Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс
Оценка 4.6

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
искусство +1
6 кл—8 кл
16.03.2017
Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс
Для того чтобы процесс обучения стал интересным и увлекательным, повысилась продуктивность и мотивация учащихся к самостоятельному приобретению знаний учитель старается разнообразить формы и методы свой работы. Одним из таких методов может быть «Образовательное путешествие». Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека.
образовательное путешествие что носили наши предки.doc
«Проектирование образовательного путешествия» Автор:  Петрова Ирина Николаевна,  учитель технологии  МАОУ «Покчинская ООШ  им. И.И. Широкшина»  Чердынского района  Для   того   чтобы   процесс   обучения   стал   интересным   и   увлекательным, повысилась   продуктивность   и   мотивация   учащихся   к   самостоятельному приобретению знаний учитель старается разнообразить формы и методы свой работы.  Одним из таких методов может быть «Образовательное путешествие». Образовательное   путешествие   –   это   педагогический   метод,   позволяющий преобразовать   окружающую   среду   в   среду   развития   личности   посредством «распредмечивания»   объектов   окружающего   мира   –   выявления   культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека. С   моей   точки   зрения,   незаменимой   и   полностью   отвечающей   современным требованиям,   наряду   с   вышеуказанными   современными   образовательными технологиями и  является технология образовательного путешествия.  Основной   задачей  образовательного   путешествия   является   знакомство учащегося с разнообразными объектами культурного наследия,   приобретение опыта исследования объекта и получение представления о тех культурных и исторических   процессах,   которые   нашли   свое   отражение   в   исследуемом объекте.  Цель   образовательного   путешествия  заключается   в   том,   что   бы научить   ребенка   путешествовать   в   мире   культуры,   находить   ориентиры 1 способные   приоткрыть   завесу   прошлого,   объяснить   настоящее   и   уметь считывать информацию которую содержат объекты культурного наследия. Образовательное   путешествие   предполагает   исследовательскую   деятельность учащихся,  самостоятельное   изучение  информации,   работу  с  текстами,  отбор информации,   формируют   навыки   ориентирования   на   местности,   а   также способствуют формированию у детей картины мира, обеспечивают социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, расширяют общий кругозор и способствуют укреплению чувства гордости за свой край. Образовательное   путешествие   –   основа   инновационной   площадки.  Один   из создателей российской теории образовательных путешествий, историк и педагог И. М. Гревс писал: «Кому удалось в юношеские годы хорошо путешествовать, тот вступает в жизнь с незаменимым запасом таких знаний, умственных навыков и душевных сил, каких он не мог бы почерпнуть ни у какого, иного источника». Основные этапы образовательного путешествия Образовательное путешествие можно условно разбить на 3 основных этапа: Вступление.      Подготовка   к  путешествию   начинается  с определения  его  темы (названия)   и   идеи   (обоснование   значимости   данного   путешествия),   выбора объектов   для   исследования   и   составления   маршрута.   Создание   алгоритма деятельности   учащихся,   формулирование   его   в   виде   вопросов   и   заданий, составляющих   содержание   маршрутного   листа.   Затем   педагог   должен подготовить   школьников, так  как   образовательное  путешествие   предполагает наличие у школьников определенных навыков поиска информации, которые они будут   использовать   для   поиска   ответов   на   вопросы.   Необходимо   учитывать уровень подготовки учеников, их интеллектуальные возможности. На начальном этапе, считаю необходимо дать основные термины и понятия, снабдить нужной для исследования информацией. Работа   на   маршруте.  Образовательное   путешествие   предполагает   работу детей в малой группе (3 – 4  человека). В маршрутном листе четко определена 2 последовательность   действий   учащихся   при   работе.     Вопросы   и   задания маршрутного   листа   должны   быть   составлены   так,   что   позволят   учащимся сконцентрировать внимание на определенных объектах, побудят их внимательно рассматривать, исследовать объекты, анализировать полученную информацию. Вопросы в маршрутном листе носят открытый характер, они не предполагают односложных ответов и должны стимулировать учащихся к выдвижению версий, обсуждению.   