Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2019 № 1897; дополнения и изменения от 29.12.2014 приказ № 1644),
• примерной программы основного общего образования по литературе,
• программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Г.С. Меркина.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 102 часа в год /из расчета 3 часа в неделю/, в том числе для проведения уроков по развитию речи – 8, из них: классных сочинений – 3; домашних сочинений – 1; уроки по теории литературы – 3 .
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
• определять тему и основную мысль произведения;
• владеть различными видами пересказа;
• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
• определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
• выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними , постепенно переходя к анализу текста;
• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему;
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
• пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.Этот материал будет полезен учителям литературы, работающим по УМК Г.С. Меркина.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА /102 часа/
Тема урока
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Домашнее задание
Личностные
результаты
Предметные
результаты
освоения учебного
освоения учебного
предмета
предмета
Метапредметные
результаты
освоения учебного
предмета
Дата
проведения
план
факт
3
4
5
6
7
8
9
№
п/п
Колво
часов
1
1
2
1
С. 314 прочитать
составить тезисный
план вступительной
статьи
С.3747
прочитать
С.4955
прочитать
*Подготовить
художественный
пересказ встречи
Бадыноко с
великаном.
О литературе, писателе и
читателе. Книга и её роль в
духовной жизни
человека.
*положительно
относится к учению,
познавательной
деятельности,
желает приобретать
новые знания.
I ЧАСТЬ УЧЕБНИКА
Введение (1ч.)
Знать и понимать:
цели и задачи предмета,
структуру книги, её
историю рождения и
развития.
Уметь:
рассуждать, используя
примеры из жизни.
Регулятивные:
*принимает и сохраняет
учебную задачу;
планирует учебные
действия.
Познавательные:
* осознаёт
познавательную задачу;
извлечение необходимой
информации из текста.
Из устного народного творчества (3ч.)
2
1
Славянская мифология.
Легенда «Солдат и смерть»
*положительно
относится к учению,
познавательной
деятельности.
Уметь:
находить в сказке,
легенде и предании
основные их элементы,
давать характеристику
героям.
Познавательные:
*осознанное построение
речевого высказывания;
выбор оснований для
сравнения –
доказательство.3
1
Предание «Как Бадыноко
победил одноглазого великана»
Т.Л. Миф и фольклор.
4
1
Художественные особенности
«Сказки о молодильных
яблоках и живой воде»
Знать:
сказочные формулы и
уметь выявлять их;
художественные
особенности русской
народной сказки от
сказок других народов.
*готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию
и личностному
самоопределению.
*сформированность
мотивации учащихся
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Познавательные:
* структурирование
знаний; осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Регулятивные:
*прогнозирование –
предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний, его
временных
характеристик.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания.
Из древнерусской литературы (4ч.)
5
1
Отражение истории Древней
Руси в «Сказании о
белгородских колодцах»
Основные жанры
Т.Л.
древнерусской литературы.
*формирование
действий по организа
ции и планированию
учебного сотрудни
чества с учителем и
сверстниками,
умений работать в
группе.
Знать и понимать:
особенности сюжета,
фольклорные элементы.
Уметь:
характеризовать героев
сказки, строить рассказ
о герое отличать
виды сказок;
отличать сказку от
мифа пересказывать
составлять план
Познавательные:
*осознанное построение
речевого высказывания;
выбор оснований для
сравнения –
доказательство.
Коммуникативные:
*умение выражать свои
мысли в соответствии с
задачами коммуникации.
Общеучебные:
Прочитать
«Сказка о
молодильных
яблоках и живой
воде»
*Выписать из текста
обороты речи,
свойственные русским
народным сказкам.
Оформить выставку
«Культура Др.
Руси» или
слайдовую
презентацию.
С. 6567
прочитать
Прочитать
«Повесть о
разорении Рязани
Батыем» и
составить ее план.
+
*Подвиг Евпатия
Коловрата.
Почитать6
1
«Повесть о разорении Рязани
Батыем» как памятник
древнерусской литературы.
*определять цели
коммуникации,
оценивать ситуацию,
учитывать намерения
и способы
коммуникации
партнёра.
7
1
Идейное содержание «Поучения
*уметь выбирать
Владимира Мономаха»
адекватные стратегии
коммуникации.
(простой цитатный).
*рефлексия способов и
условий
действия; контроль
процесса и результатов
деятельности
Регулятивные:
* целеполагание как
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимися, и того, что
ещё неизвестно.
Познавательные:
* структурирование
Уметь:
работать с
художествен. текстом и
выделять из него
знаний;
* осознанное и
нужную информацию.
