Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
8 кл
22.01.2017
Рабочая программа гуманитарного кружка «Занимательная грамматика» составлена на основе ФГОС по русскому языку. Актуальность программы обусловлена следующими факторами: в условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в детях творческих способностей, становится одной из важнейших задач современной школы. Конечная цель уроков и внеурочных занятий по русскому языку – подготовить учащихся 8 класса к сдаче ОГЭ, развить творческие способности обучающихся, повысить грамотность, изучив основные нормы языка. Внеклассная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания, цели и задачи.Программа внеурочной работы по русскому языку "Занимательная лингвистика"
кружок 8 класс.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад
города Ржева Тверской области
Рабочая программа курса внеурочной деятельости
по русскому языку
Кружок «Занимательная лингвистика» в 8 классе
Составитель Герасина Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
«Согласовано»
«30» августа 2016 г. Приказ № 118 /5 от 31
августа
Зам. директора по внеклассной работе Директор МОУ «СОШ № 5»
___________ Шершакова Н.В. _________Ханина И.И
«Утверждаю 2016 2017
Кружок для 8 класса «Занимательная
лингвистика»
Пояснительная записка
Рабочая программа гуманитарного кружка «Занимательная
грамматика» составлена на основе ФГОС по русскому языку,
М., «Просвещение» 2010г.
Актуальность программы обусловлена следующими
факторами:
в условиях социально-экономических и политических
преобразований российскому государству необходимы
творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие
в детях творческих способностей, становится одной из
важнейших задач современной школы. История русского языка
удивительна, интересна, богата событиями, что позволяет
многие языковые явления преподносить нестандартными
способами, дает возможность заинтересовать обучающихся
таким сложным предметом как русский язык. Домысливать,
строить предположения, фантазировать, понимать, а не
зазубривать – именно это привлекательно в работе кружка.
Внеурочная работа по русскому языку, как и по любой другой
школьной дисциплине, является неотъемлемой частью учебно-
воспитательного процесса. Конечная цель уроков и внеурочных
занятий по русскому языку – подготовить учащихся 8 класса к
сдаче ОГЭ, развить творческие способности обучающихся,
повысить грамотность, изучив основные нормы языка.
Внеклассная работа имеет свои, важные для обучения и
воспитания, цели и задачи.
Цель кружка русского языка – пробудить интерес к
речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума. Повышение уровня языкового развития
школьников, формирование лингвистической компетенции.
Задачи :
Повышение речевой культуры учащихся, формирование
коммуникативной компетенции.
Совершенствование навыков лингвистического анализа.
Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам
языка.
Развитие самостоятельности и творческой инициативы
учащихся.
Формирование социальной активности и
коммуникабельности.
Активная творческая деятельность, участие в конкурсах,
олимпиадах.
Формирование грамотной и выразительной речи
обучающихся;
повышение речевой компетентности детей;
развитие интереса к читательской деятельности;
развитие интереса к научной деятельности;
подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах
по русскому языку.
Общая характеристика курса:
Основным тематическим стержнем работы кружка является
демонстрация всех норм русского языка, его богатства и
красоты. Учитывая возрастные особенности и содержание
программы кружка, филологи отобрали такой материал,
который дает учащимся сведения о словарном составе языка,
о его грамматическом строе и истории, создает общую картину
развития и богатства нашего языка. В 8 классе занятия объединены понятием «нормы» языка, на занятиях
рассматриваются орфоэпические, лексические,
грамматические, синтаксические нормы родного языка.
Учащиеся знакомятся с лексическим и морфологическим
богатством нашего языка, с фразеологизмами, учащиеся ведут
наблюдения над такими чертами языка, как звучность,
выразительность, точность, меткость.
На занятиях кружка широко используется наблюдение над
живой речью и литературным материалом программного и
метапредметного характера, а также ведется работа с
различными видами словарей. Форма подачи материала в
зависимости от целей и задач занятий также меняется. Это и
игры на языковом материале, вопросы занимательной
лингвистики, а также краткие увлекательные рассказы о
жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над
языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения
указанных материалов по отдельным вопросам языкознания,
наблюдения над этимологией, историей языка.
