Образы казачества в литературе и искусстве
Оценка 4.8

Образы казачества в литературе и искусстве

Оценка 4.8
doc
05.01.2021
Образы казачества в литературе и искусстве
Образ казачества в литературе и искусстве.doc

Образ казачества в литературе и искусстве

Образ казака был отображен во многих произведениях литературы и искусства. Основу для литературных произведений составили народные казачьи песни, баллады (думы), эпистолы (знаменитые письма запорожцев турецкому султану, сохранившиеся в нескольких списках), сказки и легенды.

Фольклорным источником о казачестве служат казацкие думы — своеобразные музыкально-поэтические произведения, исполняемые под аккомпанемент бандуры (кобзы). Думы воспевали подвиги казачества в борьбе с турками и татарами, рассказывали о тяжести турецкой неволи, о бегстве из нее ("Втэча трьох братив з Азова", "Маруся Богуславка", "Дума про Байду" и др.) Образы некоторых дум, таких, как Байда, Мамай, Голота — подобны былинным образам богатырей. В других думах рисуется выдержка и мудрость народных героев ("Самийло Кишка"). В более поздних думах рассказывается, главным образом, об освободительной борьбе украинского народа против Речи Посполитой. Все думы отличаются лиричностью, особенно это касается дум о татарском плене ( так называемые "невольничьи плачи")  Д.Яворницкий отмечает: "Будучи высокими ценителями песен, дум и родной музыки, запорожцы любили послушать своих баянов, слепцов — кобзарей, нередко сами брались за кобзы, бывшие у них любимым музыкальным инструментом. Кобзарь у запорожцев был хранителем заветных казацких преданий, живописатель "рыцарских подвигов", иногда первый лекарь больных и раненых, иногда освободитель невольников из плена, иногда поджигатель к военным походам и славным подвигам низовых молодцов".  Образ  казака в думах не только подчеркивает его мужественность и самопожертвование, но и глубокий лиризм, углубленность в собственные переживания и мысли. Это проявляется, в частности, в отношении казака к верной подруге — бандуре: умирая в безводной  степи он обращается к ней, называя "дружиною" (женой) и в горе спрашивает ее:

А дэ ж мэни тэбэ диты?
А чы у чыстому поли испалыты?
А попилэць по витру пустыты?
А чы на могыли положыты?

Из дум и баллад впоследствии формировался казачий песенный фольклор, огромный по объему и едва изученный. Тематика многих исторических песен та же, что и дум: о подвигах казацких вожаков ("Ой, на гори тай жэнци жнуть", " Засвисталы козаченькы в похид з полуночи...", "Наш Бакланов удалой"), о тяжкой казачьей судьбе ("Ишли два героя с турецького плена", " Ой, на турецькой стороне", "Там, де Ятрань..."). Особое место занимают песни, отображающие реальные исторические события — как, например, "Песня о беседе терских казаков с Иваном Грозным", известная по нескольким спискам. В XVII веке исследователи отмечают первых народных поэтов, — такой, например, была знаменитая Маруся Богуславка.  Дочь сотника Полтавского полка, погибшего в борьбе с поляками, Мария Гордеевна Чурай прожила всего двадцать лет, однако сложила множество песен, ставших впоследствии народными: "Грыцю, Грыцю, до роботы", "Засвысталы козаченькы", "Выють витры, выють буйни", "Ой, нэ ходы Грыцю тай на вечорныци".

Удаль, лихость и поэтичность казачьих песен послужили причиной их быстрого и повсеместного распространения, причем восприятие их было настолько полным, что многие из них стали называть русскими народными: "Черный ворон", "Ты воспой, ты воспой в саду соловейка", " Розпрягайте, хлопци , конэй". Устное песенное творчество было присуще социальной общности казачества вплоть до 20-30-х годов XX века, и последние из записанных песен сложены в австралийской и парагвайской эмиграции.

