Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми.
Педагогический проект: «Красная книга животных Архангельской области»
Воспитатель: Гунина Галина Анатольевна – высшая квалификационная категория.
Актуальность:
Деятельность человека наносит вред природной среде. Экологическая ситуация ухудшается: загрязняются воды, почва, уменьшается количество зеленых насаждений, сокращается численность животных, увеличивается уровень средней температуры, что приводит к таянию ледников. Поэтому, очень важно уже с ранних лет формировать у детей осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам природы.
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему, особенно к природе родного края. Достигнуть этого можно совместными усилиями педагогов и родителей, познакомив детей с многообразным миром природы, а в частности с животными арктической зоны, занесенными в Красную книгу Архангельской области.
Для того чтобы расширить знания детей о животных Архангельской области, вовлечь родителей в образовательный процесс по данному направлению, обогатить развивающую среду группы был реализован педагогический проект «Красная книга животных Архангельской области».
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: среднесрочный (2 месяца).
Цель проекта: Знакомство с животным миром Архангельской области, с заповедными территориями; расширение кругозора детей о животных, занесенных в Красную книгу Архангельской области.
Задачи:
Обучающие:
· формировать у детей представления об Архангельской области, как климатической зоне и заповедной территории;
· формировать представления о животных Архангельской области, занесенных в Красную книгу;
· формировать представления о том, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Развивающие:
· развивать у детей любознательность, желание узнать о природе родного края как можно больше;
· развивать внимание, память, связную речь, творчество;
· развивать гуманное и бережное отношение к окружающему миру;
Воспитательные:
· воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, страну;
· воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
· Желание детей получить больше информации о животных Архангельской области, занесенных в Красную книгу.
· Появление у детей желания отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
· Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Формы проведения:
· рассматривание и чтение энциклопедий, художественной литературы; просмотр презентаций и видео роликов о природе Архангельской области о животных, занесенных в Красную книгу мира, России, нашей области.
· беседы;
· дидактические игры;
· проведение опытно-экспериментальной деятельности;
· художественно-продуктивное творчество;
Продукт проектной деятельности: выставка рисунков детей «Животные Красной книги Архангельской области», альбом «Красная книга животных Архангельской области».
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
· Подбор методической литературы, художественной литературы, энциклопедий, загадок по теме.
· Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, материала для опытно-экспериментальной деятельности.
· Просмотр презентации «Редкие виды животных. Почему?», «Вымершие животные мира», «Красная книга Архангельской области»,
· Просмотр мультфильма «Умка», видеоролика «Кенозерский парк», «Заповедники России».
2. Основной этап
Проектная деятельность |
Задачи |
Оформление книжной выставки «Редкие виды животных»
|
Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге иллюстрации, как много интересного можно узнать, рассматривая их. |
Чтение художественной литературы: К.Кретова «Друг за друга», Боувин Янсен «Наши соседи по планете», Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» |
Познакомить с произведениями о редких видах животных; формировать умение вести диалог по содержанию произведения; воспитывать интерес к чтению. |
Беседы «Вымершие животные мира, почему?», «Как зимуют животные Севера», «Редкие виды животных нашей области» |
Расширять знания о животных Архангельской области, их приспособлении к жизни в суровых условиях. |
Познавательное развитие «Кенозерский парк» с использованием ИКТ,
«Редкие животные Архангельской области» |
Познакомить детей с историей создания национального парка «Кенозёрье», с особенностями природных условий зоны Архангельской области.
Познакомить с животными, занесенными в Красную книгу Архангельской области, с их внешним видом, образом жизни и повадками. |
Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность «Тонет – не тонет»
|
Познакомить детей со свойствами солёной воды (лёд в солёной воде не тонет). Развивать активность мышления: умение анализировать, делать выводы. |
Вечер загадок «Угадай, кто это» |
Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. |
Дидактические игры «Кто где живёт?», «Сложи животное», «Что за зверь», «Четвертый лишний» |
Продолжать знакомить с редкими видами животных, их местом обитания. |
Оригами «Ласка» |
Расширять представления детей о жизни зверька. Формировать умение работать в технике оригами, составлять фигуру ласки упрощенным способом, дорисовывать изделия элементами. |
Аппликация «Животные Красной книги Архангельской области» |
Развивать интерес детей к силуэтному вырезыванию. Развивать творчество, самостоятельность. |
Рисование «Белый медведь» |
Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения белого медведя по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции.
|
3. Заключительный этап
Оформление альбома «Красная книга арктических животных Архангельской области» совместно с родителями |
Формировать интерес к совместной продуктивной деятельности с родителями. Развивать творчество в оформлении страниц альбома. |
Выставка детских работ по теме «Животные Арктики» |
Учить применять полученные знания в творческой деятельности. |
Викторина «По страницам Красной книги» |
Закрепить знания детей о природных условиях Архангельской области, о животных, вспомнить их особенности приспособления к жизни в условиях Севера. |
В ходе реализации проекта «Красная книга животных Архангельской области» достигнуты определённые результаты:
· Дети имеют представления о природных условиях Архангельской области, о её заповедных территориях.
