Образовательные программы 9-11 класс, география.
Оценка 4.9

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
география
9 кл—11 кл
14.11.2018
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Публикация является частью публикации:
РАБ ПРОГР 9 КЛ.doc
Управление образования Администрации Аксайского района МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА БОЛЬШЕЛОГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Принята педагогическим  советом от    августа 2018 года протокол №  Утверждена приказом  МБОУ Большелогская  СОШ от    августа 2018  г.   №______ Директор школы    _________И.А.Петренко Рабочая программа учебного предмета _ГЕОГРАФИЯ (указать учебный предмет, курс) ОСНОВНОЕ  ОБЩЕЕ      9   КЛАСС (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса) Количество часов __68_____ Составитель программы: Денисенко Наталья Михайловна, учитель ВЫСШЕЙ квалификационной категории Программа разработана на основе: • федерального   государственного   стандарта   основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010г., • авторской программы основного общего образования по  предмету «География Земли» (VI­VII классы),  Домогацких  Е.М. для 6 – 9 классов. М.: Русское слово, 2015.  и  УМК    Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевского х.Большой Лог 2018­2019 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по ГЕОГРАФИИ   для 9 класса   составлена на основании следующих нормативно­правовых документов: • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г.) • федеральный   государственный   стандарт   основного   общего   образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010г., • Примерная (авторская) программа основного общего образования по географии авторы: Домогацких Е.М.­ М.:  (Сборник примерных программ Домогацких Е.М. «Программа курса «География. 5­9 классы» / Издательство ­ М.: ООО «Русское слово ­ учебник»­ 128с.­ 2015.  ФГОС. Инновационная  школа); • Устав школы; • Основная образовательная программа МБОУ Большелогской СОШ; • Учебный план МБОУ Большелогской СОШ на 2018 – 2019 учебный год; • Годовой учебный календарный график на 2018­2019 учебный год.   способствовать   экологическому, Цели: 1. О.­ дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии, геологии   и   др.,   раскрыть   научные   основы   охраны   природы   и   рационального природопользования;   экономическому   и политехническому образованию школьников; сформировать географическую культуру. 2.   В.­   сформировать   у   учащихся   диалектические   взгляды   на   природу   как   на объективную   реальность,   находящуюся   в   непрерывном   становлении,   изменении, преобразовании и развитии, внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию.  3.   Р.­   развивать   познавательные   интересы   к   географическим   знаниям   и   проблемам состояния окружающей природной среды.       Задачи: социализация   обучаемых   в   процессе   вхождения   в   мир   культуры   и   соц.отношений, обеспечивающее   включение   обучающихся   в   ту   или   иную   группу   или   общность   – носителя норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством; приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки; ориентация в системе моральных норм и ценностей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе; развитие   познавательных   мотивов,   направленных   на   получение   нового   знания   по курсам; овладение ключевыми компетентностями: учебно­познавательными, информационными, ценностно­смысловыми, коммуникативными;   формирование   у   обучающихся   познавательной   культуры,   осваиваемой   в   процессе учебной   деятельности,   и   эстетической   культуры   как   способности   к   эмоционально­ ценностному отношению к объектам природы и хозяйства; познание   на   конкретных   примерах   многообразия   современного   географического пространства   на   разных   его   уровнях,   что   позволяет   сформировать   географическую картину мира; познание   характера,   сущности   и   динамики   главных   природных,   экологических. социально­экономических,   геополитических   и   иных   процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; глубокое   и   всестороннее   изучение   географии   России,   включая   её   геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.   социальных,   Общая характеристика учебного предмета: программа   по   курсу   «География»   для   5­9   классов   общеобразовательных   организаций подготовлена   в   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). Содержание основного общего образования   по   географии   отражает   комплексный   подход   к   изучению   географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий   Земли.   Такой   подход   позволяет   рассматривать   природные,   экономические   и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.   Это   наиболее   эффективный   путь   формирования   системы геоэкологических,   геоэкономических,   социокультурных   взглядов,   ценностей,   отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.  Место учебного предмета в учебном плане: В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком на 2018­ 2019 учебный год рабочая программа рассчитана: Кол­во часов в неделю – 2ч. Кол­во часов в год – 2х34=68ч. Планирование предметных результатов. Требования к результатам освоения основной образовательной программы  основного общего образования: Личностными результатами обучения географии в основной школе является  формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,  обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных  ориентации, идейно­нравственных, культурных и этических принципов и норм  поведения. Важнейшие личностные результаты. 1. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою  Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального  российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и  познанию; 6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на  основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного  поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно  полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 3. формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание  значимости и общности глобальных проблем человечества; 4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным  особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной  доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,  языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать  в нём взаимопонимания; 5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в  группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в  школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных  компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил  индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных  ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни  во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к  окружающей среде; 10. развитие эмоционально­ценностного отношения к природе, эстетического сознания  через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой  деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные  учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,  составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и  интересы своей познавательной деятельности; умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять  контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои  действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные  возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с  учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; 10. формирование и развитие компетентности в области использования  информационно­коммуникационных технологий (ИКТ ­ компетенции). 1. Важнейшие предметные результаты: первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты  человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их  необходимости для решения современных практических задач человечества и своей  страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; 2. 3. 4. 5. 6. основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе,  о единстве человека и природы; первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего  региона) как основы географического мышления для осознания своего места в  целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире; элементарные практические умения использования приборов и инструментов для  определения количественных и качественных характеристик компонентов  географической среды, в том числе её экологических параметров; основы картографической грамотности и использования географической карты как  одного из «языков» международного общения; первичные навыки нахождения, использования и презентации географической  информации; 7. начальные умения и навыки использования географических знаний в  повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,  оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории  проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и  техногенных катастроф; общие представления об экологических проблемах, умения и  навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. 2.  Содержание учебного предмета «География» 9 класс Обще е кол­ во часов Срок и изуче ния 1 5 1.09­ 6.09 7.09­ 22.09 № п/п Наимено вание разделов 1. Введение 2. Раздел 1. Общий обзор России   Тема 1.  Россия на карте  мира Характеристика основных содержательных линий ЧАСТЬ II. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ  Предмет   экономической   и   социальной   географии. Хозяйственный   комплекс   –   главный   объект   исследования экономической   географии.   Различия   между   природным   и хозяйственным комплексом. Основные   понятия:  экономическая   и   социальная география, хозяйственный комплекс.  Формирование   территории   России.   Исторические   города России.   Время   образования   городов   как   отражение территориальных   изменений.   Направления   роста   территории России   в  XIV—XIX  вв.  Изменения  территории  России  в  ХХ  в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико­географическое   положение.   Факторы   ЭГП России:   огромная   территория,   ограниченность   выхода   к   морям Мирового океана, большое число стран­соседей. Плюсы и минусы географического   положения   страны.   Политико­географическое положение   России.   Распад   СССР   как   фактор   изменения экономико­ и политико­географического положения страны. Административно­территориальное   деление   России   и   его эволюция.   Россия   –   федеративное   государство.   Субъекты   РФ. Территориальные   и   национальные   образования   в   составе   РФ. Федеральные округа. Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся Личностные результаты: ­ овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их  применения в различных жизненных ситуациях; ­ осознание ценности  географических знаний  как важнейшего  компонента научной  картины мира; ­ сформированности  устойчивых установок  социально­ ответственного  поведения в  географической среде –  среде обитания всего  живого, в том числе и  человека;   с   ГП Вводная беседа, работа картой, Практическая работа.  Виды России, составление таблицы  Вопросы   по теме. Индивидуальн ый, фронтальный с опрос, работа с картой  Работа рисунком Выявление причинно­ следственных связей 3. Тема   2 «Природ а и человек»   3 25.09­ 3.10 Экономико­географическое   районирование.   Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства   –   основа   экономического   районирования.   Отрасли специализации.   Вспомогательные   и   обслуживающие   отрасли. Экономические   районы,   регионы   и   зоны.   Сетка   экономических районов России. Природные   условия.   Их   прямое   и   косвенное   влияние. Адаптация   человека   к   природным   условиям   –   биологическая   и небиологическая.   Связь   небиологической   адаптации   с   уровнем развития   цивилизации.   Хозяйственный   потенциал   природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные   ресурсы.   Влияние   природных   ресурсов   на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение   в   хозяйственной   жизни.   Почва   и   почвенные   ресурсы. Агроклиматические   условия.   Нечерноземье.   Лесные   ресурсы. Лесоизбыточные   и   лесодефицитные   районы.   Рекреационные ресурсы   и   перспективы   их   освоения.   Объекты   Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие   природы   и   населения.   Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы.   «Чистые»   и   «грязные»   отрасли.   Экологические проблемы.   Зоны   экологического   бедствия.   Экологические катастрофы. Основные понятия:  социально­экономическая география, хозяйственный   комплекс,   экономико­географическое   положение, политико­географическое геополитика, административно­территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы. положение,     ­ уважительное  отношение к  окружающим, любовь к  Родине; ­ эмоционально­ положительное  принятие своей  этнической  принадлежности и  принятие других  народов мира; ­ толерантность; ­ любовь к природе; ­ умение вести диалог  на основе равноправных отношений и взаимного  уважения. Метапредметные  результаты. Программа  обеспечивает  обучающимся  организацию своей  учебной деятельности  через сформированные  УУД. К ним относятся: регулятивные УУД:­  умение организовать  свою деятельность,  определять её 4. Тема   3. Населени е России  9 4.10­ 8.11  Демография. Переписи населения. Численность населения России   и   ее   динамика.   Естественный   прирост   населения. Воспроизводство   населения.   Традиционный   и   современный   тип воспроизводства.   Демографические   кризисы.   Демографическая ситуация   в   современной   России.   Половозрастная   структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России. Плотность   населения.   Две   зоны   расселения   и   их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны. Расселение   и   его   формы.   Города   России.   Урбанизация. Уровень   урбанизации   субъектов   Федерации.   Функции   городских поселений и виды городов. Городские агломерации. Народы   России.   Языковая   классификация   народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение   основных   религий   на   территории   России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения. Основные прирост, воспроизводство   населения,   трудовые   ресурсы,   плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.  естественный понятия:             с с и Умения работать с текстом   и иллюстрациям и   учебника, умения работать тетрадью, умения   устно выступать   у доски, работать картой другими источниками информации, выполнять тестовые задания. Работать самостоятель но,   добывать знания самому, работать группе.   в средства реализации цели и применять их на  практике, оценивать  достигнутые результаты; ­ умение вести  самостоятельный поиск,  анализ, отбор  информации, её  преобразование,  сохранение, передачу и  презентацию с помощью  ТСО и информационных  технологий; ­ организация своей  жизни в соответствии с  общественно значимыми  представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях  гражданина, ценностях  бытия и культуры,  социального  взаимодействия; ­ умение оценивать с  позиций социальных  норм собственные 5. Тема 4.  Хозяйств о России.  Производ ственный потенциа л:  географи я  отраслей  хозяйства ,  географи ческие  проблем ы и  перспект ивы  развития 19 9.11­ 12.01 Национальная   экономика.   Понятие   о   предприятиях материальной  и нематериальной  сферы.  Отрасли  хозяйства. Три сектора   национальной   экономики.   Отраслевая   структура экономики.   Межотраслевые   комплексы.   Факторы   размещения производства.   трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.   топливный,   Сырьевой,   водный, Топливно­энергетический   комплекс.   Нефтяная,   газовая   и угольная   промышленность.   Нефтегазовые   базы   и   угольные бассейны   России.   Их   хозяйственная   оценка.   Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие   каскады   ГЭС.   Альтернативная   энергетика.   Единая энергосистема России. Металлургический   комплекс.   Черная   металлургия. Особенности   организации   производства:   концентрация   и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли.   Металлургические   базы   России.   