Знать:
отличительные
особенности
произведений
древнерусской
литературы и
8
1
Урок по теории литературы№1
Форма и содержание
литературного произведения
(тема, проблематика, идея)
фольклорных текстов.
Уметь:
правильно, бегло,
осознанно читать
незнакомый текст,
отвечать на
поставленные вопросы
по содержанию текста.
*развитие речевой
деятельности,
приобретение опыта
использования
речевых средств
для регуляции
умственной
деятельности
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Коммуникативные:
*умение выражать свои
мысли в соответствии с
задачами коммуникации.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности.
Регулятивные:
* целеполагание как
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено
С.7173
(запись заповедей в
тетрадь)
*вопрос №1, с.75
Вопрос №3,с.76.
Подготовиться к
защите творческих
проектов.
С.8187
прочитать
(сделать доклад)Из литературы XVIII века (4ч.)
учащимися, и того, что
ещё неизвестно.
2
9
–
10
М.В. Ломоносов.
Годы учебы.
Отражение позиций ученого и
гражданина в поэзии М.В.
Ломоносова. «Стихи,
сочиненные на дороге в
Петергоф»
11
–
12
2
И.А. Крылов. Басни «Слон и
Моська», «Квартет», «Лебедь,
Щука и Рак»
*смыслообразование,
т. е. установление
обучающимися связи
между целью учебной
деятельности и её
мотивом, другими
словами, между
результатом учения и
тем, что побуждает
деятельность.
*умение подбирать
аргументы при
обсуждении
произведения и
делать доказательные
выводы.
Знать понятия:
иносказание, много
значность слова и
образа, аллегория,
риторическое
обращение.
Знать понятия:
Ода, рифма.
Уметь: находить в
тексте риторические
обращения.
(смыслового) чтения и
работа с информацией.
Регулятивные:
Познавательные:
развитие стратегий
продуктивного
• устанавливать целевые
приоритеты; планировать
пути достижения целей.
Познавательные:
* структурирование
знаний;
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
Из литературы XIX века (50ч.)
форме.
13
1
В.А. Жуковский.
*самообразование на
Краткие сведения о писателе.
Т. Л. Жанр баллады.
основе учебно
познавательной
мотивации.
Знать понятия:
реальное,
фантастическое,
фабула; баллада.
Коммуникативные:
* планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Познавательные:
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Вопрос №4,с.92*
+
с.88выучить
наизусть
Выучить наизусть
одну из басен
И.А. Крылова
Анализ одной из
басен.
Подготовить доклад
«Детские годы
В..А. Жуковского»
С.104113
прочитать и
составить цитатный
план баллады
+
*Вопрос
№5,с.114.2
14
–
15
Баллада
«Светлана» В.А. Жуковского –
новое явление в русской поэзии.
16
1
Лицей в жизни и творческой
биографии А.С. Пушкина.
Стихотворение «Чем чаще
празднует лицей…»
17
1
Анализ стихотворения
А.С. Пушкина «Деревня»
18
–
19
2
Мотивы единства красоты
человека и красоты природы в
стихотворении
А.С. Пушкина «Зимнее утро»
*способность к
самостоятельному
приобретению знаний
и решению проблем,
проявляющаяся в
умении поставить
проблему.
*учиться
замечать и признавать
расхождение своих
поступков со своими
заявленными
мнениями.
*учиться оценивать
жизненные ситуации
(поступки людей) с
разных точек зрения.
*знание наизусть
художественных
Уметь: отличать жанр
баллады от других
жанров.
Знать: содержание
баллады.
Знать и понимать:
детские и лицейские
годы жизни писателя
поэтические средства
художественной вы
разительности, со
держание и идею
произведения.
Уметь: выражать свою
мысль, пользуясь
культурными нормами
и традициями русской
речи.
Знать: отличия поэзии
от прозы.
Уметь:
анализировать
лирические
произведения.
Регулятивные:
* прогнозирование –
предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний, его
временных
характеристик.
Регулятивные:
* оценка выделение и
осознание обучающимся
того, что уже усвоено и
что ещё нужно усвоить,
осознание качества и
уровня усвоения.
Коммуникативные:
* планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия.
Регулятивные:
адекватное восприятие
воспринятых на слух или
прочитанных
произведений в объеме
учебной программы,
С.104105
выучить наизусть
Подготовить
высказывания и
отрывки из
воспоминаний
знамен. людей о
А.С. Пушкине
*Вопрос №1,с.121
+
С.122124
прочитать
*Вопрос №8,с125
+
С.125127
прочитать
с.125126
(наизусть)
Iв.