На первых порах, пока у учащихся нет определенных навыков, группу сопровождает педагог. Он направляет внимание учеников, организует их деятельность,   оперируя   вопросами   и   заданиями   маршрутного   листа.   Если   в процессе   путешествия  появляются  неразрешимые  вопросы,  учитель,  не  давая готовый ответ, указывает на возможные источники получения информации «за рамками» образовательного путешествия. Очень важно научить детей работать в группе,   выслушивать   мнение   каждого   участника   путешествия,   помнить,   что   учить каждый   имеет   право   на   собственное   «видение»   проблемы, аргументировано,   отстаивать   свою   точку   зрения,   принимать   к   обсуждению абсолютно   все   версии   и   гипотезы   с   последующей   корректировкой,   вести конструктивный диалог.   Заключительная   работа.  Защита   завершает   каждое   образовательное путешествие, строится как проблемное обсуждение, в ходе которого ученикам предлагается  изложить   свой  взгляд  на  вопросы, обозначенные   в  маршрутном листе.   Выстроить   содержание   заключительного   занятия   педагог   может самостоятельно,   опираясь   на   вопросы,   представленные   в   маршрутном   листе. Форма   проведения   занятия   может   быть   различной:   выступление   подгрупп, диспут, театрализация, создание выставок или коллекций.   Составляя   образовательный   маршрут   необходимо   определить . последовательность изучаемых объектов, сформулировать вопросы и задания, которые будут направлять путешественников в изучении объекта, и обращать внимание на детали. Маршрутный лист это своеобразный алгоритм деятельности 3 участников маршрута. В маршрутный лист входят объекты, которые предстоит исследовать   в   ходе   путешествия,   разработчик   маршрутного   листа   может определить последовательность изучения объектов. В маршрутном листе даются вопросы   и   задания   учащимся,   позволяющие   сконцентрировать   внимание   и подтолкнуть   исследователей   к   более   тщательному   осмотру   и   исследованию объекта.   Вопросы   должны   побуждать   учащихся   высказывать   свои   версии   и предположения   –   «домысливать»   и   «дофантозировать»,   а   так   же аргументировать   свои   предположения.   Как   правило,   образовательное путешествие,   предполагает   работу   в   небольших   группах,   и   самостоятельную работу   учащихся   на   маршруте.   Задача   педагога   сопровождающего   группу исследователей направить их внимание на тщательное изучение объекта, помочь найти пути получения информации. Педагог не должен предоставлять готовые решения   и   ответы   на   возникающие   вопросы,   его   задача   помочь   найти   пути решения   для   поиска   недостающей   информации.   Так   как   образовательный маршрут это исследовательская работа, то в конце этой работы должны быть подведены   итоги.   Так   же   как   и   в   проектной   деятельности,   участники образовательного путешествия защищают свою работу, подводят итоги, делают выводы, высказывают свое мнение. Желательно чтобы каждый из участников образовательного   маршрута   высказал   свою   точку   зрения   и   участвовал   в обсуждении. Педагог может в ходе обсуждения задавать уточняющие вопросы, поддерживать   ход   дискуссии,   направлять   ее   в   контексте   решения   задач, обозначенных   в   данном   конкретном   путешествии.   Аргументированные предположения и точка зрения учащихся приветствуется, так же как их ответы и новые вопросы, возникшие в ходе обсуждения.  Планируемые результаты в образовательном путешествии. Личностные результаты.  1)  воспитание российской гражданской идентичности; 4 2) формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности,   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации к обучению и познанию; 3) формирование целостного мировоззрения; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; 5) освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм   социальной жизни в группах и сообществах; 6) формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и  сотрудничестве со сверстниками; 7) усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения; 8) формирование основ экологической культуры; 9) осознание значения семьи в жизни человека и общества; 10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера; 11)   Развитие   мотивов   учебной   деятельности   учащихся,   формирование   у   них личностного смысла учения; 12) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях, а также  умение   не создавать  конфликтов  и  находить выходы из спорных ситуаций Метапредметные результаты: 1)   умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;  2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей; 3) умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   и   самооценку   своей   