Формулировки занятий носят преимущественно характер
интригующих вопросов, которые активизируют внимание
учащихся. На занятиях кружка необходима и наглядность,
поэтому нормы языка демонстрируются с помощью игровых
викторин, видеороликов из Инфоуроков. Широкое поле для
творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при
составлении задач для занимательной грамматики,
кроссвордов, загадок, проектов , а также при составлении и
оформлении ребусов, выставок, викторин, вовлечении в
научно-исследовательскую деятельность.
Курс рассчитан на один год, всего 34 часа (1 час в неделю)
Ожидаемые результаты выполнения программы: Метапредметными результатами является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других
в соответствии с этими критериями
Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой
информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;пользоваться разными видами чтения:
изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица,
схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ
и синтез; устанавливать причинно- следственные связи;
строить рассуждения; создавать и защищать проекты
Средством развития познавательных УУД служат словари,
художественные тексты
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом
речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
задавать вопросы.
Личностные и метапредметные результаты освоения
предмета внеурочной деятельности
1-ый уровень
- Творческое
выполнение учебных
заданий, создание
языковых задач,
ребусов, логогрифов,
викторин,
тематических
кроссвордов
- Участие в классных
мероприятиях,
предметных
олимпиадах
- Совершенствование
речи учащихся
- Развитие творческих
способностей
- Создание проектов,
презентаций,
исследовательских
работ
- Осознание детьми
успеха коллективного
выполнения работы и
соперничества
- оформление своих
мыслей в устной и
письменной форме
2-ый уровень
- Вовлечение в научную
деятельность, участие
в «Параде наук» НОУ
«Квант»
- Участие в школьных
мероприятиях,
предметных
олимпиадах школьного
этапа
- публичные
выступления на
исследовательских
конференциях
- умение выстраивать
свою речь в публичном
высказывании перед
зрителями на массовых
школьных
мероприятиях
- развитие творческих
способностей для
участия в письменных
конкурсах сочинений.
3-ый уровень
- Участие в городских
мероприятиях,
предметных
олимпиадах
муниципального этапа
- публичные
выступления на
исследовательских
конференциях
городского уровня
- умение выстраивать
свою речь в публичном
высказывании перед
зрителями на массовых
городских
мероприятиях,
митингах
- развитие творческих
способностей для
участия в письменных
конкурсах сочинений,
мастер-классах
- Вовлечение в научную
деятельность, участие
в городских
фестивалях,
викторинах.
Содержание программы
Тема 1. Викторина по лингвистике «Своя игра»
Тема 2. Что такое норма? Нормы языка.
Тема 3. Орфоэпические нормы языка. Ударение в слове.
Произношение звуков
Тема 4. Нормы словообразования. Тема 5. Морфологические нормы языка
Тема 6. Практикум по теме «Морфологические нормы»
Тема 7. Синтаксические нормы
Тема 8. Нормы согласования. Сочетаемость слов в
грамматической основе.
Тема 9. Нормы управления. Загадки предлогов.
Тема 10. Осторожно! Деепричастный оборот!
Тема 11 Орфографические нормы
Тема 12. Пунктуационные нормы.
Тема 13. Стили языка. Стилистические нормы языка.
Тема 14. Стилистическая окраска слов
Тема 15. Нормы построения текста. Тип речи –
рассуждение
Тема 16. Что такое многословие? Речевая
недостаточность.
Тема 17. Образность речи. Эпитеты. Метафоры.
Олицетворение.
Тема 18. Виды сравнений
Тема 19. Загадки фразеологизмов. Источники
фразеологизмов
Тема 20. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-
антонимы
Тема 21. Звукопись. Аллитерация и ассонанс.
Тема 22. Трудности русской грамматики. Определение
рода у несклоняемых имён существительных.
Тема 23. Сравнительная степень прилагательных и
наречий.
