МБОУ «Баклушинская основная общеобразовательная школа»
Проектирование образовательного путешествия
Для учащихся 7 класса
По предмету «Технология»
Выполнила: Бушуева Лариса Николаевна
Учитель технологии
МБОУ «Баклушинская ООШ»
Содержание
1. Введение…………………………………………………
2. Основная часть………………………………………….
3. Вывод…………………………………………………….
4. Используемая литература………………………………
Введение
Образовательное путешествие, как уникальный метапредметный метод обучения и воспитания, как на уроках, так и во внеурочной деятельности
Человеческая жизнь невозможна без познания. Каждый человек стремится познать окружающий мир, найти себя в этом мире. Сегодняшнее общество характеризуется непрерывным развитием науки и техники, созданием новых технологий, коренным образом меняющих жизнь людей, а также многообразием мира культуры и огромным потоком информации. Жизнь меняется настолько стремительно, что в течение жизни человеку приходится многократно переучиваться, овладевать новыми и новыми знаниями. Сегодня сложно предположить, какими знаниями придется овладеть нам и нашим выпускникам через десять-двадцать лет.
Нарастание динамизма и неопределенности в мире культуры ознаменовало качественно новый подход к образованию, смену его ориентиров в сторону свободного развития человека, его творческой инициативы, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности и мобильности будущих выпускников. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах и многочисленных исследованиях (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Татур …). Преобразования сводятся к глобальной задаче - вхождение человека в социальный мир. Вместо привычной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, главной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать результат, работать с разными источниками информации и на их основе формулировать собственное мнение, суждение.
ФГОС второго поколения содержат в своей основе системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина …и сводится, в целом, к формированию Универсальных Учебных Действий (УУД). Общий принцип новой образовательной парадигмы можно сформулировать так: «Формируя УУД, учим жить в неопределенном мире».
В современной школе, мы стремимся воспитывать в каждом ученике всесторонне-развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и творческих способностей детей, формированию УУД. Каждый педагог решает эти задачи по-своему.
интересным и полностью отвечающим современным требованиям, является метод образовательного путешествия, который можно активно использовать как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности. Данный метод имеет метапредметную направленность и, вопреки привычному взгляду, может использоваться учителями не только краеведческого и культурологического предметного цикла, но и всеми учителями и воспитателями без исключения. Остановимся на сущности этого метода и его соответствии современным требованиям в образовании.
Образовательные путешествия – особый метод изучения окружающего мира. Цель его заключается не только в том, чтобы обогатить подростка новыми впечатлениями, расширить его кругозор, а прежде всего, в том, чтобы научить его путешествовать в безграничном пространстве культуры: находить ориентиры, способные "приоткрыть" дверь в прошлое и объяснить настоящее, прокладывать собственные маршруты; читать те "послания", которые содержат объекты культурной среды. Это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством "распредмечивания" объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены и которые являются отражением мировидения и мироощущения человека.
Образовательное путешествие-это способ найти себя, осуществить культурную самоидентификацию. Главная цель путешествия – самопознание и самосовершенствование; открывая мир, человек, прежде всего, совершает открытие себя, происходит становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве. Что и является, по сути, главным метапредметным и личностным ожидаемым результатом обучения, на пути к которому происходит формирование основных УУД всех типов – познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Определяющей для путешествия является не тема, а культурологическая проблема, которая "поведет" за собой, соединит все предлагаемые к исследованию объекты, выстроит их в определенный маршрут. Проблема формулируется совместно с обучающимися или ими самостоятельно, что обеспечивает формирование регулятивных и познавательных УУД по целеполаганию и определению познавательной задачи.
В образовательном путешествии ученик и учитель выступают субъектами педагогического процесса. Кроме ученика и учителя, равными участниками процесса становятся родители, работники музеев, библиотек, театров, горожане, формируется новое педагогическое сообщество. Это очень актуально для сегодняшнего образования, так как новые стандарты предполагают широкое внедрение социального партнерства школы с другими учреждениями и сообществами.
