1. Пояснительная записка.
Образовательная программа по индивидуальным занятиям, по предмету: чтение и развитие речи составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (М. «Просвещение» 2004г.) и учебника «Книга для чтения» авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева (Москва, «Просвещение» 2006г.)
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень школьно-значимых функций или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку того или иного навыка, а также дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку. Поэтому возникла необходимость в проведении дополнительных индивидуальных занятий, помогающих детям, испытывающим трудности в обучении, успешно усваивать учебный материал.
Индивидуальные занятия по предмету «Чтение и развитие речи» проводится со следующими учащимися 3 класса: Леонова Кристина, Журавлёва Лиза.
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих.
Цели:
· Создать условия для успешного усвоения учащимися учебной программы;
· восполнить пробелы предшествующего обучения.
· подготовить к восприятию трудных тем учебной программы;
· повысить уровень развития школьно-значимых психических процессов;
· способствовать коррекции фонематического восприятия.
Техника чтения.
· Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
· Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание прочитанного.
· Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин. Нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи.
· Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
· Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений.
Задачи: Учащиеся должны уметь:
· читать по слогам короткие тексты;
· слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
· по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать о чем читали или слушали.
Учащиеся должны знать:
· наизусть 3-10 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.
2. Сетка часов учебного плана.
№ четверти |
Количество часов |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
3 |
Зазвенел звонок – начался урок. Осенние страницы. Сказка за сказкой
|
1 1 1
1 |
2 |
3 |
Мир животных Птицы – наши друзья. Зимние страницы |
1 1 1 |
3 |
3 |
Всё мы делаем сами и своими руками Будем делать хорошо и не будем плохо Весенние страницы |
1 1 1
|
4 |
3 |
Весенние страницы Посмеёмся, улыбнёмся Как хорошо уметь читать
|
1 1 1
|
Всего за год |
12ч |
|
|
3. Выполнение практической части программы.
Проверка техники чтения 2 раза в год.
Заучивание стихотворений наизусть 3-8 стихотворений
IV.Календарно-тематическое планирование
1 четверть – 3 часа
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Дата
|
1 |
Формирование навыка чтения. Чтение текста по В.Драгунскому «Школьные слова» . Раздел «Зазвенел звонок – начался урок». |
1 |
04.09 |
2 |
Чтение текста Г. Скребицкий «Художник – осень», по разделу: «Осенние страницы». Пересказ по картинкам. |
1 |
25.09 |
3 |
Чтение сказки «Лиса и кувшин», по разделу: «Сказка за сказкой». Пересказ по картинкам. |
1 |
16.10 |
|
2 четверть - 3 часа |
|
|
4 |
Чтение текста А. Чарушин «Ёж», по разделу «Мир животных». Пересказ по наводящим вопросам. |
1 |
13.11 |
5 |
Чтение текста Н Сладков «Пылесос», по разделу «Птицы – наши друзья». Ответы на вопросы по прочитанному. |
1 |
04.12 |
6 |
Чтение текста Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», по разделу «Зимние страницы». Пересказ по наводящим вопросам. |
1 |
25.12 |
|
3 четверть – 3 часа |
|
|
7 |
Разучивание стихотворения А.Кузнецова «Подружки». |
|
29.01 |
8 |
Чтение текста М. Пляцковский «Урок дружбы», по разделу «Будем делать хорошо и не будем плохо». Пересказ по картинкам. |
|
19.02 |
9 |
Чтение текста И. Соколов-Микитов «Весна-красна», по разделу «Весенние страницы». Пересказ по картинкам. |
|
12.03 |
|
4 четверть – 3 часа. |
|
|
10 |
Разучивание стихотворения по Г Виеру «Девятое мая». Раздел «Весенние страницы. |
|
09.04 |
11 |
Чтение текста К.Ушинский «Солнце и радуга», по разделу «Посмеёмся, улыбнёмся». Самостоятельный пересказ. |
|
30.04 |
12 |
Чтение текста В. Голявкин «Спрятался», по разделу « Как хорошо уметь читать». Самостоятельный пересказ. |
|
21.05 |
V.Ресурсное обеспечение.
· Методическое обеспечение
Имеется раздаточный материал по предмету, наборы предметных и сюжетных картинок, текстов с иллюстрациями.
· Литература
А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» М. «Владос» 2002г.
Е.А.Алифанова. Н.Е.Егорова «Логопедические упражнения в рифмах» - М. Издательство «Гном и Д» 2000г.
Н.Н.Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению» М. «Вако» 2006г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.