Образовательные тренды: электронное обучение
Оценка 5

Образовательные тренды: электронное обучение

Оценка 5
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
03.05.2018
Образовательные тренды: электронное обучение
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч.1. ст. 16, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.09.2016) «Об образовании в Российской Федерации») Что общего и в чем отличие этих двух понятий? Часто мы наблюдаем смешение этих понятий.
Образовательные тренды. Электронное обучение.docx
Образовательные тренды: электронное обучение В начале каждого нового года в сети появляются статьи, описывающие тренды   в   образовании   на   ближайший   год,   три,   пять…   На   протяжении нескольких  лет   в  разной   форме   отмечается   тренд,  который  в  общем  виде можно   назвать   электронное   обучение.   Авторы   по­разному   трактуют   это понятие.  В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Цитата  под   электронным   обучением   понимается   организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой   при   реализации   образовательных   программ   информации   и обеспечивающих   ее   обработку   информационных   технологий,   технических средств,   а   также   информационно­телекоммуникационных   сетей, обеспечивающих   передачу   по   линиям   связи   указанной   информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.  Под   дистанционными   образовательными   технологиями   понимаются образовательные   технологии,   реализуемые   в   основном   с   применением информационно­телекоммуникационных   сетей   при   опосредованном   (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч.1. ст. 16, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 01.09.2016) «Об образовании в Российской Федерации») Что общего и в чем отличие этих двух понятий? Часто мы наблюдаем смешение этих понятий. Насколько это правомочно?  Исходя из определения, электронное обучение – это: ­ образовательный процесс; ­ базы данных; ­ контент; ­ технические средства; ­ сети.     если Базы   данных   можно вести, выбрать автоматизированные системы управления   обучением   и контентом (LMS и LСMS).  Дистанционные образовательные технологии – это, в первую очередь, образовательные технологии, а также удалённое взаимодействие.  Образовательные   технологии  —   система   деятельности   педагога   и учащегося,   основанная   на   определённой   идее,   принципах   организации   и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Т.е. иными словами, дистанционные образовательные технологии – это   система   опосредованной   деятельности   педагога   и   учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей,   содержания   и   методов   образования.  Дистанционные образовательные   технологии   могут   применяться   при   организации образовательного процесса при любой форме обучения и форме получения образования, а также электронном обучении. Можно рекомендовать учителю, выстраивающему систему электронного обучения   и   применения   дистанционных   образовательных   технологий,   «10 заповедей электронного обучения».  Источник: http://elearninginfographics.com/tag/ten­ e...ts­infographic/, перевод ГиперМетод     В   сегодняшней   образовательной применяются практике дистанционные образовательные технологии   в   следующих   моделях обучения: чаще     ­ конвергенция очного обучения и образовательных   дистанционных технологий; ­ смешанное обучение (перевёрнутый класс, парковые уроки); ­ виртуальная реальность; ­ дополненная реальность; ­ BYOD. Конвергенция очного обучения и образовательных   дистанционных технологий (ДОТ) В данном случае речь идёт об очной форме обучения, но на отдельных этапах урока или во время подготовки к уроку,   выполнения   домашнего   задания,   применяются   ДОТ.   Пожалуй,   это самая   распространённая   модель.   Вариаций   огромное   число, совершенствуются подходы, методы обучения.  Петрова   Г.А.  «Конструирование   индивидуальной   образовательной траектории в смешанном обучении».  Смешанное обучение. Смешанное обучение включает в себя аудиторное (face­to­face)   обучение   и   дистанционные   образовательные   технологии. Идеологи этой системы обучения считают её максимально эффективной и гибкой, так как она совмещает в себе преимущества разных форм обучения и нивелирует их недостатки благодаря комбинированию форм работ. Осенью 2016 года была анонсирована книга  «Шаг школы в смешанное обучение»,   авторы   Андреева   Н.,   Рождественская   Л.,   Ярмахов   Б.   В   книге рассказывается   о теории   смешанного   обучения,   предложены   практические рекомендации, описан опыт учителей, работающих в этой системе.  Приведу   примеры   двух   моделей   смешанного   обучения:   перевёрнутый класс и парковые уроки. Перевёрнутый   класс.  «Перевернутый   класс»   –   модель   смешанного обучения,   предполагающая   предварительное   знакомство   обучающихся   с теоретическими   основами   темы   до   урока,   при   выполнении   домашнего задания.   