IIв.
с.126127
(наизусть)Основные мотивы
стихотворения А.С. Пушкина
«Зимний вечер»
текстов в рамках
учебной программы.
20
1
История создания романа
«Дубровский» А.С. Пушкиным
Прототипы и историческая
эпоха в романе.
*умение дать
доказательное
суждение о
прочитанном
4
21
–
24
Изображение
русского барства в романе
А.С. Пушкина «Дубровский»
*умение дать
доказательное
суждение о прочитан
ном. Учиться
замечать и признавать
расхождение своих
мнениями. Выписать из
поступков со
свойствами
заявленными
текстаэпизода
«Дубровский в
Кистеневской
роще» цитаты,
характеризующие
состояние героя.
Отец и сын в романе
«Дубровский» А.С. Пушкина.
Авторское отношение к героям
романа.
знание изучаемого
текста.
Метапредметные:
умение подбирать
аргументы при
обсуждении лирического
произведения.
Регулятивные:
* прогнозирование –
предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний, его
Прочитать роман
«Дубровский»
+ Сообщение
«История создания
романа»
Перечитать первую
главу романа А.С.
Пушкина
«Дубровский»
временных
характеристик.
Перечитать и дать
название гл. II–IV.
Перечитать и дать
название гл. V—XI.
Предметные: знание
изучаемого текста;
обогащение навыков
анализа литературного
произведения (умение
охарактеризовать героев,
оценить их место в
сюжете, роль
изобразительных средств
в раскрытии идейно
художественного
содержания).
Коммуникативные:
* планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
определение цели,
Знать: историю
создания романа,
прототипов главных
героев. Уметь: читать
тексты информацион.
характера.
Антикоррупционная
направленность
произведения.
Уметь: сюжетную
линию романа,
характеризовать
героев по их
поступкам, давать
сопоставительную
характеристику
героям.
Знать: что такое
конфликт, сюжетную
линию романа,
определять авторскую
позицию в романеПротест Владимира
Дубровского – доблестного
гвардейского офицера,
необыкновенного учителя и
благородного разбойника
против беззакония.
Романтическая история любви
Владимира Дубровского и
Маши Троекуровой.
Р.Р. Подготовка к написанию
классного сочинения №1 по
роману А.С. Пушкина
«Дубровский»
Написание сочинения
по роману А.С. Пушкина
«Дубровский»
Детство и юность
М.Ю. Лермонтова
2
4
25
–
26
27
–
30
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
Уметь:
обобщать
знания о прочитанном
произведении
в сочинении.
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях
Знать: биографию
М.Ю. Лермонтова.
Уметь: выразительно
читать и анализировать.
стихотворения.
Перечитать и дать
название
гл. XIIXIX.
Заполнить таблицу:
«Князь
Верейский и Владимир
Дубровский»,
опираясь на текст*
Вопрос №13,с141
Подготовиться к
написанию
сочинения
«Продолжение
романа»
Высказывания
знаменитых людей о
Лермонтове
/слайдовая
презентация/
Вопрос №2,с.146
+
Выучить
наизусть
«Узник»
функций участников,
способов
взаимодействия.
Познавательные:
* структурирование
знаний;
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Предметные: умение
понимать тему, идею
литературного
произведения.
Метапредметные:
умение работать
индивидуально и в
группе, находить общее
решение.Мотив одиночества и тоски в
лирике М.Ю. Лермонтова.
Анализ стихотворения «Узник»
Т.Л. Эпитет.
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
Прием сравнения как основа
построения стихотворения
«Утес»
Т.Л. Художественно
изобразительные средства
литературы.
Тема красоты,
гармонии человека с миром в
произведениях М.Ю.
Лермонтова «Когда волнуется
желтеющая нива»
*развивать
положительную
самооценку
31
1
Р.Р. Написание творческой
работы
«Мой М. Лермонтов»
*развивать
положительную
самооценку
Уметь: отвечать на
вопросы с использова
нием образных средств
русского языка,
понимать образную
природу литературы
как явления словес
ного искусства.
Уметь: анализировать
произведение, строить
лирическое
монологические
аргументированные
высказывания по теме.
Знать и понимать:
особенности
построения
поэтического
произведения.
Уметь: отбирать
материал, составлять
план своего
письменного
высказывания.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
Прочитать
стихотворение
«Утес»
результатов
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания.
Коммуникативные:
*умение выражать свои
мысли в соответствии с
задачами коммуникации.
Прочитать
стихотворение
«Когда волнуется
желтеющая нива»
Познавательные:
* структурирование
знаний;
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания.
