Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 29.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа объединения по интересам «Зеркало души» с базовым уровнем изучения образовательной области «Фотоискусство» разработана для реализации в учреждениях дополнительного образования на базе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль). Программа имеет художественно-эстетическую, научно-техническую и профориентационную направленность. Её реализация позволит приобщить учащихся к искусству фотографии во всех аспектах и тем самым окажет влияние на формирование их художественного вкуса и развитие нравственных качеств. Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливается в зависимости от склонностей учащихся и их заинтересованности. Срок реализации программы – 1 год. Возраст учащихся 12-17 лет. Программа ориентирована на образовательный компонент в объеме 180 часов.
Иконка файла материала Цифровая фотография.docx
Пояснительная записка Программа   объединения   по   интересам   «Зеркало   души»   с   базовым уровнем изучения образовательной области «Фотоискусство» разработана для реализации   в   учреждениях   дополнительного   образования   на   базе   типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль). В отличие от воспоминаний, которые блекнут и исчезают со временем, фотографии остаются неизменными. В настоящее время фотография является широко доступной как никакой другой вид визуального искусства, и в то же время,   именно   фотография   имеет   средства   и   возможности   научить изобразительному мышлению. Именно этими факторами и обусловлен выбор направления образовательной области. Программа имеет художественно­эстетическую, научно­техническую и  профориентационную направленность. Её реализация позволит приобщить  учащихся к искусству фотографии во всех аспектах и тем самым окажет  влияние на формирование их художественного вкуса и развитие нравственных качеств. Актуальность программы состоит в том, что она предназначена для  обучения учащихся среднего и старшего возраста без первоначального уровня  подготовки базовым видам фотографической съемки и основам обработки  изображений на компьютере с использованием соответствующего  программного обеспечения. Цель программы: создание условий для развития индивидуальных и  творческих способностей учащихся и их профессиональная ориентация через  занятия основами фотографического искусства. При реализации программы решаются следующие задачи. Обучающие: – создание условий для приобретения необходимых теоретических знаний и  практических навыков при фотографической съёмке основных жанров; – изучение композиционных и психологических приемов построения снимка и  их практическое применение; – изучение основ обработки фотоизображений в программе растровой  графики PhotoShop. Развивающие: – создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся в  избранном виде деятельности; – формирование навыков самостоятельной творческой работы; – создание условий для осознанного выбора профессии. Воспитательные: – воспитание учащихся на лучших традициях отечественной и мировой  культуры; 1– воспитание целеустремлённости в достижении высоких творческих  результатов; Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливается в  зависимости от склонностей учащихся и их заинтересованности. Срок  реализации программы – 1 год. Возраст учащихся 12­17 лет. Программа  ориентирована на образовательный компонент в объеме 180 часов. Данное  количество учебных часов предполагает проведение занятий 2 раза в неделю  продолжительностью 2 и 3 часа соответственно. Образовательный процесс осуществляется в виде теоретических и  практических занятий. На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приёмы  и только в том объёме, в котором они будут использоваться в последующей  практической работе. Численность учебной группы – 15 человек. Практические занятия по  отдельным темам (практические работы по съёмке портрета, студийной  съёмке) там, где возможности помещения или специального оборудования не  позволяют проводить занятия с группой полного состава, проводятся по  подгруппам – по 6 ­ 8 человек. Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков  осуществляется по качеству выполненных работ и по результатам участия в  выставках, творческих конкурсах. 