В восьмидесятых — девяностых годах казаки стали героями нескольких опер. Наиболее известная из них — произведение выдающегося украинского композитора, создателя украинской академической музыкальной школы Н.В.Лысенко "Тарас Бульба" в 5 действиях. В музыке оперы использован колоссальный фольклорный материал, собранный автором в многочисленных экспедициях по Украине.. В эти же годы к казачьей теме неоднократно обращался П.И.Чайковский в своих операх "Ночь под Рождество", "Мазепа". Н.Римский-Корсаков в операх "Майская ночь", "Ночь перед Рождеством", "Пан Воевода"82 . Свою последнюю оперу "Сорочинская ярмарка" не успел завершить М.Мусоргский.83

В начале XX столетия казачья тема нашла свое отображение в новом искусстве : кинематографе. Осенью 1896 года пионер российской кинематографии А.К.Федерецкий снял видовой фильм "Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка", а в 1908 году А.Дранков снимает документальный фильм "Донские казаки", пользовавшийся небывалым успехом у публики. Первый игровой фильм в России, снятый тем же А.Дранковым и вышедший на экраны в октябре 1908 г., назывался "Стенька Разин" и представлял собой своеобразный киноклип, состоявший из нескольких живых картин на тему широко известной песни "Из-за острова на стрежень". О художественной глубине образа говорить не приходится, однако потенциальные возможности казачьей образности были заложены и получили свое дальнейшее воплощение как в советском, так и в зарубежном кинематографе. До революции было снято несколько фильмов о казаках — в основном экранизация литературных произведений: "Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири", "Тарас Бульба", "Любовь Андрия", "Стенька Разин".

С середины 20-х годов казачество вышло на киноэкраны не только Советского Союза, но и зарубежных государств. Известный дореволюционный режиссер М.Чардынин создает фильм о герое народного эпоса, исторической личности , запорожском казаке Тарасе Трясило. В фильме Н.Шенгелая "Элисо" (1928) казаки опять ударная сила царизма, но в выселении в Турцию чеченцев . Тогда же фильмы о казаках начали снимать и в Голливуде: в 1928 году из Югославии в США выехали сто кубанских казаков для участия в съемках кинофильма по повести Л.Толстого "Казаки". Для фильма по проекту русского архитектора А.Тобулова была построена казачья станица с церковью, куренями, подлинной казачьей обстановкой.

В предвоенные годы, после разрешения призыва казаков на действительную военную службу была предпринята довольно удачная попытка популяризации образа казака в песнях. Именно тогда появились "Красная казачья" (" Скачут кони из-за Терека реки") М.Блантера, "Конники Буденного" ( С неба полуденного жара не подступи") Д.Покрасса и другие. В них казак выступал лихим рубакой, полностью переродившимся в советской стране и готовый выступить на ее защиту.

Во второй половине 30-х годов в советском киноискусстве казак стал образом борца за лучшую народную долю, против богатеев — эксплуататоров и иноземных захватчиков. Это фильмы "Емельян Пугачев" (1937, режиссера П.Петрова-Бытова) — по роману В.Шишкова, написанного примерно в то же время, "Степан Разин" (1939 год, режиссер О.Преображенская и И.Правов). Специфика казачьего быта, особенности поведения и произношения не раз становились основой для комедийных сюжетов. Наиболее заметной работой такого рода является фильм режиссера Е.Червякова "В станице Дальней" (1940): героини фильма, кубанские колхозницы борются за право участия в маневрах Красной Армии, при этом веселые приключения прерываются назидательными речами.

Особое место занимает в советском кинематографе образ казака — борца за свободу, особенно востребованного в годы войны. Такими были, например, "Поход Ворошилова" (1942, братья Васильевы), "Богдан Хмельницкий"( 1941, И.Савченко).

В военное время появилось множество песен о казаках, которые быстро стали популярными: " Казак уходил на войну" (Т.Хренников), "Едут по Берлину наши казаки", "Два казака — два донца" (Н.Богословский). Казак — защитник Родины, беззаветно преданный социалистической идее воспевался двумя хоровыми коллективами, ставшими впоследствии академическими: Донским и Кубанским казачьими хорами.

