Образовательные стратегии при работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Образовательные стратегии при работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
21.01.2018
Образовательные стратегии  при работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Рекомендация для учителей по теме "Образовательные стратегии при работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы". Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющим ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности имеет в нашей стране и государственное значение. Необходимо своевременно выявлять одаренных детей, основываясь на наблюдении педагога, создавать для них развивающую среду, которая бы положительно меняла личность ребенка. В данной рекомендации даны образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.Работа с одаренными детьми позволяет создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Результатом данной работы является также то, что обучение в классе ведется с учетом индивидуальных особенностей учеников, которые становятся главной действующей фигурой учебного процесса. У учащихся повышается интерес к школьным предметам. Этот интерес формируется как на уроках, так и через внеклассные занятия. В результате такой работы у детей проявляется склонность к науке, которая определит в дальнейшем выбор будущей профессии.
Одаренные дети.doc

Образовательные стратегии  при работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Если одаренного ребенка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера – очистить его от примесей. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей.

Прежде всего,  это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно ориентированного подхода, как-то: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.

1)    Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности.

2)    Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

3)    Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы».

4)    Стратегия «интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, - интенсивности обучения.

Реализация данных стратегий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. 

           Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы: 

Урочная деятельность:

·        проектная деятельность;

·        нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления;

·        самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня);

·        работа в группе.

Внеурочная деятельность:

·        предметные недели;

·        научно-практические конференции;

·        олимпиады по предмету;

·        участие в конкурсах исследовательских работ;

·        участие в конкурсе «Русский медвежонок»;

·        конкурсы рисунков;

·        музыкально-литературные гостиные.

    Внедрение в образовательный процесс проектной технологии позволяет адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Проект способствует созданию на уроке условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно - деятельностных умений учащихся.

         Использование на уроке мастерской – это принципиально новый подход к ведению урока, при котором происходит стимулирование творчества учащихся, делает их активными участниками процесса обучения. Цель мастерской состоит в том, чтобы научить ученика действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно, входить в группы и функционировать в них. Условием удачного проведения занятия является следование законам мастерской, учет основных принципов ее проведения.

Именно олимпиады  позволяют выявить способных и одаренных детей. Что в максимальной степени зависит от учителя в подготовке к олимпиаде?  Это,  прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст. 

Особую роль в работе с одаренными детьми играет система индивидуальных занятий, только в тесном сотрудничестве «учитель – ученик»  можно максимально раскрыть и развить способности одаренного ученика.


Образовательные стратегии при работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Образовательные стратегии при работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Русский медвежонок»; · конкурсы рисунков; · музыкально-литературные гостиные

Русский медвежонок»; · конкурсы рисунков; · музыкально-литературные гостиные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018