2Учебно­тематический план. № Тема 1 2 3 Устройство фотоаппарата 4 Цифровая фотография. Композиция и Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Введение в фотографию. История  фотографии Дополнительные композиционные элементы в фотографии 5 Жанры фотографии 6 Натюрморт. Композиционное построение  7 Портрет. Масштабы портрета, виды  предметов в натюрморте портрета, точка съёмки и «городского» пейзажа Репортажная съемка 8 Пейзаж. Особенности съёмки «сельского»  9 10 Макрофотосъемка 11 Особенности искусственного и  естественного освещения. Техника съемки темноте, фризлайт 12 Ночная съемка. Фокусировка в 13 Стробизм 14 Пинхол. Изготовление и съемка 15 Работа с файлами. Создание папок 16 Текстовой редактор Word. 17 Жанровая съёмка. Характер жанрового  18 Программа «Adobe Photoshop» 19 Творчество замечательных людей в  изобразительном искусстве 20 Посещение музеев, выставок 21 Выполнение тематических проектов:  снимка «Мои одноклассники», «Родная природа», «Зимушка­зима», «Школьные  праздники»,«Достопримечательности  Гомеля», «Весна красна», «Флора и фауна» Общее  кол­во  часов 2 4 7 10 В том числе Теория Практи­ ка 2 ­ 1 3 4 3 5 5 5 10 10 10 10 10 14 10 6 10 4 4 5 8 4 10 25 3 4 4 4 4 4 6 4 2 4 2 2 2 3 3 ­ ­ 2 6 6 6 6 6 8 6 4 6 2 2 3 5 1 10 25 22 Итоговое занятие Итого: 2 180 ­ 64 2 116 3Содержание программы обучения Тема   1.   Вводное   занятие.   Знакомство   с   планами   на   учебный   год. Постановка цели и задач работы объединения.  Тема 2. Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития   фотографии,   её   жанры,   фотография   как   искусство,   возможности современной фотографии.  Основы   фотографии.   Фотограммы.   Получение   фотографического изображения: понятие о светочувствительности материалов. Первые понятия о фотокомпозиции.  Получение   фотографического   изображения.   Классификация фотоплёнок, основные части фотоаппарата и их назначение, порядок работы с фотоаппаратом, определение экспозиции.  Практические   занятия:   фотосъёмка.   Анализ   отснятого   материала   с точки   зрения   изученного   теоретического   материала.   Промежуточная диагностика.  Тема 3. Устройство фотоаппарата. Правила работы с фотоаппаратами. Различные   типы   фотоаппаратов.   Кадрирование   снимка.   Устройство   и назначение   основных   частей   фотоаппаратов.   Инструктаж   по   технике безопасности.  Особенности   устройства   цифрового   фотоаппарата.   Устройство цифрового фотоаппарата, его основные функции и характеристики, влияющие на   качество   снимка   (матрица,   объектив,   стабилизатор,   видоискатель, дисплей).   Выбор   цифровой   камеры,   исходя   из   целей   использования. Видеоурок «Устройство фотоаппарата».  Практические занятия: фотосъемка. Пробная фотосъемка на улице и в помещении   со   вспышкой   и   без   неё.   Анализ   соответствия   требованиям качества полученных фотоснимков.  Автоматические   функции   и   ручные   настройки   цифрового фотоаппарата. Виды замеров, экспозиции, фокусировки, разрешения. Баланс белого.  Практические   занятия:   фотосъемка.   Анализ   отснятого   материала   с точки   зрения   изученного   теоретического   материала.   Промежуточная диагностика.  Тема   4.   Цифровая   фотография.   Композиция   и   дополнительные композиционные   элементы   в   фотографии.   Композиция   и   дополнительные композиционные   элементы   в   фотографии.   Особенности   цифрового изображения.   Размер   кадра,   глубина   цвета.   Их   влияние   на   качество изображения.  Форматы цифрового изображения. Достоинства и недостатки форматов цифрового изображения.  4Практическое занятие: изучение параметров изображения на личных фотоаппаратах.  Представление   о   снимке   как   о   картине.   Объект   фотографирования. Построение   изображения   на   фотоснимке.   Правила   композиции   (третей, золотого сечения, диагонали).  Практическое   занятие: фотографий известных авторов.    анализ   композиционного   построения Тема 5. Жанры фотографии. Понятие жанра в живописи и фотографии. Пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура и скульптура, спорт. Фотосъемка животных, репортаж, жанровая фотография.  Практическое   занятие:  определение   жанров   в   живописи   и   в фотографии.  Тема   6.   Натюрморт.   Композиционное   построение   предметов   в натюрморте.   Освещение   в   натюрморте;   выявление   фактуры   предметов светом; особенности съёмки на цветные фотоматериалы; эффектные фильтры и насадки.  Практические занятия: съёмка натюрморта в помещении.  