После войны фильмы, спектакли, книги о казачестве в принципе сохраняли ранее заданную тематику и философию: казак — защитник социалистического Отечества, борец за Советскую власть, дающий отпор иноземным захватчикам. Таким, например, стал образ Ивана Кочубея, борца за Советскую власть на Кубани ( 1958 г, Ю.Озеров, в роли Кочубея — Н.Рыбников), снятый по мотивам повести А.Первенцева. Очень своеобразно показаны казаки в фильме "Смелые люди" (1950) — о них не сказано ни слова, однако они легко узнаваемы и воспринимаемы зрителем.

Наиболее яркими фильмами о казаках многие считают "Кубанские казаки" И.Пырьева (1949 г), " Стряпуха", "Гость с Кубани" и другие фильмы.

В конце 50-х годов корифей советского киноискусства С.А.Герасимов берется за экранизацию "Тихого Дона", ставшего впоследствии победителем многих кинофестивалей в СССР и за рубежом. Режиссер сумел доходчиво и высоко профессионально воплотить шолоховское произведение, добавив к шолоховскому пониманию образов свое, во многом более глубокое и надрывно-трагичное. Актерские работы П.Глебова (Григорий), С.Ильенко ( Пантелей Прокофьевич), В.Захарченко (Прохор Зыков), И.Дмитриева ( Евгений Листницкий), В.Глузского ( есаул Калмыков), Б.Новикова ( Митька Коршунов) совершенны и абсолютны, их игра может быть определена термином "казачья академичность". Сам М.Шолохов высоко оценивал эту экранизацию, особо подчеркивая убедительность женских образов фильма. Этот фильм стал звездным часом для Э.Быстрицкой (Аксинья), З.Кириенко (Наталья) Л.Хитяевой ( Дарья Мелехова), Н.Архангельской ( Дуняшка). Людмила Хитяева начала этим фильмом свой замечательный актерский парад казачьих образов, создав их едва ли не больше всех в советском кино: Лушка Нагульнова ("Поднятая целина"), Галина Сахно ("Стряпуха"), Солоха ("Ночь перед Рождеством"), Клавдия Пухлякова ("Цыган").

Несколько позже, в начале шестидесятых была осуществлена экранизация "Поднятая целина", в которой критиками отмечалась актерские работы Е.Матвеева ( Макар Нагульнов), П.Глебова (есаул Половцев), Л.Хитяевой (Лушка Нагульнова).

Казачья тематика в литературе и искусстве нашла свое отображение в творчестве многих литераторов, художников и композиторов во нескольких странах мира. Основными особенностями, присущими казакам как героям литературных, музыкальных произведений и живописных полотен, были их социально-общностные черты и личностные качества, в которых авторы искали сущность казачьего мировоззрения и формы его проявления в реальной жизни. Именно писатели, музыканты и художники поставили перед собой задачу абстрагировать своего героя от реальных обстоятельств и создать образ, в котором воплотился бы авторский идеал понимания казачества, своего рода мечта автора о казаке — вольном и достойном человеке, патриоте и страдальце за землю русскую. В произведениях Л.Толстого, Н.Гоголя, Г.Сенкевича, И.Котляревского казаки изображены в моменты высокого душевного порыва, сложных исторических коллизий,  несут всю тяжесть собственной судьбы достойно и безропотно. Вместе с тем, лишь очень немногие авторы поступились собственным художественым замыслом во имя исторической правды изображаемых событий — это прежде всего Г.Сенкевич, М.Шолохов, П.Краснов. Если попытаться выделить обобщающие черты казаков — героев литературных произведений то в общем это будут стремление к свободе, воле, как ее называют казаки  и верность своему товариществу. Соблюдение этих незыблемых постулатов казачьего мировоззрения и составляет тот путь правды, путь постижения справедливой истины, который суждено пройти каждому казаку в его земной жизни.


1 Древняя русская литература М.1980.

7 В. Матвеев "Слово о кубанском казачестве" Краснодар 1995 год.

8 Д. Яворницкий. История запорожских казаков т.1 стр.238.

12 Украинская литература Киев "Освiта" 1990 г стр. 95.

