Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
28.05.2018
Нестандартной, но своевременной и эффективной формой формирования педагогической культуры родителей в настоящее время является деятельность Родительского открытого университета (далее РОУ), созданного в рамках реализации базового системного проекта Иркутского областного Совета женщин «Ребенок, общество, семья – стратегия, тактика». Позитивное новаторское «зерно» деятельности филиалов РОУ активно «прорастает" сегодня в городах и поселках Иркутской области, охватывая все больше образовательных организаций нашего региона.Образовательная программа Родительского открытого университета представляет собой программу обучения родителей дошкольников конструктивному взаимодействию с детьми в условиях специально подготовленных встреч, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получают ответы на актуальные для них вопросы воспитания и развития детей, квалифицированное педагогическое просвещение, помощь и поддержку.
Образовательная программа филиала РОУ.docx
на основании решения методического совета от 13.10.2016 года, устава ДОУ
Утверждена
от 17 октября 2016 г., приказ №53а
Образовательная программа Родительского открытого университета. Авторы
составители: Коробкина О.В., воспитатель. Методическое руководство: Овчаркина О.В.
МБДОУ города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок», Тулун, 2016, 11
стр.
Образовательная программа Родительского открытого университета представляет собой
программу обучения родителей дошкольников конструктивному взаимодействию с детьми в
условиях специально подготовленных встреч, где в атмосфере сотрудничества и доверия они
получают ответы на актуальные для них вопросы
воспитания и развития детей,
квалифицированное педагогическое просвещение, помощь и поддержку. Содержание
I. Целевой раздел программы ………………………………………………………………….. 4
1.1 Пояснительная записка ……………………………………………………………………...... 4
1.2 Актуальность программы …………………………………………………………………….. 5
1.3 Цели и задачи ………………………………………………………………………………..….
1.4 Принципы реализации программы ……………………………………………………………
1.5 Этапы реализации программы …………………………………………………………………
II. Содержательный раздел программы ……………………………………………………… 6
2.1 Краткое содержание и особенности реализации программы ……………………………….6
2.2 Ресурсы для реализации программы ………………………………………………………….
2.3 Календарнотематический план реализации образовательной программы РОУ …………. 8
2.4 Краткое содержание тематических встречзанятий ………………………………………… 9
III. Список использованных источников …………………………………………………… 11 Пояснительная записка
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение
общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и
полностью поглощены социальнобытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим
себе и пресловутой улице, особую актуальность приобретает проблема повышения
воспитательной деятельности семьи.
Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от
целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры
родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди
них занимает педагогическая культура родителей, которая дает возможность существенно
сузить тот элемент стихийности, который свойственен семейному воспитанию в большей
мере, чем любому другому.
Наряду с существенными позитивными изменениями в осознании и реальной постановке
воспитательных задач в семье, педагогическая культура родителей характеризуется
серьезными недостатками: абсолютизацией одних сторон воспитательной деятельности и
недооценкой других, неточным, а в ряде случаев и весьма смутным представлением о
конкретном содержании отдельных целейзадач. В ряде же семей мы встречаемся и с явным
искажением целей семейного воспитания, сведением их к заботам о материальном
благополучии.
При этом есть все основания считать, что отсутствие полного осознания целей
семейного воспитания и необходимой сбалансированности в их постановке свойственно
большей части семей. Отсутствие четких целей ведет к тому, что оно носит ситуативный
характер с его незначительным эффектом, а элементы стихийности преобладают над
сознательным влиянием родителей.
В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства
родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной
деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных
детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей
в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо
представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание
ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном
воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных
условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка
родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их
педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание
процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания
ребенка в единстве с образовательным учреждением.
При составлении образовательной программы РОУ не лишним будет учесть особенности
семей воспитанников. Так на начало 2016 2017 учебного года детский сад (2ой корпус)
посещают 66 детей от 3 до 7 (8) лет из 60 семей. Большинство семей полных (94%). В
неполных семьях детей воспитывает мать. 20% семей воспитывают одного ребенка. 51%
семей воспитывают двух детей. 29% семей – многодетные. Из 128 родителей 50% имеют
среднее профессиональное образование. Высшее образование лишь у 16% родителей. А 28 %
родителей имеют только среднее образование. 6% родителей не закончили даже
общеобразовательную школу.