Тема 24. Экскурсия в библиотеку «В мире наших
помощников» Работа со словарями.
Тема 25. Выпуск стенной газеты «Правила хорошей
речи» Ожидаемые результаты выполнения программы кружка
«Занимательная лингвистика»:
формирование лингвистической компетенции.
коммуникативной компетенции.
1. Повышение уровня языкового развития школьников,
2. Повышение речевой культуры учащихся, формирование
3. Совершенствование навыков лингвистического анализа.
4. Повышение любознательности, зоркости к явлениям и
5. Развитие самостоятельности и творческой инициативы
6. Формирование
и
7. Активная творческая деятельность, участие в конкурсах,
социальной
фактам языка.
учащихся.
коммуникабельности.
олимпиадах.
активности
Учебно-тематический план кружка
«Занимательная грамматика»
Раздел, тема
Викторина по
лингвистике «Своя
игра»
Что такое норма? Нормы
языка.
Орфоэпические нормы
языка.
Ударение в слове.
Произношение звуков
Нормы
словообразования.
Морфологические
нормы языка
Практикум по теме
«Морфологические
нормы»
Синтаксические нормы
Нормы согласования.
Сочетаемость слов в
грамматической основе.
Нормы управления.
Загадки предлогов
Осторожно!
Деепричастный оборот!
Орфографические
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Количеств
о часов
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Форма занятий
Игра-викторина на проверку
знаний по всем разделам
лингвистики.
Занятие – беседа. Решение
задач
Коллективная деятельность
Беседа с элементами игры
Занятие – семинар с
элементами занимательности
Занятие – исследование.
Индивидуальные выступления.
Беседа с элементами
занимательности
Практическое занятие
Инфоурок. Обсуждение
видеофильма.Тестирование.
Беседа с элементами 12
13
14
15
16
17
18
19
нормы
Пунктуационные нормы.
Стили языка.
Стилистические нормы
языка.
Стилистическая окраска
слов
Нормы построения
текста. Тип речи –
рассуждение
Что такое многословие?
Речевая
недостаточность.
Образность речи.
Эпитеты. Метафоры.
Олицетворение.
Виды сравнений
Загадки
фразеологизмов.
Источники
фразеологизмов.
22
21
20 Фразеологизмы-
синонимы.
Фразеологизмы-
антонимы
Звукопись. Аллитерация
и ассонанс.
Трудности русской
грамматики.
Определение рода у
несклоняемых имён
существительных.
Сравнительная степень
прилагательных и
наречий.
Экскурсия в библиотеку
«В мире наших
помощников» Работа со
словарями.
Выпуск стенной газеты
«Правила хорошей
речи»
23
24
25
1
1
1
3
1
3
1
2
1
1
2
1
1
1
занимательности.
Беседа с элементами
занимательности,
практическая работа.
Семинар (индивидуальные
сообщения)
Исследовательская
деятельность
Работа с текстом.
Моделирование текста-
рассуждения. Практикум.
Беседа с элементами
исследовательской
деятельности
Беседа с элементами
исследовательской
деятельности. Практикум
Беседа с элементами
исследовательской
деятельности. Практикум
Занимательные игры –
соревнования.
Индивидуальные сообщения.
Работа с фразеологическими
словарями
Практическое занятие.
Работа с художественными
текстами.
Викторина. Составление
кроссворда.
Практическое занятие.
Экскурсия. Беседа.
Практическое занятие.
Список литературы
1. Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В.
Долбилова. – Ростов н/д: Феникс, 2011, - 348 с. Детгиз, 2008.
3. Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2005.
4. Волина В.А. Весёлая грамматика. – М.: Просвещение, 1995.
5. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.:
Просвещение, 2004.
2. «Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва:
6. Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития
познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А.
Криволапова.- М.: Просвещение, 2012, - 224 с.
7. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе.- М.:
Просвещение, 1966, - 205 с.
8. В. А. Иванова, Г. А. Панова, З. А. Потиха. Тайны родного
языка.- Нижне-Волжское книжное издательство, 1969, -
304 с.
Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" для 8 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.