Программа объединения по интересам «Зеркало души» с базовым уровнем изучения образовательной области «Фотоискусство» разработана для реализации в учреждениях дополнительного образования на базе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль). Программа имеет художественно-эстетическую, научно-техническую и профориентационную направленность. Её реализация позволит приобщить учащихся к искусству фотографии во всех аспектах и тем самым окажет влияние на формирование их художественного вкуса и развитие нравственных качеств. Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливается в зависимости от склонностей учащихся и их заинтересованности. Срок реализации программы – 1 год. Возраст учащихся 12-17 лет. Программа ориентирована на образовательный компонент в объеме 180 часов.
Пояснительная записка
Программа объединения по интересам «Зеркало души» с базовым
уровнем изучения образовательной области «Фотоискусство» разработана для
реализации в учреждениях дополнительного образования на базе типовой
программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный
профиль).
В отличие от воспоминаний, которые блекнут и исчезают со временем,
фотографии остаются неизменными. В настоящее время фотография является
широко доступной как никакой другой вид визуального искусства, и в то же
время, именно фотография имеет средства и возможности научить
изобразительному мышлению. Именно этими факторами и обусловлен выбор
направления образовательной области.
Программа имеет художественноэстетическую, научнотехническую и
профориентационную направленность. Её реализация позволит приобщить
учащихся к искусству фотографии во всех аспектах и тем самым окажет
влияние на формирование их художественного вкуса и развитие нравственных
качеств.
Актуальность программы состоит в том, что она предназначена для
обучения учащихся среднего и старшего возраста без первоначального уровня
подготовки базовым видам фотографической съемки и основам обработки
изображений на компьютере с использованием соответствующего
программного обеспечения.
Цель программы: создание условий для развития индивидуальных и
творческих способностей учащихся и их профессиональная ориентация через
занятия основами фотографического искусства.
При реализации программы решаются следующие задачи.
Обучающие:
– создание условий для приобретения необходимых теоретических знаний и
практических навыков при фотографической съёмке основных жанров;
– изучение композиционных и психологических приемов построения снимка и
их практическое применение;
– изучение основ обработки фотоизображений в программе растровой
графики PhotoShop.
Развивающие:
– создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся в
избранном виде деятельности;
– формирование навыков самостоятельной творческой работы;
– создание условий для осознанного выбора профессии.
Воспитательные:
– воспитание учащихся на лучших традициях отечественной и мировой
культуры;
1– воспитание целеустремлённости в достижении высоких творческих
результатов;
Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливается в
зависимости от склонностей учащихся и их заинтересованности. Срок
реализации программы – 1 год. Возраст учащихся 1217 лет. Программа
ориентирована на образовательный компонент в объеме 180 часов. Данное
количество учебных часов предполагает проведение занятий 2 раза в неделю
продолжительностью 2 и 3 часа соответственно.
Образовательный процесс осуществляется в виде теоретических и
практических занятий.
На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приёмы
и только в том объёме, в котором они будут использоваться в последующей
практической работе.
Численность учебной группы – 15 человек. Практические занятия по
отдельным темам (практические работы по съёмке портрета, студийной
съёмке) там, где возможности помещения или специального оборудования не
позволяют проводить занятия с группой полного состава, проводятся по
подгруппам – по 6 8 человек.
Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков
осуществляется по качеству выполненных работ и по результатам участия в
выставках, творческих конкурсах.
2Учебнотематический план.
№ Тема
1
2
3 Устройство фотоаппарата
4 Цифровая фотография. Композиция и
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Введение в фотографию. История
фотографии
Дополнительные композиционные
элементы в фотографии
5 Жанры фотографии
6 Натюрморт. Композиционное построение
7 Портрет. Масштабы портрета, виды
предметов в натюрморте
портрета, точка съёмки
и «городского» пейзажа
Репортажная съемка
8 Пейзаж. Особенности съёмки «сельского»
9
10 Макрофотосъемка
11 Особенности искусственного и
естественного освещения. Техника съемки
темноте, фризлайт
12 Ночная съемка. Фокусировка в
13 Стробизм
14 Пинхол. Изготовление и съемка
15 Работа с файлами. Создание папок
16 Текстовой редактор Word.