Практические занятия: съёмка натюрморта на природе.  Тема 7. Портрет. Масштабы портрета, виды портрета, точка съёмки. Основы   портретной   съёмки:   масштабы   портрета,   виды   портрета,   точка съёмки.   Освещение   в   портретной   съёмке:   направления   света,   виды   света, осветительное оборудование, используемое при съёмке портрета.  Практические занятия: съёмка портрета в помещении.  Практические занятия: съёмка портрета на природе.  Тема   8.   Пейзаж.   Особенности   съёмки   «сельского»   и   «городского» пейзажа.   Композиция   в   пейзаже.   Фактор   освещения.   Городской   пейзаж. Архитектура. Скульптура. Ракурс. Перспектива. Фрагмент.  Практические   занятия:   фотосъемка   с   использованием   правил композиции   в   практической   деятельности.   Съёмка   по   теме   «Городской пейзаж». Анализ, оценка и самооценка работ.  Практические занятия: выездная съёмка по теме «Сельский пейзаж». Анализ, оценка и самооценка работ.  Тема   9.   Репортажная   съемка.   Основные   правила   и   требования   к репортажной   съемке.   Съемка   торжественных   мероприятий.   Съемка спортивных мероприятий.  Практические   занятия:   фотосъемка   с   использованием   правил композиции   в   практической   деятельности.   Анализ,   оценка   и   самооценка работ.   Съемка   спортивных мероприятий.    Съемка   торжественных   мероприятий. 5Тема   10.   Макрофотосъемка.   Технические   требования   фотокамеры. Глубина   резкости   изображаемого   пространства.   Фокусное   расстояние   или зуммирование. Знакомство с фотоработами известных авторов.  Практические   занятия:   съемка   с   использованием   правил макрофотосъемки.  Тема   11.   Особенности   искусственного   и   естественного   освещения. Техника   съемки.   Освещение   в   фотографии.   Основные   направления освещения:   переднее,   боковое,   заднее   (контровое).   Простейшие   схемы установки   света.   Особенности   съемки   при   естественном   освещении.   Виды света, роль отражающих поверхностей.  Практическое занятие: фотосъемка при естественном освещении.  Штативы, моноподы и другие опоры. Основные требования к съёмке с учётом использования   штативов,   моноподов   и   других   опор.   Характеристики штативов, моноподов.  Практические   занятия:   использование   штативов   и   других   опор   в различных световых условиях съёмки. Обработка отснятого материала и его анализ.  Осветительная   аппаратура.   Осветительная   аппаратура,   применяемая при   съемке   портрета,   натюрморта.   Простейшие   схемы   установки   света. Особенности съемки при естественном освещении.  Работа   с   объектом,   моделью.   Расположение,   поза,   жест,   движение   и мимика, подход. Источники света. Виды освещения.  Практические   занятия:   размещение   осветительных   устройств   в соответствии с требованием жанра и идеей фотоснимка. Отработка навыков постановки искусственного освещения в соответствии с требованиями жанра. Анализ   творческих   работ,   самооценка   и   взаимооценка   соответствия полученных результатов критериям оценки качества.  Тема 12. Ночная съемка. Фокусировка в темноте, фризлайт. Условия съемки   в   ночное   время.   Особенности   съемки.   Техника   рисования   светом. Темновые токи. Цветные фильтры. Видеоурок по теме «Фризлайт».  Практические занятия: Съемка с длительной выдержкой на штативе.  Тема   13.   Стробизм.   Импульсные   источники   света.   Предоставление видеоматериала. Знакомство с фотоработами известных авторов.  Практические занятия: съемка с использованием искусственного света вспышек.  Тема   14.   Пинхол.   Изготовление   и   съемка.   Изображение   в   темной комнате.  Практические занятия: Изготовление камеры­обскура из бумаги.  Тема 15. Работа с файлами. Создание папок. Переименование папки, файла,   создание   новой   папки,   упорядочивание   файлов   в   папке,   стирание файлов,   папок,   запись   на   флешь­карту,   стирание   с   флешь­карты, 6форматирование   флешь­карты,   проверка   флешь­карты   на   наличие   вируса, архивирование файлов, разархивирование файлов.  Практические   занятия:  создание   папок,   упорядочивание   личных файлов в папке.  Работа с дисками, просмотр слайдов, копирование «слайдов» с «Диска» в папку «Мои документы», настройка «Слайд­шоу».  Практические   занятия:   просмотр   слайдов,   копирование   «слайдов»   с «Диска» в папку «Мои документы».  