Анализ сущностных характеристик метода, описанных Е.Н. Коробковой и Л.К. Ермолаевой, позволил сформулировать, что познание мира в образовательном путешествии строится в определенной логике, обеспечивающей формирование основных УУД:
- определение совместно с учащимися идеи или проблемы путешествия, осмысление которой актуально для современного школьника, способно "повести" его по пути познания – регулятивные и познавательные УУД;
-идет не от изложения готовых истин к их иллюстрации, в качестве которой выступают памятники культурного наследия, а, наоборот, – от личных ощущений и наблюдений к обобщению и формированию новых представлений - личностные УУД, включающие смыслообразование и нравственно-этическое оценивание;
- основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия, что позволяет превратить исследование объекта в личное переживание, связанное с определенными усилиями, с поиском и открытием –системно-деятельностный подход в обучении;
- предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования – визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановка опытов и экспериментов - регулятивные УУД, связанные с прогнозированием, контролем, коррекцией результата освоения и познавательные УУД;
- предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира - регулятивные и познавательные УУД
Как и другие виды исследовательской деятельности, образовательное путешествие состоит из трех, связанных между собой, этапов. Это подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов. Рассмотрим главные особенности организации такой работы.
На первом этапе происходит формирование темы и проблемы путешествия. Тема путешествия и его проблема, как уже было сказано, не равны друг другу. Тема определяет содержательные рамки путешествия, в то время как проблема направлена на выявление и осмысление более глобальных культурных смыслов. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, на который учащимся нужно будет найти ответ в ходе путешествия.
Кроме того, педагогом составляется план образовательного путешествия – места, которые предполагается посетить, последовательность и формы их освоения, а также задачи, которые предполагается решить при их исследовании. Таким образом, разрабатывается маршрутный лист. Это педагогический инструмент, который позволяет организовать самостоятельную работу детей, формирование основных УУД. Ученик, читая маршрутный лист, видит в нем тему, краткую формулировку проблемы и ее развернутый вариант в виде вопросов, ответы на которые предлагается найти во время путешествия
Очевидно, что перед выходом учащихся на маршрут, педагогу необходимо провести беседу с участниками образовательного путешествия - обсудить цель путешествия, проблему, которую предстоит решить в процессе исследовательской работы в городском пространстве и напомнить возможные пути решения.
Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа учащихся на маршруте. Она предполагает работу учащихся в малых группах, 3-9 человек в зависимости от возраста участников и их подготовки. Маршруты, которые получает каждая из групп, не совпадают или совпадают только в отдельных объектах. Исследование разных объектов на маршрутах позволяет изучить проблему многогранно, посмотреть на нее с разных точек зрения, а в дальнейшем обсудить различные взгляды на нее.
Если метод образовательного путешествия – новый для учеников и такие УУД, как инициативное сотрудничество, поиск и структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач…слабо развиты, желательно, чтобы каждую группу сопровождал взрослый, основная задача которого организовать коллективную работу детей.
На маршруте участники образовательного путешествия пользуются разными источниками информации. В маршрутном листе могут содержаться рекомендации - обращаться за консультацией к специалистам, привлекать электронные, библиотечные, архивные ресурсы, беседовать с представителями разных социальных слоев.
Работой на маршруте образовательное путешествие не заканчивается, так как необходимо подвести итоги и сделать выводы, провести рефлексию. Итоговое занятие может быть построено в форме проблемного обсуждения, где высказываются версии по поводу заявленной проблемы путешествия. Для повышения эмоционального восприятия используются элементы театрализации, мультимедиа-презентации, фотовыставки…
Единственно верное решение иногда может быть не найдено, в таком случае педагог не дает готовых ответов, а подсказывает возможные пути поиска дополнительной информации. Результатом этого могут стать последующие самостоятельные исследования в библиотеках, архивах, музеях, обращение к Интернет-ресурсам, встречи с людьми и новые образовательные путешествия, что вновь и вновь будет способствовать формированию всех ключевых УУД, а также способности к самообразованию и самореализации наших воспитанников.
Педагогический и методический опыт использования образовательных путешествий, возникший в первой четверти XX века и отошедший на задний план в советские годы, как слишком смелый и творческий, вновь актуален и популярен в современной педагогической ситуации, так как полностью соответствует современным подходам к задачам образования и воспитания. Безграничность мира культуры и невозможность охватить все его содержание, отсутствие четких приоритетов привели к осознанию того, что на смену знаниям должны прийти опыт ориентирования в различных культурных пространствах и умение выбирать из культурного наследия то, что понадобиться человеку в определенный момент будущего. Образовательные путешествия реализуют эти задачи в полной мере. Применяя этот метод, мы способствуем глубокому интересу воспитанников к мировой истории и культуре, культурной жизни своего города, села и всей России.
Основная часть
Разработка образовательного путешествия
«Съедобные дикари»
по предмету «Технология»
для учащихся 7 класса
в рамках внеурочной деятельности.
Цель: самостоятельно приобрести знания о съедобных дикорастущих растениях нашего края, правилах их сбора и способах приготовления блюд из них.
