Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч.1. ст. 16, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.09.2016) «Об образовании в Российской Федерации»)
Что общего и в чем отличие этих двух понятий? Часто мы наблюдаем смешение этих понятий.
Образовательные тренды. Электронное обучение.docx
Образовательные тренды: электронное обучение
В начале каждого нового года в сети появляются статьи, описывающие
тренды в образовании на ближайший год, три, пять… На протяжении
нескольких лет в разной форме отмечается тренд, который в общем виде
можно назвать электронное обучение. Авторы поразному трактуют это
понятие.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Цитата под электронным обучением понимается организация
образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и
используемой при реализации образовательных программ информации и
обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических
средств,
а также информационнотелекоммуникационных сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации,
взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч.1.
ст. 16, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ (ред. от 01.09.2016) «Об
образовании в Российской Федерации»)
Что общего и в чем отличие этих двух понятий? Часто мы наблюдаем
смешение этих понятий. Насколько это правомочно?
Исходя из определения, электронное обучение – это:
образовательный процесс;
базы данных;
контент;
технические средства;
сети.
если
Базы данных можно
вести,
выбрать
автоматизированные системы
управления обучением и
контентом (LMS и LСMS).
Дистанционные образовательные технологии – это, в первую очередь,
образовательные технологии, а также удалённое взаимодействие.
Образовательные технологии — система деятельности педагога и
учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и
взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Т.е. иными словами, дистанционные образовательные технологии –
это система опосредованной деятельности педагога и учащегося,
основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи
целей,
содержания и методов образования. Дистанционные
образовательные технологии могут применяться при организации
образовательного процесса при любой форме обучения и форме получения
образования, а также электронном обучении.
Можно рекомендовать учителю, выстраивающему систему электронного
обучения и применения дистанционных образовательных технологий, «10
заповедей электронного обучения».
Источник:
http://elearninginfographics.com/tag/ten
e...tsinfographic/,
перевод
ГиперМетод
В сегодняшней образовательной
применяются
практике
дистанционные
образовательные
технологии в следующих моделях
обучения:
чаще
конвергенция очного обучения и
образовательных
дистанционных
технологий;
смешанное обучение (перевёрнутый
класс, парковые уроки);
виртуальная реальность;
дополненная реальность;
BYOD.
Конвергенция очного обучения и
образовательных
дистанционных
технологий (ДОТ)
В данном случае речь идёт об очной
форме обучения, но на отдельных этапах урока или во время подготовки к
уроку, выполнения домашнего задания, применяются ДОТ. Пожалуй, это
самая распространённая модель.
Вариаций огромное число,
совершенствуются подходы, методы обучения.
Петрова Г.А.
«Конструирование индивидуальной образовательной
траектории в смешанном обучении».
Смешанное обучение. Смешанное обучение включает в себя аудиторное
(facetoface) обучение и дистанционные образовательные технологии.
Идеологи этой системы обучения считают её максимально эффективной и
гибкой, так как она совмещает в себе преимущества разных форм обучения и
нивелирует их недостатки благодаря комбинированию форм работ. Осенью 2016 года была анонсирована книга «Шаг школы в смешанное
обучение», авторы Андреева Н., Рождественская Л., Ярмахов Б. В книге
рассказывается о теории смешанного обучения, предложены практические
рекомендации, описан опыт учителей, работающих в этой системе.
Приведу примеры двух моделей смешанного обучения: перевёрнутый
класс и парковые уроки.
Перевёрнутый класс. «Перевернутый класс» – модель смешанного
обучения, предполагающая предварительное знакомство обучающихся с
теоретическими основами темы до урока, при выполнении домашнего
задания. Таким образом, освоение нового материала происходит в
самостоятельной домашней работе ученика на основе электронных ресурсов,
а отработка и закрепление – на уроке в классе. При этом наиболее трудные
вопросы попрежнему обсуждаются в классе, но большая часть урока
отводится на практическую деятельность, в ходе которой требуется
применить полученные знания для решения расчетных или творческих задач,
выполнения упражнений. Часто говорят, что классная и домашняя работа
меняются местами. Но при этом надо иметь в виду, что меняется и характер
практической деятельности на уроке: появляется возможность перейти от
заданий репродуктивного типа к деятельностному.
Пономарёва Е.
