Образовательная программа "Основы журналистики"
Оценка 4.8

Образовательная программа "Основы журналистики"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык +1
Все классы
28.06.2019
Образовательная программа "Основы журналистики"
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову.
Программа ОЖ 2019.docx
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Основы журналистики»          Выполнила:                                                                              педагог                                                                                                      дополнительного                                                                                                    образования         Савельева Д. О.         Возраст учащихся:        7­13 лет                                                                                                     Срок реализации         программы: 6 лет Челябинск, 2019 Содержание программы 1. Информационная карта 2. Пояснительная записка 3. Учебно­тематический план 4. Содержание изучаемого курса 5. Методическое обеспечение программы 6. Воспитательная программа 7. Список литературы 8. Приложение Информационная карта программы Тип программы Адаптированный Образовательная область Многопрофильная Направленность деятельность Эстетическая Способ освоения содержания Программы Продуктивный Творческий Уровень освоения содержания Общекультурный Уровень реализации программы Кадетское образование Форма реализации программы Индивидуальная Групповая Коллективная Продолжительность реализации Шесть лет Программы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Образовательные   стандарты   второго   поколения   предъявляют   новые требования   к   системе   обучения   в   общеобразовательной   школе,   что предполагает поиск новых подходов к организации учебного процесса.           В   настоящее   время   разработано   достаточное   количество образовательных   программ,   направленных   на   формирование   первичных навыков  журналистики, но предназначены  они,  как правило,  для учащихся среднего   звена   или   старших   классов.   Данная   образовательная   программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается   речевое   творчество,   эстетическое   чувство,   любовь   к художественному слову. В   рамках   программы   обеспечено   сочетание   различных   видов познавательной   направленных   на   формирование познавательных   и   коммуникативных   учебных   действий,   развитие   навыков   деятельности, работы   с   информационно­коммуникационными   средствами,   что   открывает новые   возможности   для   поддержки   интереса   младшего   школьника   как   к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.  Журналистика   –   сфера   деятельности   по   сбору,   обработке   и распространению   актуальной   и   социальной   информации   через   каналы  массовой   коммуникации. Способность   влиять на умы   миллионов   людей,  формировать   мнение   о   событиях   и   людях,   возможность   быть   в   центре политических   и   культурных   или   экономических   событий   создают  впечатление,  что журналисты  люди необыкновенные. Необычность  названия  и содержания  данной  программы  является  одним  из  способов  мотивации  учащихся.  В  деятельности  детского объединения   происходит  соединение обучения   с   реальной   социальной   деятельностью,   творчеством.   Знание  основ   журналистики,   полиграфического   дела   способствует   не   только познанию   профессии,   но и является   прекрасным   подспорьем   для занятий  по  развитию  речи  младших  школьников. Являясь  одним  из мотивирующих  факторов,  введение основ  журналистики  способствует  реализации задач по развитию   речи   и   решению   главной   задачи   воспитания   –   формированию  социально   активной   личности.     Цель   программы:  формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи  школьников во всех   ее   формах:   устной   и   письменной,   во   всех   функциях:   общения, сообщения,   воздействия;   навыков   грамотной   речи,   как   показателя   общей культуры человека.      Задачи:   обеспечить  хорошую  языковую  среду  и  речевую  практику для учащихся,   обогатить   речь,   развить   интерес   к   произносительной  стороне  речи,  формировать  культуру  речевого  общения;  формировать   умение   использовать   различные   способы   поиска, сбора, анализа информации; обогатить опыт по созданию собственной информации   в   устной   и   письменной   форме,   по   ее   оформлению   и представлению;  обучить   основам   журналистики   и   газетного   дела,   развивать  творческое  мышление,   умение  критически  и  аналитически  думать,  самостоятельно  брать  интервью,  свободно и логично  излагать мысли;  расширить  кругозор  детей;  воспитывать   толерантность, коммуникабельность,  формировать  культуру    общения  и поведения  в социуме. Программа рассчитана на 6 лет обучения для кадетских классов. С 1 по 4 класс   учащиеся   знакомятся   с   основными   понятиями   журналистики,   ее жанрами и методами. Обучение происходит с помощью ознакомительных игр, увлекательных рассказов, а также коллективной и индивидуальной работы. Обучение построению грамотной устной речи, развитие навыков сочинения и логической последовательности рассказа. С   5   по   6   класс   учащимся   предлагается   освоение   основ   журналистики, изучение жанрового своеобразия (информационные и аналитические жанры), написание статей, изучение структуры редакции, методы сбора информации и т. д.  Программа   рассчитана   на   реализацию   в   учреждениях   дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.   В   процессе   реализации   программы   используются   разнообразные   методы обучения: объяснительно­иллюстративный, рассказ, беседы, игры, сочинения в жанрах журналистики, лекционный материал. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения Тема Теор. Практ . Общее кол­во часов Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила работы в коллективе. Что такое журналистика? Профессиональные качества журналиста. Информационная новость.  Заголовок в тексте. Создание заголовков. Жанр журналистики – интервью. Практическое занятие «Интервью». Фотография. Описание фотографии. Устное сочинение «Моя семья». Печатная периодика ­ газеты и журналы. Детские периодические издания Подготовка классной газеты. Распределение ролей. Подготовка классной газеты Иллюстрация к сказке Выделение главной мысли в тексте Сочинение новогоднего поздравления Зимняя сказка Иллюстрация к стихотворению. Пересказ. Загадки на тему «Журналистика» Рассказ о своем домашнем животном с иллюстрацией Жанр журналистики – заметка Кроссворд журналиста Поздравление защитникам отечества Мамин праздник! Рецензия на любимый мультфильм Что влияет на здоровье человека? Школьная анкета 1 1 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Итого: Пословицы и поговорки Любимый праздник Описание предмета TV и радио Сценка на заданную тему Игра «Новость TV» Тест по журналистике Итоговое занятие 0,5 0,5 1 0,5 12 0,5 1 0,5 1 1 0,5 23 1 1 1 1 1 1 1 35 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Вводное   занятие.   