Управление образования Администрации Аксайского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АКСАЙСКОГО РАЙОНА БОЛЬШЕЛОГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята педагогическим
советом
от августа 2018 года
протокол №
Утверждена приказом
МБОУ Большелогская
СОШ от августа 2018 г.
№______
Директор школы
_________И.А.Петренко
Рабочая программа
учебного предмета _ГЕОГРАФИЯ
(указать учебный предмет, курс)
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ 9 КЛАСС
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов __68_____
Составитель программы:
Денисенко Наталья Михайловна,
учитель ВЫСШЕЙ квалификационной категории
Программа разработана на основе:
• федерального государственного стандарта основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования РФ № 1887 от 17.12.2010г.,
• авторской программы основного общего образования по
предмету «География Земли» (VIVII классы), Домогацких
Е.М. для 6 – 9 классов. М.: Русское слово, 2015. и УМК
Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевского х.Большой Лог
20182019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ГЕОГРАФИИ для 9 класса составлена на основании следующих
нормативноправовых документов:
• Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 7 мая, 7 июня, 2, 23
июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014
г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3
июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г.)
• федеральный государственный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010г.,
• Примерная (авторская) программа основного общего образования по географии
авторы: Домогацких Е.М. М.: (Сборник примерных программ Домогацких Е.М.
«Программа курса «География. 59 классы» / Издательство М.: ООО «Русское
слово учебник» 128с. 2015. ФГОС. Инновационная школа);
• Устав школы;
• Основная образовательная программа МБОУ Большелогской СОШ;
• Учебный план МБОУ Большелогской СОШ на 2018 – 2019 учебный год;
• Годовой учебный календарный график на 20182019 учебный год.
способствовать экологическому,
Цели:
1. О. дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии,
геологии и др., раскрыть научные основы охраны природы и рационального
природопользования;
экономическому и
политехническому образованию школьников; сформировать географическую культуру.
2. В. сформировать у учащихся диалектические взгляды на природу как на
объективную реальность, находящуюся в непрерывном становлении, изменении,
преобразовании и развитии, внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию.
3. Р. развивать познавательные интересы к географическим знаниям и проблемам
состояния окружающей природной среды.
Задачи:
социализация обучаемых в процессе вхождения в мир культуры и соц.отношений,
обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность –
носителя норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой,
населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных
обществом в сфере географической науки;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по
курсам;
овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательными, информационными,
ценностносмысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально
ценностному отношению к объектам природы и хозяйства;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую
картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических.
социальноэкономических,
геополитических и иных процессов,
происходящих в географическом пространстве России и мира;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое
положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования
в их взаимозависимости.
социальных,
Общая характеристика учебного предмета:
программа по курсу «География» для 59 классов общеобразовательных организаций
подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). Содержание основного общего
образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической
среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и
акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и
социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном
взаимодействии.
Это наиболее эффективный путь формирования системы
геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений
учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Место учебного предмета в учебном плане:
В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком на 2018
2019 учебный год рабочая программа рассчитана:
Колво часов в неделю – 2ч.
Колво часов в год – 2х34=68ч. Планирование предметных результатов.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентации, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения.
Важнейшие личностные результаты.
1. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
3. формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей; 8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
9. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
10. развитие эмоциональноценностного отношения к природе, эстетического сознания
через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
10. формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ компетенции).
1.
Важнейшие предметные результаты:
первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; 2.
3.
4.
5.
6.
основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе,
о единстве человека и природы;
первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего
региона) как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
элементарные практические умения использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе её экологических параметров;
основы картографической грамотности и использования географической карты как
одного из «языков» международного общения;
первичные навыки нахождения, использования и презентации географической
информации;
7.
начальные умения и навыки использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф; общие представления об экологических проблемах, умения и
навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. 2. Содержание учебного предмета «География» 9 класс
Обще
е кол
во
часов
Срок
и
изуче
ния
1
5
1.09
6.09
7.09
22.09
№
п/п
Наимено
вание
разделов
1.
Введение
2.
Раздел 1.
Общий
обзор
России
Тема 1.
Россия на
карте
мира
Характеристика основных содержательных линий
ЧАСТЬ II. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО
РОССИИ
Предмет экономической и социальной географии.
