УДК 378.164 ББК 74
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МУЛЬТИМЕДИА-РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ
Тукенова Н.И., Угимханова А., Ерболова Д., Канияхметова А., Тасибеков Т.
Жетысуский университет им. И.Жансугурова, г. Талдыкорган
E-mail: t.natalia_66@mail.ru
Аннотация
Учебные мультимедийные ресурсы включаются в учебный процесс как «вспомогательное» средство. В этом случае информационные ресурсы служат средством интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителя, связанной с интеграцией, контролем и оценкой знаний студентов.
Ключевые слова: Мультимедиа, мультимедиа-ресурсы, системы управления базами данных (СУБД).
Аннотация
Білім беру мультимедиялық ресурстары оқу процесіне
«көмекші» құрал ретінде енгізілген. Бұл жағдайда
ақпараттық ресурстар білім беру үдерісін интенсивтендіру,
оқытуды жекелендіру және оқушылардың білімін
кіріктіруге, бақылауға және бағалауға байланысты
мұғалімнің күнделікті жұмысын ішінара
автоматтандыру құралы ретінде қызмет етеді.
Тірек сөздер: Мультимедиа, мультимедиялық ресурстар, мәліметтер қорын басқару жүйелері (ДҚБЖ).
Annotation
Educational multimedia resources are included in the learning process as a "support" means. In this case, information resources serve as a means of intensifying the training process, individualization of learning and partial automation of routine work of the teacher related to the integration, monitoring and evaluation of students' knowledge.
Keywords: e-learning, Multimedia, multimedia resources, database management systems (DBMS).
В статье рассматриваются коренные изменения, происходящие во всех сферах жизни общества в связи с внедрением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), не только открывают широкие возможности для развития и информационного обеспечения личности, но и ставят новые задачи перед системой образования [1]. В наиболее общем виде эти задачи нацелены на формирование готовности личности к жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе. Таким образом, современный социальный заказ требует совершенствования профессиональной подготовки специалистов, владеющих информационными и коммуникационными технологиями, в том числе мультимедиа - технологиями.
Использование мультимедиа-средств, для контроля знаний. Такие средства можно использовать как для промежуточной проверки знаний (внутри изучения одной темы курса основ баз данных), так и для итоговой проверки знаний (после изучения раздела или курса). Как правило, студенты положительно относятся к тестам, представленным с помощью компьютера, а при определении результатов не возникает проблем с необъективным (формальным) выставлением отметок. Такие тесты в зависимости от уровня сложности, количества вопросов и других параметров могут использоваться на любом этапе изучения дисциплины.
Обучающиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с тестовой формой контроля. Тестирование требует от студентов не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. Для этого применяются на занятиях интерактивные тесты. Используются также Интернет для решения тестов в режиме on-line.
Организованная на занятиях и во внеурочное время работа с интерактивными тестами формирует у обучающихся основные информационные компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы в будущем.
Авторы статьи описывают внедрение мультимедиа-ресурсов их представление как сложный процесс, приводящий к изменению содержания образования, пересмотр методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения информационных источников в отдельных дисциплинах.
Важно отметить, что в большинстве вузов Республики Казахстан педагоги и студенты не являются разработчиками мультимедиа-ресурсов, используемых в образовании. Чаще всего педагоги и обучаемые выступают в качестве пользователей таких средств. Однако практика показывает, что с каждым годом все большее количество педагогов не может остаться в стороне от разработки пусть и простых, но электронных средств обучения. В связи с этим современному педагогу целесообразно иметь представление, как о технологиях разработки качественных мультимедиа-ресурсов, так и об аппаратных и программных средствах – инструментах для создания компьютерных средств обучения.
В широком смысле “мультимедиа” означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Образовательные мультимедиа-ресурсы включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств. В этом случае информационные ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы преподавателя, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучающихся.
Больший интерес могут представлять специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых – повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа-доски.
Интерактивные доски являются мультимедиа-средством, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений. Данное мультимедиа-средство позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех студентов одновременно, естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку студента, обеспечить эргономичность обучения, создавать новые мотивационные предпосылки к обучению, вести обучение, построенное на диалоге.
