Мы живём в эпоху стремительных перемен. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом этой эпохи, нам нужно овладевать новыми знаниями, учиться пользоваться ими на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, — постижение наук и искусства менеджмента в образовании.Мы живём в эпоху стремительных перемен. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом этой эпохи, нам нужно овладевать новыми знаниями, учиться пользоваться ими на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, — постижение наук и искусства менеджмента в образовании.
Статья Букаревой О.В. (г.Белгород).docx
«Образовательный менеджмент в ДОО»
Букарева О.В.,
заведующий МБДОУ
д/с № 12 г. Белгорода.
Ввиду краткости жизни мы не можем
позволить себе роскошь тратить время на задачи,
которые не ведут к новым результатам.
Л. Д. Ландау
В отечественной и зарубежной научной литературе проблемам
менеджмента в области образования, а также анализу различных
организационно управленческих аспектов образовательной деятельности
посвящено немало трудов.
Менеджмент в системе образования в работах некоторых современных
авторов выступает как:
целенаправленный, системно организованный процесс воздействий на его
структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающий их
целостность и эффективную реализацию функций, его оптимальное развитие;
научно организованное управление со своеобразной иерархией:
первый уровень управление деятельностью педагогического
коллектива,
второй управление деятельностью воспитанников;
комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических
приемов управления педагогическими системами, направленный на
повышение эффективности их функционирования и развития.
Вся проанализированная литература, связанная с управлением образованием,
может быть условно разделена на три направления:
первое управление процессом образования (у некоторых авторов
обучения, воспитания, или формирования личности);
второе управление образовательными организациями;
третье направление управление системами (программами, проектами)
образования.
Менеджмент в сфере образования – это специфическая отрасль
управленческих наук, вобравшая в себя истоки педагогики, психологии,
социологии управления, менеджмента и маркетинга. Образовательный
менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности.
Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание
управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов
управления: организации, иерархии управления, основное средство здесь воздействие
на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации,
контроля, стимулирования и пр.;
культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом,
организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок,
особенностей поведения;
рынка, рыночных отношений, т.е. отношений, основанных на равновесии
интересов продавца и покупателя.
Необходимость обращения к проблематике менеджмента в сфере
образования актуализирует еще и тот факт, что глобальные трансформации,
осуществляемые на сегодняшний день, помимо вполне очевидных позитивов
детерминировали и ряд кризисных явлений, затронувших, по существу, все
сферы общественной жизни, в том числе и вопросы управления. При этом
решение проблем управления в сфере образования является необходимым
условием становления и развития нынешней системы образования в качестве
социального института, адекватного насущным потребностям современного
общества.
Мы живём в эпоху стремительных перемен. Чтобы справиться с этим
беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом этой эпохи, нам
нужно овладевать новыми знаниями, учиться пользоваться ими на практике.
Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, — постижение наук
и искусства менеджмента в образовании.
C легкой руки американцев, английское слово «менеджмент» стало
известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить
образование. Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной
организации, имеющей общую конечную цель.
Можно выделить горизонтальное и вертикальное разделение управления.
Вертикальная дифференциация связанна Горизонтальная дифференциация
с разделением на уровне связи, построенным отражает разделение сфер
в иерархическом порядке (руководитель управления по направлениям,
верхнего уровня управляет деятельностью требующим специализированных
нижележащих уровней.) знаний и умений.
Хотелось бы сделать акцент на смене контроля. Жесткий контроль
сверху переходит в режим самоконтроля на всех уровнях. Предполагается
профессиональный контроль специалистов за конечными результатами
(педагоги психологи — за развитием детей; старшие воспитатели — за
здоровьем и физическим развитием; учителя дефектологи, учителя
логопеды — за результатами коррекционной работы и т. д. Таким образом
изменяется и само отношение педагога к контролю. Он чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль
приобретает регулятивно — коррекционный характер.
Основополагающие требования к развивающейся дошкольной
организации:
1. Дошкольная организация, в которой ребенок реализует свое право на
индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями,
способностями и возможностями.
2. Педагог развивает свои профессиональные и личные качества;
В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности
педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный,
организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность
педагогов.
«Профессиональный стандарт педагога» (приказ Минтруда России от
18.10.2013 № 544н) определяет педагога, как ключевую фигуру
реформирования образования. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою
очередь,
выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога
должно неизбежно повлечь за совой изменение стандартов его подготовки и
переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
3. Руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов.
4. Коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение
партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни
членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из
объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой;
организует разнообразную учебновоспитательную деятельность; создает
условия для сохранения здоровья ребенка.
5. Родитель активный участник — образовательного процесса.
Все изложенные положения лежат в основе философии обновлённого
дошкольного учреждения.
В наши дни в центре внимания оказывается ДОО как открытая
система, доступная для всех участников образовательного процесса. То есть в
объект управления включается и совокупность значимых связей ДОО с
внешней средой.
Выступают в своеобразном конфликте старый,
традиционный, и новый взгляды на ДОО. Философию образовательного учреждения по крупицам формирует
лидер (руководитель) организации.
Философия образовательного учреждения формируется вокруг важных
событий, из которых участники извлекают уроки о желательном и
нежелательном, она вырабатывается на основе потребности поддерживать
эффективные рабочие отношения между работниками ДОО, немало важную
роль здесь играет и окружающая среда и общественное мнение об
учреждении.
Философия управления образовательным учреждением определяет
стратегию, политику и цели для высшего руководства организации. Она задает
определяющие показатели для разработки системы управления и системы
исполнения решений. В ходе рабочих процессов образовательного учреждения
создаются все материальные и нематериальные активы, поэтому процессы
необходимо рассматривать как центральный элемент всех подсистем
организации, объединяющий все остальные части системы: руководство,
сотрудников, деятельность, методы, средства труда и элементы организационной
структуры.
Таким образом, для эффективного и рационального руководства
современным дошкольным образовательным учреждением нужен новый
руководитель – заведующий, директор который должен овладеть основами
управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах
управления ДОО, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном
конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя, то есть стать
менеджером образования.
Список литературы
1.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб.
пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004
3. Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя
ДОУ // Управление ДОУ, № 4, 2009.
Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным
4. Майер А.А. ДОУ как открытая развивающаяся система // Управление
ДОУ, № 8, 2006.
5.
дошкольным образовательным учреждением // Управление ДОУ, № 3, 2006.
6. Романенко Е. В. Управление ДОУ в современных условиях [Текст] //
Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч.
конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 7779.
7.
2009.
8.
2008.
Яковлева Г.В. Управление инновациями в ДОУ // Управление ДОУ, № 2,
Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ЛинкаПресс,
«Образовательный менеджмент в ДОО»
«Образовательный менеджмент в ДОО»
«Образовательный менеджмент в ДОО»
«Образовательный менеджмент в ДОО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.