Образовательная программа Родительского Открытого Университета

  • Работа с родителями
  • docx
  • 28.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нестандартной, но своевременной и эффективной формой формирования педагогической культуры родителей в настоящее время является деятельность Родительского открытого университета (далее РОУ), созданного в рамках реализации базового системного проекта Иркутского областного Совета женщин «Ребенок, общество, семья – стратегия, тактика». Позитивное новаторское «зерно» деятельности филиалов РОУ активно «прорастает" сегодня в городах и поселках Иркутской области, охватывая все больше образовательных организаций нашего региона.Образовательная программа Родительского открытого университета представляет собой программу обучения родителей дошкольников конструктивному взаимодействию с детьми в условиях специально подготовленных встреч, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получают ответы на актуальные для них вопросы воспитания и развития детей, квалифицированное педагогическое просвещение, помощь и поддержку.
Иконка файла материала Образовательная программа филиала РОУ.docx
на основании решения методического совета от 13.10.2016 года, устава ДОУ Утверждена от 17 октября 2016 г., приказ №53а Образовательная   программа   Родительского   открытого   университета.   Авторы   ­ составители: Коробкина О.В., воспитатель. Методическое руководство: Овчаркина О.В.   ­ МБДОУ города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок», Тулун, 2016, ­ 11 стр. Образовательная программа Родительского открытого университета представляет собой программу обучения родителей дошкольников конструктивному взаимодействию с детьми в условиях специально подготовленных встреч, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получают  ответы   на   актуальные   для   них   вопросы     воспитания   и   развития   детей, квалифицированное педагогическое просвещение, помощь и поддержку.Содержание I. Целевой раздел программы ………………………………………………………………….. 4  1.1 Пояснительная записка ……………………………………………………………………...... 4 1.2 Актуальность программы …………………………………………………………………….. 5 1.3 Цели и задачи ………………………………………………………………………………..….  1.4 Принципы реализации программы ……………………………………………………………    1.5 Этапы реализации программы …………………………………………………………………  II. Содержательный раздел программы ……………………………………………………… 6  2.1 Краткое содержание и особенности реализации  программы ……………………………….6  2.2 Ресурсы для реализации программы ………………………………………………………….    2.3 Календарно­тематический план реализации образовательной программы РОУ …………. 8 2.4 Краткое содержание тематических встреч­занятий ………………………………………… 9 III. Список использованных источников …………………………………………………… 11Пояснительная записка В   современных   социальных   условиях,   когда   происходит   интенсивное   расслоение общества   по   имущественному   признаку,   когда   родители   отчуждены   от   своих   детей   и полностью поглощены социально­бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе   и   пресловутой   улице,   особую   актуальность   приобретает   проблема   повышения воспитательной деятельности семьи.  Известно,   что   воспитание   как   целенаправленная   деятельность   взрослых   зависит   от целого   ряда   обстоятельств:   семейных   отношений,   нравственной   и   духовной   культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей, которая дает возможность существенно сузить   тот   элемент   стихийности,   который   свойственен   семейному   воспитанию   в   большей мере, чем любому другому. Наряду с существенными позитивными изменениями в осознании и реальной постановке воспитательных   задач   в   семье,   педагогическая   культура   родителей   характеризуется серьезными   недостатками:   абсолютизацией   одних   сторон   воспитательной   деятельности   и недооценкой   других,   неточным,   а   в   ряде   случаев   и   весьма   смутным   представлением   о конкретном содержании отдельных целей­задач. В ряде же семей мы встречаемся и с явным искажением   целей   семейного   воспитания,   сведением   их   к   заботам   о   материальном благополучии. При   этом   есть   все   основания   считать,   что   отсутствие   полного   осознания   целей семейного   воспитания   и   необходимой   сбалансированности   в   их   постановке   свойственно большей части семей. Отсутствие четких целей ведет к тому, что оно носит ситуативный характер   с   его   незначительным   эффектом,   а   элементы   стихийности   преобладают   над сознательным влиянием родителей. В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в   разные   возрастные   периоды,   некомпетентны   в   вопросах   семейного   воспитания   и   плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании.   