Подготовиться
к написанию
творческой работы
«Мой
М. Лермонтов»
Прочитать
повесть
Н.В.
Гоголя «Тарас
Бульба»3
Историческая
основа повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба»
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
Степь как образ Родины в
повести Н.В. Гоголя «Тарас
Бульба»
Т.Л. Лирические отступления.
Знать: о жизни и
творчестве
Н.В. Гоголя,
историческ. основу,
главных героев
повести, сюжетную
линию произведения,
выразительно
читать лирические
отступления,
анализировать их.
Два брата – две судьбы.
Андрий и Остап.
*развивать
положительную
самооценку
Уметь: анализировать
прочитанное,
анализировать
текст, выделять
Общеучебные:
*структурирование
знаний.
Логические:*выбор
оснований и критериев
для сравнения,
классификации объектов.
Коммуникативные:
*слушает и отвечает на
вопросы других;
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
Познавательные:
* структурирование
знаний;
* осознанное и
32
–
34
35
–
36
Найти в тексте
описания
степи.
Защита творческих
проектов.
Андрий и Остап
(сообщение)
Ответить
на вопросы
с. 311– 312
Подготовиться к
написанию
сочинения
Прочитать
повесть «Старо
светские помещики»
детали, характеризу
ющие героя.
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Уметь: отбирать
Общеучебные:
материал,
составлять план своего
письменного
высказывания.
*структурирование
знаний.
Логические:*выбор
оснований и критериев
для сравнения,
классификации объектов.
Духовнонравственная
направленность
произведения.
Познавательные:
* структурирование
знаний;* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
Подготовить
реферат
«Н.В. Гоголь о
языке»
с.312 вопрос№2.
Подготовиться к
2
Р.Р. Подготовка к написанию
классного сочинения №2
о событиях повести
«Тарас Бульба» от лица
участника событий.
Написание классного
сочинения.
37
1
Н.В. Гоголь. «Старосветские
помещики»
*смыслообразованиие
, т. е. установление
обучающимися связи
между целью учебной
деятельности и её
мотивом, другими
словами, между
результатом учения и
тем, что побуждает
деятельность.
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.38
1
Урок по теории литературы№2.
Сюжет. Фабула. Композиция.
*умение создавать
творческие работы,
связанные с анализом
личности героя.
Уметь:
правильно, бегло,
осознанно читать
незнакомый текст,
отвечать на
поставленные вопросы
по содержанию текста.
39
1
Ф.И. Тютчев.
«Весенняя гроза»,
«Есть в осени
первоначальной…»
40
1
А.А. Фет «Шепот, робкое
дыханье…»,
«Это утро, радость эта…»,
«Я тебе ничего не скажу…»
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
5
Россия в цикле «Записки
охотника» И.С. Тургенева.
41
–
45
*смыслообразование:
Установление связи
между целью учебной
Уметь: анализировать
рассказ с точки
зрения проблематики
устной и письменной
форме.
защите творческих
проектов.
Выучить
стихотворение на
выбор
Ф.И. Тютчева.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности.
Регулятивные:
* целеполагание как
постановка учебной
задачи.
Коммуникативные:
*слушает и отвечает на
вопросы других;
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
— определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия.
Познавательные:
* структурирование
знаний;* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Предметные: умение
понимать тему, идею
Прочитать
стихотворения
А.А. Фета
Прочитать любой
рассказ из цикла
«Записки охотника»
И.С. Тургенева
Прочитать
рассказ И.С.
Тургенева
«Бежин луг»И.С. Тургенев Рассказ
«Бежин луг» И.С. Тургенев.
деятельности и ее
мотивом.
и героев.
Знать: творческую
историю сборника
«Записки охотника»;
развивать навыки
Стихотворение в прозе
«Разговор» И.С. Тургенева.
выразительного чтения.
2ч. Р.Р. Подготовка к
написанию классного
сочинения №3 по
произведениям И.С. Тургенева.
*развивать
положительную
самооценку
Уметь: отбирать
материал,
составлять план своего
письменного
высказывания.
Написание сочинения.
II ЧАСТЬ УЧЕБНИКА
литературного
произведения.
Метапредметные:
умение работать
индивидуально и в
группе, находить общее
решение.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания.
46
1
Гражданская позиция Н.А.
Некрасова в 60 – 70е годы.
Стихотворение
«В полном разгаре страда
деревенская…»
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
Знать: о творчестве
Н.А. Некрасова
в 60 – 70е годы.