Таким   образом,   освоение   нового   материала   происходит   в самостоятельной домашней работе ученика на основе электронных ресурсов, а отработка и закрепление – на уроке в классе. При этом наиболее трудные вопросы   по­прежнему   обсуждаются   в   классе,   но   большая   часть   урока отводится   на   практическую   деятельность,   в   ходе   которой   требуется применить полученные знания для решения расчетных или творческих задач, выполнения   упражнений.   Часто   говорят,   что   классная   и   домашняя   работа меняются местами. Но при этом надо иметь в виду, что меняется и характер практической   деятельности   на   уроке:   появляется   возможность   перейти   от заданий репродуктивного типа к деятельностному. Пономарёва   Е.  Перевёрнутый   класс:   особенности,   преимущества, проблемы. Годунова Е. "Перевёрнутый класс как средство от скуки"  Парковые уроки.  В педагогике о парковых уроках известно давно ­ С. Френе   (“Новая   французская   школа”),   В.А.   Сухомлинский   (“Школа   под голубым   небом”).   Парковый   урок   –   это   образовательное   событие   за пределами школы. По продолжительности оно может быть от 30 минут до нескольких часов и даже дней. Дистанционные образовательные технологии и мобильные устройства позволили вывести эту модель на новый уровень. Интересен опыт мобильного лагеря “Код учёный”: ­ Ярмахов Б. Выступление на ММСО­2015  “Мобильный проект ­ новая реальность смешанного обучения”  ­ Ярмахов Б. “Код учёный”: пушкинская кругосветка  ­   Рождественская   Л.  “Усадьба   Петровское   как   строительный   проект А.П.Ганнибала”  Виртуальная реальность. Виртуальная реальность (VR) – это созданный техническими  средствами мир, в котором человек ощущает  себя близко к тому, как он себя ощущает в реальном мире. Локтева Е. "Первый опыт в виртуальной реальности". Дополненная   реальность.  Дополненная   реальность   (AR)   –   это технология,   которая,   в   отличие   от   виртуальной   реальности,   не   уводит   в искусственно созданный цифровой мир, а наоборот, глубже «погружает» в мир   реальный,   делая   его   более   содержательным   и   интересным.   Реальные объекты получают дополнительные информационные слои. Курвиц М. «Аура рабочего листа»  BYOD.  YOD   ­   принеси   своё   устройство   с   собой.   Школьная   сетевая энциклопедия информатизации описывает эту идею так:  Цитата.  Смысл   BYOD   состоит   в   том,   что   учитель   не   запрещает,   а разрешает и всячески мотивирует учащихся на то, чтобы они приносили в школу свои ноутбуки, планшеты и смартфоны. BYOD является ответвлением модели «1 ученик: 1 компьютер» ­ с несколькими, правда, существенными уточнениями. BYOD – это способ одним движением решить две очень важные проблемы, стоящие перед современным образованием. Во­первых, проблему обеспечения   каждого   школьника   собственным   мобильным   устройством. Мобильное устройство – это собственность и забота семьи, а не школы. Во­ вторых – это все более остро ощущаемая проблема «что делать с мобильными телефонами учащихся в школе?» Массовая практика сегодня – не только у нас,   но   и   за   рубежом   –   запрещать   их   использовать.   BYOD   –   это   путь   к «легализации» мобильных устройств и превращению из врагов в союзников. Тулина Е. «Как можно использовать BYOD в школе»  Потапенко   А.  «BYOD   в   начальной   школе.   Кто   с   нами?   Приглашаем, скоро всё начнётся!»  А каким видится ближайшее будущее? Выделяют 5 главных тенденций онлайн­образования будущего (Новая азбука: как потребности поколения Z меняют онлайн­образование) 1. Персонализация   образования.  Создание   виртуальных персонализированных   образовательных   пространств   (Virtual   personalized learning   environment).   Такой   формат   персонализации   отвечает   на   вопрос «как» — как повысить эффективность образовательного процесса с учетом особенностей обучаемости студента? 2. Продюсирование образовательного контента.  В ближайшее время следует ожидать создание платформ, которые научатся из огромного объема доступных курсов создать ценностное предложение под конкретную задачу конкретного ученика. 3. Дополненная и виртуальная реальность. Технологии виртуальной реальности позволят формировать знания через опыт. Например, учащийся сможет полностью погрузиться в историческое событие или художественное произведение.  Дополненная   реальность   станет   инструментом   персонализации образовательного процесса. Эта   тенденция   подтверждается   и   международной   образовательной выставкой BETT­2017. 4.   Новые   технологии   диагностики   и   выявления   потенциала. Технологии и инструменты оценивания знаний и навыков. 5.   Микро­обучение.  Освоение   новых   областей   знаний   в   формате пятиминутных ежедневных уроков. По прогнозам, в ближайшие 5 лет 80% населения будет иметь доступ к Интернету.   Уже   сегодня   50%   школьников   выходят   в   сеть   через   личные мобильные устройства даже дома. Еще 25% одинаково часто используют для выхода в интернет гаджеты и стационарный компьютер. Всё больше средств обучения – приложения для мобильных устройств. Таким образом, уже сейчас можно отметить  макротренд – мобильное обучение, которое основывается на пяти перечисленных выше тенденциях и трёх   компонентах:   электронное   обучение,   дистанционные   образовательные технологии   и   мобильные   устройства.   