Следовательно,   решение   проблемы   семейного   воспитания   в   современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом   радостным   и   успешным,   полноценно   решающим   задачи   развития   и   воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением. При составлении образовательной программы РОУ не лишним будет учесть особенности семей воспитанников. Так на начало 2016 ­ 2017 учебного года детский сад (2­ой корпус) посещают 66 детей   от 3 до 7 (8) лет     из 60 семей.   Большинство семей полных (94%). В неполных семьях детей воспитывает мать.     20% семей воспитывают одного ребенка. 51% семей воспитывают двух детей. 29% семей – многодетные. Из 128 родителей 50% имеют среднее профессиональное образование. Высшее образование лишь у 16% родителей. А 28 % родителей   имеют   только   среднее   образование.   6%   родителей   не   закончили   даже общеобразовательную школу.   Известно, что влияние родителей на детей в период дошкольного детства безгранично. От   того,   каков   психологический   климат   в   семье,   какие   сложились   отношения,   традиции, обычаи, во многом зависит, каким будет ребенок в будущем. Вместе с тем мы знаем, что не существует   специальных   социальных   институтов,   готовящих   человека   к   эффективнойреализации родительских функций. Вот и получается, что детский сад становится первым социальным институтом воспитания не только ребенка, но и родителей.  4 Актуальность   программы   определяется  необходимостью   обучения   взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях встреч с родителями, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получают не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную   психолого­педагогическую   помощь   и   поддержку.   Особенно востребованной   является   становление   системы   непрерывного   образования   родителей, основанной на потребности родителей эффективно воспитывать ребенка, способствовать его полноценному развитию. Направленность программы РОУ – социально – психолого­педагогическая. Цель   образовательной  программы   РОУ:  повышение   педагогической   культуры   и компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей через вовлечение их в разнообразные активные формы непосредственного взаимодействия с сотрудниками детского сада и других социальных институтов на совместных плановых встречах­занятиях в течение учебного года. Задачи:  ­   вооружить   родителей   современными   психолого­педагогическими   знаниями   о психическом,   физическом,   интеллектуальном   развитии   ребенка   на   различных   возрастных этапах его жизни; ­   повысить   родительскую   компетентность   в   понимании   внутренних   переживаний   и потребностей ребенка­дошкольника; ­   помочь   родителям   научиться   играть   и   общаться   со   своим   ребенком,   адекватно оценивать   уровень   его   развития,   достижения,   видеть   и   понимать   проблемы,   определять оптимальные пути взаимодействия; ­ сделать встречи родителей и педагогов интересными и полезными. Программа рассчитана на родителей детей 3­7 лет,  т.к. дошкольный возраст – период активного   становления   личности   и   социализации   ребенка.   Влияние   семьи   в   этот   период безгранично. Программа   реализуется   на   базе   2   –   ого   корпуса   муниципального   бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок». Принципы реализации программы: ­ гуманистическая ориентация на взаимодействие с семьей; ­ обеспечение субъектной позиции всех участников образовательного процесса; ­ интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей; ­ многообразие форм работы с родителями; ­ стимулирование родителей к сотрудничеству; ­ принцип добровольности; ­ принцип конфиденциальности. Этапы реализации программы: ­   организационный этап ­ изучение запроса родителей на освещение актуальных проблем и вопросов   воспитания   и   развития   ребенка,   выбор   тем   встреч,   разработку   содержания, подготовку методического обеспечения.­     практический   этап   ­   организация   и   проведение   встреч   с   родителями   и   разнообразных мероприятий на базе филиала РОУ. ­ аналитический этап ­ подведение итогов встреч, сбор отзывов, анализ результативности. Краткое содержание и особенности реализации  программы: Образовательная   программа   РОУ   представлена   двумя   блоками:   обязательным   и 5 вариативным.  Обязательный блок включает те 4­ре тематические встречи­занятия, которые являются общими для всех филиалов РОУ. Их содержание  отражает актуальные вопросы психолого­ педагогической подготовки родителей к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.  Вариативная   часть   отражает       мероприятия,   запланированные   с   учетом   запросов   и актуальных потребностей родителей и педагогов в текущем году. В   качестве   основных   активных   форм   для   совместных   тематических   встреч­ занятий с родителями будут использоваться: ­ круглые столы; ­ занятие с элементами тренинга; ­ мастер­класс; ­ семинар­практикум. В качестве дополнительных форм взаимодействия предполагается использование: ­ анкетирования; ­ консультаций; ­ деловых и ролевых игр; ­ презентаций семейного опыта; ­ музыкально­театрализованного представления;  ­ выставок и конкурсов с участием родителей и детей и др. Ресурсы для реализации программы:  ­   кадровые:  непосредственными     организаторами   совместных   встреч   с   родителями являются:   руководитель   Коробкина   О.