Уметь: выявлять
художественную идею
и позицию автора
стихотворения.
Познавательные:
* структурирование
знаний;* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Прочитать
стихотворение в
прозе И.С.
Тургенева
«Разговор»
Подготовить любое
стихотворение в
прозе И.С.
Тургенева
Подготовиться к
написанию
сочинения
Доклад
о Н.А. Некрасове
С.7 прочитать
Прочитать
стихотворение
А.К. Толстого
«Осень. Обсыпается
весь наш бедный
сад»47
1
А.К. Толстой.
«Осень. Обсыпается
весь наш бедный сад…»
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
2
М.Е. СалтыковЩедрин. Сказка
«Премудрый пискарь»
48
–
49
*развивать
положительную
самооценку
2
50
–
51
Л.Н. Толстой.
Повесть «Детство» как
автобиографическое
произведение.
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
анализировать
прочитанное,
анализировать
текст.
Уметь: отбирать
материал,
составлять план своего
устного высказывания.
Уметь: выделять
общее настроение
глав, характеризовать
героя, составлять
пересказ эпизода,
выявлять идею
произведения,
выделять главное в
рассказе учителя и
сообщении учащихся
52
1
Творческая история рассказа
«Бедные люди» Л.Н. Толстого
Знать: о творчестве
Л.Н. Толстого
в 3050 годы.
Уметь:
Общеучебные:
*структурирование
знаний.
Коммуникативные:
*слушает и отвечает на
вопросы других;
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
Логические:*выбор
оснований и критериев
для сравнения,
классификации объектов.
Познавательные:
смысловое чтение как
осмысление цели
читаемого.
Познавательные:
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Предметные: умение
понимать тему, идею
литературного
произведения.
Прочитать
сказку
М.Е. Салтыкова
Щедрина
«Премудрый
пискарь»
С.1727
прочитать
Составить
письменную
характеристику гл.
героя
С.2931
прочитать
Прочитать рассказ
«Бедные люди» Л.Н.
Толстого.
Вопрос №1,с.3353
1
Р.Р.
Подготовка к написанию
домашнего сочинения на тему
«Уроки доброты
Л.Н. Толстого»
*умение создавать
творческие работы,
связанные с анализом
личности героя
(письма, дневники,
автобиографии).
Уметь: отбирать
материал,
составлять план своего
письменного
высказывания.
4
В.Г. Короленко.
Краткие сведения о писателе.
54
–
57
В.Г. Короленко «В дурном
обществе»: проблемы доброты,
справедливости и милосердия.
Дети и взрослые в повести В.Г.
Короленко «В дурном
обществе»
Система образов в повести В.Г.
Короленко «В дурном
обществе»
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
Уметь: работать с
материалом учебника,
выделять основные
проблемы,
устно давать краткую
характеристику героям
произведения,
составлять план
эпизода.
Знать: об основных
этапах творчества
В.Г. Короленко.
Духовнонравственная
направленность
произведения.
58
1
Урок по теории литературы№3.
Основные элементы
композиции (завязка,
экспозиция, развитие действия,
кульминация, развязка).
*развивать
положительную
самооценку
Уметь:
правильно, бегло,
осознанно читать
незнакомый текст,
отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания.
Предметные: умение
понимать тему, идею
литературного
произведения.
Регулятивные:
* прогнозирование –
предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний, его
временных
характеристик.
Регулятивные:
* целеполагание как
постановка учебной
задачи.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности.
Написание
сочинения.
*Подготовить
сообщение
о В.Г. Короленко.
с.3741
прочитать
с.4245
прочитать
с.4668 прочитать
Подготовиться к
защите творческих
проектов.
с.6878
прочитать
Вопрос №1,с.80
(письменно) +
подготовить доклад
«Биография
Чехова»59
1
А.П. Чехов –
художник жизни.
Т.Л. Художественная деталь.
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
Знать: что такое
юмористическая
ситуация, конфликт в
юмористическом
произведении,
деталь и ее
художественная роль в
юмористическом
произведении.
60
1
А.П. Чехов – мастер детали.
Рассказ «Спать хочется»
61
1
Юмористическая ситуация в
сатирическом рассказе
А.П. Чехова «Шуточка»
62
1
Разоблачение социального
неравенства, чинопочитания
в рассказе «Толстый и тонкий»
Антикоррупционная
направленность
произведения.
Познавательные:
* структурирование
знаний;
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности; осознан
ное построение речевого
высказывания.
Познавательные:
*смысловое чтение как
осмысление цели
Прочитать
рассказ «Спать
хочется»
Прочитать
рассказ
«Шуточка»
читаемого и выбор вида
чтения в зависимости от
цели.