Известно, что влияние родителей на детей в период дошкольного детства безгранично.
От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции,
обычаи, во многом зависит, каким будет ребенок в будущем. Вместе с тем мы знаем, что не
существует специальных социальных институтов, готовящих человека к эффективной реализации родительских функций. Вот и получается, что детский сад становится первым
социальным институтом воспитания не только ребенка, но и родителей.
4
Актуальность программы определяется необходимостью обучения взрослых
конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях встреч с родителями, где в
атмосфере сотрудничества и доверия они получают не только ответы на свои вопросы, но и
квалифицированную психологопедагогическую помощь и поддержку.
Особенно
востребованной является становление системы непрерывного образования родителей,
основанной на потребности родителей эффективно воспитывать ребенка, способствовать его
полноценному развитию.
Направленность программы РОУ – социально – психологопедагогическая.
Цель образовательной программы РОУ: повышение педагогической культуры и
компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей через вовлечение их в
разнообразные активные формы непосредственного взаимодействия с сотрудниками детского
сада и других социальных институтов на совместных плановых встречахзанятиях в течение
учебного года.
Задачи:
вооружить родителей современными психологопедагогическими знаниями о
психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных
этапах его жизни;
повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и
потребностей ребенкадошкольника;
помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно
оценивать уровень его развития, достижения, видеть и понимать проблемы, определять
оптимальные пути взаимодействия;
сделать встречи родителей и педагогов интересными и полезными.
Программа рассчитана на родителей детей 37 лет, т.к. дошкольный возраст – период
активного становления личности и социализации ребенка. Влияние семьи в этот период
безгранично.
Программа реализуется на базе 2 – ого корпуса муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад комбинированного
вида «Родничок».
Принципы реализации программы:
гуманистическая ориентация на взаимодействие с семьей;
обеспечение субъектной позиции всех участников образовательного процесса;
интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников образовательного
процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
многообразие форм работы с родителями;
стимулирование родителей к сотрудничеству;
принцип добровольности;
принцип конфиденциальности.
Этапы реализации программы:
организационный этап изучение запроса родителей на освещение актуальных проблем и
вопросов воспитания и развития ребенка, выбор тем встреч, разработку содержания,
подготовку методического обеспечения. практический этап организация и проведение встреч с родителями и разнообразных
мероприятий на базе филиала РОУ.
аналитический этап подведение итогов встреч, сбор отзывов, анализ результативности.
Краткое содержание и особенности реализации программы:
Образовательная программа РОУ представлена двумя блоками: обязательным и
5
вариативным.
Обязательный блок включает те 4ре тематические встречизанятия, которые являются
общими для всех филиалов РОУ. Их содержание отражает актуальные вопросы психолого
педагогической подготовки родителей к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
Вариативная часть отражает мероприятия, запланированные с учетом запросов и
актуальных потребностей родителей и педагогов в текущем году.
В качестве основных активных форм для совместных тематических встреч
занятий с родителями будут использоваться:
круглые столы;
занятие с элементами тренинга;
мастеркласс;
семинарпрактикум.
В качестве дополнительных форм взаимодействия предполагается использование:
анкетирования;
консультаций;
деловых и ролевых игр;
презентаций семейного опыта;
музыкальнотеатрализованного представления;
выставок и конкурсов с участием родителей и детей и др.
Ресурсы для реализации программы:
кадровые: непосредственными организаторами совместных встреч с родителями
являются: руководитель Коробкина О.В., воспитатели члены педагогической секции
«Современные формы работы с родителями» в лице Т.П. Шестопаловой, Н.В. Лысовой, Т.Г.