В.,       воспитатели   ­     члены   педагогической   секции «Современные формы работы с родителями» в лице Т.П. Шестопаловой, Н.В. Лысовой, Т.Г. Речкиной и О.Н. Тушминцевой; при необходимости к проведению мероприятий программы будут привлекаться специалисты детского сада (педагог­психолог А.Н. Французова, учитель­ логопед   Н.В.   Павлюченко,   инструктор   по   физической   культуре   Н.В.   Иовчева),   а   также представители социальных  партнеров детского сада,   члены Женсовета города Тулуна;  ­ материально­технические: совместные встречи­занятия с родителями воспитанников будут   проводиться   на   базе   2­го   корпуса   детского   сада,   в   его   музыкальном   зале;   для качественной   организации   мероприятий   планируется   использовать   музыкальное   и мультимедийное оборудование детского сада; ­   информационно­методические:   общее   руководство   деятельностью   филиала   РОУ   и методическое   сопровождение   осуществляется   администрацией   детского   сада   в   лице заведующей   Л.В.   Сухановой   и   старшего   воспитателя   О.В.   Овчаркиной;     общие   вопросы межсетевого   взаимодействия   регулируются   ответственным     сотрудником   муниципального бюджетного   учреждения     города   Тулуна   «Методический   центр»   А.Ю.   Башинской   и председателем   Женсовета   города   Тулуна   И.   С.   Степановой.   Информацию   о   работе   РОУ планируется   размещать   на   официальном   сайте   детского   сада:http://rodnichok.tulunr.ru  и личном   сайте   руководителя   педагогической   секции   «Современные   формы   работы   с родителями» Коробкиной О.В.: http   ://   kolobok    .  tulunr    .  ru   /В   ходе   реализации   данной   образовательной   программы   ожидаются   следующие результаты: ­  повысится интерес родителей к участию в совместных с педагогами встречах­занятиях и других мероприятиях детского сада;  ­   повысится   психолого­педагогическая   компетентность   родителей   в   вопросах воспитания и развития детей; ­   повысится   со   стороны   родителей     уровень   удовлетворенности   образовательными услугами детского сада. 6 Анализ   эффективности   реализации   образовательной   программы  предполагает количественную и качественную оценку.  Количественная оценка предполагает учет числа родителей, участвующих в проводимых мероприятиях.  Качественная   оценка   предусматривает   учет   активности   родителей,   их   желания участвовать в мероприятиях детского сада; учет результатов анкетирования и содержания отзывов о проведенных встречах.Календарно­тематический план реализации образовательной программы РОУ на 2016­2017 учебный год 7 Дата Тема Адаптация ребенка к ДОУ. 10­20 сентябр я 2016 г. 16­27 ноября 2016 г. Будущий первоклассник. 8­19 февраля 2017 г. Мир детский – мир взрослый. Кол­во часов 1 час 10 мин Обязательный блок (встречи­занятия) Круглый стол  с элементами тренинга «Социально­ психологическая адаптация ребенка в ДОУ: вопросы и ответы». Устный журнал «Значение режима дня в жизни дошкольника  и будущего школьника» (с участием детей) Мастер­класс «Ласковые ежики» Практическое занятие «Общение без проблем». 1 час 20 мин 15 мин 1 час 30 мин 11­22 апреля 2017 г. Развиваемся вместе. Семинар­ практикум с участием детей 1час 30 мин Вариативный блок Кол­во часов Анкетирование среди родителей новых групп   «Определение готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение» Групповая консультация для родителей адаптационной группы «Адаптация ребенка в детском саду» 20 мин Буклет­памятка «Правила для родителей в период адаптации ребенка к изменяющимся условиям». Круглый стол «Семья на пороге 1 час школьной жизни» Проведение анкетирования родителей «Готов ли ваш ребёнок идти в школу?» Выставка «Литература, пособия и игры по подготовке детей к школе» Проведение 1 этапа конкурса «Ах, какая шляпка!» Написание родителями сочинения «Мой ребенок». Обсуждение сочинений в группе. Проба (с детьми) «Игрушка, которая мне нравится» 2 этап конкурса «Ах, какая 30 мин 25 мин 25 мин«Играя, обучаем вместе». шляпа!» ­ «Парад шляп» «Праздник танца и игры» Театрализованное представление: музыкальная сказка «Теремок» + танцевальная программа Буклет «Развиваем, играя» 1 час 3,40 Реализация проекта «Роль отца в формировании личности ребенка» сентябрь ­май 5,45 8 Краткое содержание тематических встреч­занятий Встреча­занятие   1.  