   как   о   картине.   Объект   фотографирования. Построение   изображения   на   фотоснимке.   Правила   композиции   (третей, золотого сечения, диагонали).  Практическое   занятие: фотографий известных авторов.    анализ   композиционного   построения Тема 5. Жанры фотографии. Понятие жанра в живописи и фотографии. Пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура и скульптура, спорт. Фотосъемка животных, репортаж, жанровая фотография.  Практическое   занятие:  определение   жанров   в   живописи   и   в фотографии.  Тема   6.   Натюрморт.   Композиционное   построение   предметов   в натюрморте.   Освещение   в   натюрморте;   выявление   фактуры   предметов светом; особенности съёмки на цветные фотоматериалы; эффектные фильтры и насадки.  Практические занятия: съёмка натюрморта в помещении.  Практические занятия: съёмка натюрморта на природе.  Тема 7. Портрет. Масштабы портрета, виды портрета, точка съёмки. Основы   портретной   съёмки:   масштабы   портрета,   виды   портрета,   точка съёмки.   Освещение   в   портретной   съёмке:   направления   света,   виды   света, осветительное оборудование, используемое при съёмке портрета.  Практические занятия: съёмка портрета в помещении.  Практические занятия: съёмка портрета на природе.  Тема   8.   Пейзаж.   Особенности   съёмки   «сельского»   и   «городского» пейзажа.   Композиция   в   пейзаже.   Фактор   освещения.   Городской   пейзаж. Архитектура. Скульптура. Ракурс. Перспектива. Фрагмент.  Практические   занятия:   фотосъемка   с   использованием   правил композиции   в   практической   деятельности.   Съёмка   по   теме   «Городской пейзаж». Анализ, оценка и самооценка работ.  Практические занятия: выездная съёмка по теме «Сельский пейзаж». Анализ, оценка и самооценка работ.  Тема   9.   Репортажная   съемка.   Основные   правила   и   требования   к репортажной   съемке.   Съемка   торжественных   мероприятий.   Съемка спортивных мероприятий.  Практические   занятия:   фотосъемка   с   использованием   правил композиции   в   практической   деятельности.   Анализ,   оценка   и   самооценка работ.   Съемка   спортивных мероприятий.    Съемка   торжественных   мероприятий. 5 Тема   10.   Макрофотосъемка.   Технические   требования   фотокамеры. Глубина   резкости   изображаемого   пространства.   Фокусное   расстояние   или зуммирование. Знакомство с фотоработами известных авторов.  Практические   занятия:   съемка   с   использованием   правил макрофотосъемки.  Тема   11.   Особенности   искусственного   и   естественного   освещения. Техника   съемки.   Освещение   в   фотографии.   Основные   направления освещения:   переднее,   боковое,   заднее   (контровое).   Простейшие   схемы установки   света.   Особенности   съемки   при   естественном   освещении.   Виды света, роль отражающих поверхностей.  Практическое занятие: фотосъемка при естественном освещении.  Штативы, моноподы и другие опоры. Основные требования к съёмке с учётом использования   штативов,   моноподов   и   других   опор.   Характеристики штативов, моноподов.  Практические   занятия:   использование   штативов   и   других   опор   в различных световых условиях съёмки. Обработка отснятого материала и его анализ.  Осветительная   аппаратура.   Осветительная   аппаратура,   применяемая при   съемке   портрета,   натюрморта.   Простейшие   схемы   установки   света. Особенности съемки при естественном освещении.  Работа   с   объектом,   моделью.   Расположение,   поза,   жест,   движение   и мимика, подход. Источники света. Виды освещения.  Практические   занятия:   размещение   осветительных   устройств   в соответствии с требованием жанра и идеей фотоснимка. Отработка навыков постановки искусственного освещения в соответствии с требованиями жанра. Анализ   творческих   работ,   самооценка   и   взаимооценка   соответствия полученных результатов критериям оценки качества.  Тема 12. Ночная съемка. Фокусировка в темноте, фризлайт. Условия съемки   в   ночное   время.   Особенности   съемки.   Техника   рисования   светом. Темновые токи. Цветные фильтры. Видеоурок по теме «Фризлайт».  Практические занятия: Съемка с длительной выдержкой на штативе.  Тема   13.   Стробизм.   Импульсные   источники   света.   Предоставление видеоматериала. Знакомство с фотоработами известных авторов.  Практические занятия: съемка с использованием искусственного света вспышек.  Тема   14.   Пинхол.   Изготовление   и   съемка.   Изображение   в   темной комнате.  Практические занятия: Изготовление камеры­обскура из бумаги.  