Речкиной и О.Н. Тушминцевой; при необходимости к проведению мероприятий программы
будут привлекаться специалисты детского сада (педагогпсихолог А.Н. Французова, учитель
логопед Н.В. Павлюченко, инструктор по физической культуре Н.В. Иовчева), а также
представители социальных партнеров детского сада, члены Женсовета города Тулуна;
материальнотехнические: совместные встречизанятия с родителями воспитанников
будут проводиться на базе 2го корпуса детского сада, в его музыкальном зале; для
качественной организации мероприятий планируется использовать музыкальное и
мультимедийное оборудование детского сада;
информационнометодические: общее руководство деятельностью филиала РОУ и
методическое сопровождение осуществляется администрацией детского сада в лице
заведующей Л.В. Сухановой и старшего воспитателя О.В. Овчаркиной; общие вопросы
межсетевого взаимодействия регулируются ответственным сотрудником муниципального
бюджетного учреждения
города Тулуна «Методический центр» А.Ю. Башинской и
председателем Женсовета города Тулуна И. С. Степановой. Информацию о работе РОУ
планируется размещать на официальном сайте детского сада:http://rodnichok.tulunr.ru и
личном сайте руководителя педагогической секции «Современные формы работы с
родителями» Коробкиной О.В.: http
:// kolobok
. tulunr
. ru / В ходе реализации данной образовательной программы ожидаются следующие
результаты:
повысится интерес родителей к участию в совместных с педагогами встречахзанятиях
и других мероприятиях детского сада;
повысится психологопедагогическая компетентность родителей в вопросах
воспитания и развития детей;
повысится со стороны родителей уровень удовлетворенности образовательными
услугами детского сада.
6
Анализ эффективности реализации образовательной программы предполагает
количественную и качественную оценку.
Количественная оценка предполагает учет числа родителей, участвующих в проводимых
мероприятиях.
Качественная оценка предусматривает учет активности родителей, их желания
участвовать в мероприятиях детского сада; учет результатов анкетирования и содержания
отзывов о проведенных встречах. Календарнотематический план реализации образовательной программы РОУ
на 20162017 учебный год
7
Дата
Тема
Адаптация
ребенка к ДОУ.
1020
сентябр
я
2016 г.
1627
ноября
2016 г.
Будущий
первоклассник.
819
февраля
2017 г.
Мир детский –
мир взрослый.
Колво
часов
1 час
10 мин
Обязательный
блок
(встречизанятия)
Круглый стол
с элементами
тренинга
«Социально
психологическая
адаптация ребенка
в ДОУ: вопросы и
ответы».
Устный журнал
«Значение режима
дня в жизни
дошкольника и
будущего
школьника» (с
участием детей)
Мастеркласс
«Ласковые ежики»
Практическое
занятие
«Общение без
проблем».
1 час
20 мин
15 мин
1 час
30 мин
1122
апреля
2017 г.
Развиваемся
вместе.
Семинар
практикум с
участием детей
1час 30
мин
Вариативный блок
Колво
часов
Анкетирование среди родителей
новых групп «Определение
готовности ребенка к
поступлению в дошкольное
учреждение»
Групповая консультация для
родителей адаптационной группы
«Адаптация ребенка в детском
саду»
20 мин
Буклетпамятка «Правила для
родителей в период адаптации
ребенка к изменяющимся
условиям».
Круглый стол «Семья на пороге
1 час
школьной жизни»
Проведение анкетирования
родителей «Готов ли ваш ребёнок
идти в школу?»
Выставка «Литература, пособия и
игры по подготовке детей к
школе»
Проведение 1 этапа конкурса
«Ах, какая шляпка!»
Написание родителями
сочинения «Мой ребенок».
Обсуждение сочинений в группе.
Проба (с детьми) «Игрушка,
которая мне нравится»
2 этап конкурса «Ах, какая
30 мин
25 мин
25 мин «Играя, обучаем
вместе».
шляпа!»
«Парад шляп»
«Праздник танца и игры»
Театрализованное представление:
музыкальная сказка «Теремок» +
танцевальная программа
Буклет «Развиваем, играя»
1 час
3,40
Реализация проекта «Роль отца в
формировании личности ребенка»
сентябрь
май
5,45
8
Краткое содержание тематических встречзанятий
Встречазанятие 1.
Круглый стол с элементами тренинга «Социально
психологическая адаптация ребенка в ДОУ: вопросы и ответы».
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к
новым условиям детского сада, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.
Предварительная работа: изготовление приглашений и памяток «Правила для
родителей в период адаптации ребенка к новым условиям», создание презентации
«Воспоминания», проведение анкетирования среди родителей «Определение готовности
ребенка к поступлению в дошкольное учреждение».