деятельности   в   процессе достижения результата;  5 4) умение   создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для   классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; 5) смысловое чтение;  6) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  8) формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования информационно­коммуникационных технологий; 9) Научатся использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с коммуникативными   и   познавательными   задачами   и   технологиями   учебного предмета; 10)   Научатся   выделять   общую   цель   ОП   и   пути   её   достижения;   научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 11) Научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 6 12)   Научатся   активно   использовать   речевые   средства   и   средства информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;  13) Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации полученной информации в процессе работы.  Раздел 3. Практика разработки  образовательного путешествия «Что носили наши предки» для учащихся 6­8 классов по предмету «технология».      Образовательное путешествие организуется во внеурочное время, на кружке «Марья Искусница». Состав группы – разновозрастной. Время, отведенное на путешествие – 1 месяц. Группы сформированы по 4 человека. Гипотеза  состоит в том, что, приобщение школьников к культурным традициям русского народа, через представленный экспонат русского народного костюма, повысит их уровень знаний о региональных особенностях русского народа. Дидактическая   цель:  самостоятельную деятельность по освоению знаний, умений и навыков по теме   познавательную, организовать   активную, «Из истории одежды»    в рамках образовательного путешествия. Цель:  Сформировать   интерес   к   самопознанию   истории   и   культуры   наших   самосовершенствование   и   самоопределение   в   культурном предков, пространстве. Задачи:  образовательные:  дать представление об изготовлении одежды;  Познакомить детей с историй русского костюма, его элементами, уметь объяснить значение украшения костюма;   Вызвать интерес у детей к процессу преобразования и изменения одежды.  Воспитательные:   Воспитывать у детей любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны. 7 Развивающие: способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе);  Помогать   детям   в   освоении   социальных   навыков   и   норм   поведения   на основе совместной деятельности и взаимной помощи;  Формировать   творческую   активность   ребенка,   историческое   сознание, развивать у детей эмоции, воображение и фантазию;  Прививать   интерес   к   русскому   народному   творчеству,   формировать чувство патриотизма. В  работе использованы  методы:    Исследовательский   метод  (прочитано   много   литературы   по   русскому   изучены   статьи   и   различные   материалы   по народному   костюму;   народным костюмам разных национальностей нашей страны; побывала на экскурсии в Чердынском краеведческом музее)    Научный метод   познакомились   с инструментом и приспособлениями для   изготовления   пряжи;   познакомились   с   технологией   изготовления тканого   льняного   полотна;   изучили     основы   кроя   русского   народного костюма.  Практический метод  (применили   для выполнения коллективного панно знания о комплектах мужской и женской одежды). Идея путешествия:  народный костюм – не только яркий, самобытный элемент культуры,   но   и   синтез   различных   видов   декоративного   творчества: традиционные   элементы   кроя,   орнамента,   использование   материалов   и украшений, свойственных русской одежде в прошлом. И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным костюмом. В путешествие отправляются 5 команд.  Во время путешествия команды совершат 3 привала и пройдут по 3 маршрутам. Точки 8 соприкосновения – привалы. Во время отдыха на привале все вместе выполняют коллективное задание.           В конце всего путешествия ребятам предлагается: Итоги и результаты (рефлексия)    обсудить   за   круглым   столом   интересные   и   понравившиеся   моменты, сложности   и  трудности,  с  которыми  они   столкнулись  при   совершении данного путешествия,   оставить отзывы и пожелания,   рассказать,   с   чем   справились   на   собственный   взгляд   хорошо,   а   с   чем можно было бы ещё поработать,  разработать   самим   подобное   увлекательное   путешествие   по интересующему их маршруту. Проанализировав работу всех  групп путешественников, можно перейти к оценке самого образовательного путешествия. Ребятам предлагается заполнить таблицу: Наименование команд Положитель ное отрицатель ное что изучили уже сами что можно использовать что стало понятнее из своего маршрута какие что вопросы по проблеме остались захотелось узнать подробнее                                     Искатели Булавки Стиль Славяне Валенки         По   результатам   заполнения   этих   листов,   можно   будет     сделать   вывод   об успешности   формирования метапредметных результатов.   