Ознакомление   с   планом   работы   кружка,   с   целями, задачами.   Правила   работы   и   поведения.   Правила   по   технике безопасности.  2. ЧТО ТАКОЕ ЖУРНАЛИСТИКА? Что такое журналистика? Роль и функция журналистики в обществе. Из истории журналистики в России. 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА Формирование   представлений   о   профессии   журналиста.   Какими качествами   должен   обладать   настоящий   журналист.   Деятельность журналиста. Журналист ­ выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОВОСТЬ Факт   ­   как   объект   интереса   журналиста   и   основной   материал   в   его работе.   Что   такое   новость   и   где   ее   искать?   Создание   учащимися новости. 5. ЗАГОЛОВОК В ТЕКСТЕ Что такое заголовок? Практическая работа – умение выявить основную мысль в тексте, дать интересный заголовок, отражающий суть текста. 6. ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ИНТЕРВЬЮ Лекция о том, что такое интервью. Как грамотно построить вопросы. Как вести себя с собеседником. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог. 7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ИНТЕРВЬЮ» Составление учащимися вопросов. Интервью с соседом по парте. 8. ФОТОГРАФИЯ. ОПИСАНИЕ ФОТОГРАФИИ. Как   отражает   фотография   основную   мысль   в   тексте.   Зачем   она необходима   в   журналистике?   Уметь   по   фотографии   составить описание, придумать свою историю для фотографии. 9. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ «МОЯ СЕМЬЯ» Рассказ учащимися на тему «Моя семья». Умение логически построить предложение,   подобрать   эпитеты,   эмоционально   передать   основную мысль своего рассказа, сделать его интересным. 10.ПЕЧАТНАЯ ПЕРИОДИКА – ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ.   Газета  как  источник  информации.  Виды  газет, их  назначение.  Отличие газеты от журнала. Журналы, их классификация. Примеры прессы. 11.ДЕТСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ Краткая   история   появления   детской   журналистики.   Анализ   рынка детских   периодических   изданий.   Презентация   любимой   газеты   или журнала. 12.ПОДГОТОВКА КЛАССНОЙ ГАЗЕТЫ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ Что необходимо для того, чтобы создать газету? Структура редакции. Цели   и   задачи   редакции.   Главный   редактор,   корреспонденты, фотографы, верстальщики и другие работники редакции. Распределение ролей между учащимися. 13.ПОДГОТОВКА КЛАССНОЙ ГАЗЕТЫ Создание   классной   газеты   на   ватмане:   новости,   заметки,   рисунки, рассказы, стихи, фотографии. 14.ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ На   заданную   сказку   нарисовать   иллюстрацию,   отражающую   главную мысль текста. Рассказ о нарисованном. 15.ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ В ТЕКСТЕ Чтение учителем сказок, рассказов, стихотворений. Выделение главной  16.СОЧИНЕНИЕ НОВОГОДНЕГО ПОЗДРАВЛЕНИЯ Примеры   новогодних   поздравлений,   слова,   встречающиеся   в поздравлениях. Сочинение собственного новогоднего поздравления.   Подборка   существительных   и   прилагательных. Подборка слов, характеризующих зиму. Сочинение сказок, рассказов на 17.ЗИМНЯЯ СКАЗКА тему «Зимняя сказка».  18.ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ. ПЕРЕСКАЗ На основе заданного стихотворения, учащимся предлагается нарисовать иллюстрацию,   передающую   смысл   стихотворения.   После   чего пересказать стихотворение. 19.ЗАГАДКИ НА ТЕМУ «ЖУРНАЛИСТИКА» Учителем   предлагаются   загадки   на   тему   «Журналистика», встречающиеся на ранее пройденных уроках: новость, интервью, газета, журнал, корреспондент, факт и т.д. 20.РАССКАЗ О СВОЕМ ДОМАШНЕМ ЖИВОТНОМ С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ Учащийся готовит рисунок или фотографию, с интересным рассказом о своем домашнем   животном,   о   его   внешности,   умениях,   интересных   эпизодах, отличительных чертах 21.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ЗАМЕТКА Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности   материалов   этого   жанра   –   заметка   информационного характера,   заметка   –   благодарность,   заметка   –   просьба,   обращение. Написание учащимися заметки. 22.КРОССВОРД ЖУРНАЛИСТА Коллективная   разгадка   созданного   учителем   кроссворда   на   тему «Журналистика». 23.ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА Описание праздника «День защитника отечества». Рассказы и загадки на данную тематику, иллюстрации. Мама ­ самое главное в жизни. Рисуем картинку с рассказом «Моя мама 24.МАМИН ДЕНЬ самая лучшая!». 25.РЕЦЕНЗИЯ НА ЛЮБИМЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ Рецензия   –   жанр   журналистики.   Что   необходимо   для   написания рецензии.   Написание   учащимися   рецензию   к   своему   любимому мультфильму. 26.ЧТО ВЛИЯЕТ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА? Лекция  учащимся  о  здоровом  образе  жизни.  Что  необходимо, чтобы быть здоровым? Игры на тему «Здоровье». 27.ШКОЛЬНАЯ АНКЕТА Что такое анкета? Правила составление анкеты. Создание анкеты для своих одноклассников. 28.ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны? Что отражают? Какие   пословицы   и   поговорки   знакомы   учащимся.   Составление пословиц и поговорок из слов, предлагаемых учителем. Рассказ   о   своем   любимом   празднике   с   иллюстрацией.   Какие   бывают 29.ЛЮБИМЫЙ ПРАЗДНИК праздники. 30.ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА Ученику   предлагается   предмет,   с   помощью   различных   слов   его необходимо описать, чтобы другие ученики догадались что это. Лекция   о   том,   что   такое   телевидение   и   радио,   способы   подачи 31.TV И РАДИО информации, преимущества перед печатной прессой. 32.СЦЕНКА НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ Ученики делятся на группы. Каждой группе задается тема, связанная с журналистикой. Ученики ставят сценку перед классом. Имитация прямого эфира. Учащиеся создают новости и рассказывают 33.ИГРА «НОВОСТЬ TV» перед классом, логически построив текст. 34.ТЕСТ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ Учащимся   предлагаются   вопросы   в   тестовой   форме.   Проверка пройденного материала. Насколько усвоен материал учащимися. Организация   выставки   работ   учащихся.   Обсуждение   результатов 35.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ выставки, подведение итогов, награждение. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения Тема Теор. Практ . Общее кол­во часов Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила работы в коллективе. Что такое журналистика? Профессиональные качества журналиста. Информационная новость.  Заголовок в тексте. Создание заголовков. Жанр журналистики – интервью.  Практическое занятие «Интервью». Фотография. Описание фотографии. Устное сочинение «Моя семья». Печатная периодика ­ газеты и журналы. Экскурс в историю. Детские периодические издания. Подготовка классной газеты. Распределение ролей. Подготовка классной газеты. Жанр журналистики блиц­опрос. Выделение главной мысли в тексте. Жанр журналистики ­ очерк. Мой любимый учитель. Зимняя радость. Иллюстрация к стихотворению. Пересказ. Загадки на тему «Журналистика». Легенда как жанр журналистики. Жанр журналистики – заметка Кроссворд журналиста Поздравление защитникам отечества Мамин праздник! Рецензия на любимую книгу. Работа с текстом. Выявление и исправление ошибок. Школьная анкета. 