Цветная   металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии. Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их   транспортное,   сельскохозяйственное,   и размещения. энергетическое станкостроение. Военно­промышленный комплекс.   машиностроение, тракторостроение   Тяжелое,   Химическая   промышленность.   Сырьевая   база   и   отрасли химической   промышленности.   Горная   химия,   основная   химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.     деревообработка, Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, целлюлозно­бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы. Агропромышленный   комплекс   и   его   звенья.   Сельское хозяйство.   Отрасли   растениеводства   и   животноводства   и   их размещение   по   территории   России.   Зональная   организация сельского   хозяйства.   Пригородный   тип   сельского   хозяйства. Отрасли   легкой   и   пищевой   промышленности   и   факторы   их в     Составление опорного конспекта, таблицы «Основные типы электростанци й, их география, доля производстве электроэнерги и,   недостатки и преимущества электростанци й. Обеспеченнос ть   регионов электроэнерги ей» Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемког о машиностроен ия по картам  поступки и поступки  других людей;  познавательные УУД  включают общеучебные,  логические, а также  постановку и решение  проблемы. Обучающиеся  должны уметь: ­ самостоятельно делать  свой выбор в мире  мыслей, чувств и  ценностей и отвечать за  этот выбор; ­ самостоятельно  выделять и  формулировать  познавательную цель; ­ осуществлять поиск  необходимой  информации, в том числе с помощью ИКТ; ­ осознанно оформлять  речевое высказывание в  устной и письменной  форме; ­ осуществлять  смысловое чтение,  извлекать необходимую  информацию из текстов  различных жанров; коммуникативные УУД: ­ самостоятельно 6. Раздел 2. Природн о­ хозяйстве нная характер истика России   Северный   экономический   район,   его   географическое положение,   ресурсы,   население   и   специфика   хозяйственной специализации.   Единственный   сырьевой   район   Западной   зоны. Русский   Север   –   самый   большой   по   площади   район   ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны. 22 15.01­ 30.04       район, экономический Северо­Западный его географическое   положение,   ресурсы,   население   и   специфика хозяйственной специализации.  Северо­Запад – транзитный  район между   Россией   и   Европой.   Бедность   природными   ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности   района.   Опора   на   привозное   сырье. Машиностроение   –   ведущая   отрасль   промышленности   района. Санкт­Петербург – многофункциональный центр района. Калининградская   область   –   самая   западная   территория России. Центральный   экономический   район,   его   географическое положение,   ресурсы,   население   и   специфика   хозяйственной специализации.   Исторический,   экономический,   культурный   и административный   центр   страны.   Ограниченные   природные ресурсы.   Ключевая   роль   машиностроения.   Старейший   центр текстильной промышленности. Центрально­Черноземный   экономический   район,   его географическое   положение,   ресурсы,   население   и   специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в   развитии   хозяйства   района.   ЦЧР   –   один   из   крупнейших сельскохозяйственных районов России. Волго­Вятский   экономический   район,   его   географическое положение,   ресурсы,   население   и   специфика   хозяйственной специализации. экономико­географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший   центр   автомобилестроения   страны.   Нижегородская   Выгодность   Анализ   схемы «Районирован ие».   Подбор примеров районов различного уровня. Сравнение географическ ого положения Центрального и   Северо­ Западного районов и его влияния   на природу, жизнь людей и хозяйство Описывают объекты мирового природного   и культурного наследия России. Характеристи ка   хозяйства района, тестирование Определение выражаются в  следующем: ­ использовании  различных источников  географической  информации  (картографические,  статистические, видео­ и  фотоизображение,  Интернет) для поиска и  извлечения информации,  необходимой для  решения учебных и  практико ­  ориентированных задач; ­ умении анализировать,  обобщать и  интерпретировать  географическую  информацию;  ­ по результатам  наблюдений находить и  формулировать  зависимости и  закономерности; ­ определять и  сравнивать качественные  и количественные  показатели,  характеризующие  географические объекты, процессы и явления, их 7. Геогра фия  своего  региона Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне. 5 2.05­ 17.05 выступление  презентацией. Ведение диалога, представлен ие инф­ции в виде презентаций, на предметном уровне объяснение места России   мире отдельным социально­ эконом показателям . в по   18.05 25.05 7(3+4 ­ резер в) 8. Раздел   3. Страны Ближнег о Зарубежь я   Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия   и   Литва   –   небольшие   государства   с   ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения.   Белоруссия.   Ее   транзитное   положение   между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского   Запада   черты   экономики:   легкая   и   пищевая промышленность,   животноводческая   специализация   сельского хозяйства. Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные   условия   –   основа   экономики   Украины. Многоотраслевая   промышленность   Украины.   