Тема   16.   Текстовой   редактор   Word.   Знакомство   с   клавиатурой, перелистывание страниц, клавиши знаков препинания и цифровые, выделение текста,   выбор   шрифта,   определение   «красной   строки»   и   отступов,   выбор шрифта в «Формате», вырезание текста в окне, копирование и перенос текста, проверка   орфографии,   сохранение   документа   во   время   работы,   вставка надписей   в   рамках,   введение   параметров   страницы,   введение   «красной строки»   и   интервалов,   создание   пронумерованных   списков,   проверка орфографии,  вставка   рисунка   из   других   приложений.   Обобщение:   линейка инструментов Word «Основная».  занятия:   изготовление   различных   текстов «Поздравительные   письма»,   «Стихи   в   орнаментарной   рамке»,   «Расписание уроков».  Практические   Тема 17. Жанровая съёмка. Определение жанра; характер жанрового снимка:   комический,   драматический,   трагический;   этика   поведения фотографа при съёмке жанра.  Практические занятия: определение жанров в фотографии.  Тема 18. Программа «PhotoShop».  Фильтры. Фильтры и их назначение, поиск файла в папках компьютера, работа с   окнами   изображения,   изготовление   копии   изображения,   создание дополнительного слоя, применение фильтра, прозрачность слоя.  Практические занятия: изменение изображения при помощи фильтров программы   «PhotoShoр».   Их   назначение   и   возможности.   Улучшение фотографий.  Знакомство   с   инструментами   для   улучшения   фотографий, кадрирование,   коррекция   цвета,   «тонирование»   фотографий,   получение чёрно­белой фотографии, размытие участков изображения.  Практические занятия: улучшение фотографий.  Ретушь   фотографий.   Знакомство   с   инструментами,   вызов   набора   кистей, дополнительные кисти, ретушь мелких точек и царапин с помощью фильтра, быстрые   клавиши   основных   команд,   ретушь   с   помощью   инструмента «Штамп».  Практические занятия: ретушь фотографий.  Создание искусственного фона. Инструменты выделения, различные способы выделения,   сохранение   области   выделения,   смена   области   выделения, 7изменение насыщенности цвета, работа ластиком, заливка цветом выделенной области.  Практические занятия: создание портрета (объекта) на искусственном фоне.  Создание   комбинированного   изображения.   Выделение   нужной   области   при помощи   инструментов   выделения,   перемещение   выделенной   области, вырезание выбранного фрагмента, перенесение целого изображения в другую фотографию, подгонка размера изображения.  Практические занятия: закрепление пройденного материала.  Меню   программы   «PhotoShop».   Обобщающая   тема   по   меню   программы «PhotoShop»:   меню   «Файл»,   «Редактирование»,   «Изображение»,   «Слой», «Выделение», «Фильтр», «Просмотр».  Тема   19.   Творчество   замечательных   людей   в   изобразительном искусстве.  Знакомство   с   жизнью   и   творчеством   знаменитых   фотографов   и художников:   Александра   Родченко,   Вадима   Гиппенрейтера,   Хайди Холлинджера, Владимира Архипова, Эвгена Бавчара, Ника Найта, Евгения Халдея и др.  Практические занятия: анализ фотографий известных авторов.  Тема 20. Посещение музеев, выставок.  Выставки   фото,   видео   техники.   Выставки   компьютерных   технологий. Выставки дизайна.  Тема   21.Выполнение   тематических   проектов:   «Мои   одноклассники», «Родная   природа»,   праздники», «Достопримечательности   Гомеля»,   «Весна   красна»,   «Флора   и   фауна». Особенности съёмки тематических проектов.    «Зимушка­зима»,   «Школьные Практическое   занятие:   фотосъемка   с   использованием   правил композиции   в   практической   деятельности.   Анализ,   оценка   и   самооценка работ.  Тема 22. Подведение итогов.  Подготовка к итоговому занятию.  Практические   занятия:   отбор,   доработка,   распечатка   «выставочных работ».  Итоговое   занятие.   Выставка   лучших   работ.   Награждение   наиболее активных учащихся. 