1 1 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Российские журналисты. Мой любимый школьный предмет. Создаем сказку сами. TV и радио Сценка на заданную тему Статья на выбор. Тест по журналистике Итоговое занятие Итого: 0,5 1 0,5 13,5 0,5 1 1 1 1 1 0,5 21,5 1 1 1 1 1 1 1 35 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 год обучения 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Вводное   занятие.   Ознакомление   с   планом   работы   кружка,   с   целями, задачами.   Правила   работы   и   поведения.   Правила   по   технике безопасности.  2. ЧТО ТАОЕ ЖУРНАЛИСТИКА? Что такое журналистика? Роль и функция журналистики в обществе. Из истории журналистики в России. 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА Формирование   представлений   о   профессии   журналиста.   Какими качествами   должен   обладать   настоящий   журналист.   Деятельность журналиста. Журналист ­ выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОВОСТЬ Факт   ­   как   объект   интереса   журналиста   и   основной   материал   в   его работе.   Что   такое   новость   и   где   ее   искать?   Создание   учащимися новости. 5. ЗАГОЛОВОК В ТЕКСТЕ Что такое заголовок? Практическая работа – умение выявить основную мысль в тексте, дать интересный заголовок, отражающий суть текста. 6. ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ИНТЕРВЬЮ Лекция о том, что такое интервью. Как грамотно построить вопросы. Как вести себя с собеседником. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог. 7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ИНТЕРВЬЮ» Составление учащимися вопросов. Интервью с соседом по парте. 8. ФОТОГРАФИЯ. ОПИСАНИЕ ФОТОГРАФИИ. Как   отражает   фотография   основную   мысль   в   тексте.   Зачем   она необходима   в   журналистике?   Уметь   по   фотографии   составить описание, придумать свою историю для фотографии. 9. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ «МОЯ СЕМЬЯ» Рассказ учащимися на тему «Моя семья». Умение логически построить предложение,   подобрать   эпитеты,   эмоционально   передать   основную мысль своего рассказа, сделать его интересным. 10.ПЕЧАТНАЯ ПЕРИОДИКА – ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ.   Газета  как  источник  информации.  Виды  газет, их  назначение.  Отличие газеты от журнала. Журналы, их классификация. Примеры прессы. 11.ДЕТСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ Краткая   история   появления   детской   журналистики.   Анализ   рынка детских   периодических   изданий.   Презентация   любимой   газеты   или журнала. 12.ПОДГОТОВКА КЛАССНОЙ ГАЗЕТЫ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ Что необходимо для того, чтобы создать газету? Структура редакции. Цели   и   задачи   редакции.   Главный   редактор,   корреспонденты, фотографы, верстальщики и другие работники редакции. Распределение ролей между учащимися. 13.ПОДГОТОВКА КЛАССНОЙ ГАЗЕТЫ Создание   классной   газеты   на   ватмане:   новости,   заметки,   рисунки, рассказы, стихи, фотографии. 14.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – БЛИЦ­ОПРОС Характеристика   блиц­опроса.   Правила   ведения   и   составление. Проведение блиц­опроса среди одноклассников. 15.ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ В ТЕКСТЕ Чтение учителем сказок, рассказов, стихотворений. Выделение главной мысли учащимися. 16.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ОЧЕРК. МОЙ ЛЮБИМЫЙ УЧИТЕЛЬ Знакомство   с   жанром   журналистики   –   очерком.   Особенности написания. Написание учащимися на тему «Мой любимый учитель». 17.ЗИМНЯЯ РАДОСТЬ Подборка слов, характеризующих зиму. Сочинение сказок, рассказов на тему «Зимняя радость».  18.ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ. ПЕРЕСКАЗ На основе заданного стихотворения, учащимся предлагается нарисовать иллюстрацию,   передающую   смысл   стихотворения.   После   чего пересказать стихотворение. 19.ЗАГАДКИ НА ТЕМУ «ЖУРНАЛИСТИКА» Учителем   предлагаются   загадки   на   тему   «Журналистика», встречающиеся на ранее пройденных уроках: новость, интервью, газета, журнал, корреспондент, факт и т.д. 20.ЛЕГЕНДА КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ Что такое легенда? Чтение учителем известных в народе легенд. 21.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ЗАМЕТКА Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности   материалов   этого   жанра   –   заметка   информационного характера,   заметка   –   благодарность,   заметка   –   просьба,   обращение. Написание учащимися заметки. 22.КРОССВОРД ЖУРНАЛИСТА Коллективная   разгадка   созданного   учителем   кроссворда   на   тему «Журналистика». 23.ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА Описание праздника «День защитника отечества». Рассказы и загадки на данную тематику, иллюстрации. Мама ­ самое главное в жизни. Рисуем картинку с рассказом «Моя мама 24.МАМИН ДЕНЬ самая лучшая!». 25.РЕЦЕНЗИЯ НА ЛЮБИМУЮ КНИГУ Рецензия   –   жанр   журналистики.   Что   необходимо   для   написания рецензии. Написание учащимися рецензии к своей любимой книге. 26.РАБОТА С ТЕКСТОМ. ВЫЯВЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК Учащимся   предлагаются   рассказы   с   логическими   ошибками.   Им необходимо указать на ошибки и предложить свои варианты написания.  27.ШКОЛЬНАЯ АНКЕТА Что такое анкета? Правила составление анкеты. Создание анкеты для своих одноклассников. 28.РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ Учитель   рассказывает   об   известных   российских   журналистах,   их творчестве и деятельности. 29.МОЙ ЛЮБИМЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ Рассказ о любимом школьном предмете. Почему выбран именно он, чем он интересен. 30.СОЗДАЕМ СКАЗКУ САМИ Учащиеся придумывают героя, его друзей, действие, создается сказка, которая зачитывается перед классом. Выбираем лучшую. Лекция   о   том,   что   такое   телевидение   и   радио,   способы   подачи 31.TV И РАДИО информации, преимущества перед печатной прессой. 32.СЦЕНКА НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ Ученики делятся на группы. Каждой группе задается тема, связанная с журналистикой. Ученики ставят сценку перед классом. 33.СТАТЬЯ НА ВЫБОР Каждый учащийся сам выбирает статью – будь то новость, заметка или очерк. Рассказывает почему сделал такой выбор и сочиняет ее. 34.ТЕСТ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ Учащимся   предлагаются   вопросы   в   тестовой   форме.   Проверка пройденного материала. Насколько усвоен материал учащимися. 35.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Организация   выставки   работ  учащихся.  Обсуждение   результатов   выставки, подведение итогов, награждение УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 год обучения Тема Теор. Практ . Общее кол­во часов Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила работы в коллективе. Что такое журналистика? История журналистики. Профессиональные качества журналиста. Информационная новость.  