13 Там же, стр. 102.

14 Там же, стр. 95.

15 А.С.Хомяков. Стихотворения и драмы . Серия "Библиотека поэта" Советский писатель Ленинградское отделение 1969 год. Стр. 12

16 Там же, стр 12

17 Там же, стр 13.

18

21 Н. Костомаров. Казаки. Исторические монографии и исследования М. "Чарли" 1995 стр. 45.

26 Энциклопедический словарь "Брокгауз и Эфрон", биографии , Россия, Мультимедиа энциклопедия статья "Железнов"

28

29 Энциклопедический словарь Брокгауз и Эфрон Биографии Россия Мультимедиа энциклопедия. Статьи.

31 Д. Яворницкий. История запорожских казаков т3. Иллюстрации "Запорожцы по Ригельману"

33 А.А. Керсновский. История русской армии М.1992 т.1 раздел иллюстраций.

34 В. Сироткин Отечественная война 1812 года М. Просвещение 1988 стр.179, 182.

35 А.А. Керсновский. История русской армии М.1992 т.1 раздел иллюстраций.

36 Казаки России №1 1997 г. стр.51.

37 А.А. Керсновский. История русской армии М.1992 т.1 раздел иллюстраций.

38 В. Сироткин Отечественная война 1812 года М. Просвещение 1988 стр.215

39 В. Сироткин Отечественная война 1812 года М. Просвещение 1988 стр.180

40 Н. Костомаров. Казаки. М. Чарли 1995 стр. 432

41 Там же, стр. 507.

43 Кубанское казачество — три века исторического пути Материалы международной научно-практической конференции Краснодар 1996 стр 45-46

48

52 В. Гиляровский ПСС т.2 стр.39..

60 Г. Сенкевич Огнем и мечом. Ярославль 1993 стр.104.

61

66 Казачий словарь-справочник т.2 стр.46.

67

71 Казачий словарь-справочник, т 3, стр. 182

72 Казачий словарь-справочник т1 стр. 14

73

75 Казачий словарь — справочник т 3 стр. 74.

76 Казачий словарь-справочник т 2. стр. 79

77 В.Матвеев. Слово о кубанском казачестве Краснодар 1995 стр 205

80 Казачий словарь-справочник т.3 стр. 260

83 Детская энциклопедия М 1968 т 12 стр. 429.

84 Кубанское казачество: три века исторического пути. Краснодар 1996 год стр. 22

85 Детская энциклопедия М 1968 т 12 стр. 569

86 Кубанское казачество: три века исторического пути. Краснодар 1996 год стр. 22 —23

87 Там же, стр.24

88 В.Матвеев Слово о кубанском казачестве стр.279

89 Казачий словарь — справочник, т 2 стр. 87

90 Там же, т 1, стр 14

91 Там же, стр 34-35

92 История казачества Урала Оренбург — Челябинск 1992 год, стр 226

93 Там же, стр 70-71

94 В.Матвеев Слово о кубанском казачестве стр.282

98 Кубанское казачество : три века исторического пути. Стр 23.

99 В. Матвеев Слово о кубанском казачестве Краснодар 1995 , стр. 282.

100 Кубанское казачество: три века исторического пути,

104 "Русское богатство", 1991 №1

[Постоянный адрес статьи в интернете — http://www.archipelag.ru/authors/kutuzov/?library=1138]



Copyright © 2013 Русский архипелаг. Все права защищены.

 


Скачано с www.znanio.ru

Образ казачества в литературе и искусстве

Образ казачества в литературе и искусстве

XX века, и последние из записанных песен сложены в австралийской и парагвайской эмиграции

XX века, и последние из записанных песен сложены в австралийской и парагвайской эмиграции

Красной Армии, при этом веселые приключения прерываются назидательными речами

Красной Армии, при этом веселые приключения прерываются назидательными речами

В произведениях Л.Толстого, Н

В произведениях Л.Толстого, Н

А.А. Керсновский. История русской армии

А.А. Керсновский. История русской армии

Древняя русская литература М.1980

Древняя русская литература М.1980
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2021