Ведущая   роль металлургии,   машиностроения   и   химической   промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические   ресурсы   –   основа   сельскохозяйственной специализации Молдовы. Страны   Закавказья.   Южное   положение   и   преобладание горного   рельефа.   Ограниченный   набор   минеральных   ресурсов. Сельское   хозяйство   –   основа   экономики   Грузии.   Точное машиностроение   и   цветная   металлургия   –   хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.     Природные Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна­гигант. Рудные и   топливные   ресурсы   –   база   для   металлургии   и   нефтегазовой промышленности.   Доминирующая   роль   черной   и   цветной металлургии. определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские   республики:   черты   сходства   и   различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства. Основные   понятия:  прибалтийский   тип   сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок. условия, 3. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по географии 9 класс (в КТП допущены сокращения, например: к/к­ контрольная работа, п/р­ практическая работа, г/п­ географическое положение) № п/п 1. 2. 3. Дата  Тема урока Оборудовани Требования к результату факт. план ир. е Введение. Эконом. и соц.  география  карта,  презентация Э ­ ПГП России. карта,  презентация Формирование  территории РФ Коммуникативные: проявлять активность во  взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и  последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические  рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. Раздел 1. Общий обзор России   Тема 1. Россия на карте мира (5 часов) Коммуникативные: участвовать в коллективном  поиске; обмениваться мнениями, объяснять,  защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу;  предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать  объекты; самостоятельно давать определения  понятиям, делать выводы и умозаключения Коммуникативные: проявлять активность во  взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и  последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические  рассуждения, умозаключения и сообщения в устной Вид контроля устный опрос, беседа устный опрос, беседа устный опрос, беседа 4. 5. 6. 7. карта,  презентация АТУ  РФ.  П/р  № 1.  Нанесение на к/к  соседних  государств Районирование  территории РФ. админ­тер  карта П/р № 2: Сост. политико­ административной  карты РФ форме, делать выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективном  поиске; обмениваться мнениями, объяснять,  защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу;  предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать  объекты; самостоятельно давать определения  понятиям, делать выводы и умозаключения. Коммуникативные: полно и точно выражать свои  мысли в соответствии задачами и условиями  коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и  выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и  определять географическое положение объектов  географии Коммуникативные: проявлять активность во  взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и  последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические  рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. Административно­ территориальное устройство. Практическая работа  № 1  письменная работа с картой индивидуальный, фронтальный  опрос, работа с картой Практическая работа № 2: Составление политико­ административной карты России.  Обозначение на к/к   территориальных  единиц.  Определение мест пересечения  государственной границы  крупными автомобильными и  железными дорогами,  трубопроводами  водными путями Природные условия презентация Коммуникативные: проявлять активность во  Вводная беседа, Тема 2 «Природа и человек» (3 часа) 8. 9. РФ. Природные ресурсы РФ. презентация Хоз. д­ть и  изменение пр.  среды. презентация взаимодействии при решении познавательных  задач. Регулятивные: составлять план и  последовательность действий, оценивать  результат. Познавательные: строить логические  рассуждения, умозаключения и сообщения в  устной форме, делать выводы. Коммуникативные: проявлять активность во  взаимодействии при решении познавательных  задач. Регулятивные: составлять план и  последовательность действий, оценивать  результат. Познавательные: строить логические  рассуждения, умозаключения и сообщения в  устной форме, делать выводы. Должны знать: Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и  транспорта на природные комплексы.  «Чистые» и «Грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия.  Экологические катастрофы. работа с картой,  Виды ГП России, составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой  Работа с рисунком Построение ранжированного ряда  Вопросы и задания Вводная беседа, работа с картой,  Виды ГП России, составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой  Работа с рисунком Построение ранжированного ряда  Вопросы и задания Вводная беседа, работа с картой,  Виды ГП России, составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой  Работа с рисунком Построение ранжированного ряда  Вопросы и задания 10. Численность  населения РФ карта  населения Коммуникативные: проявлять активность во  взаимодействии при решении познавательных  задач. Вводная беседа, работа с картой,  Виды ГП России, составление таблицы Тема 3. Население России (9 часов) 11. 