Заголовок в тексте. Создание заголовков. Жанр журналистики – интервью.  Практическое занятие «Интервью». Фотография. Описание фотографии. Устное сочинение «Мой лучший друг». Печатная периодика ­ газеты и журналы. Детские периодические издания. Подготовка классной газеты. Распределение ролей. Подготовка классной газеты. Жанр журналистики блиц­опрос. Выделение главной мысли в тексте. Жанр журналистики ­ очерк. Мой любимый учитель. Новогодняя сказка. Репортаж Создаем репортаж сами. Легенда как жанр журналистики. Жанр журналистики – заметка Кроссворд журналиста Поздравление защитникам отечества Мамин праздник! Рецензия на любимый фильм. Работа с текстом. Выявление и исправление ошибок. Школьная анкета. 1 1 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Российские журналисты. Мой любимый школьный предмет. Журналистика в родном городе. TV и радио Сценка на заданную тему Читаем интересные тексты. Тест по журналистике Итоговое занятие Итого: 0,5 1 1 0,5 15,5 0,5 1 1 1 1 0,5 19,5 1 1 1 1 1 1 1 35 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 год обучения 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Вводное   занятие.   Ознакомление   с   планом   работы   кружка,   с   целями, задачами.   Правила   работы   и   поведения.   Правила   по   технике безопасности. 2. ЧТО ТАКОЕ ЖУРНАЛИСТИКА? ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ   Что такое журналистика? Роль и функция журналистики в обществе. Из истории журналистики в России.  3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА Формирование   представлений   о   профессии   журналиста.   Какими качествами   должен   обладать   настоящий   журналист.   Деятельность журналиста. Журналист ­ выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОВОСТЬ Факт   ­   как   объект   интереса   журналиста   и   основной   материал   в   его работе.   Что   такое   новость   и   где   ее   искать?   Создание   учащимися новости. 5. ЗАГОЛОВОК В ТЕКСТЕ Что такое заголовок? Практическая работа – умение выявить основную мысль в тексте, дать интересный заголовок, отражающий суть текста. 6. ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ИНТЕРВЬЮ Лекция о том, что такое интервью. Как грамотно построить вопросы. Как вести себя с собеседником. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог. 7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ИНТЕРВЬЮ» Составление учащимися вопросов. Интервью с соседом по парте. 8. ФОТОГРАФИЯ. ОПИСАНИЕ ФОТОГРАФИИ. Как   отражает   фотография   основную   мысль   в   тексте.   Зачем   она необходима   в   журналистике?   Уметь   по   фотографии   составить описание, придумать свою историю для фотографии. 9. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ «МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ» Рассказ   учащимися   на   тему   «Мой   лучший   друг».   Умение   логически построить   предложение,   подобрать   эпитеты,   эмоционально   передать основную мысль своего рассказа, сделать его интересным. 10.ПЕЧАТНАЯ ПЕРИОДИКА – ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ.   Газета  как  источник  информации.  Виды  газет, их  назначение.  Отличие газеты   от   журнала.   Журналы,   их   классификация.   Примеры   прессы. История первых газет и журналов. 11.ДЕТСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ Краткая   история   появления   детской   журналистики.   Анализ   рынка детских   периодических   изданий.   Презентация   любимой   газеты   или журнала. 12.ПОДГОТОВКА КЛАССНОЙ ГАЗЕТЫ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ Что необходимо для того, чтобы создать газету? Структура редакции. Цели   и   задачи   редакции.   Главный   редактор,   корреспонденты, фотографы, верстальщики и другие работники редакции. Распределение ролей между учащимися. 13.ПОДГОТОВКА КЛАССНОЙ ГАЗЕТЫ Создание   классной   газеты   на   ватмане:   новости,   заметки,   рисунки, рассказы, стихи, фотографии.   14.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – БЛИЦ­ОПРОС Характеристика   блиц­опроса.   Правила   ведения   и   составление. Проведение блиц­опроса среди одноклассников. 15.ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ В ТЕКСТЕ Чтение учителем сказок, рассказов, стихотворений. Выделение главной мысли учащимися. 16.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ОЧЕРК. МОЙ ЛЮБИМЫЙ УЧИТЕЛЬ Знакомство   с   жанром   журналистики   –   очерком.   Особенности написания. Написание учащимися на тему «Мой любимый учитель». Подборка   слов,   характеризующих   новогодний   праздник.   Сочинение 17.НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА сказок, рассказов на тему «Новогодняя сказка».  18.РЕПОРТАЖ Репортаж   как   жанр   журналистики.   Его   характеристики.   Отличия   от других статей. Лекция учителя. Учащиеся   делятся   на   группы   и   придумывают   репортаж.   Выбираем 19.СОЗДАЕМ РЕПОРТАЖ САМИ лучший. 20.ЛЕГЕНДА КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ Что такое легенда? Чтение учителем известных в народе легенд. 21.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ЗАМЕТКА Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности   материалов   этого   жанра   –   заметка   информационного характера,   заметка   –   благодарность,   заметка   –   просьба,   обращение. Написание учащимися заметки. Коллективная   разгадка   созданного   учителем   кроссворда   на   тему 22.КРОССВОРД ЖУРНАЛИСТА «Журналистика». 23.ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА Описание праздника «День защитника отечества». Рассказы и загадки на данную тематику, иллюстрации. 24.МАМИН ДЕНЬ Мама ­ самое главное в жизни. Рисуем картинку с рассказом «Моя мама самая лучшая!». 25.РЕЦЕНЗИЯ НА ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ Рецензия   –   жанр   журналистики.   Что   необходимо   для   написания рецензии. Написание учащимися рецензии к своему любимому фильму. 26.РАБОТА С ТЕКСТОМ. ВЫЯВЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК Учащимся   предлагаются   рассказы   с   логическими   ошибками.   Им необходимо указать на ошибки и предложить свои варианты написания.  Что такое анкета? Правила составление анкеты. Создание анкеты для 27.ШКОЛЬНАЯ АНКЕТА своих одноклассников. 28.РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ Учитель   рассказывает   об   известных   российских   журналистах,   их творчестве и деятельности. 29.МОЙ ЛЮБИМЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ Рассказ о любимом школьном предмете. Почему выбран именно он, чем он интересен. 30.ЖУРНАЛИСТИКА В РОДНОМ ГОРОДЕ Учитель рассказывает о журналистике в городе Челябинске. История, выдающиеся таланты. Пресса, TV и радио города Челябинска. Лекция   о   том,   что   такое   телевидение   и   радио,   способы   подачи 31.TV И РАДИО информации, преимущества перед печатной прессой. 32.СЦЕНКА НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ Ученики делятся на группы. Каждой группе задается тема, связанная с журналистикой. Ученики ставят сценку перед классом. 33.