Задачи:
- Приобретение опыта исследования
- Формирование умения сотрудничать
- Научиться самостоятельно, добывать и обобщать знания по данной теме.
Образовательное путешествие рассчитано на 3 недели, в течение которых ребята, будут работать самостоятельно, ориентируясь на маршрутный лист.
В ходе Образовательного путешествия будут сформированы:
Личностные УУД:
1. Формирование уважительно – доброжелательного отношения к окружающим людям;
2. Умение осознавать потребность и готовность к самообразованию;
3. Освоение разных ролей и форм общения, взаимоотношения со сверстниками, старшими в разных ситуациях совместной деятельности;
4. Уважительное отношение к иным мнениям, обычаям, традициям;
5. Умение осознанно, корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта.
Метапредметные УУД:
1. Самостоятельное определение общей цели и пути ее достижения;
2. Умение составлять план и последовательность своих действий;
3. Осуществление взаимного контроля;
4. Умение договариваться о распределении ролей;
5. Оказание взаимопомощи в сотрудничестве;
6. Выявление способов решения проблемы поискового характера;
7. Использование ИКТ технологий для решения познавательных задач;
8. Умение делать обобщение по теме;
Предметные УУД:
1. Формирование целостного представления о съедобных дикорастущих растениях нашего края;
2. формирование умений распознавать растения, которые можно использовать в пищу, о правилах их сбора, и роли в питании человека;
3. Освоение исследовательских навыков при проведении опроса жителей села о применении в пищу дикорастущих съедобных растений.
4. Развитие умений приготовления блюд из дикорастущих съедобных растений по технологической карте с соблюдением норм и правил ТБ, санитарии и гигиены;
5. Развитие умений применять ИКТ при подготовке презентации
по теме «Съедобные дикорастущие растения нашего края».
Планируемый педагогический результат:
· Активизация учащихся
· Овладение метапредметными навыками в обучении
· Установление системы сотрудничества
· Развитие навыка самостоятельной поисковой деятельности
· Расширение кругозора учащихся
· Развитие умения работать в группе
· Развитие умения планировать свою деятельность и добиваться результата
· Работая в малой группе суметь создать конечный продукт (презентацию, гербарий, брошюру с рецептами блюд, оформить газету)
В ходе образовательного путешествия будут созданы 2 группы: «Любознайки» и «Биологи».
Ход путешествия.
1. Подготовительный.
· Определение темы, идеи, проблемы которую необходимо решить в процессе самостоятельной работы.
· Ввести учащихся в контекст, предстоящего исследования.
2. Составление образовательного маршрута.
· Составить образовательный маршрут
· Определить контрольные точки
· Сформулировать вопросы и задания для групп.
3. Работа на маршруте.
· Самостоятельная проектно - исследовательская работа учащихся по заданиям маршрутного листа
4. Заключительная часть работы.
· Представление выполненной работы
· Подведение итогов исследования, проблемное обсуждение, выработка общих позиций.
· Итоговое мероприятие Фестиваль «В старину едали деды…»
· Рефлексия «Острова» (остров открытий, остров понимания, остров радости).
Этапы путешествия |
Содержание этапа |
Результат |
«Начало путешествия» |
Формулировка проблемы, определение темы, цели и задач, времени, создание маршрутного листа |
Идея образовательного путешествия: самостоятельно узнать, какие дикорастущие травы нашего края можно употреблять в пищу, их пищевая ценность, правила сбора и способы приготовления блюд из них. Вопрос: Многие ли дикорастущие травы можно употреблять в пищу? Задачи: 1. Найти и изучить материал по данной теме в литературе, Интернет – ресурсах (Из истории употребления растений в пищу в нашей стране и других странах). 2. Провести опрос жителей села об употреблении дикорастущих трав. 3.Составить гербарий съедобных дикорастущих растений. 4.Оформить брошюру «Рецепты блюд из дикорастущих трав». 5. Оформить брошюру «Правила сбора съедобных дикорастущих трав». 6.Подготовить викторину «Полезные дикари» 7. Приготовление блюд из дикорастущих трав 8. Оформить газету «Дикорастущие съедобные травы нашего края» 9.Организовать фестиваль «В старину едали деды…»
|
Работа на маршруте |
Самостоятельная работа в группах по маршрутным листам |
Различные сведенья, печатные материалы. |
Подведение итогов путешествия |
Обобщение полученного материала, подготовка к презентации материала. |
Отчет о проделанной работе на фестивале «В старину едали деды…» |
План образовательного путешествия по теме «Съедобные дикари».