Круглый   стол   с   элементами   тренинга   «Социально­ психологическая адаптация ребенка в ДОУ: вопросы и ответы». Цель:   расширение представлений родителей   об особенностях адаптации ребенка к новым условиям детского сада, о факторах, влияющих на успешную адаптацию. Предварительная     работа:  изготовление   приглашений   и   памяток   «Правила   для родителей   в   период   адаптации   ребенка   к   новым   условиям»,   создание   презентации «Воспоминания»,   проведение   анкетирования   среди   родителей   «Определение   готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение». Содержание   встречи:  Психологическая   игра   «Давайте   познакомимся»,   игра   на сплочение   «Встреча   руками»,   тренинг  «Создадим   правила   своей   группы»,  упражнение   – визуализация   «Воспоминания»,     дискуссия   за   круглым   столом   «Адаптационный   период   в жизни дошкольника», выступление учителей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»   по   теме   «Адаптация   к   школе»,   анализ   результатов   анкетирования,   упражнение «Грецкий орех»,  игра «Какой он – мой ребенок», игра «Разведчики», рефлексия.   Встреча­занятие 2. Устный журнал «Значение режима дня в жизни дошкольника и будущего школьника». Цель: формировать представление родителей о важности соблюдения режима, как для дошкольника, так и будущего школьника.  Предварительная  работа: оформление приглашений, проведение опроса среди детей, анкетирования среди родителей, оформление памяток. Содержание   встречи:  коммуникативная   игра   «Потопаем,   похлопаем»,   анализ результатов   анкетирования,   видеоролик   с   ответами   детей   на   вопросы   о   режиме   дня, музыкально­театрализованное представление с участием детей «Как мы соблюдаем режим дня в детском саду», мастер­класс инструктора по физ. культуре «Ласковые ежики», памятки для родителей, рефлексия ­ игра в кругу «Подари тепло руками».  Встреча­занятие 3. Практическое занятие «Общение без проблем». Цель: выстраивание модели взаимоотношений «Родители ­ ребенок», обучение навыкам межличностного общения, необходимым  для этой модели. Предварительная     работа:  размещение   в   родительских   уголках   стендовых консультаций «Как занять ребенка дома», проведение конкурса «Ах, какая шляпа!» Содержание   встречи:  видеоролик   «Интернет   –   дороже   сына»,   упражнение «Приветствие», «Мое солнышко», обсуждение вопросов «Когда мы начинаем воспитывать своего   ребенка?»,   упражнение   «Круг   общения   малыша»,   видеоролик   «Ералаш.   Давай поговорим»,   презентация   «Как   помочь   ребенку   подружиться   с   сверстниками?», прослушивание отрывка из рассказа В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала», решениесемейных   ситуаций,   видеоролик   «Телефон   и   компьютер»,   чтение   стихотворения   «Чем проповедь заслушивать, мне лучше бы взглянуть…», выступление социального педагога Е.М. Чернуха   «Советы   родителям   об   отношении   к   ребенку»,   рефлексия,   видеоролик   «Метод позитивного   общения»,   памятки   для   родителей   «Правила   эффективного   общения   с ребенком». Встреча­занятие   4.    Семинар­практикум   с   участием   детей   «Играя,   обучаем вместе». Цель: расширить представления  родителей об особенностях детской игры и  помочь им овладеть  способами организации детских игр познавательного содержания. Предварительная   работа:  анкетирование «Игра с ребенком в жизни вашей семьи», опрос детей   по теме занятия­встречи, подготовка буклетов «Развиваем, играя!», проба с детьми «Игрушка, которая мне нравиться!» Содержание встречи: подведение итогов конкурса «Ах, какая шляпа!» ­ парад шляп, танец с шляпами, упражнение «Настроение», анализ результатов анкетирования,  9 демонстрация   мультфильма   «Маша   и   медведь»,   психогимнастическое   упражнение   «Моя любимая игрушка в детстве», прослушивание магнитофонной записи с ответами детей на вопросы об игрушках и играх, мини­лекция «Зачем нужна игра ребенку?», игровой практикум «Игры и упражнения», игровой тренинг «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок?», практикум «Подарите нам игру!», рефлексия ­ Игра  «Как живете?».Список использованных источников 10 1.   Современные   формы   работы   с   родителями   в   дошкольном   учреждении:  методические рекомендации к 2012­2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013. ­ 60 с. 2. У 31 Технология взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников:   учебное   пособие,   изд.  2­е  испр.   и  доп.  Авт.­сост.  Удова   О.В.  –  Иркутск. Издательство ООО «Издательство «Аспринт». 2015.­ 164 с. 3.   Взаимодействие   ДОУ   и   семьи   –   условия   полноценного   развития   личности   ребенка: методическое пособие/ Сост. Бабитинская О.Н. ­ Иркутск: Издательство ВСГАО, 2012 – 67с. 4.Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 5­6 лет: Пособие­конспект   для   практических   работников   ДОУ   /   Авт.­сост.   И.   А.Пазухина.­   СПб.: «Детство­Пресс», 2005.­96 с. 5.  http://forchel.ru 6. http://www.maam.ru/detskijsad/ 7.http://dohcolonoc.ru 8. http://142.detirkutsk.ru/roditelyam/ 9. http://baikalwoman.ru/proekt­rosst/proekt­rou/blog11