ЧИТАЕМ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕКСТЫ Учащиеся зачитывают понравившиеся им статьи в журналах или газетах. Учащимся   предлагаются   вопросы   в   тестовой   форме.   Проверка 34.ТЕСТ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ пройденного материала. Насколько усвоен материал учащимися. 35.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Организация   выставки   работ  учащихся.  Обсуждение   результатов   выставки, подведение итогов, награждение УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 год обучения Тема Теор. Практ . Общее кол­во часов Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила работы в коллективе. Что такое журналистика? История журналистики.  Профессиональные качества журналиста. Кодекс журналиста. Информационная новость.  Заголовок в тексте. Создание заголовков. Жанр журналистики – интервью.  Практическое занятие «Интервью». Фотография в журналистике. Сочинение (свободная тема) Печатная периодика ­ газеты и журналы. Детские периодические издания. Подготовка классной газеты. Распределение ролей. Подготовка классной газеты. Жанр журналистики блиц­опрос. Выделение главной мысли в тексте. Жанр журналистики ­ очерк. Мой любимый учитель. Совершенствование дикции. Выразительное чтение Репортаж Создаем репортаж сами. Легенда как жанр журналистики. Жанр журналистики – заметка Кроссворд журналиста Поздравление защитникам отечества Мамин праздник! Рецензия на любимый фильм. 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Работа с текстом. Выявление и исправление ошибок. Школьная анкета. Российские журналисты. Мой любимый школьный предмет. Журналистика в родном городе. TV и радио Сценка на заданную тему Читаем интересные тексты. Анализируем. Тест по журналистике Итоговое занятие Итого: 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 16,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 0,5 18,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 год обучения 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Вводное   занятие.   Ознакомление   с   планом   работы   кружка,   с   целями, задачами.   Правила   работы   и   поведения.   Правила   по   технике безопасности.  2. ЧТО ТАКОЕ ЖУРНАЛИСТИКА? ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ Что такое журналистика? Роль и функция журналистики в обществе. Из истории журналистики в России.  3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА. КОДЕКС ЖУРНАЛИСТА Формирование   представлений   о   профессии   журналиста.   Какими качествами   должен   обладать   настоящий   журналист.   Деятельность журналиста. Журналист ­ выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Рассматриваем кодекс чести журналиста. 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОВОСТЬ Факт   ­   как   объект   интереса   журналиста   и   основной   материал   в   его работе.   Что   такое   новость   и   где   ее   искать?   Создание   учащимися новости. 5. ЗАГОЛОВОК В ТЕКСТЕ Что такое заголовок? Практическая работа – умение выявить основную мысль в тексте, дать интересный заголовок, отражающий суть текста. 6. ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ИНТЕРВЬЮ Лекция о том, что такое интервью. Как грамотно построить вопросы. Как вести себя с собеседником. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог. 7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ИНТЕРВЬЮ» Составление учащимися вопросов. Интервью с соседом по парте. 8. ФОТОГРАФИЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ Как   отражает   фотография   основную   мысль   в   тексте.   Зачем   она необходима   в   журналистике?   Уметь   по   фотографии   составить описание,   придумать   свою   историю   для   фотографии.   Знакомимся   с фотографиями известных фотографов. 9. СОЧИНЕНИЕ (СВОБОДНАЯ ТЕМА) Учащиеся выбирают тему для написания сочинения.  10.ПЕЧАТНАЯ ПЕРИОДИКА – ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ.   Газета  как  источник  информации.  Виды  газет, их  назначение.  Отличие газеты   от   журнала.   Журналы,   их   классификация.   Примеры   прессы. История первых газет и журналов. 11.ДЕТСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ Краткая   история   появления   детской   журналистики.   Анализ   рынка детских   периодических   изданий.   Презентация   любимой   газеты   или журнала. 12.ПОДГОТОВКА КЛАССНОЙ ГАЗЕТЫ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ Что необходимо для того, чтобы создать газету? Структура редакции. Цели   и   задачи   редакции.   Главный   редактор,   корреспонденты, фотографы, верстальщики и другие работники редакции. Распределение ролей между учащимися. 13.ПОДГОТОВКА КЛАССНОЙ ГАЗЕТЫ Создание   классной   газеты   на   ватмане:   новости,   заметки,   рисунки, рассказы, стихи, фотографии. 14.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – БЛИЦ­ОПРОС Характеристика   блиц­опроса.   Правила   ведения   и   составление. Проведение блиц­опроса среди одноклассников. 15.ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ В ТЕКСТЕ Чтение учителем сказок, рассказов, стихотворений. Выделение главной мысли учащимися. 16.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ОЧЕРК. МОЙ ЛЮБИМЫЙ УЧИТЕЛЬ Знакомство   с   жанром   журналистики   –   очерком.   Особенности написания. Написание учащимися на тему «Мой любимый учитель». 17.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИКЦИИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Учащиеся   передают   эмоции   текста,   посредством   выразительного текста.  Репортаж   как   жанр   журналистики.   Его   характеристики.   Отличия   от 18.РЕПОРТАЖ других статей. Лекция учителя. 19.СОЗДАЕМ РЕПОРТАЖ САМИ Учащиеся   делятся   на   группы   и   придумывают   репортаж.   Выбираем лучший. 20.ЛЕГЕНДА КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ Что такое легенда? Чтение учителем известных в народе легенд. 21.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ЗАМЕТКА Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности   материалов   этого   жанра   –   заметка   информационного характера,   заметка   –   благодарность,   заметка   –   просьба,   обращение. Написание учащимися заметки. Коллективная   разгадка   созданного   учителем   кроссворда   на   тему 22.КРОССВОРД ЖУРНАЛИСТА «Журналистика». 23.ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА Описание праздника «День защитника отечества». Рассказы и загадки на данную тематику, иллюстрации. 24.МАМИН ДЕНЬ Мама ­ самое главное в жизни. Рисуем картинку с рассказом «Моя мама самая лучшая!». 25.РЕЦЕНЗИЯ НА ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ Рецензия   –   жанр   журналистики.   Что   необходимо   для   написания рецензии. Написание учащимися рецензии к своему любимому фильму. 26.РАБОТА С ТЕКСТОМ. ВЫЯВЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК Учащимся   предлагаются   рассказы   с   логическими   ошибками.   Им необходимо указать на ошибки и предложить свои варианты написания.  Что такое анкета? Правила составление анкеты. Создание анкеты для 27.ШКОЛЬНАЯ АНКЕТА своих одноклассников. 28.РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ Учитель   рассказывает   об   известных   российских   журналистах,   их творчестве и деятельности. 29.