Тема 15. Работа с файлами. Создание папок. Переименование папки, файла,   создание   новой   папки,   упорядочивание   файлов   в   папке,   стирание файлов,   папок,   запись   на   флешь­карту,   стирание   с   флешь­карты, 6 форматирование   флешь­карты,   проверка   флешь­карты   на   наличие   вируса, архивирование файлов, разархивирование файлов.  Практические   занятия:  создание   папок,   упорядочивание   личных файлов в папке.  Работа с дисками, просмотр слайдов, копирование «слайдов» с «Диска» в папку «Мои документы», настройка «Слайд­шоу».  Практические   занятия:   просмотр   слайдов,   копирование   «слайдов»   с «Диска» в папку «Мои документы».  Тема   16.   Текстовой   редактор   Word.   Знакомство   с   клавиатурой, перелистывание страниц, клавиши знаков препинания и цифровые, выделение текста,   выбор   шрифта,   определение   «красной   строки»   и   отступов,   выбор шрифта в «Формате», вырезание текста в окне, копирование и перенос текста, проверка   орфографии,   сохранение   документа   во   время   работы,   вставка надписей   в   рамках,   введение   параметров   страницы,   введение   «красной строки»   и   интервалов,   создание   пронумерованных   списков,   проверка орфографии,  вставка   рисунка   из   других   приложений.   Обобщение:   линейка инструментов Word «Основная».  занятия:   изготовление   различных   текстов «Поздравительные   письма»,   «Стихи   в   орнаментарной   рамке»,   «Расписание уроков».  Практические   Тема 17. Жанровая съёмка. Определение жанра; характер жанрового снимка:   комический,   драматический,   трагический;   этика   поведения фотографа при съёмке жанра.  Практические занятия: определение жанров в фотографии.  Тема 18. Программа «PhotoShop».  Фильтры. Фильтры и их назначение, поиск файла в папках компьютера, работа с   окнами   изображения,   изготовление   копии   изображения,   создание дополнительного слоя, применение фильтра, прозрачность слоя.  Практические занятия: изменение изображения при помощи фильтров программы   «PhotoShoр».   Их   назначение   и   возможности.   Улучшение фотографий.  Знакомство   с   инструментами   для   улучшения   фотографий, кадрирование,   коррекция   цвета,   «тонирование»   фотографий,   получение чёрно­белой фотографии, размытие участков изображения.  Практические занятия: улучшение фотографий.  Ретушь   фотографий.   Знакомство   с   инструментами,   вызов   набора   кистей, дополнительные кисти, ретушь мелких точек и царапин с помощью фильтра, быстрые   клавиши   основных   команд,   ретушь   с   помощью   инструмента «Штамп».  Практические занятия: ретушь фотографий.  Создание искусственного фона. Инструменты выделения, различные способы выделения,   сохранение   области   выделения,   смена   области   выделения, 7 изменение насыщенности цвета, работа ластиком, заливка цветом выделенной области.  Практические занятия: создание портрета (объекта) на искусственном фоне.  Создание   комбинированного   изображения.   Выделение   нужной   области   при помощи   инструментов   выделения,   перемещение   выделенной   области, вырезание выбранного фрагмента, перенесение целого изображения в другую фотографию, подгонка размера изображения.  Практические занятия: закрепление пройденного материала.  Меню   программы   «PhotoShop».   Обобщающая   тема   по   меню   программы «PhotoShop»:   меню   «Файл»,   «Редактирование»,   «Изображение»,   «Слой», «Выделение», «Фильтр», «Просмотр».  Тема   19.   Творчество   замечательных   людей   в   изобразительном искусстве.  Знакомство   с   жизнью   и   творчеством   знаменитых   фотографов   и художников:   Александра   Родченко,   Вадима   Гиппенрейтера,   Хайди Холлинджера, Владимира Архипова, Эвгена Бавчара, Ника Найта, Евгения Халдея и др.  Практические занятия: анализ фотографий известных авторов.  Тема 20. Посещение музеев, выставок.  Выставки   фото,   видео   техники.   Выставки   компьютерных   технологий. Выставки дизайна.  Тема   21.Выполнение   тематических   проектов:   «Мои   одноклассники», «Родная   природа»,   праздники», «Достопримечательности   Гомеля»,   «Весна   красна»,   «Флора   и   фауна». Особенности съёмки тематических проектов.    «Зимушка­зима»,   «Школьные Практическое   занятие:   фотосъемка   с   использованием   правил композиции   в   практической   деятельности.   Анализ,   оценка   и   самооценка работ.  Тема 22. Подведение итогов.  Подготовка к итоговому занятию.  Практические   занятия:   отбор,   доработка,   распечатка   «выставочных работ».  Итоговое   занятие.   Выставка   лучших   работ.   Награждение   наиболее активных учащихся. 