Хозяйственный комплекс – главный объект исследования
экономической географии. Различия между природным и
хозяйственным комплексом.
Основные понятия:
экономическая и социальная
география, хозяйственный комплекс.
Формирование территории России. Исторические города
России.
Время образования городов как отражение
территориальных изменений. Направления роста территории
России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в.
СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономикогеографическое положение. Факторы ЭГП
России: огромная территория, ограниченность выхода к морям
Мирового океана, большое число странсоседей. Плюсы и минусы
географического положения страны. Политикогеографическое
положение России. Распад СССР как фактор изменения
экономико и политикогеографического положения страны.
Административнотерриториальное деление России и его
эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ.
Территориальные и национальные образования в составе РФ.
Федеральные округа.
Характеристика основных видов
учебной деятельности учащихся
Личностные результаты:
овладение на уровне
общего образования
законченной системы
географических знаний
и умений, навыками их
применения в различных
жизненных ситуациях;
осознание ценности
географических знаний
как важнейшего
компонента научной
картины мира;
сформированности
устойчивых установок
социально
ответственного
поведения в
географической среде –
среде обитания всего
живого, в том числе и
человека;
с
ГП
Вводная
беседа,
работа
картой,
Практическая
работа.
Виды
России,
составление
таблицы
Вопросы по
теме.
Индивидуальн
ый,
фронтальный с
опрос, работа с
картой
Работа
рисунком
Выявление
причинно
следственных
связей
3.
Тема 2
«Природ
а
и
человек»
3
25.09
3.10
Экономикогеографическое районирование.
Принципы
районирования: однородность и многоуровневость. Специализация
хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли
специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли.
Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических
районов России.
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние.
Адаптация человека к природным условиям – биологическая и
небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем
развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных
условий России. Комфортность природных условий России. Зона
Крайнего Севера.
Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на
хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы
России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их
значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы.
Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы.
Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные
ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного
наследия на территории России.
Взаимодействие природы и населения.
Влияние
промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные
комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические
проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические
катастрофы.
Основные понятия: социальноэкономическая география,
хозяйственный комплекс, экономикогеографическое положение,
политикогеографическое
геополитика,
административнотерриториальное деление, субъекты Федерации,
экономический район, районирование, специализация, природные
условия, адаптация, природные ресурсы.
положение,
уважительное
отношение к
окружающим, любовь к
Родине;
эмоционально
положительное
принятие своей
этнической
принадлежности и
принятие других
народов мира;
толерантность;
любовь к природе;
умение вести диалог
на основе равноправных
отношений и взаимного
уважения.
Метапредметные
результаты.
Программа
обеспечивает
обучающимся
организацию своей
учебной деятельности
через сформированные
УУД. К ним относятся:
регулятивные УУД:
умение организовать
свою деятельность,
определять её 4.
Тема 3.
Населени
е России
9
4.10
8.11
Демография. Переписи населения. Численность населения
России и ее динамика. Естественный прирост населения.
Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип
воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая
ситуация в современной России. Половозрастная структура
населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в
России.
Плотность населения. Две зоны расселения и их
характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и
внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы.
Миграционные волны.
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация.
Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских
поселений и виды городов. Городские агломерации.
Народы России. Языковая классификация народов.
Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России.
Распространение основных религий на территории России.
Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Основные
прирост,
воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность
населения, миграции, расселение, урбанизация.
естественный
понятия:
с
с
и
Умения
работать
с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
умения
работать
тетрадью,
умения устно
выступать у
доски,
работать
картой
другими
источниками
информации,
выполнять
тестовые
задания.
Работать
самостоятель
но, добывать
знания
самому,
работать
группе.
в
средства реализации цели
и применять их на
практике, оценивать
достигнутые результаты;
умение вести
самостоятельный поиск,
анализ, отбор
информации, её
преобразование,
сохранение, передачу и
презентацию с помощью
ТСО и информационных
технологий;
организация своей
жизни в соответствии с
общественно значимыми
представлениями о ЗОЖ,
правах и обязанностях
гражданина, ценностях
бытия и культуры,
социального
взаимодействия;
умение оценивать с
позиций социальных
норм собственные 5.
Тема 4.