МОЙ ЛЮБИМЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ Рассказ о любимом школьном предмете. Почему выбран именно он, чем он интересен. 30.ЖУРНАЛИСТИКА В РОДНОМ ГОРОДЕ Учитель рассказывает о журналистике в городе Челябинске. История, выдающиеся таланты. Пресса, TV и радио города Челябинска. Лекция   о   том,   что   такое   телевидение   и   радио,   способы   подачи 31.TV И РАДИО информации, преимущества перед печатной прессой. 32.СЦЕНКА НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ Ученики делятся на группы. Каждой группе задается тема, связанная с журналистикой. Ученики ставят сценку перед классом. 33.ЧИТАЕМ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕКСТЫ. АНАЛИЗИРУЕМ Учащиеся зачитывают понравившиеся им статьи в журналах или газетах. Затем идет  анализ: к  какому жанру журналистики  относится  статья, какую мысль несет автор.  Учащимся   предлагаются   вопросы   в   тестовой   форме.   Проверка 34.ТЕСТ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ пройденного материала. Насколько усвоен материал учащимися. 35.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Организация   выставки   работ  учащихся.  Обсуждение   результатов   выставки, подведение итогов, награждение УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 год обучения Тема Теор. Практ . Общее кол­во часов Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила работы в коллективе. Журналистика как профессия. Функции журналистики. Профессиональные качества журналиста. Кодекс журналиста. История журналистики в России.  Информационная новость.  Создание заголовков. Жанр журналистики – интервью.  Практическое занятие «Интервью». Жанры журналистики. Сочинение (свободная тема) Печатная периодика ­ газеты и журналы. Экскурс в историю. Тема, замысел и  идея журналистского произведения. Выделение главной мысли в тексте. Тезисы и конспекты. Практическая работа. Составление плана к заданному тексту и собственному произведению. Жанр журналистики блиц­опрос. Подготовка учебной газеты Жанр журналистики ­ очерк. Мой любимый учитель. Совершенствование дикции. Выразительное чтение Репортаж Создаем репортаж сами. Подготовка к написанию материала. Сбор информации. Накопление и обработка 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 1 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 материала. Жанр журналистики – заметка Кроссворд журналиста Поздравление защитникам отечества Мамин праздник! Рецензия на любимый фильм. Работа с текстом. Выявление и исправление ошибок. Школьная анкета. Российские журналисты. Мой любимый школьный предмет. Журналистика в родном городе. TV и радио «Грамотно пишем!» Читаем интересные тексты. Анализируем. Тест по журналистике Итоговое занятие. Защита классной газеты. Итого: 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 18,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 0,5 16,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 год обучения 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Вводное   занятие.   Ознакомление   с   планом   работы   кружка,   с   целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности.  2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ Что   такое   журналистика?   Роль   и   функция   журналистики   в   обществе (информационная,     коммуникативная,   выражение   мнений   определённых групп – формирование общественного мнения). 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА. КОДЕКС ЖУРНАЛИСТА Формирование   представлений   о   профессии   журналиста.   Какими качествами   должен   обладать   настоящий   журналист.   Деятельность журналиста. Журналист ­ выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Рассматриваем кодекс чести журналиста. 4. ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСИКИ В РОССИИ Журналистика  XVIII  века.   Новиков   и   его   журналы   "Трутень   ",   " Пустомеля ", " Живописец”.     Журналистика  XIX  века. Формирование жанров в журналистике. АС. Пушкин   –   публицист.   "   Путешествие   из   Москвы   в   Петербург   ". Журналы: " Современник ", " Отечественные                       записки ".    Журналистика  XX  века. В.И. Гиляровский   ­ репортер  и публицист. Истоки нравственных основ журналистской этики. 5. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОВОСТЬ. СОЗДАНИЕ ЗАГОЛОВКОВ Факт   ­   как   объект   интереса   журналиста   и   основной   материал   в   его работе.   Что   такое   новость   и   где   ее   искать?   Создание   учащимися новости.Что такое заголовок? Практическая работа – умение выявить основную мысль в тексте, дать интересный заголовок, отражающий суть текста. 6. ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ИНТЕРВЬЮ Лекция о том, что такое интервью. Как грамотно построить вопросы. Как вести себя с собеседником. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог. 7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ИНТЕРВЬЮ» Составление учащимися вопросов. Интервью с соседом по парте. 8. ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ Познакомить учащихся с основными жанрами журналистики; дать краткую характеристику   каждого   жанра   журналистики,   определить   его   основные особенности; закрепить умение определять жанр предложенного материала. 9. СОЧИНЕНИЕ (СВОБОДНАЯ ТЕМА) Учащиеся выбирают тему для написания сочинения.  10. ПЕЧАТНАЯ ПЕРИОДИКА – ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ Газета  как  источник  информации.  Виды  газет, их  назначение.  Отличие газеты   от   журнала.   Журналы,   их   классификация.   Примеры   прессы. История первых газет и журналов. 11. ТЕМА,   ЗАМЫСЕЛ   И   ИДЕЯ   ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Раскрыть понятие идеи, темы, замысла произведения; показать значение постановки   проблемы   в   журналистском   тексте,   газетном   материале; формировать   умение   выбирать   тему   произведения   с   целью   ее дальнейшего раскрытия. 12. ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ В ТЕКСТЕ. ТЕЗИСЫ И КОНСПЕКТЫ Выделение   главной   мысли   в   тексте.   Познакомить   учащихся   с   тезисами   и конспектами; раскрыть особенности тезиса и конспекта как разновидностей сжатого изложения; заложить у  учащихся основы навыков выделения тезисов и конспектирования. 13. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА К ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ И СОБСТВЕННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ Формирование   у     учащихся   умение   составлять   различные   виды   планов   к заданному (предложенному) тексту; формирование умение составлять план к собственному произведению.   14. ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – БЛИЦ­ОПРОС Характеристика   блиц­опроса.   Правила   ведения   и   составление. Проведение блиц­опроса среди одноклассников. 15. ПОДГОТОВКА УЧЕБНОЙ ГАЗЕТЫ Что   необходимо   для   того,   чтобы   создать   газету?   Структура   редакции. Цели и задачи редакции. Главный редактор, корреспонденты, фотографы, верстальщики и другие работники редакции. Распределение ролей между учащимися. 16. ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ОЧЕРК. МОЙ ЛЮБИМЫЙ Знакомство   с   жанром   журналистики   –   очерком.   