К   сожалению,   потенциал   мобильного обучения пока практически не используется. 85% учащихся отмечают, что в школах запрещается использовать мобильные устройства для любых целей. В недавнем исследовании К.Поливанова и Д.Королёва выяснили: Цитата. 70% школьников во время урока используют девайсы для игр, общения в соцсетях и прослушивания музыки.  И   ровно   столько   же   —   70%   —   с   помощью   гаджета   на   занятиях просматривают образовательный контент. (Это были два разных вопроса, а не ответ на один вопрос — о целях использования смартфонов)  «Социальные сети   как   новая   практика   развития   городских подростков» Что необходимо, чтобы мобильное обучение стало реальностью? И что нужно для того, чтобы мобильное обучение было не только доступным, но   и   эффективным?   Более   эффективным,   чем привычная классно­урочная система.  Учителю: ­   Изучать   и   адаптировать   под   себя   существующий   опыт   применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.  ­ Учиться дистанционно. Учиться через мобильное устройство. Только личный опыт может понять особенности мобильного обучения. ­   Развивать   ИКТ­компетентность:   уметь   выбирать   LMS­LCMS, адаптирующиеся под экран мобильного устройства, использовать потенциал среды;   знать   потенциал   средств   обучения,   применяемых   в   электронном обучении.  А насколько готов ученик к мобильному обучению?  Несколько   лет   назад   в   10   классе   я   начала   проводить   уроки   с применением дистанционных образовательных технологий. Мой опыт нельзя назвать смешанным обучением. Но на школьном сервере мы развернули LMS – Moodle.   Активно   использовался   Диск   Google,   онлайн   сервисы.   В   Moodle формировался урок, где размещала учебные ситуации, все материалы урока и ссылки на задания. Там же были домашние задания. Мои ученики видели преимущества   –   всё,   что   было   использовано   и   наработано   на   уроке, сохранялось и всегда можно обратиться к этому материалу. Но для них был главный   минус   –   домашнюю   работу   приходилось   выполнять.   Потому   что учитель   видит:   заходил   или   не   заходил   в   систему,   что   делал,   пытался выполнять задание или нет. Типичная отговорка: «Я не смог решить» ­ теперь не работала. Первые два месяца были жалобы в администрацию школы от некоторых   учеников   и   родителей.   Но   после   показа   на   собрании   системы работы   родителям   и   администрации,   претензии   иссякли.   А   когда образовательные результаты у детей стали улучшаться, то и они стали моими союзниками.   Отмечу,   что   я   всегда   была   сторонником   деятельностного подхода,   уроки   несколько   лет   проводила   в   компьютерном   классе,   онлайн сервисы применяла и до этого эксперимента, и детям это нравилось. Но мои ученики   не   были   в   полной   мере   готовы   к   самостоятельности   и ответственности.  Елена Пономарёва в своих выступлениях так формулирует проблему:  Неготовность обучающихся к самостоятельной работе по подготовке к уроку.  Это   одна   из   самых   серьезных   проблем,  особенно   на  первых   порах, поскольку такие ученики есть. Они забывают выполнить домашнее задание, просматривают   видеоролики   поверхностно.  В  качестве   внешней   мотивации можно использовать небольшие тестовые задания по домашнему материалу в начале   урока.   Выполнение   такого   теста   можно   организовать   с   помощью компьютера   и   проектора.   Обучающиеся   отмечают   правильные,   с   их   точки зрения,   ответы   на   листочках,   после   чего   учитель   листочки   собирает   и предлагает ученикам выполнить самопроверку, сверив свои ответы с верными. Школьники,   не   справившиеся   с   тестом,   будут   на   уроке   работать   с теоретическим материалом учебника, выписывать определения и выполнять задания более простого уровня. Тем самым, они не останутся в стороне от урока, выполнят посильную для себя работу.  Образование   может   быть   более   современным,   качественным   и доступным,   если   будет   достигнут   синергетический   эффект   между мастерством   педагогов   и   возможностями   современных   информационно­ коммуникационных технологий. Идеи этого поста представлены в авторской интерактивной инфографике "Обучение   в   онлайне".  (Обратите   внимание,   что   многие   элементы   верхней половины кликабельны). Источники: ­   Поливанова   К.,   Королёва   Д.  Как   смартфон   помогает   учиться  ­ Пивненко О. Навигатор по мобильному обучению с элементами дополненной реальности. ­ Никуличева Н.В.  Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной   организации:   практ.   пособие  /   Н.В.   Никуличева.   –   М.: Федеральный 2016 ­ Школа эпохи четвертой промышленной революции  Презентация  образования,   развития    книга  и   институт

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение

Образовательные тренды: электронное обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018