ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ И ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

  • doc
  • 26.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ахметова Эллина.doc

Образовательный туризм и интерактивная беседа с использованием информационно-комуникационных технологий в воспитательной работе

 

Э.И. Ахметова, студентка 742 группы,

специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах,

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»,

Руководитель: Мифтахова А.М.

Информационно-коммуникационных технологии и интерактивные формы организации занятий во внеурочное время неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Их применение вносит в воспитательный процесс наглядность, красочность, информативность, интерактивность, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу реализовать дифференцированный подход, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения, что в свою очередь, способствует формированию качественных знаний, умений навыков учащегося.

Целью исследования является изучение связи туризма и интерактивной беседы в воспитательной работе.

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию процесса обучения.

Применение информационных, коммуникационных технологий  в процессе обучения ускоряет передачу знаний, накопленного опыта от одного человека к другому, повышает качество образования, дает возможность быстрее адаптироваться к происходящим изменениям в окружающей среде, а также способствует развитию и совершенствованию процесса обучения.

Информационные технологии обучения – совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Под информационно-коммуникационными технологиями обучения в профессиональной подготовке специалистов предлагается понимать систему общепедагогических, психологических, дидактических, частнo-метoдических процедур взаимодействия педагогов и обучаемых с учетом технических и человеческих ресурсов, направленную на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и информационных средств обучения, адекватных целям образования

При использовании ИКТ в образовании появляется возможность применения новых средств в процессе обучения: электронных учебников; библиотек; средств мультимедиа; аудио и видео технологий; информационно-поисковых и информационно-справочных систем, а так же виртуальные экскурсии и анализ образовательного туризма.

Существуют различные подходы к определению понятия «образовательный туризм». А. Р. Лебедев делает акцент на том, что образовательный тур — это продукт, действующий по законам рынка, подчеркивая, прежде всего, экономический аспект этого явления. В материалах Всемирной туристской организации уточняется, что обязательным компонентом образовательного туризма является образовательная деятельность. С позиции программно-ориентированного подхода образовательный туризм реализуется только при наличии учебной программы (В. П. Соломин, В. Л. Погодина). В аспекте пoтребнoстно-oриентированнoго понимания этого явления главной его целью является удовлетворение любопытства и образовательной потребности человека (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов). Обобщая приведенные трактовки, можно сказать, что образовательный туризм — это поездка с образовательной целью, однако, эта цель не всегда является единственной и главной.

Существует множество оснований для дифференциации образовательного туризма. С позиции возраста различают детский (школьный), юношеский, образовательный туризм для взрослых и пожилых людей. По объективному содержанию различают культурный туризм (культурно-исторический, этнокультурный, музейный туризм, тематический, креативный, арт-туризм), туризм впечатлений, событийный туризм, профессиональный туризм, экoтуризм,  городской и деревенский туризм. По цели и виду деятельности можно выделить профессиональный, языковой, творческий, культурно познавательный, оздоровительно-образовательный, музейный, программный туризм.

 Особенностью современного подхода к разработке направлений образовательного туризма для школьников является возможность его реализации во внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Анализ педагогической литературы позволяет конкретизировать направления и формы образовательного туризма для школьников следующим образом:

1. Сопровождение образовательных программ учебных дисциплин «История», «Литература», «География», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Иностранный язык», «История России», «Мировая художественная культура», «Физическая культура».

2. Разработка культурно-познавательных программ в рамках дополнительного художественного образования и эстетического воспитания: «Музыкальные путешествия», «Музыкальная и театральная культура мира», «Музеи мира: история и современность» и другие.

3. Подготовка развивающих маршрутов для детей дошкольного и младшего школьного возраста по социальной адаптации к окружающему миру.

4. Разработка городских видео- и аудио-экскурсий как творческих проектов школьников.

5. Реализация проектов сoциoкультурнoго направления, предполагающих знакомство с историей и культурой народов.

Сама по себе идея образовательного туризма не нова. История научно-познавательных и образовательных путешествий берет свое начало с древнейших времен. В России традиция образовательных путешествий зародилась еще во времена Петра Великого и была продолжена в последующем. Выпускники элитных образовательных заведений отправлялись за границу, чтобы дополнить свое образование личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. Как правило, это были претенденты на службу государственного масштаба — научную или дипломатическую, военную или управленческую.