17 Жанровая съёмка. Характер жанрового
18 Программа «Adobe Photoshop»
19 Творчество замечательных людей в
изобразительном искусстве
20 Посещение музеев, выставок
21 Выполнение тематических проектов:
снимка
«Мои одноклассники», «Родная
природа», «Зимушказима», «Школьные
праздники»,«Достопримечательности
Гомеля», «Весна красна», «Флора и фауна»
Общее
колво
часов
2
4
7
10
В том числе
Теория Практи
ка
2
1
3
4
3
5
5
5
10
10
10
10
10
14
10
6
10
4
4
5
8
4
10
25
3
4
4
4
4
4
6
4
2
4
2
2
2
3
3
2
6
6
6
6
6
8
6
4
6
2
2
3
5
1
10
25
22 Итоговое занятие
Итого:
2
180
64
2
116
3Содержание программы обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планами на учебный год.
Постановка цели и задач работы объединения.
Тема 2. Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы
развития фотографии, её жанры, фотография как искусство, возможности
современной фотографии.
Основы фотографии. Фотограммы. Получение фотографического
изображения: понятие о светочувствительности материалов. Первые понятия
о фотокомпозиции.
Получение фотографического изображения.
Классификация
фотоплёнок, основные части фотоаппарата и их назначение, порядок работы с
фотоаппаратом, определение экспозиции.
Практические занятия: фотосъёмка. Анализ отснятого материала с
точки зрения изученного теоретического материала. Промежуточная
диагностика.
Тема 3. Устройство фотоаппарата. Правила работы с фотоаппаратами.
Различные типы фотоаппаратов. Кадрирование снимка. Устройство и
назначение основных частей фотоаппаратов. Инструктаж по технике
безопасности.
Особенности устройства цифрового фотоаппарата. Устройство
цифрового фотоаппарата, его основные функции и характеристики, влияющие
на качество снимка (матрица, объектив, стабилизатор, видоискатель,
дисплей). Выбор цифровой камеры, исходя из целей использования.
Видеоурок «Устройство фотоаппарата».
Практические занятия: фотосъемка. Пробная фотосъемка на улице и в
помещении со вспышкой и без неё. Анализ соответствия требованиям
качества полученных фотоснимков.
Автоматические функции и ручные настройки цифрового
фотоаппарата. Виды замеров, экспозиции, фокусировки, разрешения. Баланс
белого.
Практические занятия: фотосъемка. Анализ отснятого материала с
точки зрения изученного теоретического материала. Промежуточная
диагностика.
Тема 4. Цифровая фотография. Композиция и дополнительные
композиционные элементы в фотографии. Композиция и дополнительные
композиционные элементы в фотографии. Особенности цифрового
изображения. Размер кадра, глубина цвета. Их влияние на качество
изображения.
Форматы цифрового изображения. Достоинства и недостатки форматов
цифрового изображения.
4Практическое занятие: изучение параметров изображения на личных
фотоаппаратах.
Представление о снимке как о картине. Объект фотографирования.
Построение изображения на фотоснимке. Правила композиции (третей,
золотого сечения, диагонали).
Практическое занятие:
фотографий известных авторов.
анализ композиционного построения
Тема 5. Жанры фотографии. Понятие жанра в живописи и фотографии.
Пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура и скульптура, спорт. Фотосъемка
животных, репортаж, жанровая фотография.
Практическое занятие: определение жанров в живописи и в
фотографии.
Тема 6. Натюрморт. Композиционное построение предметов в
натюрморте. Освещение в натюрморте; выявление фактуры предметов
светом; особенности съёмки на цветные фотоматериалы; эффектные фильтры
и насадки.
Практические занятия: съёмка натюрморта в помещении.
Практические занятия: съёмка натюрморта на природе.
Тема 7. Портрет. Масштабы портрета, виды портрета, точка съёмки.