12. 13. 14. презентация Размещение  населения РФ. П/р  №3 Опред. плотности   населения  субъектов РФ Миграции  населения Сельская форма  расселения Городская форма  расселения презентация презентация презентация Регулятивные: составлять план и  последовательность действий, оценивать  результат. Познавательные: строить логические  рассуждения, умозаключения и сообщения в  устной форме, делать выводы. Коммуникативные: проявлять активность во  взаимодействии при решении познавательных  задач. Регулятивные: составлять план и  последовательность действий, оценивать  результат. Познавательные: строить логические  рассуждения, умозаключения и сообщения в  устной форме, делать выводы. Коммуникативные: проявлять активность во  взаимодействии при решении познавательных  задач. Регулятивные: составлять план и  последовательность действий, оценивать  результат. Познавательные: строить логические  рассуждения, умозаключения и сообщения в  устной форме, делать выводы.  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой  Работа с рисунком Построение ранжированного ряда  Вопросы и задания Практическая работа №3 Определение по статистическим  данным плотности населения  отдельных субъектов Федерации. Вводная беседа, работа с картой,  Виды ГП России, составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой 15. 16. 17. 18. презентация Этнический и  религиозный состав населения. П/п  №4 Нанесение на к/к  нац.­террит.  образований и  краев. Трудовые ресурсы  и рынок труда. презентация К/р  №1 по теме   «Население  России» презентация Практическая работа №4  Нанесение на к/к национально­ территориальных образований и краев.  Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально­ территориальных образований в  составе России» Вводная беседа, работа с картой,  Виды ГП России, составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой. Защита проектов  «История моей семьи» Познавательные: Половой и возрастной  состав населения, трудовые ресурсы, рынок  труда. Безработица в России. Коммуникативные: проявлять активность во  взаимодействии при решении познавательных  задач. Регулятивные: составлять план и  последовательность действий, оценивать  результат. Познавательные: строить логические  рассуждения, умозаключения и сообщения в  устной форме, делать выводы. потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. (19 часов) Тема 3. Хозяйство России.  Производственный  Национальная  экономика. экон карта,  презентация Коммуникативные: проявлять активность во  взаимодействии при решении познавательных  задач. Регулятивные: составлять план и  последовательность действий, оценивать  результат. Познавательные: строить логические  рассуждения, умозаключения и сообщения в  Вводная беседа, работа с картой,  Виды ГП России, составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой  Работа с рисунком Построение ранжированного ряда 19. 20. 21. 22. 23. Факторы  размещения  производства. П/р  №5 Выбор  места стр­ва  предприятия. ТЭК. Нефтяная и  газовая пром. ТЭК: угольная  промышленность П/р №6 Сравнительная хар­ ка уг. бассейнов. ТЭК:  электроэнергетика.  МК: черная  металлургия П/р  №7 Сост. хар­ки одной  из метал.баз. презентация устной форме, делать выводы. Познавательные: факторы размещения  производства. Сырьевой, топливный, водный,  трудовой, потребительский, транспортный и  экологический факторы.  Вопросы и задания Практическая работа №5 Выбор места строительства  предприятия на основе знания  факторов размещения производства Презентация Коммуникативные: участвовать в  индивидуальный и фронтальный опрос Презентация Карта  топливной  промышленно сти Презентация Карта электроэнерге тики Карта промышленно сти Презентация Карта  промышленно сти коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу;  предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать  объекты; самостоятельно давать определения  понятиям, делать выводы и умозаключения   Коммуникативные: полно и точно выражать  свои мысли в соответствии задачами и  условиями коммуникации. Практическая работа №6 Сравнительная характеристика двух  или нескольких угольных бассейнов. Вводная беседа, работа с картой,  Виды ГП России, составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой  Работа с рисунком  Вопросы и задания Практическая работа №7 Составление характеристики одной из  металлургических баз на основе карт и статистических данных. 24. 25. 26. 27. 28. Регулятивные: самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и  выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и  определять географическое положение  объектов географии..   Коммуникативные: участвовать в  коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу;  предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать  объекты; самостоятельно давать определения  понятиям, делать выводы и умозаключения. МК: цветная  металлургия. П/р №8 Опред гл. факторов и районов  размещения  алюминиевой пром. Машиностроительн ый комплекс П/р  №9 Опр.   гл. р­в  размещения  отраслей  трудоемкого и  металлоемкого  маш­я. Машиностроение:  отрасли ВПК. Химическая  промышленность. Лесная  промышленность. Презентация Карта  промышленно сти Презентация Карта  «Машиностро ение» Презентация Карта  «Машиностро ение». презентация презентация Практическая работа №8 Определение по картам главных  факторов и районов размещения  алюминиевой промышленности Практическая работа №9 Определение по картам и нанесение на к/к   главных   районов   размещения отраслей и металлоемкого машиностроения. трудоемкого     индивидуальный и фронтальный опрос индивидуальный и фронтальный опрос 29. 