Рассмотрим использование мультимедийных ресурсов на занятиях по математике. Для этой дисциплины наиболее ценным является возможность использования графической составляющей интерактивной доски. Это значительно упрощает построение типовых фигур - квадратов, окружностей, различного вида треугольников, геометрических тел. При этом можно использовать готовые вложенные объекты: кубы, шары, конусы и т.д. Любой объект является подвижным - его можно передвигать в нужном направлении и изменять линейные размеры. Кроме того, нажав клавишу «Выбрать», используя всплывающее меню, можно проводить упорядочение, заливку фигуры различным цветом, использовать разлинованную в клетку страницу.
Изучая новую тему, можно использовать функцию «шторка», которая позволяет закрывать часть экрана, как сверху вниз, так и справа налево. Например, решая задачу, а ответ закрыт «шторкой». После коллективного обсуждения проверяется верность решения: убирается «шторка», за которой находится верный ответ.
Использование интерактивной доски на уроке позволяет рационально распределять рабочее время и делает обучение интересным творческим процессом. Интерактивная доска позволяет конструировать различного вида задания, использование которых включает в активную деятельность даже слабых студентов.
Большую помощь на занятии оказывает документ-камера, с помощью которой можно проецировать любое изображение на экран. С помощью документ-камеры очень удобно работать с учебником. Любой рисунок или текст можно увеличить до таких размеров, что всем будет хорошо видно. На демонстрируемом рисунке можно выделить отдельный фрагмент и остановить на нем внимание обучающихся.
Мультимедийные средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала, однако их эффективность во многом зависит от методики включения в учебный процесс. При оценке места и роли ИКТ в системе средств обучения математике необходимо учитывать дидактические возможности различных электронных ресурсов в процессе обучения.
Каждое мультимедийное средство, используемое на занятиях математики, имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при подготовке к занятию.
Самой популярной и доступной формой подачи учебного материала является презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint, которая активно используется на занятиях. Электронные презентации могут служить экранным дидактическим материалом при опросе студентов, при изучении новой темы, для закрепления нового материала, для обобщения и систематизации знаний по теме. Презентации являются не только источником информации, но и определяют ту или иную организацию занятия в соответствии с его типом и целями.
Мультимедиа-технологии предоставляют широкие возможности для различных аспектов обучения. Одними из основных преимуществ являются:
· одновременное использование нескольких каналов восприятия студентов в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
· возможность симулировать сложные реальные эксперименты, связанные с необходимостью хранения, представления и систематизации данных разных типов;
· визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
· возможность развить когнитивные структуры и интерпретации студентов, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный контекст и связывая учебный материал с интерпретацией студентов;
· демонстрация студентам возможностей построения баз данных, включающих визуальные, текстовые, аудио- и видео - материалы [2].
Благодаря применению в мультимедийных продуктах и услугах одновременного воздействия графической, аудио (звуковой) и визуальной информации эти средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются, как в индустрию развлечений, в практику информационных учреждений, так и в домашний досуг.
Современные компьютерные средства привлекают большинство студентов богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей их информации. Разброс поиска очень велик. Использование мультимедиа-ресурсов способствует развитию у студентов желания пробовать все новые и новые возможности СУБД, при условии, что преподаватель обеспечивает должную поддержку.
Повышению активности студентов в процессе обучения базам данных и более эффективному процессу усвоения новых знаний и технологических приемов оперирования с СУБД способствует использование в мультимедиа-ресурсах различных проблемных ситуаций, требующих взаимодействия со структурированной информацией. Наличие и потребность в решении проблемных ситуаций также является одним из мотивов работы студентов с мультимедиа-ресурсами. Проблемность ситуации заключается в том, что студенты заинтересованы в получении необходимой мультимедиа-информации за как можно более короткий временной отрезок. Для этого преподавателю необходимо научить студентов планировать время работы, обучить различным способам решения одной и той же задачи, приемам работы с поисковыми системами и каталогами, умению критически оценивать получаемую мультимедиа-информацию, часть, которой может составлять содержание изучаемой базы данных.
Хотелось бы высказать уверенность в том, что использование мультимедиа-технологий и специально разработанных образовательных мультимедиа-ресурсов в обучении студентов позволит познакомить их с функциональными возможностями СУБД и общей методологией использования таких программных средств в профессиональной работе, связанной с организацией хранения и обработки данных.