· Дети имеют представления о животных нашего края, занесенных в Красную книгу, их внешнем виде, образе жизни и повадках.
· Продолжается формирование осознанно – правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления.
· Продолжается развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умение экспериментировать, анализировать, делать выводы.
· У детей появилось желание и в дальнейшем изучать природу родного края, отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Список литературы
1. Красная книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных. – Архангельск, 1995.
2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
3. От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 6-7 лет/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
4. Интернет ресурсы – dvinanews.ru DVINANEWS Пресс-центр Правительства Архангельской области
5. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия для детей 6-7 лет».-Воронеж, 2002.
6. Н. А. Рыжова «Наш дом – природа».- Москва, 2006.
Приложение 1.
Экспериментальная деятельность на прогулке
Снег и лед легче воды
Цель. Подвести детей к выводу, что снег и лед имеют свойство в воде не тонуть.
Материалы. Емкость с водой, комочек снега, кусочек льда.
Ход. В ходе беседы с детьми о свойствах снега и льда задать вопрос: «Снег и лед тонут в воде или нет?». Выслушать предположения детей и предложить проверить. В емкость с водой опустить комочек снега и лед. Мы видим, что снег и лед не тонут.
Вывод. Снег и лед легче воды.
Почему мех у белого медведя не намокает
Цель. Выяснить при каких условиях произойдет намокание меха, а при каких нет.
Материалы. 2 кусочка меха (один из которого пропитан жиром), емкость с водой, пинцет.
Ход. В емкость с водой опустить мех. Он намокает, с него течет вода. На морозе такой мех застывает. Затем опустить в воду мех, смазанный жиром. С меха легко стряхиваются капли воды, и он не намок.
Вывод. Жир не дает воде намочить мех. Медведь, выйдя из воды, встряхивается, от него летят брызги, а мех остается сухой. Таким образом, медведю не холодно.
Приложение 2.
Подвижные игры на прогулке
Белый медведь и тюлени
Цель. Развивать быстроту реакции, ловкость.
Ход. Игроки-тюлени находятся на одной стороне площадки, ребенок-белый медведь стоит в центре площадки лицом к игрокам. Дети хором говорят:
Мы, веселые тюлени,
Любим плавать и нырять,
Но охотник – белый мишка
Очень хочет нас поймать.
С последними словами тюлени перебегают на противоположную сторону площадки, а белый медведь старается их запятнать. По окончании игры подсчитывается количество пойманных тюленей.
Правила. Перебегать с одной стороны площадки на другую, не толкаться.
Отбей льдинку
Цель. Развивать сноровку, быстроту реакции.
Ход. Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с льдинкой. По сигналу водящий отбивает льдинку ногой, стараясь выбить ее за пределы круга, а игроки отбивают льдинку обратно. Отмечаются самые ловкие игроки.
Правила. Отбивать льдинку можно только ногами.
Оленьи упряжки
Цель. Развивать быстроту, умение бегать в парах, согласованность действий.
Оборудование. Обруч или вожжи на каждую пару детей.
Ход. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку.
Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.
Правила. Каюр не должен терять свою упряжку.
Отбивка оленей
Цель. Развивать меткость броска, ловкость.
Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу: «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5-6 раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
Правила. Бросать мяч можно только в ноги и по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.
Полярная сова и мышки
Цель. Упражнять в беге с увертыванием, развивать быстроту реакции.
Игроки по двое, с небольшим расстоянием между парами, образуют круг, стоя лицом из круга друг за другом. Дети внешнего круга – это норки, дети внутреннего круга – мышки. Полярная сова в стороне. Дети-норки говорят слова, а мышки выбегают из норок и бегают по площадке.
Ах, полярная сова, белоснежна голова.
Ярко-желтыми глазами
Ты внимательно следишь,
А потом как полетишь.
По окончании слов, мышки прячутся в норки (забегают за спины детей), а сова старается их запятнать. Затем игроки меняются местами, выбирается новая сова. По окончании игры отмечается лучшая сова.
Правила. Мышкам нельзя бегать сквозь круг и трогать стоящих руками.
Охотники и куропатки
Цель. Развивать меткость, быстроту реакции.
Игроки-куропатки находятся на площадке. Два водящих-охотники стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу. Один из охотников держит в руках мяч среднего диаметра. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в куропаток. Куропатки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча.
Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра продолжается 1,5-2 минуты, затем подсчитываются пойманные куропатки и выбираются новые охотники.
Правила. Мяч бросать в ноги игрокам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.