В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

Кто бы еще 10-15 лет тому назад мог подумать, что сидя в свое кресле, можно виртуально практически мгновенно отправиться в любую точку нашей планеты? Походить по залам Лувра, Эрмитажа, посетить знаменитые комнаты Кремля, изучить экспонаты самых известных музеев мира, опуститься на дно океанов и т.д. и т.п. Все это стало возможным благодаря виртуальным экскурсиям, основанным на технологии панорамных 3Dфото. Суть метода такова: большое число сферических фотографий сводятся в единое панорамное изображение. Благодаря этому Вы можете смотреть вверх-вниз, фокусироваться на деталях, смотреть по сторонам и т.д. – всё практически как в реальной жизни!

Виртуальные экскурсии дают возможность каждому, у кого есть доступ в Интернет, побывать в различных уголках Земли. Особенно актуально это для людей с ограниченными физическими возможностями, которые не могут в реальности отправиться в путешествие. Впечатления, которые они получают в ходе виртуальных экскурсий, сопоставимы с эмоциями, которые мы испытываем в реальной жизни!

Для учащихся можно тоже устроить виртуальную экскурсию, используя информационно-коммуникационные технологии. Пройтись по памятным местам, музеям и городам прямо на занятии, это прекрасная возможность отвлечь их от урочной деятельности. Все при помощи приготовленных видеороликов, презентаций.

Согласно определению Е.Ф. Козина, виртуальные экскурсии – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д. [4].

Г.Н. Аквилева под виртуальной экскурсией понимает организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [1].

Е.В. Александрова считает, что виртуальная экскурсия – это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных условиях виртуальная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий [2].

Виртуальная экскурсия помогает решить следующие задачи:

·                   активизация познавательной деятельности учащихся.

·                   повышение эффективности урока.

·                   создание набора цифровых образовательных ресурсов для организации учебной работы.

Любая экскурсия, в том числе и виртуальная, входит в общую систему учебно-воспитательной работы, поэтому стоит уделить пристальное внимание её планированию и организации. А в настоящее время при использовании в процессе проведения чемпионатов по стандартам WorldSkills и демоэкзаменов все студенты должны уметь монтировать фильмы и проводить экскурсии в планетарии для детей, как дошкольного возраста, так и с младшими школьниками проводить виртуальные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Действительно, между виртуальной и традиционной экскурсией много общего, но есть и существенные отличия. Рассмотрим их в таблице:

 

Традиционная

Виртуальная

Место проведения

Природные сообщества, промышленные предприятия

Кабинет, лекционный зал

Доступность объектов для наблюдения

Не все доступны

Доступны

Затраты времени на проведение

Длительность включает дорогу до места и обратно

Не нужно покидать своего места

Формирование

навыков общения

с живой природой

Предоставляет широкие возможности

Отсутствует полностью

Возможность многократного воспроизведения условий наблюдения

Отсутствует

Виртуальной экскурсией можно пользоваться многократно

Степень активности, подвижности детей

Высокая

Низкая

(нужны динамические паузы)

Зависимость от погодных условий

Высокая

Не зависит от погодных условий

Таким образом, виртуальная экскурсия, конечно, не заменяет личное присутствие, но позволяет получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, так как обладают интерактивностью. В ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т. п.

После всей полученной информации с экскурсий необходима интерактивная беседа, для того, чтобы объединить все увиденное, услышанное. Можно провести интерактивную игру, дискуссию с использованием презентации. Оценить насколько повлиял образовательный туризм, виртуальная экскурсия на кругозор ученика, на творческую и познавательную деятельность и не оценим воспитательный момент при изучении исторического наследия страны и глобальных широт, как космоса, так и земных недр.

Список использованных источников

1.          Аквилева, Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе – М., 2004 г. – 240с.

2.         Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [Текст]/Е.В. Александрова //Литература в школе. – 2010. – №10. – С.22-24.

3.         Арнольдов А.И. Открытие мира культуры (беседы с молодыми) [Текст] /А.И. Арнольдов. –М.: МГУКИ, 2003. –171с.

4.         Ковалева А.Н. Педагогический потенциал образовательного туризма в системе непрерывного образования человека [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук./ А.Н. Ковалева. –М.,2013. –24с.


5.