Перевёрнутый класс: особенности, преимущества,
проблемы. Годунова Е. "Перевёрнутый класс как средство от скуки"
Парковые уроки. В педагогике о парковых уроках известно давно С.
Френе (“Новая французская школа”), В.А. Сухомлинский (“Школа под
голубым небом”). Парковый урок – это образовательное событие за
пределами школы. По продолжительности оно может быть от 30 минут до
нескольких часов и даже дней. Дистанционные образовательные технологии и
мобильные устройства позволили вывести эту модель на новый уровень.
Интересен опыт мобильного лагеря “Код учёный”:
Ярмахов Б. Выступление на ММСО2015 “Мобильный проект новая
реальность смешанного обучения”
Ярмахов Б. “Код учёный”: пушкинская кругосветка
Рождественская Л. “Усадьба Петровское как строительный проект
А.П.Ганнибала”
Виртуальная реальность. Виртуальная реальность (VR) – это созданный
техническими средствами мир, в котором человек ощущает себя близко к
тому, как он себя ощущает в реальном мире.
Локтева Е. "Первый опыт в виртуальной реальности".
Дополненная реальность.
Дополненная реальность (AR) – это
технология, которая, в отличие от виртуальной реальности, не уводит в
искусственно созданный цифровой мир, а наоборот, глубже «погружает» в
мир реальный, делая его более содержательным и интересным. Реальные
объекты получают дополнительные информационные слои. Курвиц М. «Аура рабочего листа»
BYOD. YOD принеси своё устройство с собой. Школьная сетевая
энциклопедия информатизации описывает эту идею так:
Цитата. Смысл BYOD состоит в том, что учитель не запрещает, а
разрешает и всячески мотивирует учащихся на то, чтобы они приносили в
школу свои ноутбуки, планшеты и смартфоны. BYOD является ответвлением
модели «1 ученик: 1 компьютер» с несколькими, правда, существенными
уточнениями. BYOD – это способ одним движением решить две очень важные
проблемы, стоящие перед современным образованием. Вопервых, проблему
обеспечения каждого школьника собственным мобильным устройством.
Мобильное устройство – это собственность и забота семьи, а не школы. Во
вторых – это все более остро ощущаемая проблема «что делать с мобильными
телефонами учащихся в школе?» Массовая практика сегодня – не только у
нас, но и за рубежом – запрещать их использовать. BYOD – это путь к
«легализации» мобильных устройств и превращению из врагов в союзников.
Тулина Е. «Как можно использовать BYOD в школе»
Потапенко А. «BYOD в начальной школе. Кто с нами? Приглашаем,
скоро всё начнётся!»
А каким видится ближайшее будущее? Выделяют 5 главных тенденций
онлайнобразования будущего (Новая азбука: как потребности поколения Z
меняют онлайнобразование)
1.
Персонализация образования.
Создание виртуальных
персонализированных образовательных пространств (Virtual personalized
learning environment). Такой формат персонализации отвечает на вопрос
«как» — как повысить эффективность образовательного процесса с учетом
особенностей обучаемости студента?
2. Продюсирование образовательного контента. В ближайшее время
следует ожидать создание платформ, которые научатся из огромного объема
доступных курсов создать ценностное предложение под конкретную задачу
конкретного ученика.
3. Дополненная и виртуальная реальность. Технологии виртуальной
реальности позволят формировать знания через опыт. Например, учащийся
сможет полностью погрузиться в историческое событие или художественное
произведение.
Дополненная реальность станет инструментом персонализации
образовательного процесса.
Эта тенденция подтверждается и международной образовательной
выставкой BETT2017.
4. Новые технологии диагностики и выявления потенциала.
Технологии и инструменты оценивания знаний и навыков.
5. Микрообучение.
Освоение новых областей знаний в формате
пятиминутных ежедневных уроков. По прогнозам, в ближайшие 5 лет 80% населения будет иметь доступ к
Интернету. Уже сегодня 50% школьников выходят в сеть через личные
мобильные устройства даже дома. Еще 25% одинаково часто используют для
выхода в интернет гаджеты и стационарный компьютер. Всё больше средств
обучения – приложения для мобильных устройств.
Таким образом, уже сейчас можно отметить макротренд – мобильное
обучение, которое основывается на пяти перечисленных выше тенденциях и
трёх компонентах: электронное обучение, дистанционные образовательные
технологии и мобильные устройства. К сожалению, потенциал мобильного
обучения пока практически не используется. 85% учащихся отмечают, что в
школах запрещается использовать мобильные устройства для любых целей.