Основы портретной съёмки: масштабы портрета, виды портрета, точка
съёмки. Освещение в портретной съёмке: направления света, виды света,
осветительное оборудование, используемое при съёмке портрета.
Практические занятия: съёмка портрета в помещении.
Практические занятия: съёмка портрета на природе.
Тема 8. Пейзаж. Особенности съёмки «сельского» и «городского»
пейзажа. Композиция в пейзаже. Фактор освещения. Городской пейзаж.
Архитектура. Скульптура. Ракурс. Перспектива. Фрагмент.
Практические занятия: фотосъемка с использованием правил
композиции в практической деятельности. Съёмка по теме «Городской
пейзаж». Анализ, оценка и самооценка работ.
Практические занятия: выездная съёмка по теме «Сельский пейзаж».
Анализ, оценка и самооценка работ.
Тема 9. Репортажная съемка. Основные правила и требования к
репортажной съемке. Съемка торжественных мероприятий. Съемка
спортивных мероприятий.
Практические занятия: фотосъемка с использованием правил
композиции в практической деятельности. Анализ, оценка и самооценка
работ.
Съемка спортивных
мероприятий.
Съемка торжественных мероприятий.
5Тема 10. Макрофотосъемка. Технические требования фотокамеры.
Глубина резкости изображаемого пространства. Фокусное расстояние или
зуммирование. Знакомство с фотоработами известных авторов.
Практические занятия:
съемка с использованием правил
макрофотосъемки.
Тема 11. Особенности искусственного и естественного освещения.
Техника съемки. Освещение в фотографии. Основные направления
освещения: переднее, боковое, заднее (контровое). Простейшие схемы
установки света. Особенности съемки при естественном освещении. Виды
света, роль отражающих поверхностей.
Практическое занятие: фотосъемка при естественном освещении.
Штативы, моноподы и другие опоры. Основные требования к съёмке с учётом
использования штативов, моноподов и других опор. Характеристики
штативов, моноподов.
Практические занятия: использование штативов и других опор в
различных световых условиях съёмки. Обработка отснятого материала и его
анализ.
Осветительная аппаратура. Осветительная аппаратура, применяемая
при съемке портрета, натюрморта. Простейшие схемы установки света.
Особенности съемки при естественном освещении.
Работа с объектом, моделью. Расположение, поза, жест, движение и
мимика, подход. Источники света. Виды освещения.
Практические занятия: размещение осветительных устройств в
соответствии с требованием жанра и идеей фотоснимка. Отработка навыков
постановки искусственного освещения в соответствии с требованиями жанра.
Анализ творческих работ, самооценка и взаимооценка соответствия
полученных результатов критериям оценки качества.
Тема 12. Ночная съемка. Фокусировка в темноте, фризлайт. Условия
съемки в ночное время. Особенности съемки. Техника рисования светом.
Темновые токи. Цветные фильтры. Видеоурок по теме «Фризлайт».
Практические занятия: Съемка с длительной выдержкой на штативе.
Тема 13. Стробизм. Импульсные источники света. Предоставление
видеоматериала. Знакомство с фотоработами известных авторов.
Практические занятия: съемка с использованием искусственного света
вспышек.
Тема 14. Пинхол. Изготовление и съемка. Изображение в темной
комнате.
Практические занятия: Изготовление камерыобскура из бумаги.
Тема 15. Работа с файлами. Создание папок. Переименование папки,
файла, создание новой папки, упорядочивание файлов в папке, стирание
файлов, папок, запись на флешькарту, стирание с флешькарты,
6форматирование флешькарты, проверка флешькарты на наличие вируса,
архивирование файлов, разархивирование файлов.
Практические занятия: создание папок, упорядочивание личных
файлов в папке.
Работа с дисками, просмотр слайдов, копирование «слайдов» с «Диска»
в папку «Мои документы», настройка «Слайдшоу».
Практические занятия: просмотр слайдов, копирование «слайдов» с
«Диска» в папку «Мои документы».