Регулятивные:
* целеполагание как
постановка учебной
Прочитать
рассказ
«Толстый и тонкий»
задачи.
Коммуникативные:
*планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками,
определение функций
участников, способов их
взаимодействия.
Выучить любое
стихотворение
И.А. Бунина.Из литературы XX века (24ч.)
63
–
64
2
Мир природы и человека в
стихотворении
«Не видно птиц…»
И.А. Бунина.
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотив ом.
«Смерть ради жизни»
(по рассказу И.А. Бунина
«Лапти»)
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей в
общих.
65
1
А.И. Куприн.
Детские и юношеские годы
писателя.
2
66
–
67
Внутренний мир человека и
приемы его художественного
раскрытия в повести «Белый
пудель» А.И. Куприна.
Повесть «Белый пудель»
А.И. Куприна.
Т.Л. Эпические жанры
(рассказ, повесть)
Уметь: анализировать
прочитанное
произведение; понимать
авторский замысел;
работать в паре, группе,
осуществлять
конструктивное
взаимодействие друг с
другом.
Уметь: отличать
повесть как
литературный жанр от
других жанров;
оценивать
художественное
произведение.
Духовнонравственная
направленность
произведения.
Познавательные:
* структурирование
знаний;* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Регулятивные:
принимать и сохранять
учебную задачу,
учитывать выделенные
учителем ориентиры
действий в новом
учебном материале.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов деятель
ности; осознанное
построение речевого
высказывания.
Прочитать
рассказ
«Лапти»
Бунина.
Подготовить доклад
«Детские годы А.И.
Куприна
Прочитать
рассказ
«Белый
пудель»
Составить
письменную
характеристику
любого
персонажа
рассказа.
Прочитать
рассказ
«Тапер»
с.11913668
–
69
2
Основная тема, характеристика
образов в рассказе
«Тапёр» А.И. Куприна.
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
Уметь: давать
характеристику
главным героям
произведения,
подтверждая свою
Предметные: умение
понимать тему, идею
литературного
произведения.
Общеучебные:
точку зрения цитатами
*рефлексия способов и
Составить
устную
характеристику
главного героя.
Подготовить доклад
«Детские годы С.А.
Есенина»
условий действия;
контроль процесса и
результатов деятель
ности; осознанное
построение речевого
высказывания.
Познавательные:
* структурирование
знаний;
Прочитать
стихотворение
«Песнь о собаке»
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Коммуникативные:
*слушает и отвечает на
вопросы других;
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
— определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия.
Подготовить
доклад
«Краткие сведения
о М.М. Пришвине»
Защита творческих
проектов.
Дети и взрослые в рассказе
«Тапёр» А.И. Куприна.
Т.Л. Рождественский
рассказ.
2
С.А. Есенин.
Краткие сведения о поэте.
70
–
71
*умение дать
доказательное
суждение о прочитан
ном.
Пафос и тема стихотворения
«Песнь о собаке» С.А. Есенина.
Т.Л. Идейнохудожественное
содержание произведения.
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
из текста.
Знать: что такое
рапсодия (музыкальное
произведение на темы
народных песен,
эпических сказаний) и
кто такой Антон
Григорьевич
Рубинштейн.
Знать понятия:
эпитет, метафора,
сравнение,
олицетворение,
ассонанс,
аллитерация.
Знать и понимать:
алгоритм анализа
поэтического
произведения1
2
72
73
–
74
М.М. Пришвин. Краткие
сведения о писателе.
*умение создавать
творческие работы,
связанные с анализом
личности героя.
Знать: художественные
особенности рассказов
на природоведческую
Коммуникативные:
* планирование учебного
сотрудничества с
Прочитать
сказкубыль
«Кладовая солнца»
тему.
учителем и сверстниками
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия.
Уметь: отбирать
материал,
составлять план своего
письменного
высказывания.
Познавательные:
* смысловое чтение как
осмысление цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели.
«Кладовая солнца»: родная
природа в изображении
писателя.
Проблемы взаимоотношений
детей с миром природы в
рассказе «Кладовая солнца»
М.М. Пришвина.
Дать краткую
характеристику
Насте и Митраше.
Минисочинение
«Природа в жизни
человека»
Сообщение о А.А.
Блоке. Прочитать
стихотворения
«Перед грозой» и
«После грозы»
с.193, 198
прочитать
75
1
Р.Р. Развернутый ответ на
вопрос по рассказу
«Кладовая солнца»
Умение создавать
творческие работы,
связанные с анализом
личности героев.