Хозяйств
о России.
Производ
ственный
потенциа
л:
географи
я
отраслей
хозяйства
,
географи
ческие
проблем
ы и
перспект
ивы
развития
19
9.11
12.01
Национальная экономика. Понятие о предприятиях
материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три
сектора национальной экономики.
Отраслевая структура
экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения
производства.
трудовой,
потребительский, транспортный и экологический факторы.
топливный,
Сырьевой,
водный,
Топливноэнергетический комплекс. Нефтяная, газовая и
угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные
бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика.
Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды.
Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая
энергосистема России.
Металлургический комплекс.
Черная металлургия.
Особенности организации производства:
концентрация и
комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения
отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия.
Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их
транспортное, сельскохозяйственное,
и
размещения.
энергетическое
станкостроение. Военнопромышленный комплекс.
машиностроение,
тракторостроение
Тяжелое,
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли
химической промышленности. Горная химия, основная химия,
химия органического синтеза и факторы их размещения.
деревообработка,
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности:
лесозаготовка,
целлюлознобумажная
промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское
хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их
размещение по территории России. Зональная организация
сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства.
Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их
в
Составление
опорного
конспекта,
таблицы
«Основные
типы
электростанци
й,
их
география,
доля
производстве
электроэнерги
и, недостатки
и
преимущества
электростанци
й.
Обеспеченнос
ть регионов
электроэнерги
ей»
Определение
главных
районов
размещения
отраслей
трудоемкого
и
металлоемког
о
машиностроен
ия по картам
поступки и поступки
других людей;
познавательные УУД
включают общеучебные,
логические, а также
постановку и решение
проблемы. Обучающиеся
должны уметь:
самостоятельно делать
свой выбор в мире
мыслей, чувств и
ценностей и отвечать за
этот выбор;
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель;
осуществлять поиск
необходимой
информации, в том числе
с помощью ИКТ;
осознанно оформлять
речевое высказывание в
устной и письменной
форме;
осуществлять
смысловое чтение,
извлекать необходимую
информацию из текстов
различных жанров;
коммуникативные УУД:
самостоятельно 6.
Раздел 2.
Природн
о
хозяйстве
нная
характер
истика
России
Северный экономический район, его географическое
положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны.
Русский Север – самый большой по площади район ЕТР.
Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района.
Мурманск – морские ворота страны.
22
15.01
30.04
район,
экономический
СевероЗападный
его
географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. СевероЗапад – транзитный район
между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами.
Выгодное географическое положение – главный фактор развития
промышленности района.
Опора на привозное сырье.
Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района.
СанктПетербург – многофункциональный центр района.
Калининградская область – самая западная территория
России.
Центральный экономический район, его географическое
положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации. Исторический, экономический, культурный и
административный центр страны. Ограниченные природные
ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр
текстильной промышленности.
ЦентральноЧерноземный экономический район,
его
географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов
в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших
сельскохозяйственных районов России.
ВолгоВятский экономический район, его географическое
положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации.
экономикогеографического
положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района.
Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская
Выгодность
Анализ схемы
«Районирован
ие».
Подбор
примеров
районов
различного
уровня.
Сравнение
географическ
ого
положения
Центрального
и
Северо
Западного
районов и его
влияния на
природу,
жизнь людей и
хозяйство
Описывают
объекты
мирового
природного и
культурного
наследия
России.
Характеристи
ка хозяйства
района,
тестирование
Определение
выражаются в
следующем:
использовании
различных источников
географической
информации
(картографические,
статистические, видео и
фотоизображение,
Интернет) для поиска и
извлечения информации,
необходимой для
решения учебных и
практико
ориентированных задач;
умении анализировать,
обобщать и
интерпретировать
географическую
информацию;
по результатам
наблюдений находить и
формулировать
зависимости и
закономерности;
определять и
сравнивать качественные
и количественные
показатели,
характеризующие
географические объекты,
процессы и явления, их 7.
Геогра
фия
своего
региона
Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее
экономического значения на международном уровне.
5
2.05
17.05
выступление
презентацией. Ведение
диалога,
представлен
ие инфции в
виде
презентаций,
на
предметном
уровне
объяснение
места
России
мире
отдельным
социально
эконом
показателям
.