8 Ожидаемые результаты Учащиеся овладевают навыками создания художественных фотографий, пригодных для последующего использования для плакатов, оригинал­макетов, в различных сферах фотожурналистики и рекламно­издательской  деятельности. По итогам завершения обучения учащиеся  должны знать: – жанры современной художественной фотографии (портрет, пейзаж,  натюрморт, репортаж, реклама); – основы обработки фотографических изображений в программе растровой  графики PhotoShop; – художественно­выразительные средства фотографии и основы композиции; уметь: – грамотно обращаться с фотографическими аппаратами различных моделей; – владеть различными техниками создания фотографических изображений; – выполнять операции по ретушированию и цветокоррекции фотографических изображений; – владеть навыками анализа фотографических изображений. Результаты   обучения   отражаются   в   коллекциях   фотографий   и   работ учащихся, выполненных ими с применением приёмов и эффектов цифровой обработки изображения. При   оценке   работ   учащихся   следует   обращать   внимание   на   полноту использования   приёмов   и   эффектов,   пройденных   по   данной   теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы. Критерием оценки работ является: полнота коллекции в соответствии с пройденными   темами;   соответствие   применённых   приёмов   и   эффектов содержанию работы; наличие и количество оригинальных работ (качественно выполненных работ, содержание которых не обсуждалось на занятиях). 9 Формы и методы реализации программы В работе объединения по интересам применяется индивидуально­ групповая форма проведения занятий, которая позволяет педагогу уделить  должное внимание каждому учащемуся. Проводятся мастер­классы по работе со съёмочной и осветительной техникой, встречи с профессиональными  фотографами, экскурсии. С целью обеспечения комфортной эмоциональной среды, занятия  проводятся с переключением видов деятельности, что способствует  удержанию внимания учащихся. Основные методы работы при реализации программы – объяснительно­ иллюстративный и репродуктивный. Оценка уровня знаний учащихся проводится дифференцировано, с  учётом возраста, что позволяет реализовать гуманистический подход и  обеспечить свободное, творческое развитие личности. Для мониторинга результатов образовательного процесса используются  следующие виды контроля: – стартовый (сентябрь месяц): собеседование с целью выявления исходного  уровня мотивации учащегося; – текущий (выполнение конкурсных работ); – итоговый (май): итоговая выставка работ. 10 Литература и информационный ресурс Техника фотографии  1. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая школа, 1988.  2. Курский Л.Д. Работа фотографа вне павильона. – М.: Легкая индустрия, 1980.  3. Шеклин А.В. Фотографический калейдоскоп. – М.: Химия, 1988.  Искусство фотографии  1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 1986.  2. Демин В. Цветение земли. – М.: Искусство, 1987.  3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988.  4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.  5. Луински Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета, 1991.  6. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.  7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989.  8. Морозов С. Творческая фотография. – М.: Планета, 1986.  9. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. – М.: Искусство, 1982.  10. Престон­Мэфем К. Фотографирование живой природы. – М.: Мир, 1985.  11. Родионов Н.А. Вечное движение. – М.: Планета, 1972.  12. Хейлин Р. Светофильтры. – М.: Мир, 1988.  13. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. – М.: Искусство, 1987.  Изобразительное искусство  1. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М.: КРОН­ ПРЕСС, 1995.  2. Зачарованный мир. Волшебные животные. – М.: Терра, 1996.  Ильина   Т.В.   История   искусств.   Западноевропейское   искусство.   –   М.: Высшая школа, 1993.  3. Маркова Н.К. Пейзаж в русской живописи от классицизма до символизма. – М.: Арт­родник, 1999.  4. Мастера живописи. «МОНЕ». – М.: Белый город, 1998.  5. Мастера живописи. «РЕНУАР». – М.: Белый город, 1998.  6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.  7. Энциклопедия для детей. Том 7. Книга 1­я и 2­я. Искусство. – М.: Аванта +, 2000.  11 Компьютерные технологии  1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.  2. Введениев Microsoft. Windows 95. – М.: «Microsoft Corporation», 2001.  3. Мак­Клелланд Д. Фотошоп 6 для чайников. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2001.  4. Занятнов Д., Поляков О., Жаров А. Практический самоучитель управления компьютером. – М.: МикроАрт, 1999.  5. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи­3000, 2003.  6. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: Олма­пресс, 2002.  7. Форстер Джефф «After Effects+ Photoshop». ­ М.:НТПресс, 2009.  12

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2017