8Ожидаемые результаты Учащиеся овладевают навыками создания художественных фотографий, пригодных для последующего использования для плакатов, оригинал­макетов, в различных сферах фотожурналистики и рекламно­издательской  деятельности. По итогам завершения обучения учащиеся  должны знать: – жанры современной художественной фотографии (портрет, пейзаж,  натюрморт, репортаж, реклама); – основы обработки фотографических изображений в программе растровой  графики PhotoShop; – художественно­выразительные средства фотографии и основы композиции; уметь: – грамотно обращаться с фотографическими аппаратами различных моделей; – владеть различными техниками создания фотографических изображений; – выполнять операции по ретушированию и цветокоррекции фотографических изображений; – владеть навыками анализа фотографических изображений. Результаты   обучения   отражаются   в   коллекциях   фотографий   и   работ учащихся, выполненных ими с применением приёмов и эффектов цифровой обработки изображения. При   оценке   работ   учащихся   следует   обращать   внимание   на   полноту использования   приёмов   и   эффектов,   пройденных   по   данной   теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы. Критерием оценки работ является: полнота коллекции в соответствии с пройденными   темами;   соответствие   применённых   приёмов   и   эффектов содержанию работы; наличие и количество оригинальных работ (качественно выполненных работ, содержание которых не обсуждалось на занятиях). 9Формы и методы реализации программы В работе объединения по интересам применяется индивидуально­ групповая форма проведения занятий, которая позволяет педагогу уделить  должное внимание каждому учащемуся. Проводятся мастер­классы по работе со съёмочной и осветительной техникой, встречи с профессиональными  фотографами, экскурсии. С целью обеспечения комфортной эмоциональной среды, занятия  проводятся с переключением видов деятельности, что способствует  удержанию внимания учащихся. Основные методы работы при реализации программы – объяснительно­ иллюстративный и репродуктивный. Оценка уровня знаний учащихся проводится дифференцировано, с  учётом возраста, что позволяет реализовать гуманистический подход и  обеспечить свободное, творческое развитие личности. Для мониторинга результатов образовательного процесса используются  следующие виды контроля: – стартовый (сентябрь месяц): собеседование с целью выявления исходного  уровня мотивации учащегося; – текущий (выполнение конкурсных работ); – итоговый (май): итоговая выставка работ. 10Литература и информационный ресурс Техника фотографии  1. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая школа, 1988.  2. Курский Л.Д. Работа фотографа вне павильона. – М.: Легкая индустрия, 1980.  3. Шеклин А.В. Фотографический калейдоскоп. – М.: Химия, 1988.  Искусство фотографии  1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 1986.  2. Демин В. Цветение земли. – М.: Искусство, 1987.  3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988.  4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.  5. Луински Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета, 1991.  6. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.  7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989.  8. Морозов С. Творческая фотография. – М.: Планета, 1986.  9. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. – М.: Искусство, 1982.  10. Престон­Мэфем К. Фотографирование живой природы. – М.: Мир, 1985.  11. Родионов Н.А. Вечное движение. – М.: Планета, 1972.  12. Хейлин Р. Светофильтры. – М.: Мир, 1988.  13. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. – М.: Искусство, 1987.  Изобразительное искусство  1. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М.: КРОН­ ПРЕСС, 1995.  2. Зачарованный мир. Волшебные животные. – М.: Терра, 1996.  Ильина   Т.В.   История   искусств.   Западноевропейское   искусство.   –   М.: Высшая школа, 1993.  3. Маркова Н.К. Пейзаж в русской живописи от классицизма до символизма. – М.: Арт­родник, 1999.  4. Мастера живописи. «МОНЕ». – М.: Белый город, 1998.  5. Мастера живописи. «РЕНУАР». – М.: Белый город, 1998.  6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.  7. Энциклопедия для детей. Том 7. Книга 1­я и 2­я. Искусство. – М.: Аванта +, 2000.  11Компьютерные технологии  1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.  2. Введениев Microsoft. Windows 95. – М.: «Microsoft Corporation», 2001.  3. Мак­Клелланд Д. Фотошоп 6 для чайников. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2001.  4. Занятнов Д., Поляков О., Жаров А. Практический самоучитель управления компьютером. – М.: МикроАрт, 1999.  5. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи­3000, 2003.  6. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: Олма­пресс, 2002.  7. Форстер Джефф «After Effects+ Photoshop». ­ М.:НТПресс, 2009.  12