в
по
18.05
25.05
7(3+4
резер
в)
8.
Раздел 3.
Страны
Ближнег
о
Зарубежь
я
Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония,
Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными
природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого
машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между
Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном
машиностроении и химической промышленности. Общие для стран
Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая
промышленность, животноводческая специализация сельского
хозяйства.
Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и
благоприятные условия – основа экономики Украины.
Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль
металлургии, машиностроения и химической промышленности.
Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье.
Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной
специализации Молдовы.
Страны Закавказья. Южное положение и преобладание
горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов.
Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное
машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная
специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.
Природные
Страны Азиатского Юга. Казахстан – странагигант. Рудные
и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой
промышленности. Доминирующая роль черной и цветной
металлургии.
определяющие
сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре
среднеазиатские республики: черты сходства и различия.
Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства,
садоводства и виноградарства.
Основные понятия:
прибалтийский тип сельского
хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские
овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.
условия, 3. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по географии 9 класс
(в КТП допущены сокращения, например: к/к контрольная работа, п/р практическая работа, г/п географическое положение)
№
п/п
1.
2.
3.
Дата
Тема урока
Оборудовани
Требования к результату
факт.
план
ир.
е
Введение.
Эконом. и соц.
география
карта,
презентация
Э ПГП России.
карта,
презентация
Формирование
территории РФ
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии при решении познавательных задач.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий, оценивать результат.
Познавательные: строить логические
рассуждения, умозаключения и сообщения в устной
форме, делать выводы.
Раздел 1. Общий обзор России
Тема 1. Россия на карте мира (5 часов)
Коммуникативные: участвовать в коллективном
поиске; обмениваться мнениями, объяснять,
защищать свои идеи.
Регулятивные: понимать учебную задачу;
предлагать помощь и сотрудничество.
Познавательные: описывать и сравнивать
объекты; самостоятельно давать определения
понятиям, делать выводы и умозаключения
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии при решении познавательных задач.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий, оценивать результат.
Познавательные: строить логические
рассуждения, умозаключения и сообщения в устной
Вид контроля
устный опрос, беседа
устный опрос, беседа
устный опрос, беседа 4.
5.
6.
7.
карта,
презентация
АТУ РФ.
П/р № 1.
Нанесение на к/к
соседних
государств
Районирование
территории РФ.
админтер
карта
П/р № 2:
Сост. политико
административной
карты РФ
форме, делать выводы.
Коммуникативные: участвовать в коллективном
поиске; обмениваться мнениями, объяснять,
защищать свои идеи.
Регулятивные: понимать учебную задачу;
предлагать помощь и сотрудничество.
Познавательные: описывать и сравнивать
объекты; самостоятельно давать определения
понятиям, делать выводы и умозаключения.
Коммуникативные: полно и точно выражать свои
мысли в соответствии задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: уметь показывать на карте и
определять географическое положение объектов
географии
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии при решении познавательных задач.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий, оценивать результат.
Познавательные: строить логические
рассуждения, умозаключения и сообщения в устной
форме, делать выводы.
Административно
территориальное устройство.
Практическая работа № 1
письменная работа с картой
индивидуальный, фронтальный
опрос,
работа с картой
Практическая работа № 2:
Составление политико
административной карты России.
Обозначение на к/к
территориальных единиц.
Определение мест пересечения
государственной границы
крупными автомобильными и
железными дорогами,
трубопроводами водными путями
Природные условия презентация
Коммуникативные: проявлять активность во
Вводная беседа,
Тема 2 «Природа и человек» (3 часа) 8.
9.
РФ.
Природные ресурсы
РФ.
презентация
Хоз. дть и
изменение пр.
среды.
презентация
взаимодействии при решении познавательных
задач.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий, оценивать
результат.
Познавательные: строить логические
рассуждения, умозаключения и сообщения в
устной форме, делать выводы.
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии при решении познавательных
задач.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий, оценивать
результат.
Познавательные: строить логические
рассуждения, умозаключения и сообщения в
устной форме, делать выводы.
Должны знать:
Взаимодействие природы и населения. Влияние
промышленности, сельского хозяйства и
транспорта на природные комплексы.
«Чистые» и «Грязные» отрасли. Экологические
проблемы. Зоны экологического бедствия.