Следует несколько слов сказать и о мультимедиа-оборудовании, использование которого способствует повышению эффективности обучения системам баз данных. Как правило, большинство преподавателей и студентов, знакомых с компьютерной техникой. К числу аппаратных мультимедиа-средств безошибочно относит акустические системы (колонки), звуковую карту (плату) компьютера, микрофон, специальную компьютерную видеокамеру и, возможно, джойстик. Все эти приборы, действительно, являются распространенными компонентами мультимедиа аппаратуры, достаточно просты в использовании и имеют достаточно понятное предназначение. Использование учебных мультимедиа-средств смогло бы поднять качество обучения студентов базам данных на принципиально более высокий уровень.
Учитывая сказанное, можно подтвердить предположение о том, что такие технологии могли бы сыграть положительную роль в повышении эффективности обучения базам данных.
Использование мультимедиа-технологий при обучении студентов обычно рассматривается в четырех основных направлениях:
· компьютер и мультимедиа-технологии как объекты изучения;
· компьютер и мультимедиа-технологии как средства представления, хранения и переработки учебной информации;
· компьютер как средство организации учебного взаимодействия студентов;
· компьютер как средство управления учебной деятельностью студентов.
Рассмотрим возможность использования мультимедиа-технологий в обучении студентов системам баз данных более подробно.
Использование мультимедиа при обучении основам баз данных должно учитывать, что целью такого учебного процесса является изучение назначения и основных компонентов системы баз данных, обзор современных систем управления базами данных (СУБД) и уровней представления баз данных. В рамках курсов, предлагаемых студентам, изучаются иерархическая, сетевая и реляционная модели данных.
Существенным требованиям должны удовлетворять и содержательные учебные ресурсы, используемые в рамках применения мультимедиа-технологий при обучении студентов базам данных. Создание и применение таких мультимедиа-ресурсов должно обеспечивать:
· предъявление описаний баз данных и правил их конструирования в систематизированном и структурированном виде;
· учет как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при формировании и представлении каждой операции, связанной с созданием и ведением баз данных;
· учет межпредметных связей курса основ баз данных с другими предметами подготовки студентов;
· дидактически обоснованную последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий;
· организацию процесса получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения базам данных;
· обеспечение связи информации, предъявляемой мультимедиа-ресурсом, с практикой конструирования и использования баз данных за счет подбора примеров, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений, требующих взаимодействия студентов с СУБД.
Таким образом, мультимедийные средства обучения позволяют глубже раскрыть содержание учебных тем, организовать активную деятельность обучающихся, разнообразить учебные приемы, переключить обучающих с одного вида учебной деятельности на другой, тем самым способствуя развитию внимания и интереса к изучаемому вопросу, готовности затратить усилия для преодоления возникающих трудностей.
Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и мультимедиа) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:
- совершенствование методов и технологий отбора и формирования
содержания образования,
- введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,
- внесение изменений в системы обучения большинству традиционных дисциплин, не связанных с информатикой,
- повышение эффективности обучения за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов,
- организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,
- изменение содержания и характера деятельности педагога и студента,
- совершенствование механизмов управления системой подготовки специалистов в вузах.
На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet –учебник. Область применения Internet-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet -учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.
Internet:-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя - существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:
-сокращается путь от автора учебника к ученику;
-появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;
-сокращаются расходы на изготовление учебника;
-решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);
-появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Internet[3].
К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий педагоги и студенты становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают будущих специалистов от изучаемого материала.
Следует помнить, что если студентам одновременно демонстрируют информацию разных типов, они отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками.
Индивидуализация ограничивает живое общение педагогов и обучаемых, студентов между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса. Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение мультимедиа-средств в обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы подготовки специалистов в вузах.
Результатом систематического применения мультимедийных средств обучения является повышение квалификации самого преподавателя, возрастание интереса обучающихся к предмету, вовлечение большего количества обучающихся в активную деятельность, повышение эффективности занятий. Все это служит залогом глубоких и прочных знаний по предмету и предопределяет развитие личности студента.
Список литературы:
[1] Бидайбеков Е.Ы. К подготовке педагогов в области информатизации образования Труды ІІІ международной научно-практической конференции Информатизация общества. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012. – С.207-209
[2] Тукенова Н.И.. Использование мультимедиа в обучении основам баз данных при подготовке студентов по специальности «информационные системы» // Диссертация канд. пед. наук. / Алматы. – 2010. 124 с.
[3] Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ – 2006, 98 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.