Содержание встречи: Психологическая игра «Давайте познакомимся», игра на
сплочение «Встреча руками», тренинг «Создадим правила своей группы», упражнение –
визуализация «Воспоминания», дискуссия за круглым столом «Адаптационный период в
жизни дошкольника», выступление учителей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№20» по теме «Адаптация к школе», анализ результатов анкетирования, упражнение
«Грецкий орех», игра «Какой он – мой ребенок», игра «Разведчики», рефлексия.
Встречазанятие 2. Устный журнал «Значение режима дня в жизни дошкольника
и будущего школьника».
Цель: формировать представление родителей о важности соблюдения режима, как для
дошкольника, так и будущего школьника.
Предварительная работа: оформление приглашений, проведение опроса среди детей,
анкетирования среди родителей, оформление памяток.
Содержание встречи:
коммуникативная игра «Потопаем, похлопаем», анализ
результатов анкетирования, видеоролик с ответами детей на вопросы о режиме дня,
музыкальнотеатрализованное представление с участием детей «Как мы соблюдаем режим
дня в детском саду», мастеркласс инструктора по физ. культуре «Ласковые ежики», памятки
для родителей, рефлексия игра в кругу «Подари тепло руками».
Встречазанятие 3. Практическое занятие «Общение без проблем».
Цель: выстраивание модели взаимоотношений «Родители ребенок», обучение навыкам
межличностного общения, необходимым для этой модели.
Предварительная
работа:
размещение в родительских уголках стендовых
консультаций «Как занять ребенка дома», проведение конкурса «Ах, какая шляпа!»
Содержание встречи:
видеоролик «Интернет – дороже сына», упражнение
«Приветствие», «Мое солнышко», обсуждение вопросов «Когда мы начинаем воспитывать
своего ребенка?», упражнение «Круг общения малыша», видеоролик «Ералаш. Давай
поговорим», презентация «Как помочь ребенку подружиться с сверстниками?»,
прослушивание отрывка из рассказа В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала», решение семейных ситуаций, видеоролик «Телефон и компьютер», чтение стихотворения «Чем
проповедь заслушивать, мне лучше бы взглянуть…», выступление социального педагога Е.М.
Чернуха «Советы родителям об отношении к ребенку», рефлексия, видеоролик «Метод
позитивного общения», памятки для родителей «Правила эффективного общения с
ребенком».
Встречазанятие 4. Семинарпрактикум с участием детей «Играя, обучаем
вместе».
Цель: расширить представления родителей об особенностях детской игры и помочь им
овладеть способами организации детских игр познавательного содержания.
Предварительная работа: анкетирование «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»,
опрос детей по теме занятиявстречи, подготовка буклетов «Развиваем, играя!», проба с
детьми «Игрушка, которая мне нравиться!»
Содержание встречи: подведение итогов конкурса «Ах, какая шляпа!» парад шляп,
танец с шляпами, упражнение «Настроение», анализ результатов анкетирования,
9
демонстрация мультфильма «Маша и медведь», психогимнастическое упражнение «Моя
любимая игрушка в детстве», прослушивание магнитофонной записи с ответами детей на
вопросы об игрушках и играх, минилекция «Зачем нужна игра ребенку?», игровой практикум
«Игры и упражнения», игровой тренинг «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок?»,
практикум «Подарите нам игру!», рефлексия Игра «Как живете?». Список использованных источников
10
1. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические
рекомендации к 20122013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013.
60 с.
2. У 31 Технология взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями
воспитанников: учебное пособие, изд. 2е испр. и доп. Авт.сост. Удова О.В. – Иркутск.
Издательство ООО «Издательство «Аспринт». 2015. 164 с.
3. Взаимодействие ДОУ и семьи – условия полноценного развития личности ребенка:
методическое пособие/ Сост. Бабитинская О.Н. Иркутск: Издательство ВСГАО, 2012 – 67с.
4.Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 56 лет:
Пособиеконспект для практических работников ДОУ / Авт.сост. И. А.Пазухина. СПб.:
«ДетствоПресс», 2005.96 с.
5. http://forchel.ru
6. http://www.maam.ru/detskijsad/
7.http://dohcolonoc.ru
8. http://142.detirkutsk.ru/roditelyam/
9. http://baikalwoman.ru/proektrosst/proektrou/blog 11
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Образовательная программа Родительского Открытого Университета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.