Начать оценивание лучше с самооценки.   Технология образовательного путешествия формирует у учеников   такие   УУД,   как   инициативное   сотрудничество,   поиск   и структурирование   информации,   выбор   наиболее   эффективных   способов 9 решения поставленных задач. Если говорить о личностных и метапредметных результатах, то можно сказать следующее: Личностные результаты Учащиеся   изучили   значительное   количество   разнообразных   информационных ресурсов.   В   процессе   самостоятельной   работы   познакомились   с   историей русского народного костюма. Учащиеся   научились   формулировать   и   аргументировать   собственную   точку зрения, корректировать ее с учетом позиций других участников, выслушивать мнения   других   участников   путешествия,   участвовать   в   диалоге,   что способствует   формированию   уважительного   отношения   к   иному   мнению.   К пониманию и сопереживанию чувствам других людей. Учащиеся выполняли различные социальные роли. Развиваются   мотивы   учебной   деятельности,   происходит   формирование личностного смысла учения. Развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками,  а   также   не создавать конфликтных ситуаций. Метапредметные результаты Научились использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации (работа с Интернетом) Научились выделять общую цель ОП и пути ее достижения Освоили способы решения проблем творческого и поискового характера Научились планировать, контролировать и оценивать учебные действия Научились использовать речевые средства Научились   слышать   и   слушать   друг   друга,   излагать   свое   мнение   и аргументировать свою точку зрения. Вывод 10 Наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся в наше время. Но традиции остаются с нами. Мы русские люди!  И пусть традиции русского стиля никогда не уходят из нашего быта, а передаются из поколения к поколению. Организация образовательных путешествий для обучающихся, на мой, взгляд, имеет важное образовательное и воспитательное значение, поскольку:  Способствует самоопределению учащихся.  Развивает ответственность и самостоятельность.  Способствует развитию навыков ориентации в пространстве и получении опыта   освоения   нового   незнакомого   пространства   за   счет самостоятельного выполнения исследовательских заданий.  Формирует   субъективное   отношение   к   себе,   окружающей действительности за счет обмена впечатлениями, выражения собственных мыслей и идей.  Способствует развитию навыков коммуникативного общения в группе.  Развивает   навык   получения,   обработки   и   анализа   информации, полученной из разных источников. Итак, очевидно, что технология образовательного путешествия актуальна и популярна   в   современной   педагогической   ситуации,   так   как   полностью соответствует современным подходам к задачам образования и воспитания. Приложение В приложении имеется карта путешествия  и маршрутные листы Эмблемы каждой команды.   «Булавки»   «Искатели» 11 «Стиль»    «Валенки»        «Славяне» 12 13 Маршрутный лист 1 Тема « Что носили наши предки» В путешествии вам предстоит: 1. Пройти предлагаемый маршрут и выполнить те вопросы и задания в нем обозначенные. 2. Разобрать вопросы и задания на основе  материала, найденного в Интернете,  собственных впечатлений и наблюдений, опроса среди местного населения, посещения  музея. 3. Зарисовать, сфотографировать наиболее интересные  объекты, сделать пометки  (записи), которые могли бы быть полезными при подготовке выступления, презентации итогов путешествия. Команда «Искатели» Маршрут 1 «Тайны земли Прикамской», остановка «Географическая» Адреса путешествия:  Интернет ресурсы  Учитель географии  Библиотека  Родители  Вопросы и задания команде: 1. Ведущие страны, где выращивают и производят лён и хлопок. 2. Районы России, где выращивают лён и хлопок. 3. Какое место по выращиванию хлопка и льна занимает Россия? 4. Экспорт и импорт  льна и хлопка. Результатом работы может быть показ мест, где выращивают лен и хлопок на физической  карте мира, отметка этих мест флажками. 14 Маршрутный лист 1 Тема « Что носили наши предки» В путешествии вам предстоит: 1. Пройти предлагаемый маршрут и выполнить те вопросы и задания в нем обозначенные. 2. Разобрать вопросы и задания на основе  материала, найденного в Интернете,  собственных впечатлений и наблюдений, опроса среди местного населения, посещения  музея. 