Тема 16. Текстовой редактор Word. Знакомство с клавиатурой,
перелистывание страниц, клавиши знаков препинания и цифровые, выделение
текста, выбор шрифта, определение «красной строки» и отступов, выбор
шрифта в «Формате», вырезание текста в окне, копирование и перенос текста,
проверка орфографии, сохранение документа во время работы, вставка
надписей в рамках, введение параметров страницы, введение «красной
строки» и интервалов, создание пронумерованных списков, проверка
орфографии, вставка рисунка из других приложений. Обобщение: линейка
инструментов Word «Основная».
занятия:
изготовление различных текстов
«Поздравительные письма», «Стихи в орнаментарной рамке», «Расписание
уроков».
Практические
Тема 17. Жанровая съёмка. Определение жанра; характер жанрового
снимка: комический, драматический, трагический; этика поведения
фотографа при съёмке жанра.
Практические занятия: определение жанров в фотографии.
Тема 18. Программа «PhotoShop».
Фильтры. Фильтры и их назначение, поиск файла в папках компьютера, работа
с окнами изображения, изготовление копии изображения, создание
дополнительного слоя, применение фильтра, прозрачность слоя.
Практические занятия: изменение изображения при помощи фильтров
программы «PhotoShoр». Их назначение и возможности. Улучшение
фотографий.
Знакомство с инструментами для улучшения фотографий,
кадрирование, коррекция цвета, «тонирование» фотографий, получение
чёрнобелой фотографии, размытие участков изображения.
Практические занятия: улучшение фотографий.
Ретушь фотографий. Знакомство с инструментами, вызов набора кистей,
дополнительные кисти, ретушь мелких точек и царапин с помощью фильтра,
быстрые клавиши основных команд, ретушь с помощью инструмента
«Штамп».
Практические занятия: ретушь фотографий.
Создание искусственного фона. Инструменты выделения, различные способы
выделения, сохранение области выделения, смена области выделения,
7изменение насыщенности цвета, работа ластиком, заливка цветом выделенной
области.
Практические занятия: создание портрета (объекта) на искусственном
фоне.
Создание комбинированного изображения. Выделение нужной области при
помощи инструментов выделения, перемещение выделенной области,
вырезание выбранного фрагмента, перенесение целого изображения в другую
фотографию, подгонка размера изображения.
Практические занятия: закрепление пройденного материала.
Меню программы «PhotoShop». Обобщающая тема по меню программы
«PhotoShop»: меню «Файл», «Редактирование», «Изображение», «Слой»,
«Выделение», «Фильтр», «Просмотр».
Тема 19. Творчество замечательных людей в изобразительном
искусстве. Знакомство с жизнью и творчеством знаменитых фотографов и
художников: Александра Родченко, Вадима Гиппенрейтера, Хайди
Холлинджера, Владимира Архипова, Эвгена Бавчара, Ника Найта, Евгения
Халдея и др.
Практические занятия: анализ фотографий известных авторов.
Тема 20. Посещение музеев, выставок.
Выставки фото, видео техники. Выставки компьютерных технологий.
Выставки дизайна.
Тема 21.Выполнение тематических проектов: «Мои одноклассники»,
«Родная природа»,
праздники»,
«Достопримечательности Гомеля», «Весна красна», «Флора и фауна».
Особенности съёмки тематических проектов.
«Зимушказима»,
«Школьные
Практическое занятие: фотосъемка с использованием правил
композиции в практической деятельности. Анализ, оценка и самооценка
работ.
Тема 22. Подведение итогов.
Подготовка к итоговому занятию.
Практические занятия: отбор, доработка, распечатка «выставочных
работ».
Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Награждение наиболее
активных учащихся.
8Ожидаемые результаты
Учащиеся овладевают навыками создания художественных фотографий,
пригодных для последующего использования для плакатов, оригиналмакетов,
в различных сферах фотожурналистики и рекламноиздательской
деятельности.