Уметь: отбирать
материал,
составлять план своего
письменного
высказывания.
76
1
А.А. Блок. Сопоставительный
анализ стихотворений «Перед
грозой» и «После грозы»
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания.
77
1
А.А. Ахматова.
*развивать
Познавательные:
ПрочитатьТема духовной свободы народа
в стихотворениях «Родная
положительную
самооценку
земля», «Перед весной бывают
дни такие…»
Философская глубина
стихотворений М.И. Цветаевой
«Моим стихам, написанным так
рано…» и О.Э. Мандельштама
«Звук осторожный и глухой…»
Изображение Великой
Отечественной войны в
произведениях русских поэтов
XX века.
Жизнь и творчество А.П.
Гайдара. История создания
повести «Тимур и его команда»
1
1
2
78
79
80
–
81
Нравственные уроки повести
«Тимур и его команда» А.П.
Гайдара.
*умение создавать
творческие работы,
связанные с анализом
личности героя
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
Уметь: выражать
патриотические чувства
через эмоциональное
чтение поэтических
произведений о ВОВ.
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
Духовнонравственная
направленность
произведения.
* смысловое чтение как
осмысление цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания.
Познавательные:
* структурирование
знаний;
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
* выявлять и
корректировать причины
собственного
затруднения,
устанавливать причинно
следственные связи.
стихотворения
М.И. Цветаевой
и О.Э. Мандель
штама
с.199211
прочитать
Прочитать повесть
«Тимур и его
команда» А.П.
Гайдара.
Цитатный план
повести.
1. Подготовить
рассказ о В.П.
Астафьеве.
2. Прочитать
рассказ В.П.
Астафьева «Конь с
розовой гривой».2
82
–
83
Детство и юность
В.П. Астафьева. История
создания рассказа «Конь с
розовой гривой»
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
Изображение быта и жизни
сибирской деревни в
предвоенные годы в рассказе
«Конь с розовой гривой»
В.П. Астафьева.
84
1
Нравственные проблемы
рассказа. Образ главного героя
– Саньки Левонтьева.
Т.Л. Главные и второстепенные
персонажи.
Уметь: хорошо
ориентировать по
тексту произведения,
находя в нем нужные
сведения для
доказательства
собственного мнения.
Знать: главных и
второстепенных героев
рассказа.
Уметь: строить
собственное
высказывание
по плану;
давать характеристику
главным героям
произведения,
подтверждая свою
точку зрения цитатами
из текста.
Составить устный
рассказ о событиях
из жизни гл. героя.
Вопрос №1,с.232
(письменно)
Прочитать повесть
«Иван»
В.О. Богомолова.
литературного
произведения.
Регулятивные:
* прогнозирование –
предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний, его
временных
характеристик.
Предметные: умение
понимать тему, идею
Коммуникативные:
*слушает и отвечает на
вопросы других;
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
— определение цели,
функций участников,
способов взаимодействия
Познавательные:
* смысловое чтение как
осмысление цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания.85
1
Дети и война в повести
«Иван» В.О. Богомолова.
86
1
Р.Р.
Литературная гостиная
«Поэты XX в. о родине, родной
природе» (Н.М. Рубцов «Тихая
моя родина», «Звезда полей»)
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
*умение создавать
творческие работы,
связанные с анализом
личности героя.
Духовнонравственная
направленность
произведения.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания.
Уметь:
выделять средства
передачи настроения,
Познавательные:
* структурирование
знаний;
сравнивать стихи
разных поэтов,
анализировать
произведение,
определять
стихотворный размер,
тип рифмы.
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
форме.
устной и письменной
Коммуникативные:
* планирование учебного
с.233238
прочитать.
Подготовиться к
защите учебных
творческих
проектов.
1.Составить план
статьи учебника о
братьях Гримм.
2. с.250261
прочитать
2
87
–
88
Сходство и различие народных
и литературных сказок.
Сказка братьев Гримм
«Снегурочка» и А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне…»
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Из зарубежной литературы (10ч.)
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
Уметь: выявлять
основные черты
народных и
Познавательные:
* структурирование
знаний;
Подготовить
вопросы по сказкам
братьев Гримм.
литературных сказок, а
также отличать их друг
от друга.
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания вЛитературная викторина
«В стране сказок братьев
Гримм»
89
1
О. Генри. Краткие сведения о
писателе. О детстве – с улыбкой
и всерьез в рассказе «Вождь
краснокожих» О. Генри.
Т.Л. Сюжет.