3. Зарисовать, сфотографировать наиболее интересные  объекты, сделать пометки  (записи), которые могли бы быть полезными при подготовке выступления, презентации итогов путешествия. Команда «Булавки» Маршрут 1 «Тайны земли Прикамской»,  остановка «Биологическая» Адреса путешествия:  Интернет ресурсы  Учитель биологии  Библиотека  Родители  Председатель местного колхоза  Вопросы и задания команде: 1. Какие дикорастущие растения используются  для производства тканей? 2. Волокна лубяные и семенные 3. Основные сорта и условия выращивания хлопка и льна. 4. Уникальные медико­биологические свойства льна и хлопка. Результатом работы может быть презентация.                                          15 Маршрутный лист 1 Тема « Что носили наши предки» В путешествии вам предстоит: 1. Пройти предлагаемый маршрут и выполнить те вопросы и задания в нем обозначенные. 2. Разобрать вопросы и задания на основе  материала, найденного в Интернете,  собственных впечатлений и наблюдений, опроса среди местного населения, посещения  музея. 3. Зарисовать, сфотографировать наиболее интересные  объекты, сделать пометки  (записи), которые могли бы быть полезными при подготовке выступления, презентации итогов путешествия. Команда «Стиль» Маршрут 1 «Тайны земли Прикамской»,  остановка «Химико­физическая» Адреса путешествия:  Интернет ресурсы  Учителя химии и физики  Библиотека  Родители  Городская больница  Вопросы и задания команде: 1. Свойства натуральных волокон, используемых для изготовления тканей растительного  происхождения. 2. Свойства льняных и хлопчатобумажных тканей, используемых для пошива одежды 3. Антибактериальные, антигрибковые, антистатические свойства натуральных тканей. 4. Преимущества и недостатки хлопчатобумажных и льняных тканей. 16 Результатом работы может быть создание буклета.                   Маршрутный лист 1 Тема « Что носили наши предки» В путешествии вам предстоит: 1. Пройти предлагаемый маршрут и выполнить те вопросы и задания в нем обозначенные. 2. Разобрать вопросы и задания на основе  материала, найденного в Интернете,  собственных впечатлений и наблюдений, опроса среди местного населения, посещения  музея. 3. Зарисовать, сфотографировать наиболее интересные  объекты, сделать пометки  (записи), которые могли бы быть полезными при подготовке выступления, презентации итогов путешествия. Команда «Славяне» Маршрут 1«Тайны земли Прикамской»,   остановка «Историко­археологическая» Адреса путешествия:  Интернет ресурсы  Учитель истории  Библиотека  Родители 17  Местный музей  Вопросы и задания команде: 1. Каким веком датируется появление хлопка и льна, распространение его по миру. 2. История появления хлопка, льна на территории России. 3. Дополнительное применение волокон растений льна, хлопка.  4. Дайте расшифровку понятия «повязки мумий». Результатом работы может быть создание презентации. Маршрутный лист 1  Тема « Что носили наши предки» В путешествии вам предстоит: 1. Пройти предлагаемый маршрут и выполнить те вопросы и задания в нем обозначенные. 2. Разобрать вопросы и задания на основе  материала, найденного в Интернете,  собственных впечатлений и наблюдений, опроса среди местного населения, посещения  музея. 3. Зарисовать, сфотографировать наиболее интересные  объекты, сделать пометки  (записи), которые могли бы быть полезными при подготовке выступления, презентации итогов путешествия. Команда «Валенки» Маршрут 1 «Тайны земли Прикамской», остановка «Производственная» Адреса путешествия:  Интернет ресурсы  Учитель технологии  Библиотека  Родители 18  Местный музей  Односельчане   Вопросы и задания команде: 1. Примитивные инструменты для производства волокон растительного происхождения. 2. Основные этапы производства  ткани из волокон льна и хлопка. 3. Узорно – ремизное ткачество. 4. Современное производство льняной и хлопчатобумажной ткани Результатом работы может быть создание презентации, коллекции хлопчатобумажных и  льняных тканей. Маршрутный лист 2 Тема « Что носили наши предки» Команды в полном сборе 1 привал «Практический»  Вопросы и задания командам 1. Определить опытным, лабораторным путем из предложенных вариантов   хлопчатобумажные и льняные ткани. 2. Выполнить полотняное переплетение, используя кусочки тканей, нитки. Результатом работы является выполнение практических заданий. 19 Маршрутный лист 3 Тема « Что носили наши предки» Команда «Искатели» Маршрут 2  «Путевые заметки», остановка  «Мода наших бабушек» Адреса путешествия:  Интернет ресурсы  Пошивочное ателье в городе Чердыни  Местное население  Родители  Местный музей  Библиотека 20

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс

Образовательное путешествие ."Что носили наши предки", технология 6-8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2017