Экологические катастрофы.
работа с картой,
Виды ГП России, составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
Построение ранжированного ряда
Вопросы и задания
Вводная беседа,
работа с картой,
Виды ГП России, составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
Построение ранжированного ряда
Вопросы и задания
Вводная беседа,
работа с картой,
Виды ГП России, составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
Построение ранжированного ряда
Вопросы и задания
10.
Численность
населения РФ
карта
населения
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии при решении познавательных
задач.
Вводная беседа,
работа с картой,
Виды ГП России, составление таблицы
Тема 3. Население России (9 часов) 11.
12.
13.
14.
презентация
Размещение
населения РФ.
П/р №3
Опред. плотности
населения
субъектов РФ
Миграции
населения
Сельская форма
расселения
Городская форма
расселения
презентация
презентация
презентация
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий, оценивать
результат.
Познавательные: строить логические
рассуждения, умозаключения и сообщения в
устной форме, делать выводы.
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии при решении познавательных
задач.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий, оценивать
результат.
Познавательные: строить логические
рассуждения, умозаключения и сообщения в
устной форме, делать выводы.
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии при решении познавательных
задач.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий, оценивать
результат.
Познавательные: строить логические
рассуждения, умозаключения и сообщения в
устной форме, делать выводы.
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
Построение ранжированного ряда
Вопросы и задания
Практическая работа №3
Определение по статистическим
данным плотности населения
отдельных субъектов Федерации.
Вводная беседа,
работа с картой,
Виды ГП России, составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой 15.
16.
17.
18.
презентация
Этнический и
религиозный состав
населения. П/п №4
Нанесение на к/к
нац.террит.
образований и
краев.
Трудовые ресурсы
и рынок труда.
презентация
К/р №1 по теме
«Население
России»
презентация
Практическая работа №4
Нанесение на к/к национально
территориальных образований и краев.
Составление таблицы «Народы России,
не имеющие национально
территориальных образований в
составе России»
Вводная беседа,
работа с картой,
Виды ГП России, составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой. Защита проектов
«История моей семьи»
Познавательные: Половой и возрастной
состав населения, трудовые ресурсы, рынок
труда. Безработица в России.
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии при решении познавательных
задач.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий, оценивать
результат.
Познавательные: строить логические
рассуждения, умозаключения и сообщения в
устной форме, делать выводы.
потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. (19 часов)
Тема 3. Хозяйство России. Производственный
Национальная
экономика.
экон карта,
презентация
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии при решении познавательных
задач.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий, оценивать
результат.
Познавательные: строить логические
рассуждения, умозаключения и сообщения в
Вводная беседа,
работа с картой,
Виды ГП России, составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
Построение ранжированного ряда 19.
20.
21.
22.
23.
Факторы
размещения
производства.
П/р №5 Выбор
места стрва
предприятия.
ТЭК. Нефтяная и
газовая пром.
ТЭК: угольная
промышленность
П/р №6
Сравнительная хар
ка уг. бассейнов.
ТЭК:
электроэнергетика.
МК: черная
металлургия
П/р №7
Сост. харки одной
из метал.баз.
презентация
устной форме, делать выводы.
Познавательные: факторы размещения
производства. Сырьевой, топливный, водный,
трудовой, потребительский, транспортный и
экологический факторы.
Вопросы и задания
Практическая работа №5
Выбор места строительства
предприятия на основе знания
факторов размещения производства
Презентация Коммуникативные: участвовать в
индивидуальный и фронтальный опрос
Презентация
Карта
топливной
промышленно
сти
Презентация
Карта
электроэнерге
тики
Карта
промышленно
сти
Презентация
Карта
промышленно
сти
коллективном поиске; обмениваться мнениями,
объяснять, защищать свои идеи.
Регулятивные: понимать учебную задачу;
предлагать помощь и сотрудничество.
Познавательные: описывать и сравнивать
объекты; самостоятельно давать определения
понятиям, делать выводы и умозаключения
Коммуникативные: полно и точно выражать
свои мысли в соответствии задачами и
условиями коммуникации.
Практическая работа №6
Сравнительная характеристика двух
или нескольких угольных бассейнов.
