Урок «открытия» нового знания.
«Письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями».
Математика. 4-А класс.
(Слайд 1.)
1. Учитель:
- Доброе утро, ребята, дорогие гости! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Ребята, а с каким настроением вы пришли в класс? Ваше настроение я предлагаю вам выразить с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах. Они разного цвета: зелёный смайлик – настроение отличное, жёлтый – хорошее, красный – тревожное. (Слайд 2.)
Показывают смайлики.
Учитель: - Я тоже покажу своё настроение.
- Я вижу, что не у всех ребят настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех было прекрасное настроение.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь. Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили?
- Положительные эмоции, внимание, доброе отношение окружающих.
Учитель: - Ребята, я желаю вам получить на уроке положительные эмоции от своих результатов и от результатов урока.
- А девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех!».
(Слайд 3) Как вы понимаете это высказывание?
- Каждое задание, выполненное на уроке, - это маленькая удача, из которой складывается большой успех.
Учитель: - А что необходимо для того, чтобы урок стал полезным и успешным?
· думать
· считать
· рассуждать
· мыслить
· помогать друг другу
2. Мозговой штурм ( Устный счёт)
Игра «День-ночь» 5*6:10*25-27:8=6
Учитель: - Посмотрите внимательно на экран и предложите задание, которое мы можем выполнить. (Слайд 4)
Участвуют в диалоге.
- Найти закономерность в записях на треугольниках.
1)Какую закономерность вы установили, исследуя первую запись? Как получилось число 54?
Умножили 6 на 9.
-Это табличный случай умножения.
Предлагаю: прежде чем вы назовёте следующее произведение, объясните приём умножения.
2) 26·3
внетабличное умножение
(разбиваем на сумму разрядных слагаемых)
3) 139·0
умножение на 0. Если один множитель равен 0, то произведение равно 0.
4) 264·10
увеличение числа в 10 раз. Чтобы умножить на 10, надо приписать к этому числу справа один 0.
5) 380 *9
затрудняются
(По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения)
3.
Учитель: - Почему вы затруднились назвать произведение в 5 треугольнике?
Участвуют в диалоге.
- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение чисел, запись которых оканчивается нулями)
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
Формулируют тему урока.
-Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями
. (Слайд 5)
Учитель Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы.
- Первый: Сама покажу вам приём умножения.
Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.
- Какой вариант выберете вы и почему?
Дети предпочитают « открывать» новое знание сами.
4.
Учитель: - Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. (Слайд 6)
Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно.
- У кого есть предположения, как можно найти значение данного выражения?
Выдвигают гипотезы:
- устно
- на калькуляторе
- столбиком.
- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?
-Нет.
- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? (Слайд 7)
Объясняют приём умножения.
- Какой закон математики вы применили? Вы разложили 1 множитель
- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?
- Не всегда.
- Какой способ мы можем ещё использовать?
- Решение столбиком.
- Умеем мы это правильно делать?
-Нет.
- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? (Слайд 8, щелчок)
- Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа, запись, которых оканчивается нулями.
Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его. (Слайд 9)
Пытаются решить пример самостоятельно.
- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?
- В учебнике.
- Откройте учебники на стр.79, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.
Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.
- Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.
- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. У кого другая запись?
- Сейчас объясним приём умножения на доске.
Объясняют приём умножения.
- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе.
- Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока?
(Слайд 9)
Учитель: - Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
- Что такое алгоритм?
- Пошаговое выполнение действий.
- Сейчас мы его составим.
У вас на партах лежат карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая в парах, пронумеруйте их в нужном порядке. Прочитайте!
Одна пара зачитывает.
1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
3.К полученному результату приписываю нули.
4.Читаю ответ.
6. Учитель: - У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны выражения. (7350 ·5 6300 · 4) (Слайд 12)
Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг.
Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Прогнозируют результат и выполняют задание
- Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. (Слайд 12, щелчок)
- Ребята, поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте друг у друга.
- Ещё раз проверим по доске.
- Совпал ли ваш прогноз с результатом?
- Ответы детей: (Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил.
- Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку).
7. Физминутка. (Слайды 13-20)
8.
Учитель: Внимание на экран. (Слайд 21)
Перед вами 4 задания.
- Какое из них далеко от темы нашего урока?
А) 7360·3 6 400· 5
Б) 6 895+ 72 456 + 658
В) 780 · 6 + 2 900 · 3
Г) х· 3= 450·3 ;
Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.
- Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.
Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их.
А – выполнить умножение столбиком
В- вспомнить порядок действий и вычислить.
Г- решить уравнения.
Учитель: Осталось 3 задания.
- Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.
Выбирают и выполняют задание
/ Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет фишки – уровень сложности выбранного задания)/
- Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей.
Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.
- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. (Слайд 22-25)
Сверяют решение с образцом на слайдах.
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Учитель: - Вернёмся к учебнику. Задача № 351.
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Как звучит вопрос задачи?
Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи.
- Как удобнее записать условие задачи?
С помощью краткой записи ( Слайд 26)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Посмотрите на вторую строчку. Что можно узнать, используя эти данные? Сколько пар женской обуви привезли.
- Что находили дальше?
Сколько пар обуви женской и мужской всего.
А следующий шаг?
Мы найдём сколько детской обуви.
1 ученик записывает решение задачи на доске.
1) 8900*2=17800 (пар) – женской обуви
2) 17800+8900=26700(пар) – женской и мужской обуви
3) 40000-26700=13300(пар) –детской обуви.
9.
Учитель: Наш урок подходит к концу, вспомним девиз нашего урока.
«С малой удачи начинается большой успех»
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли нам сделать на уроке ещё одно открытие. Эта удача приблизила каждого из вас ещё на один шаг к успеху.
- Какая была тема нашего урока?
- Умножение многозначных чисел, запись которых оканчивается нулями.
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
- Научиться письменно умножать многозначные числа, запись которыхоканчивается нулями.
- Достигли мы успеха?
- Достигли.
Учитель: - Давайте проверим, изменилось ли у вас настроение? (Слайд 27)
Вначале урока мы показывали своё настроение с помощью смайликов, а сейчас я предлагаю сделать несколько иначе. Перед вами Лист самооценки, заполните его и по критериям поставьте себе оценку. Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.