Нестандартной, но своевременной и эффективной формой формирования педагогической культуры родителей в настоящее время является деятельность Родительского открытого университета (далее РОУ), созданного в рамках реализации базового системного проекта Иркутского областного Совета женщин «Ребенок, общество, семья – стратегия, тактика». Позитивное новаторское «зерно» деятельности филиалов РОУ активно «прорастает" сегодня в городах и поселках Иркутской области, охватывая все больше образовательных организаций нашего региона.Образовательная программа Родительского открытого университета представляет собой программу обучения родителей дошкольников конструктивному взаимодействию с детьми в условиях специально подготовленных встреч, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получают ответы на актуальные для них вопросы воспитания и развития детей, квалифицированное педагогическое просвещение, помощь и поддержку.
на основании решения методического совета от 13.10.2016 года, устава ДОУ
Утверждена
от 17 октября 2016 г., приказ №53а
Образовательная программа Родительского открытого университета. Авторы
составители: Коробкина О.В., воспитатель. Методическое руководство: Овчаркина О.В.
МБДОУ города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок», Тулун, 2016, 11
стр.
Образовательная программа Родительского открытого университета представляет собой
программу обучения родителей дошкольников конструктивному взаимодействию с детьми в
условиях специально подготовленных встреч, где в атмосфере сотрудничества и доверия они
получают ответы на актуальные для них вопросы
воспитания и развития детей,
квалифицированное педагогическое просвещение, помощь и поддержку.Содержание
I. Целевой раздел программы ………………………………………………………………….. 4
1.1 Пояснительная записка ……………………………………………………………………...... 4
1.2 Актуальность программы …………………………………………………………………….. 5
1.3 Цели и задачи ………………………………………………………………………………..….
1.4 Принципы реализации программы ……………………………………………………………
1.5 Этапы реализации программы …………………………………………………………………
II. Содержательный раздел программы ……………………………………………………… 6
2.1 Краткое содержание и особенности реализации программы ……………………………….6
2.2 Ресурсы для реализации программы ………………………………………………………….
2.3 Календарнотематический план реализации образовательной программы РОУ …………. 8
2.4 Краткое содержание тематических встречзанятий ………………………………………… 9
III. Список использованных источников …………………………………………………… 11Пояснительная записка
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение
общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и
полностью поглощены социальнобытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим
себе и пресловутой улице, особую актуальность приобретает проблема повышения
воспитательной деятельности семьи.
Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от
целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры
родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди
них занимает педагогическая культура родителей, которая дает возможность существенно
сузить тот элемент стихийности, который свойственен семейному воспитанию в большей
мере, чем любому другому.
Наряду с существенными позитивными изменениями в осознании и реальной постановке
воспитательных задач в семье, педагогическая культура родителей характеризуется
серьезными недостатками: абсолютизацией одних сторон воспитательной деятельности и
недооценкой других, неточным, а в ряде случаев и весьма смутным представлением о
конкретном содержании отдельных целейзадач. В ряде же семей мы встречаемся и с явным
искажением целей семейного воспитания, сведением их к заботам о материальном
благополучии.
При этом есть все основания считать, что отсутствие полного осознания целей
семейного воспитания и необходимой сбалансированности в их постановке свойственно
большей части семей. Отсутствие четких целей ведет к тому, что оно носит ситуативный
характер с его незначительным эффектом, а элементы стихийности преобладают над
сознательным влиянием родителей.
В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства
родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной
деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных
детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей
в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо
представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание
ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном
воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных
условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка
родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их
педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание
процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания
ребенка в единстве с образовательным учреждением.
При составлении образовательной программы РОУ не лишним будет учесть особенности
семей воспитанников. Так на начало 2016 2017 учебного года детский сад (2ой корпус)
посещают 66 детей от 3 до 7 (8) лет из 60 семей. Большинство семей полных (94%). В
неполных семьях детей воспитывает мать. 20% семей воспитывают одного ребенка. 51%
семей воспитывают двух детей. 29% семей – многодетные. Из 128 родителей 50% имеют
среднее профессиональное образование. Высшее образование лишь у 16% родителей. А 28 %
родителей имеют только среднее образование. 6% родителей не закончили даже
общеобразовательную школу.