30. 31. 32. 33. 34. АПК.   Растениеводство.   презентация АПК.  Животноводство.  презентация Зональная спец­я  с/х П/р №10 Опред. по картам  особенностей  зональной спец­ии  с/х. Пищевая и легкая  промышленность. Транспортный  комплекс Нематериальная  сфера хозяйства. презентация Карта  промышленно сти.   Коллекция  тканей Презентация  Состав  инфраструкту рного  комплекса,  роль в  экономике  России. Коммуникативные: участвовать в  коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу;  предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать  объекты; самостоятельно давать определения  понятиям, делать выводы и умозаключения. Практическая работа №10 Определение по картам особенностей  зональной специализации сельского  хозяйства. Коммуникативные: полно и точно выражать  свои мысли в соответствии задачами и  условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и  выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и  определять географическое положение  объектов географии Вводная беседа, работа с картой,  составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой 35. 36. 37. 38. 39. К/р №2 по теме  «Хозяйство  России   Зачёт по теме  «Хозяйство РФ»  »   презентация презентация  Работа с рисунком Раздел 2. Природно­хозяйственная характеристика России (22 +5 (РО) часов= 27 часов) ЕС: общие сведения Презентация  Коммуникативные: участвовать в  коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу;  предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать  объекты; самостоятельно давать определения  понятиям, делать выводы и умозаключения. Работа с картой,  составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой  Работа с рисунком ЕС: население, п/р  и хоз­во С­З: общие  сведения Политико­ администрати вная и  физическая  карта России Презентация  Политико­ администрати вная и  физическая  карта России Презентация  Физическая и  политико­ администрати вная карта  России 40. 41. 42. 43. С­З: население, п/р  и хоз­во ЦР: общие сведения П/р №11 ЭГ хар­ка области  по типовому плану. Презентация  Физическая и  политико­ администрати вная карта  России Презентация  Политико­ администрати вная карта  России, Карта ЦР, к/карты ЦР: население, п/р  Презентация  ЦР: хозяйство Политико­ администрати вная карта  России, Карта ЦР, к/карты Презентация  Политико­ администрати вная карта  России, Карта ЦР, к/карты Практическая работа №11 Экономико­географическая  характеристика области по типовому  плану. Практическая работа №12 Сравнение экономико­ географического положения и  ресурсов Северо­Западного и  Центрального районов 44. 45. 46. 47. Урок­ярмарка Народные  промыслы Ц.  России. П/р  №12 Сравнение ЭГП и  рес. Северо­ Западного и  Центрального  районов ЕЮ: общие  сведения ЕЮ: население, п/р  и хоз­во П/р №13 Анализ перспектив  развития  рекреационного  хоз. СК. Поволжье: общие  сведения Презентация  Экономическа я карта ЦР Презентация  Физическая  карта Кавказа Презентация  Физическая и  администрати вная карта  России Презентация  Физическая и  администрати вная карта  России.   Карта Кавказа Коммуникативные: участвовать в  коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу;  предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать  объекты; самостоятельно давать определения  понятиям, делать выводы и умозаключения. Практическая работа №13 Анализ перспектив развития  рекреационного хозяйства Северного  Кавказа. работа с картой,  составление таблицы 48. 49. 50. 51. 52. 53. Презентация  Физическая и  администрати вная карта  России Презентация  Физическая  карта Презентация  Физическая и  администрати вная карта  России Презентация Поволжье:  население, п/р и  хоз­во Урал: общие  сведения Урал: население,  п/р и хоз­во К/р  №3 по теме   «Западный  макрорегион» ЗС: общие сведения Физическая и  политико­ администрати вная карта  России.  Презентация Физическая и  политико­ ЗС: население, п/р и хоз­во Коммуникативные:: полно и точно выражать  свои мысли в соответствии задачами и  условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и  выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и  определять географическое положение  объектов географии.  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой  Работа с рисунком Построение ранжированного ряда  Вопросы и задания Вводная беседа, работа с картой,  составление таблицы Коммуникативные: участвовать в  коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу;  предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать  объекты; самостоятельно давать определения  понятиям, делать выводы и умозаключения. ВС: общие сведения администрати вная карта  России.  Презентация Физическая и  политико­ администрати вная карта  России.  Презентация Физическая и  ВС: население, п/р  политико­ и хоз­во администрати П/р  №14 вная карта  Сравн. хоз. спец­и  России.  ЗС и ВС эконом.  Презентация районов. ДВ: общие сведения Физическая и  политико­ администрати вная карта  России.  Презентация ДВ: население, п/р  и хоз­во Физическая и  политико­ администрати вная карта  России.  Презентация 55. 56. 57. Практическая работа №14 Сравнение хозяйственной  специализации Западно­Сибирского и  Восточно­Сибирского экономических  районов. Вводная беседа, работа с картой,  Виды ГП России, составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой 58. 