Вводная беседа,
работа с картой,
Виды ГП России, составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
Вопросы и задания
Практическая работа №7
Составление характеристики одной из
металлургических баз на основе карт и
статистических данных. 24.
25.
26.
27.
28.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: уметь показывать на карте и
определять географическое положение
объектов географии..
Коммуникативные: участвовать в
коллективном поиске; обмениваться мнениями,
объяснять, защищать свои идеи.
Регулятивные: понимать учебную задачу;
предлагать помощь и сотрудничество.
Познавательные: описывать и сравнивать
объекты; самостоятельно давать определения
понятиям, делать выводы и умозаключения.
МК: цветная
металлургия.
П/р №8
Опред гл. факторов
и районов
размещения
алюминиевой пром.
Машиностроительн
ый комплекс
П/р №9
Опр. гл. рв
размещения
отраслей
трудоемкого и
металлоемкого
машя.
Машиностроение:
отрасли ВПК.
Химическая
промышленность.
Лесная
промышленность.
Презентация
Карта
промышленно
сти
Презентация
Карта
«Машиностро
ение»
Презентация
Карта
«Машиностро
ение».
презентация
презентация
Практическая работа №8
Определение по картам главных
факторов и районов размещения
алюминиевой промышленности
Практическая работа №9
Определение по картам и нанесение на
к/к главных районов размещения
отраслей
и
металлоемкого машиностроения.
трудоемкого
индивидуальный и фронтальный опрос
индивидуальный и фронтальный опрос 29.
30.
31.
32.
33.
34.
АПК.
Растениеводство.
презентация
АПК.
Животноводство.
презентация
Зональная спеця
с/х
П/р №10
Опред. по картам
особенностей
зональной специи
с/х.
Пищевая и легкая
промышленность.
Транспортный
комплекс
Нематериальная
сфера хозяйства.
презентация
Карта
промышленно
сти.
Коллекция
тканей
Презентация
Состав
инфраструкту
рного
комплекса,
роль в
экономике
России.
Коммуникативные: участвовать в
коллективном поиске; обмениваться мнениями,
объяснять, защищать свои идеи.
Регулятивные: понимать учебную задачу;
предлагать помощь и сотрудничество.
Познавательные: описывать и сравнивать
объекты; самостоятельно давать определения
понятиям, делать выводы и умозаключения.
Практическая работа №10
Определение по картам особенностей
зональной специализации сельского
хозяйства.
Коммуникативные: полно и точно выражать
свои мысли в соответствии задачами и
условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: уметь показывать на карте и
определять географическое положение
объектов географии
Вводная беседа,
работа с картой,
составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой 35.
36.
37.
38.
39.
К/р №2 по теме
«Хозяйство
России
Зачёт по теме
«Хозяйство РФ»
»
презентация
презентация
Работа с рисунком
Раздел 2. Природнохозяйственная характеристика России (22 +5 (РО) часов= 27 часов)
ЕС: общие сведения Презентация
Коммуникативные: участвовать в
коллективном поиске; обмениваться мнениями,
объяснять, защищать свои идеи.
Регулятивные: понимать учебную задачу;
предлагать помощь и сотрудничество.
Познавательные: описывать и сравнивать
объекты; самостоятельно давать определения
понятиям, делать выводы и умозаключения.
Работа с картой,
составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
ЕС: население, п/р
и хозво
СЗ: общие
сведения
Политико
администрати
вная и
физическая
карта России
Презентация
Политико
администрати
вная и
физическая
карта России
Презентация
Физическая и
политико
администрати
вная карта
России 40.
41.
42.
43.
СЗ: население, п/р
и хозво
ЦР: общие сведения
П/р №11
ЭГ харка области
по типовому плану.
Презентация
Физическая и
политико
администрати
вная карта
России
Презентация
Политико
администрати
вная карта
России, Карта
ЦР, к/карты
ЦР: население, п/р Презентация
ЦР: хозяйство
Политико
администрати
вная карта
России, Карта
ЦР, к/карты
Презентация
Политико
администрати
вная карта
России, Карта
ЦР, к/карты
Практическая работа №11
Экономикогеографическая
характеристика области по типовому
плану.
Практическая работа №12
Сравнение экономико
географического положения и
ресурсов СевероЗападного и
Центрального районов 44.