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
90
1
Утверждение незыблемых
христианских ценностей
в произведении «Чайник»
Х.К. Андерсена
91
1
Джек Лондон.
Краткие сведения о писателе.
Жизнеутверждающий пафос
рассказа «Любовь к жизни»
2
Промежуточная диагностика.
92
–
93
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
Прочитать
рассказ
«Вождь
краснокожих»
О. Генри.
*Доклад
«О. Генри –
выдающийся
американский
писатель.
Прочитать
рассказ
«Чайник»
Х.К. Андерсена.
Краткий рассказ о
жизни и творчестве
Дж. Лондона.
с.275298
прочитать
Повторить
ранее изученный
материал
Знать: отличительные
особенности народных
и литературных сказок.
Уметь: подтверждать
свою точку зрения
примерами из текста,
излагать
подготовленные
сообщения о писателе
четко и лаконично.
Уметь: оценивать
мотивы и критерии
оценки, результат
оценивания; опреде
лять жанр, находить
проблематику,
сравнивать героев.
Уметь оценивать:
мотивы и критерии
оценки, результат
оценивания.
устной и письменной
форме.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
Коммуникативные:
* планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия.
Познавательные:
* рефлексия способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.
Регулятивные:
* оценка выделение и
осознание обучающимся
того, что уже усвоено и
что ещё нужно усвоить.
Знать и понимать:
роды и жанры
произведений, основные
теоретико
Регулятивные:
* коррекция внесение
необходимых дополне
ний и коррективов в план
литературные понятия
и способ действия в
Не задано
Прочитать
рассказ
«Королевская
Аналостанка»94
95
1
1
Взаимоотношения человека и
животных в рассказе
«Королевская Аналостанка»
Э. СетонТомпсона.
Современная зарубежная
литература. Анника Тор.
Повесть «Остров в море»
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
*уметь в ходе
личностной
саморефлексии
определять свою
систему ценностей
в общих ценностях.
учебной программы за
6 класс.
Духовнонравственная
направленность
произведения.
Духовнонравственная
направленность
произведения.
случае расхождения
эталона, реального дей
ствия и его результата.
Регулятивные:
* оценка выделение и
осознание обучающимся
того, что уже усвоено и
что ещё нужно усвоить.
Э. СетонТомпсона.
Прочитать
повесть
«Остров в море»
А. Тор.
Не задано
Литературное краеведение (3ч.)
96
1
Родная природа в творчестве
поэтов и прозаиков родного
края
*смыслообразование:
установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
97
1
«Нам слов порой не хватает,
как любим наш край родной…»
(Б. Лаптев «Первая неделя
лета», Ю. Сергеев «Моя светлая
Родина», Т. Лаврова «Зимние
песни»
* уметь
самостоятельно
организовывать
собственную
деятельность,
оценивать ее,
определять сферу
своих интересов.
Уметь понимать
Познавательные:
проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал, подбирать
аргументы для
подтверждения
собственной позиции,
выделять причинно
следственные связи в
устных и письменных
высказываниях,
формулировать
выводы.
Уметь:
выделять средства
передачи настроения,
сравнивать стихи
разных поэтов,
анализировать
произведение,
определять
стихотворный размер,
* осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
форме.
устной и письменной
Коммуникативные:
* планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Общеучебные:
*рефлексия способов и
условий действия;
контроль процесса и
результатов
деятельности; осознанное
построение речевого
высказывания
Подобрать
стихотворения
Т.Лавровой о
природе
Наизусть
понравившееся
стихотворение98
1
Заочная экскурсия
«Литературные памятники
Волгограда»
* ориентация в
системе личностных
смыслов на основе
соотнесения своего
«я» с художествен
ным миром авторов и
судьбами их героев.
тип рифмы.
Приобщение к духовно
нравственным
ценностям русской
литературы и культуры,
сопоставление их с
духовно
нравственными
ценностями других
народов.
Регулятивные:
* коррекция внесение
необходимых дополне
ний и коррективов в план
и способ действия в
случае расхождения
эталона, реального дей
ствия и его результата.
Повторить ранее
изученный материал
99
1
Итоговое повторение.
3
Резервные уроки
100
–
102
Итоговое повторение (1ч.)
*смыслообразование:
установление
обучающимися связи
между целью учебной
деятельности и её
мотивом.
Уметь:
аргументировать и
объяснять свои мысли и
чувства, отвечать на
вопросы на понимание
текста.
Регулятивные: *оценка
Задания на лето
и осознание
обучающимся того, что
уже усвоено и что ещё
нужно усвоить, осозна
ние качества и уровня
усвоения.