Особенности написания. Написание учащимися на тему «Мой любимый учитель». УЧИТЕЛЬ 17. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИКЦИИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ Учащиеся   передают   эмоции   текста,   посредством   выразительного текста.  ЧТЕНИЕ Репортаж   как   жанр   журналистики.   Его   характеристики.   Отличия   от 18. РЕПОРТАЖ других статей. Лекция учителя. 19. СОЗДАЕМ РЕПОРТАЖ САМИ Учащиеся   делятся   на   группы   и   придумывают   репортаж.   Выбираем лучший. 20. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ МАТЕРИАЛА. СБОР ИНФОРМАЦИИ. НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА Раскрыть значение и роль актуальности газетных материалов; рассказать о методах сбора и накопления информации; познакомить учащихся с разными способами обработки и проверки собранной информации. 21. ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ЗАМЕТКА Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности   материалов   этого   жанра   –   заметка   информационного характера,   заметка   –   благодарность,   заметка   –   просьба,   обращение. Написание учащимися заметки. 22. КРОССВОРД ЖУРНАЛИСТА Коллективная   разгадка   созданного   учителем   кроссворда   на   тему «Журналистика». 23. ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА Написание   жанра   журналистики   (на   выбор),   посвященного   празднику «День Защитника Отечества». 24. МАМИН ДЕНЬ Написание жанра журналистики (на выбор), посвященного празднику «8 марта». 25. РЕЦЕНЗИЯ НА ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ Рецензия   –   жанр   журналистики.   Что   необходимо   для   написания рецензии. Написание учащимися рецензии к своему любимому фильму. 26. РАБОТА С ТЕКСТОМ. ВЫЯВЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК Учащимся   предлагаются   рассказы   с   логическими   ошибками.   Им необходимо указать на ошибки и предложить свои варианты написания.  27. ШКОЛЬНАЯ АНКЕТА Что такое анкета? Правила составление анкеты. Создание анкеты для своих одноклассников. 28. РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ Учитель   рассказывает   об   известных   российских   журналистах,   их творчестве и деятельности. 29. МОЙ ЛЮБИМЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ Рассказ о любимом школьном предмете. Почему выбран именно он, чем он интересен. 30. ЖУРНАЛИСТИКА В РОДНОМ ГОРОДЕ Учитель рассказывает о журналистике в городе Челябинске. История, выдающиеся таланты. Пресса, TV и радио города Челябинска. Лекция   о   том,   что   такое   телевидение   и   радио,   способы   подачи 31. TV И РАДИО информации, преимущества перед печатной прессой. 32. «ГРАМОТНО ПИШЕМ!» Проверка   учащихся   на   грамматические   и   синтаксические   ошибки (диктант). 33. ЧИТАЕМ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕКСТЫ. АНАЛИЗИРУЕМ Учащиеся зачитывают понравившиеся им статьи в журналах или газетах. Затем идет  анализ: к  какому жанру журналистики  относится  статья, какую мысль несет автор.  34. Учащимся   предлагаются   вопросы   в   тестовой   форме.   Проверка ТЕСТ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ пройденного материала. Насколько усвоен материал учащимися. 35. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗАЩИТА КЛАССНОЙ ГАЗЕТЫ Организация   выставки   учебных   газет   учащихся.   Обсуждение   результатов, подведение итогов, награждение. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 год обучения Тема Теор. Практ . Общее кол­во часов Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила работы в коллективе. Журналистика как профессия. Функции журналистики. Профессиональные качества журналиста. Кодекс журналиста. История журналистики в России.  Информационная новость.  Создание заголовков. Жанр журналистики – интервью.  Практическое занятие «Интервью». Жанры журналистики. Сочинение (свободная тема) Печатная периодика ­ газеты и журналы. Экскурс в историю. Тема, замысел и  идея журналистского произведения. Выделение главной мысли в тексте. Тезисы и конспекты. Практическая работа. Составление плана к заданному тексту и собственному произведению. Жанр журналистики блиц­опрос. Подготовка учебной газеты Жанр журналистики ­ очерк. Мой любимый учитель. Совершенствование дикции. Выразительное чтение Репортаж Создаем репортаж сами. Подготовка к написанию материала. Сбор информации. Накопление и обработка материала. 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 1 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Жанр журналистики – заметка Кроссворд журналиста Поздравление защитникам отечества Мамин праздник! Рецензия на любимый фильм. Работа с текстом. Выявление и исправление ошибок. Жанр журналистики – статья. Российские журналисты. Публицистический стиль и его особенности. Журналистика в родном городе. Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении. «Грамотно пишем!» Читаем интересные тексты. Анализируем. Тест по журналистике Итоговое занятие. Защита классной газеты. Итого: 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 19,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 15,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 год обучения 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Вводное   занятие.   Ознакомление   с   планом   работы   кружка,   с   целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности.  2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ Что   такое   журналистика?   Роль   и   функция   журналистики   в   обществе (информационная,     коммуникативная,   выражение   мнений   определённых групп – формирование общественного мнения). 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА. КОДЕКС ЖУРНАЛИСТА Формирование   представлений   о   профессии   журналиста.   Какими качествами   должен   обладать   настоящий   журналист.   Деятельность журналиста. Журналист ­ выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Рассматриваем кодекс чести журналиста. 4. ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСИКИ В РОССИИ Журналистика  XVIII  века.   Новиков   и   его   журналы   "Трутень   ",   " Пустомеля ", " Живописец”.     Журналистика  XIX  века. Формирование жанров в журналистике. АС. Пушкин   –   публицист.   "   Путешествие   из   Москвы   в   Петербург   ". Журналы: " Современник ", " Отечественные                       записки ".    Журналистика  XX  века. В.И. Гиляровский   ­ репортер  и публицист. Истоки нравственных основ журналистской этики. 5. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОВОСТЬ. СОЗДАНИЕ ЗАГОЛОВКОВ Факт   ­   как   объект   интереса   журналиста   и   основной   материал   в   его работе.   Что   такое   новость   и   где   ее   искать?   Создание   учащимися новости. Что такое заголовок? Практическая работа – умение выявить основную мысль в тексте, дать интересный заголовок, отражающий суть текста. 6. ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ИНТЕРВЬЮ Лекция о том, что такое интервью. Как грамотно построить вопросы. Как вести себя с собеседником. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог. 7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ИНТЕРВЬЮ» Составление учащимися вопросов. Интервью с соседом по парте. 8. ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ Познакомить учащихся с основными жанрами журналистики; дать краткую характеристику   каждого   жанра   журналистики,   определить   его   основные особенности; закрепить умение определять жанр предложенного материала. 9. СОЧИНЕНИЕ (СВОБОДНАЯ ТЕМА) Учащиеся выбирают тему для написания сочинения.  10.ПЕЧАТНАЯ ПЕРИОДИКА – ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ.   Газета  как  источник  информации.  Виды  газет, их  назначение.  Отличие газеты   от   журнала.   Журналы,   их   классификация.   Примеры   прессы. История первых газет и журналов. 11.ТЕМА, ЗАМЫСЕЛ И ИДЕЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Раскрыть понятие идеи, темы, замысла произведения; показать значение постановки   проблемы   в   журналистском   тексте,   газетном   материале; формировать   умение   выбирать   тему   произведения   с   целью   ее дальнейшего раскрытия. 12.ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ В ТЕКСТЕ. ТЕЗИСЫ И КОНСПЕКТЫ Выделение   главной   мысли   в   тексте.   Познакомить   учащихся   с   тезисами   и конспектами; раскрыть особенности тезиса и конспекта как разновидностей сжатого изложения; заложить у  учащихся основы навыков выделения тезисов и конспектирования. 13.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА К ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ И СОБСТВЕННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ Формирование   у     учащихся   умение   составлять   различные   виды   планов   к заданному (предложенному) тексту; формирование умение составлять план к собственному произведению. 14.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – БЛИЦ­ОПРОС Характеристика   блиц­опроса.   Правила   ведения   и   составление. Проведение блиц­опроса среди одноклассников. 15.ПОДГОТОВКА УЧЕБНОЙ ГАЗЕТЫ Что   необходимо   для   того,   чтобы   создать   газету?   Структура   редакции. Цели и задачи редакции. Главный редактор, корреспонденты, фотографы, верстальщики и другие работники редакции. Распределение ролей между учащимися. 16.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ОЧЕРК. МОЙ ЛЮБИМЫЙ УЧИТЕЛЬ Знакомство   с   жанром   журналистики   –   очерком.   Особенности написания. Написание учащимися на тему «Мой любимый учитель». 17.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИКЦИИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Учащиеся   передают   эмоции   текста,   посредством   выразительного текста.  18.РЕПОРТАЖ Репортаж   как   жанр   журналистики.   Его   характеристики.   Отличия   от других статей. Лекция учителя. Учащиеся   делятся   на   группы   и   придумывают   репортаж.   Выбираем 19.СОЗДАЕМ РЕПОРТАЖ САМИ лучший. 20.ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ МАТЕРИАЛА. СБОР ИНФОРМАЦИИ. НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА Раскрыть значение и роль актуальности газетных материалов; рассказать о методах сбора и накопления информации; познакомить учащихся с разными способами обработки и проверки собранной информации. 21.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ – ЗАМЕТКА Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности   материалов   этого   жанра   –   заметка   информационного характера,   заметка   –   благодарность,   заметка   –   просьба,   обращение. Написание учащимися заметки. 22.КРОССВОРД ЖУРНАЛИСТА Коллективная   разгадка   созданного   учителем   кроссворда   на   тему «Журналистика». 23.ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА Написание жанра (на выбор), посвященному празднику «День Защитника Отечества». Написание жанра (на выбор), посвященному празднику «8 марта». 24.МАМИН ДЕНЬ 25.РЕЦЕНЗИЯ НА ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ Рецензия   –   жанр   журналистики.   Что   необходимо   для   написания рецензии. Написание учащимися рецензии к своему любимому фильму. 26.РАБОТА С ТЕКСТОМ. ВЫЯВЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК Учащимся   предлагаются   рассказы   с   логическими   ошибками.   Им необходимо указать на ошибки и предложить свои варианты написания.  27.ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ ­ СТАТЬЯ Статья   как   жанр   журналистики,   виды   статьи,   правила   написания. Написание статьи учащимися. 28.РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ Учитель   рассказывает   об   известных   российских   журналистах,   их творчестве и деятельности. 29.ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Раскрыть понятие публицистического текста, его характерные особенности; научить учащихся определять публицистический текст по его особенностям. 30.ЖУРНАЛИСТИКА В РОДНОМ ГОРОДЕ Учитель рассказывает о журналистике в городе Челябинске. История, выдающиеся таланты. Пресса, TV и радио города Челябинска. 31.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ Общность   в   функциях,   целях,   задачах,   профессиональных   требованиях, жанрах.   Особенность   учета   фактора   времени   на   радио   и   телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира     Главенство   фактора   изображения   на   телевидении,   возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.    32.«ГРАМОТНО ПИШЕМ!» Проверка   учащихся   на   грамматические   и   синтаксические   ошибки (диктант). 33.ЧИТАЕМ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕКСТЫ. АНАЛИЗИРУЕМ Учащиеся зачитывают понравившиеся им статьи в журналах или газетах. Затем идет  анализ: к  какому жанру журналистики  относится  статья, какую мысль несет автор.  Учащимся   предлагаются   вопросы   в   тестовой   форме.   Проверка 34.ТЕСТ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ пройденного материала. Насколько усвоен материал учащимися. 35.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗАЩИТА КЛАССНОЙ ГАЗЕТЫ Организация   выставки   учебных   газет   учащихся.   Обсуждение   результатов, подведение итогов, награждение. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1. Васильева Л.А.Делаем новости. ­ М., 2003. 2. Гуревич С.М. Номер газеты. ­ М., 2006. 3. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. ­ М., 1995. 4. Крундышев   А.А.   Сочинение   как   вид   самостоятельной   работы.   ­   М.: Просвещение, 1987. 5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие ­ М.: 6. 7. 8. Аспект Пресс, 2000.  Ученова В.В. Беседы о журналистике. ­ М., 1985.   Шинкаренко В. Как писать в газету. ­ М., 2000.   Аргановский В.А. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. ­ М., 1999  Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. ­ М., 1989 9. 10. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? ­ М., 1998.  11. Лимонад Т.В. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. ­ М.: Школьная Пресса, 2001.  12. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. ­ М., 2001.  13.  Сметанина   С.И.   Литературное   редактирование:   Для   журналистов   и специалистов по связям с общественностью. ­ СПб, 2003.  14. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. ­ М., 1983

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа "Основы журналистики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2019