Наименование пункта |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Деятельность родителей |
||
1 этап «Начало пути» |
|||||
|
Проведение разъяснительной работы, знакомство с технологией образовательного путешествия, мотивация учащихся, выступление в роли координатора |
Выбор идеи, формулировка темы, цели, постановка задач |
|
||
2 этап «Работа на маршруте» |
|||||
Маршрут 1. Группа «Любознайки» |
Формирование группы. Определение цели, задач |
Самостоятельное распределение обязанностей, самостоятельная исследовательская работа по маршрутным листам. Подготовка материала к итоговому мероприятию |
Помощь учащимся |
||
Маршрут 2 Группа «Биологи» |
Формирование группы. Определение цели, задач |
Самостоятельное распределение обязанностей, самостоятельная исследовательская работа по маршрутным листам. Подготовка результатов для обобщения |
Помощь учащимся |
||
3 этап «Подведение итогов путешествия» |
|||||
|
Координация и помощь в обобщении материалов путешествия. Организация мероприятия (фестиваля), по окончанию путешествия
|
Самостоятельная подготовка к презентации подготовленного материала о проделанном путешествии |
Помощь в организации праздничного мероприятия (фестиваля). |
||
Маршрутный лист группа «Любознайки»
Оразовательное путешествие
по теме «Съедобные дикари»
Руководитель группы:………………………………………………..
Вопрос: Многие ли дикорастущие травы можно употреблять в пищу?
Цель путешествия: Узнать какие дикорастущие травы нашего края можно употреблять в пищу.
Задачи:
1. Привал «Галерея открытий» Найдите и изучите материалы по теме «История употребления дикорастущих трав в пищу в России и других странах» в литературе и Интернет – ресурсах, спросите у родителей.
2. Привал «Кафедра находчивых» Проведите опрос жителей села о применении
дикорастущих трав в питании и оформите диаграммы.
Вопросы для исследования:
- Употребляете ли вы в пищу дикорастущие травы?
- Какие травы вы чаще всего используете?
- Как часто готовите блюда с дикорастущими травами?
- От кого узнали рецепт приготовления блюда с применением дикорастущих трав?
3. Привал «Мир затерянных следов» «Рецепты блюд из дикорастущих трав».
4.Привал «Лаборатория профессора Знайки» Практическая работа «Приготовление блюд из дикорастущих трав» (совместная деятельность детей и родителей).
5. Привал «Всезнаек» Оформите газету «Дикорастущие съедобные травы нашего края»
6. Привал «Инфосбор» Обобщите материалы путешествия и оформите презентацию.
7.Подведение итогов фестиваль «В старину едали деды…»
Время на путешествие: 3 недели
Маршрутный лист группа «Биологи»
Оразовательное путешествие
по теме «Съедобные дикари»
Руководитель группы:………………………………………………..
Вопрос: Многие ли дикорастущие травы нашего края можно употреблять в пищу?
Цель путешествия: Узнать какие дикорастущие травы нашего края можно употреблять в пищу.
Задачи:
1. Привал «А знаете ли вы?» Найдите и изучите материалы по теме « Съедобные дикорастущие травы нашего края» в литературе и Интернет – ресурсах, спросите у родителей.
2. Привал «Лесная Полянка» Составьте гербарий съедобных дикорастущих растений нашего края.
3. Привал «Тайничок секретов» Подготовьте брошюру «Правила сбора дикорастущих трав».
4. Привал «Лаборатория профессора Знайки» Практическая работа «Приготовление блюд из дикорастущих трав» (совместная деятельность детей и родителей).
5. Привал «Вопросов и ответов» Подготовьте викторину «Полезные дикари».
6. Привал «Инфосбор» Обобщите материалы путешествия и оформите презентацию.
7. Подведение итогов фестиваль «В старину едали деды…»
Время на путешествие: 3 недели.
Вывод
Технология образовательного путешествия является вполне адекватным педагогическим методом повышения ученической мотивации, а также творческого освоения мира человеческой культуры.
Применяя этот метод, мы можем влиять на качество образовательной деятельности, обеспечивая благоприятную атмосферу для самопознания и самореализации учащихся, что является наиболее важным в свете новых требований ФГОС
в рамках предметных, метапредметных и личностных результатов.
Использованные источники:
1. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: Монография. - СПб.: СПб АППО, 2012
2. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003
3. Образовательное путешествие как проект. http://grantproject.ru/publ/konferencija_po_proektnoj_dejatelnosti/obshhie_voprosy_proektnoj_dejatelnosti_v_obrazovanii/obrazovatelnoe_puteshestvie_kak_proekt_iz_opyta_raboty/17-1-0-268
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.