Известно, что влияние родителей на детей в период дошкольного детства безгранично.
От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции,
обычаи, во многом зависит, каким будет ребенок в будущем. Вместе с тем мы знаем, что не
существует специальных социальных институтов, готовящих человека к эффективнойреализации родительских функций. Вот и получается, что детский сад становится первым
социальным институтом воспитания не только ребенка, но и родителей.
4
Актуальность программы определяется необходимостью обучения взрослых
конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях встреч с родителями, где в
атмосфере сотрудничества и доверия они получают не только ответы на свои вопросы, но и
квалифицированную психологопедагогическую помощь и поддержку.
Особенно
востребованной является становление системы непрерывного образования родителей,
основанной на потребности родителей эффективно воспитывать ребенка, способствовать его
полноценному развитию.
Направленность программы РОУ – социально – психологопедагогическая.
Цель образовательной программы РОУ: повышение педагогической культуры и
компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей через вовлечение их в
разнообразные активные формы непосредственного взаимодействия с сотрудниками детского
сада и других социальных институтов на совместных плановых встречахзанятиях в течение
учебного года.
Задачи:
вооружить родителей современными психологопедагогическими знаниями о
психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных
этапах его жизни;
повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и
потребностей ребенкадошкольника;
помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно
оценивать уровень его развития, достижения, видеть и понимать проблемы, определять
оптимальные пути взаимодействия;
сделать встречи родителей и педагогов интересными и полезными.
Программа рассчитана на родителей детей 37 лет, т.к. дошкольный возраст – период
активного становления личности и социализации ребенка. Влияние семьи в этот период
безгранично.
Программа реализуется на базе 2 – ого корпуса муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад комбинированного
вида «Родничок».
Принципы реализации программы:
гуманистическая ориентация на взаимодействие с семьей;
обеспечение субъектной позиции всех участников образовательного процесса;
интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников образовательного
процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
многообразие форм работы с родителями;
стимулирование родителей к сотрудничеству;
принцип добровольности;
принцип конфиденциальности.
Этапы реализации программы:
организационный этап изучение запроса родителей на освещение актуальных проблем и
вопросов воспитания и развития ребенка, выбор тем встреч, разработку содержания,
подготовку методического обеспечения. практический этап организация и проведение встреч с родителями и разнообразных
мероприятий на базе филиала РОУ.
аналитический этап подведение итогов встреч, сбор отзывов, анализ результативности.
Краткое содержание и особенности реализации программы:
Образовательная программа РОУ представлена двумя блоками: обязательным и
5
вариативным.
Обязательный блок включает те 4ре тематические встречизанятия, которые являются
общими для всех филиалов РОУ. Их содержание отражает актуальные вопросы психолого
педагогической подготовки родителей к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
Вариативная часть отражает мероприятия, запланированные с учетом запросов и
актуальных потребностей родителей и педагогов в текущем году.
В качестве основных активных форм для совместных тематических встреч
занятий с родителями будут использоваться:
круглые столы;
занятие с элементами тренинга;
мастеркласс;
семинарпрактикум.
В качестве дополнительных форм взаимодействия предполагается использование:
анкетирования;
консультаций;
деловых и ролевых игр;
презентаций семейного опыта;
музыкальнотеатрализованного представления;
выставок и конкурсов с участием родителей и детей и др.
Ресурсы для реализации программы:
кадровые: непосредственными организаторами совместных встреч с родителями
являются: руководитель Коробкина О.В., воспитатели члены педагогической секции
«Современные формы работы с родителями» в лице Т.П. Шестопаловой, Н.В. Лысовой, Т.Г.