45.
46.
47.
Урокярмарка
Народные
промыслы Ц.
России.
П/р №12
Сравнение ЭГП и
рес. Северо
Западного и
Центрального
районов
ЕЮ: общие
сведения
ЕЮ: население, п/р
и хозво
П/р №13
Анализ перспектив
развития
рекреационного
хоз. СК.
Поволжье: общие
сведения
Презентация
Экономическа
я карта ЦР
Презентация
Физическая
карта Кавказа
Презентация
Физическая и
администрати
вная карта
России
Презентация
Физическая и
администрати
вная карта
России.
Карта Кавказа
Коммуникативные: участвовать в
коллективном поиске; обмениваться мнениями,
объяснять, защищать свои идеи.
Регулятивные: понимать учебную задачу;
предлагать помощь и сотрудничество.
Познавательные: описывать и сравнивать
объекты; самостоятельно давать определения
понятиям, делать выводы и умозаключения.
Практическая работа №13
Анализ перспектив развития
рекреационного хозяйства Северного
Кавказа.
работа с картой,
составление таблицы 48.
49.
50.
51.
52.
53.
Презентация
Физическая и
администрати
вная карта
России
Презентация
Физическая
карта
Презентация
Физическая и
администрати
вная карта
России
Презентация
Поволжье:
население, п/р и
хозво
Урал: общие
сведения
Урал: население,
п/р и хозво
К/р №3 по теме
«Западный
макрорегион»
ЗС: общие сведения Физическая и
политико
администрати
вная карта
России.
Презентация
Физическая и
политико
ЗС: население, п/р и
хозво
Коммуникативные:: полно и точно выражать
свои мысли в соответствии задачами и
условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: уметь показывать на карте и
определять географическое положение
объектов географии.
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
Построение ранжированного ряда
Вопросы и задания
Вводная беседа,
работа с картой,
составление таблицы
Коммуникативные: участвовать в
коллективном поиске; обмениваться мнениями,
объяснять, защищать свои идеи.
Регулятивные: понимать учебную задачу;
предлагать помощь и сотрудничество.
Познавательные: описывать и сравнивать
объекты; самостоятельно давать определения
понятиям, делать выводы и умозаключения. ВС: общие сведения администрати
вная карта
России.
Презентация
Физическая и
политико
администрати
вная карта
России.
Презентация
Физическая и
ВС: население, п/р
политико
и хозво
администрати
П/р №14
вная карта
Сравн. хоз. специ
России.
ЗС и ВС эконом.
Презентация
районов.
ДВ: общие сведения Физическая и
политико
администрати
вная карта
России.
Презентация
ДВ: население, п/р
и хозво
Физическая и
политико
администрати
вная карта
России.
Презентация
55.
56.
57.
Практическая работа №14
Сравнение хозяйственной
специализации ЗападноСибирского и
ВосточноСибирского экономических
районов.
Вводная беседа,
работа с картой,
Виды ГП России, составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой 58.
59.
60.
61.
62.
63.
К/р №4 по теме
«Восточный
макрорегион»
Особенности ЭГП
РО
Пр/р №15«Опред.
по картам г/п РО»
Пр/р и их
использование
Население и хоз.
освоение
Пр/р №16 Хоз.
оценка п/у и
ресурсов РО
Особенности хоз.
Промышленность
РО. АПК
Презентация,
карта РО
Презентация,
карта РО
Презентация,
карта РО
Презентация,
карта РО
Транспорт. Города.
Социально
Презентация,
карта РО
презентация
Обобщение по разделу 2 «Природно
хозяйственная характеристика России».
Работа с рисунком
Учащиеся должны называть:
пограничные субъекты,
особенности географического положения,
размеры территории, протяженность границ,
Определять: географическое положение,
Описывать: географическое положение
(экономикогеографическое, геополитическое
и др.)
Объяснять: влияние географического
положения на особенности природы, хозяйства
и жизни населения
Учащиеся должны называть: народы, наиболее
распространенные языки, религии.