В недавнем исследовании К.Поливанова и Д.Королёва выяснили:
Цитата. 70% школьников во время урока используют девайсы для игр,
общения в соцсетях и прослушивания музыки.
И ровно столько же — 70% — с помощью гаджета на занятиях
просматривают образовательный контент. (Это были два разных вопроса, а не
ответ на один вопрос — о целях использования смартфонов) «Социальные
сети как новая практика развития городских
подростков»
Что необходимо, чтобы мобильное обучение
стало реальностью? И что нужно для того, чтобы
мобильное обучение было не только доступным,
но и эффективным? Более эффективным, чем
привычная классноурочная система.
Учителю:
Изучать и адаптировать под себя существующий опыт применения
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Учиться дистанционно. Учиться через мобильное устройство. Только
личный опыт может понять особенности мобильного обучения.
Развивать ИКТкомпетентность: уметь выбирать LMSLCMS,
адаптирующиеся под экран мобильного устройства, использовать потенциал
среды; знать потенциал средств обучения, применяемых в электронном
обучении.
А насколько готов ученик к мобильному обучению?
Несколько лет назад в 10 классе я начала проводить уроки с
применением дистанционных образовательных технологий. Мой опыт нельзя
назвать смешанным обучением. Но на школьном сервере мы развернули LMS –
Moodle. Активно использовался Диск Google, онлайн сервисы. В Moodle
формировался урок, где размещала учебные ситуации, все материалы урока и ссылки на задания. Там же были домашние задания. Мои ученики видели
преимущества – всё, что было использовано и наработано на уроке,
сохранялось и всегда можно обратиться к этому материалу. Но для них был
главный минус – домашнюю работу приходилось выполнять. Потому что
учитель видит: заходил или не заходил в систему, что делал, пытался
выполнять задание или нет. Типичная отговорка: «Я не смог решить» теперь
не работала. Первые два месяца были жалобы в администрацию школы от
некоторых учеников и родителей. Но после показа на собрании системы
работы родителям и администрации, претензии иссякли. А когда
образовательные результаты у детей стали улучшаться, то и они стали моими
союзниками. Отмечу, что я всегда была сторонником деятельностного
подхода, уроки несколько лет проводила в компьютерном классе, онлайн
сервисы применяла и до этого эксперимента, и детям это нравилось. Но мои
ученики не были в полной мере готовы к самостоятельности и
ответственности.
Елена Пономарёва в своих выступлениях так формулирует проблему:
Неготовность обучающихся к самостоятельной работе по подготовке к
уроку. Это одна из самых серьезных проблем, особенно на первых порах,
поскольку такие ученики есть. Они забывают выполнить домашнее задание,
просматривают видеоролики поверхностно. В качестве внешней мотивации
можно использовать небольшие тестовые задания по домашнему материалу в
начале урока. Выполнение такого теста можно организовать с помощью
компьютера и проектора. Обучающиеся отмечают правильные, с их точки
зрения, ответы на листочках, после чего учитель листочки собирает и
предлагает ученикам выполнить самопроверку, сверив свои ответы с верными.
Школьники, не справившиеся с тестом, будут на уроке работать с
теоретическим материалом учебника, выписывать определения и выполнять
задания более простого уровня. Тем самым, они не останутся в стороне от
урока, выполнят посильную для себя работу.
Образование может быть более современным, качественным и
доступным, если будет достигнут синергетический эффект между
мастерством педагогов и возможностями современных информационно
коммуникационных технологий.
Идеи этого поста представлены в авторской интерактивной инфографике
"Обучение в онлайне". (Обратите внимание, что многие элементы верхней
половины
кликабельны).
Источники: Поливанова К., Королёва Д.
Как смартфон помогает учиться
Пивненко О. Навигатор по мобильному обучению с элементами дополненной
реальности.
Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс
образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. – М.:
Федеральный
2016
Школа эпохи четвертой промышленной революции
Презентация
образования,
развития
книга
и
институт
Образовательные тренды: электронное обучение
Образовательные тренды: электронное обучение
Образовательные тренды: электронное обучение
Образовательные тренды: электронное обучение
Образовательные тренды: электронное обучение
Образовательные тренды: электронное обучение
Образовательные тренды: электронное обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.