Речкиной и О.Н. Тушминцевой; при необходимости к проведению мероприятий программы
будут привлекаться специалисты детского сада (педагогпсихолог А.Н. Французова, учитель
логопед Н.В. Павлюченко, инструктор по физической культуре Н.В. Иовчева), а также
представители социальных партнеров детского сада, члены Женсовета города Тулуна;
материальнотехнические: совместные встречизанятия с родителями воспитанников
будут проводиться на базе 2го корпуса детского сада, в его музыкальном зале; для
качественной организации мероприятий планируется использовать музыкальное и
мультимедийное оборудование детского сада;
информационнометодические: общее руководство деятельностью филиала РОУ и
методическое сопровождение осуществляется администрацией детского сада в лице
заведующей Л.В. Сухановой и старшего воспитателя О.В. Овчаркиной; общие вопросы
межсетевого взаимодействия регулируются ответственным сотрудником муниципального
бюджетного учреждения
города Тулуна «Методический центр» А.Ю. Башинской и
председателем Женсовета города Тулуна И. С. Степановой. Информацию о работе РОУ
планируется размещать на официальном сайте детского сада:http://rodnichok.tulunr.ru и
личном сайте руководителя педагогической секции «Современные формы работы с
родителями» Коробкиной О.В.: http
:// kolobok
. tulunr
. ru /В ходе реализации данной образовательной программы ожидаются следующие
результаты:
повысится интерес родителей к участию в совместных с педагогами встречахзанятиях
и других мероприятиях детского сада;
повысится психологопедагогическая компетентность родителей в вопросах
воспитания и развития детей;
повысится со стороны родителей уровень удовлетворенности образовательными
услугами детского сада.
6
Анализ эффективности реализации образовательной программы предполагает
количественную и качественную оценку.
Количественная оценка предполагает учет числа родителей, участвующих в проводимых
мероприятиях.
Качественная оценка предусматривает учет активности родителей, их желания
участвовать в мероприятиях детского сада; учет результатов анкетирования и содержания
отзывов о проведенных встречах.Календарнотематический план реализации образовательной программы РОУ
на 20162017 учебный год
7
Дата
Тема
Адаптация
ребенка к ДОУ.
1020
сентябр
я
2016 г.
1627
ноября
2016 г.
Будущий
первоклассник.
819
февраля
2017 г.
Мир детский –
мир взрослый.
Колво
часов
1 час
10 мин
Обязательный
блок
(встречизанятия)
Круглый стол
с элементами
тренинга
«Социально
психологическая
адаптация ребенка
в ДОУ: вопросы и
ответы».
Устный журнал
«Значение режима
дня в жизни
дошкольника и
будущего
школьника» (с
участием детей)
Мастеркласс
«Ласковые ежики»
Практическое
занятие
«Общение без
проблем».
1 час
20 мин
15 мин
1 час
30 мин
1122
апреля
2017 г.
Развиваемся
вместе.
Семинар
практикум с
участием детей
1час 30
мин
Вариативный блок
Колво
часов
Анкетирование среди родителей
новых групп «Определение
готовности ребенка к
поступлению в дошкольное
учреждение»
Групповая консультация для
родителей адаптационной группы
«Адаптация ребенка в детском
саду»
20 мин
Буклетпамятка «Правила для
родителей в период адаптации
ребенка к изменяющимся
условиям».
Круглый стол «Семья на пороге
1 час
школьной жизни»
Проведение анкетирования
родителей «Готов ли ваш ребёнок
идти в школу?»
Выставка «Литература, пособия и
игры по подготовке детей к
школе»
Проведение 1 этапа конкурса
«Ах, какая шляпка!»
Написание родителями
сочинения «Мой ребенок».
Обсуждение сочинений в группе.
Проба (с детьми) «Игрушка,
которая мне нравится»
2 этап конкурса «Ах, какая
30 мин
25 мин
25 мин«Играя, обучаем
вместе».
шляпа!»
«Парад шляп»
«Праздник танца и игры»
Театрализованное представление:
музыкальная сказка «Теремок» +
танцевальная программа
Буклет «Развиваем, играя»
1 час
3,40
Реализация проекта «Роль отца в
формировании личности ребенка»
сентябрь
май
5,45
8
Краткое содержание тематических встречзанятий
Встречазанятие 1.
Круглый стол с элементами тренинга «Социально
психологическая адаптация ребенка в ДОУ: вопросы и ответы».
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к
новым условиям детского сада, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.
Предварительная работа: изготовление приглашений и памяток «Правила для
родителей в период адаптации ребенка к новым условиям», создание презентации
«Воспоминания», проведение анкетирования среди родителей «Определение готовности
ребенка к поступлению в дошкольное учреждение».