Описывать: особенности быта и религий
отдельных народов
Объяснять: различия в естественном приросте
населения, темпах его роста и уровня
урбанизации отдельных территорий,
направления миграций, образование и развитие
разных форм городского и сельского
индивидуальный и фронтальный опрос
Пр/р №16 Хозяйственная оценка
природных условий и ресурсов РО
Вводная беседа,
работа с картой,
составление таблицы
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
Построение ранжированного ряда экономические
проблемы региона
Вопросы и задания
населения, роль географического фактора в
развитии человеческого общества на примере
РФ.
Оценивать: изменение в численности
населения, изменения соотношения городского
и сельского населения, развитие системы
городских поселений.
Учащиеся должны называть: важнейшие
природнохозяйственные объекты области,
Объяснять: изменение пропорций между
сферами, секторами, межотраслевыми
комплексами и отраслями в структуре
хозяйства, Учащиеся должны называть:
основные виды природных ресурсов и примеры
рационального и нерационального
использования.
Оценивать: природноресурсный потенциал
региона
64.
65.
Страны Ближнего
Зарубежья
П/р №17
Сост. схемы
внешних произв.
терр. связей м/у
странами бл.
зарубежья и РФ.
Место РФ в мир.
экономике.
Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья 7 (3+4 часа)
Карта СССР,
СНГ
Презентация
Коммуникативные:
Страны Европейского Запада, их природные
условия, природные ресурсы, население.
Общие черты экономики. Белоруссии,
Украины, Молдовы, ЦентральноАзиатского
ЭГП, хозяйство.
Практическая работа №17
Составление схемы внешних
производственнотерриториальных
связей между странами ближнего
зарубежья и Россией.
Презентация
Коммуникативные: полно и точно выражать
Вопросы по теме. Индивидуальный,
фронтальный опрос, работа с картой
свои мысли в соответствии задачами и
условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: уметь показывать на карте и
определять географическое положение
объектов географии.
66.
67.
68.
69.
Резервный урок
Резервный урок
Резервный урок
Резервный урок ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Тема контрольной работы
Практических работ – 17,: контрольных работ 4
Формы промежуточного и итогового контроля– экзамен ОГЭ по выбору
№
п/п
19 К/р №1 по теме «Население России»
Защита проектов «История моей семьи»
3
К/р №2 по теме «Хозяйство России»
7
5
3
6
0
К/р №4 по теме «Восточный макрорегион»
К/р №3 по теме «Западный макрорегион»
Дата
план.
Дата
план.
Тема практической работы
Нанесение на к/к национальнотерриториальных образований и
4 П/п № 1. Нанесение на к/к соседних государств
6 П/п № 2:Сост. политикоадминистративной карты РФ.
1
1
1
7
2
1
2
3
2
5
2
6
П/р №3 Опред. по стат. данным плотности населения отдельных субъектов
РФ.
№4
П/п
краев.
П/р №5 Выбор места стрва предприятия на основе знания факторов
размещения прва
П/р №6
Сравнительная харка двух или нескольких уг. бассейнов.
П/р №7
Сост. харки одной из метал. баз на основе карт и стат. данных.
П/р №8
Опред по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой пром
ти
П/р №9
Определение и нанесение на к/к гл. рв размещения отраслей трудоемкого и
металлоемкого машя.
П/р №10
Опред. по картам особенностей зональной специализации с/х.
П/р №11
ЭГ харка области по типовому плану
П/р №12
Сравнение ЭГП и рес. СевероЗападного и Центрального районов
П/р №13
Анализ перспектив развития рекреационного хоз. Сев. Кавказа.
П/р №14
Сравн. хозй специ ЗС и ВС эконом. районов.
Пр/р №15«Определение по картам географического положения Ростовской
области»
Пр/р №16 Хоз. оценка п/у и ресурсов РО
2
7
3
3
4
3
4
6
4
8
5
7
6
1
6
3
6
6
П/р №17
Сост. схемы внешних произвтерр. связей м/у странами бл. зарубежья и РФ. Изменения и дополнения в рабочей программе
Дата
Внесенные изменения и
дополнения
основание
Роспись
учителя
Согласовано
(роспись
зам.директора) Рассмотрена и
рекомендована к
утверждению МС
« 27 » августа 2018 г
протокол № 1
Руководитель МО
_________/Денисенко Н.М. /
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Большелогской
СОШ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
________ /______________/
от «28» августа 2018 г № 1
________/Думушкина С.В. /
«28» августа 2018 г
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Образовательные программы 9-11 класс, география.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.