По итогам завершения обучения учащиеся
должны знать:
– жанры современной художественной фотографии (портрет, пейзаж,
натюрморт, репортаж, реклама);
– основы обработки фотографических изображений в программе растровой
графики PhotoShop;
– художественновыразительные средства фотографии и основы композиции;
уметь:
– грамотно обращаться с фотографическими аппаратами различных моделей;
– владеть различными техниками создания фотографических изображений;
– выполнять операции по ретушированию и цветокоррекции фотографических
изображений;
– владеть навыками анализа фотографических изображений.
Результаты обучения отражаются в коллекциях фотографий и работ
учащихся, выполненных ими с применением приёмов и эффектов цифровой
обработки изображения.
При оценке работ учащихся следует обращать внимание на полноту
использования приёмов и эффектов, пройденных по данной теме,
аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы.
Критерием оценки работ является: полнота коллекции в соответствии с
пройденными темами; соответствие применённых приёмов и эффектов
содержанию работы; наличие и количество оригинальных работ (качественно
выполненных работ, содержание которых не обсуждалось на занятиях).
9Формы и методы реализации программы
В работе объединения по интересам применяется индивидуально
групповая форма проведения занятий, которая позволяет педагогу уделить
должное внимание каждому учащемуся. Проводятся мастерклассы по работе
со съёмочной и осветительной техникой, встречи с профессиональными
фотографами, экскурсии.
С целью обеспечения комфортной эмоциональной среды, занятия
проводятся с переключением видов деятельности, что способствует
удержанию внимания учащихся.
Основные методы работы при реализации программы – объяснительно
иллюстративный и репродуктивный.
Оценка уровня знаний учащихся проводится дифференцировано, с
учётом возраста, что позволяет реализовать гуманистический подход и
обеспечить свободное, творческое развитие личности.
Для мониторинга результатов образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
– стартовый (сентябрь месяц): собеседование с целью выявления исходного
уровня мотивации учащегося;
– текущий (выполнение конкурсных работ);
– итоговый (май): итоговая выставка работ.
10Литература и информационный ресурс
Техника фотографии
1. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая школа, 1988.
2. Курский Л.Д. Работа фотографа вне павильона. – М.: Легкая индустрия,
1980.
3. Шеклин А.В. Фотографический калейдоскоп. – М.: Химия, 1988.
Искусство фотографии
1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 1986.
2. Демин В. Цветение земли. – М.: Искусство, 1987.
3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988.
4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.
5. Луински Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета,
1991.
6. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.
7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство,
1989.
8. Морозов С. Творческая фотография. – М.: Планета, 1986.
9. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. – М.: Искусство, 1982.
10. ПрестонМэфем К. Фотографирование живой природы. – М.: Мир, 1985.
11. Родионов Н.А. Вечное движение. – М.: Планета, 1972.
12. Хейлин Р. Светофильтры. – М.: Мир, 1988.
13. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. – М.: Искусство, 1987.
Изобразительное искусство
1. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М.: КРОН
ПРЕСС, 1995.
2. Зачарованный мир. Волшебные животные. – М.: Терра, 1996.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.:
Высшая школа, 1993.
3. Маркова Н.К. Пейзаж в русской живописи от классицизма до символизма. –
М.: Артродник, 1999.
4. Мастера живописи. «МОНЕ». – М.: Белый город, 1998.
5. Мастера живописи. «РЕНУАР». – М.: Белый город, 1998.
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
7. Энциклопедия для детей. Том 7. Книга 1я и 2я. Искусство. – М.: Аванта
+, 2000.
11Компьютерные технологии
1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.
2. Введениев Microsoft. Windows 95. – М.: «Microsoft Corporation», 2001.
3. МакКлелланд Д. Фотошоп 6 для чайников. – М.: Изд. дом «Вильямс»,
2001.
4. Занятнов Д., Поляков О., Жаров А. Практический самоучитель управления
компьютером. – М.: МикроАрт, 1999.
5. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео,
СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи3000, 2003.
6. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. –
М.: Олмапресс, 2002.
7. Форстер Джефф «After Effects+ Photoshop». М.:НТПресс, 2009.
12