Содержание встречи: Психологическая игра «Давайте познакомимся», игра на
сплочение «Встреча руками», тренинг «Создадим правила своей группы», упражнение –
визуализация «Воспоминания», дискуссия за круглым столом «Адаптационный период в
жизни дошкольника», выступление учителей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№20» по теме «Адаптация к школе», анализ результатов анкетирования, упражнение
«Грецкий орех», игра «Какой он – мой ребенок», игра «Разведчики», рефлексия.
Встречазанятие 2. Устный журнал «Значение режима дня в жизни дошкольника
и будущего школьника».
Цель: формировать представление родителей о важности соблюдения режима, как для
дошкольника, так и будущего школьника.
Предварительная работа: оформление приглашений, проведение опроса среди детей,
анкетирования среди родителей, оформление памяток.
Содержание встречи:
коммуникативная игра «Потопаем, похлопаем», анализ
результатов анкетирования, видеоролик с ответами детей на вопросы о режиме дня,
музыкальнотеатрализованное представление с участием детей «Как мы соблюдаем режим
дня в детском саду», мастеркласс инструктора по физ. культуре «Ласковые ежики», памятки
для родителей, рефлексия игра в кругу «Подари тепло руками».
Встречазанятие 3. Практическое занятие «Общение без проблем».
Цель: выстраивание модели взаимоотношений «Родители ребенок», обучение навыкам
межличностного общения, необходимым для этой модели.
Предварительная
работа:
размещение в родительских уголках стендовых
консультаций «Как занять ребенка дома», проведение конкурса «Ах, какая шляпа!»
Содержание встречи:
видеоролик «Интернет – дороже сына», упражнение
«Приветствие», «Мое солнышко», обсуждение вопросов «Когда мы начинаем воспитывать
своего ребенка?», упражнение «Круг общения малыша», видеоролик «Ералаш. Давай
поговорим», презентация «Как помочь ребенку подружиться с сверстниками?»,
прослушивание отрывка из рассказа В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала», решениесемейных ситуаций, видеоролик «Телефон и компьютер», чтение стихотворения «Чем
проповедь заслушивать, мне лучше бы взглянуть…», выступление социального педагога Е.М.
Чернуха «Советы родителям об отношении к ребенку», рефлексия, видеоролик «Метод
позитивного общения», памятки для родителей «Правила эффективного общения с
ребенком».
Встречазанятие 4. Семинарпрактикум с участием детей «Играя, обучаем
вместе».
Цель: расширить представления родителей об особенностях детской игры и помочь им
овладеть способами организации детских игр познавательного содержания.
Предварительная работа: анкетирование «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»,
опрос детей по теме занятиявстречи, подготовка буклетов «Развиваем, играя!», проба с
детьми «Игрушка, которая мне нравиться!»
Содержание встречи: подведение итогов конкурса «Ах, какая шляпа!» парад шляп,
танец с шляпами, упражнение «Настроение», анализ результатов анкетирования,
9
демонстрация мультфильма «Маша и медведь», психогимнастическое упражнение «Моя
любимая игрушка в детстве», прослушивание магнитофонной записи с ответами детей на
вопросы об игрушках и играх, минилекция «Зачем нужна игра ребенку?», игровой практикум
«Игры и упражнения», игровой тренинг «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок?»,
практикум «Подарите нам игру!», рефлексия Игра «Как живете?».Список использованных источников
10
1. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические
рекомендации к 20122013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013.
60 с.
2. У 31 Технология взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями
воспитанников: учебное пособие, изд. 2е испр. и доп. Авт.сост. Удова О.В. – Иркутск.
Издательство ООО «Издательство «Аспринт». 2015. 164 с.
3. Взаимодействие ДОУ и семьи – условия полноценного развития личности ребенка:
методическое пособие/ Сост. Бабитинская О.Н. Иркутск: Издательство ВСГАО, 2012 – 67с.
4.Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 56 лет:
Пособиеконспект для практических работников ДОУ / Авт.сост. И. А.Пазухина. СПб.:
«ДетствоПресс», 2005.96 с.
5. http://forchel.ru
6. http://www.maam.ru/detskijsad/
7.http://dohcolonoc.ru
8. http://142.detirkutsk.ru/roditelyam/
9. http://baikalwoman.ru/proektrosst/proektrou/blog11