59. 60. 61. 62. 63. К/р №4 по теме   «Восточный  макрорегион»   Особенности  ЭГП   РО Пр/р №15«Опред.  по картам г/п РО» Пр/р и их  использование Население  и  хоз.  освоение Пр/р №16 Хоз.  оценка п/у и  ресурсов РО Особенности хоз.  Промышленность  РО. АПК  Презентация,  карта РО Презентация,  карта РО Презентация,  карта РО Презентация,  карта РО Транспорт. Города.  Социально­ Презентация,  карта РО презентация Обобщение по разделу 2 «Природно­ хозяйственная характеристика России».  Работа с рисунком Учащиеся должны называть: ­ пограничные субъекты, ­ особенности географического положения,  размеры территории, протяженность границ, Определять: географическое положение, Описывать: географическое положение  (экономико­географическое, геополитическое  и др.) Объяснять: влияние географического  положения на особенности природы, хозяйства  и жизни населения Учащиеся должны называть:  народы, наиболее  распространенные языки, религии. Описывать: особенности быта и религий  отдельных народов Объяснять: различия в естественном  приросте  населения,  темпах его роста и уровня  урбанизации отдельных территорий,  направления миграций, образование и развитие  разных форм  городского и сельского  индивидуальный и фронтальный опрос Пр/р №16 Хозяйственная оценка  природных условий и ресурсов РО Вводная беседа, работа с картой, составление таблицы  Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой  Работа с рисунком Построение ранжированного ряда экономические  проблемы региона  Вопросы и задания населения, роль географического фактора в  развитии человеческого общества на примере  РФ. Оценивать: изменение в численности   населения, изменения соотношения городского  и сельского населения, развитие системы  городских поселений. Учащиеся должны называть: важнейшие  природно­хозяйственные объекты области, Объяснять: изменение пропорций между  сферами, секторами, межотраслевыми  комплексами и отраслями в структуре  хозяйства, Учащиеся должны называть:   основные виды природных ресурсов и примеры  рационального и нерационального  использования. Оценивать: природно­ресурсный потенциал  региона 64. 65. Страны Ближнего  Зарубежья  П/р №17 Сост. схемы  внешних произв.  терр. связей м/у  странами бл.  зарубежья и РФ. Место РФ в мир.  экономике. Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья 7 (3+4 часа) Карта СССР,  СНГ  Презентация Коммуникативные: Страны Европейского Запада, их природные  условия, природные ресурсы,   население.  Общие черты экономики. Белоруссии,  Украины, Молдовы, Центрально­Азиатского ­  ЭГП, хозяйство. Практическая работа №17 Составление схемы внешних  производственно­территориальных  связей между странами ближнего  зарубежья и Россией. Презентация Коммуникативные: полно и точно выражать   Вопросы по теме. Индивидуальный,  фронтальный опрос, работа с картой   свои мысли в соответствии задачами и  условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и  выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и  определять географическое положение  объектов географии. 66. 67. 68. 69. Резервный урок Резервный урок Резервный урок Резервный урок ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Тема контрольной работы Практических работ – 17,: контрольных работ ­ 4 Формы промежуточного и итогового контроля– экзамен ОГЭ по выбору № п/п 19 К/р  №1 по теме  «Население России» Защита проектов «История моей семьи» 3 К/р №2 по теме «Хозяйство России»   7 5 3 6 0 К/р №4 по теме  «Восточный макрорегион»   К/р  №3 по теме  «Западный макрорегион» Дата план. Дата план. Тема практической работы   Нанесение на к/к национально­территориальных образований и  4 П/п  № 1. Нанесение на к/к соседних государств 6 П/п № 2:Сост. политико­административной карты РФ. 1 1 1 7 2 1 2 3 2 5 2 6 П/р  №3 Опред. по стат. данным плотности  населения отдельных субъектов  РФ.   №4   П/п      краев. П/р  №5 Выбор места стр­ва предприятия на основе знания факторов  размещения пр­ва П/р №6 Сравнительная хар­ка двух или нескольких уг. бассейнов. П/р  №7 Сост. хар­ки одной из метал. баз на основе карт и стат. данных. П/р №8 Опред по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой пром­ ти П/р  №9 Определение  и нанесение на к/к  гл. р­в размещения отраслей трудоемкого и  металлоемкого маш­я. П/р №10 Опред. по картам особенностей зональной специализации с/х. П/р №11 ЭГ хар­ка области  по типовому плану П/р  №12 Сравнение ЭГП и рес. Северо­Западного и Центрального районов П/р №13 Анализ перспектив развития рекреационного хоз. Сев. Кавказа. П/р  №14 Сравн. хоз­й спец­и ЗС и ВС эконом. районов. Пр/р №15«Определение по картам географического положения Ростовской   области» Пр/р №16 Хоз. оценка п/у и ресурсов РО 2 7 3 3 4 3 4 6 4 8 5 7 6 1 6 3 6 6 П/р №17 Сост. схемы внешних произв­терр. связей м/у странами бл. зарубежья и РФ. Изменения и дополнения в рабочей программе Дата Внесенные изменения и дополнения основание Роспись учителя Согласовано (роспись зам.директора) Рассмотрена и  рекомендована к  утверждению МС « 27 » августа  2018 г протокол № 1 Руководитель МО _________/Денисенко Н.М. / СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ /______________/ от  «28» августа 2018 г № 1 ________/Думушкина С.В. /          «28» августа 2018 г

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.

Образовательные программы 9-11 класс, география.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018