Образ казачества в литературе и искусстве
Образ казака был отображен во многих произведениях литературы и искусства. Основу для литературных произведений составили народные казачьи песни, баллады (думы), эпистолы (знаменитые письма запорожцев турецкому султану, сохранившиеся в нескольких списках), сказки и легенды.
Фольклорным источником о казачестве служат казацкие думы — своеобразные музыкально-поэтические произведения, исполняемые под аккомпанемент бандуры (кобзы). Думы воспевали подвиги казачества в борьбе с турками и татарами, рассказывали о тяжести турецкой неволи, о бегстве из нее ("Втэча трьох братив з Азова", "Маруся Богуславка", "Дума про Байду" и др.) Образы некоторых дум, таких, как Байда, Мамай, Голота — подобны былинным образам богатырей. В других думах рисуется выдержка и мудрость народных героев ("Самийло Кишка"). В более поздних думах рассказывается, главным образом, об освободительной борьбе украинского народа против Речи Посполитой. Все думы отличаются лиричностью, особенно это касается дум о татарском плене ( так называемые "невольничьи плачи") Д.Яворницкий отмечает: "Будучи высокими ценителями песен, дум и родной музыки, запорожцы любили послушать своих баянов, слепцов — кобзарей, нередко сами брались за кобзы, бывшие у них любимым музыкальным инструментом. Кобзарь у запорожцев был хранителем заветных казацких преданий, живописатель "рыцарских подвигов", иногда первый лекарь больных и раненых, иногда освободитель невольников из плена, иногда поджигатель к военным походам и славным подвигам низовых молодцов". Образ казака в думах не только подчеркивает его мужественность и самопожертвование, но и глубокий лиризм, углубленность в собственные переживания и мысли. Это проявляется, в частности, в отношении казака к верной подруге — бандуре: умирая в безводной степи он обращается к ней, называя "дружиною" (женой) и в горе спрашивает ее:
А дэ ж мэни тэбэ диты?
А чы у чыстому поли испалыты?
А попилэць по витру пустыты?
А чы на могыли положыты?
Из дум и баллад впоследствии формировался казачий песенный фольклор, огромный по объему и едва изученный. Тематика многих исторических песен та же, что и дум: о подвигах казацких вожаков ("Ой, на гори тай жэнци жнуть", " Засвисталы козаченькы в похид з полуночи...", "Наш Бакланов удалой"), о тяжкой казачьей судьбе ("Ишли два героя с турецького плена", " Ой, на турецькой стороне", "Там, де Ятрань..."). Особое место занимают песни, отображающие реальные исторические события — как, например, "Песня о беседе терских казаков с Иваном Грозным", известная по нескольким спискам. В XVII веке исследователи отмечают первых народных поэтов, — такой, например, была знаменитая Маруся Богуславка. Дочь сотника Полтавского полка, погибшего в борьбе с поляками, Мария Гордеевна Чурай прожила всего двадцать лет, однако сложила множество песен, ставших впоследствии народными: "Грыцю, Грыцю, до роботы", "Засвысталы козаченькы", "Выють витры, выють буйни", "Ой, нэ ходы Грыцю тай на вечорныци".
Удаль, лихость и поэтичность казачьих песен послужили причиной их быстрого и повсеместного распространения, причем восприятие их было настолько полным, что многие из них стали называть русскими народными: "Черный ворон", "Ты воспой, ты воспой в саду соловейка", " Розпрягайте, хлопци , конэй". Устное песенное творчество было присуще социальной общности казачества вплоть до 20-30-х годов XX века, и последние из записанных песен сложены в австралийской и парагвайской эмиграции.
В восьмидесятых — девяностых годах казаки стали героями нескольких опер. Наиболее известная из них — произведение выдающегося украинского композитора, создателя украинской академической музыкальной школы Н.В.Лысенко "Тарас Бульба" в 5 действиях. В музыке оперы использован колоссальный фольклорный материал, собранный автором в многочисленных экспедициях по Украине.. В эти же годы к казачьей теме неоднократно обращался П.И.Чайковский в своих операх "Ночь под Рождество", "Мазепа". Н.Римский-Корсаков в операх "Майская ночь", "Ночь перед Рождеством", "Пан Воевода"82 . Свою последнюю оперу "Сорочинская ярмарка" не успел завершить М.Мусоргский.83
В начале XX столетия казачья тема нашла свое отображение в новом искусстве : кинематографе. Осенью 1896 года пионер российской кинематографии А.К.Федерецкий снял видовой фильм "Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка", а в 1908 году А.Дранков снимает документальный фильм "Донские казаки", пользовавшийся небывалым успехом у публики. Первый игровой фильм в России, снятый тем же А.Дранковым и вышедший на экраны в октябре 1908 г., назывался "Стенька Разин" и представлял собой своеобразный киноклип, состоявший из нескольких живых картин на тему широко известной песни "Из-за острова на стрежень". О художественной глубине образа говорить не приходится, однако потенциальные возможности казачьей образности были заложены и получили свое дальнейшее воплощение как в советском, так и в зарубежном кинематографе. До революции было снято несколько фильмов о казаках — в основном экранизация литературных произведений: "Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири", "Тарас Бульба", "Любовь Андрия", "Стенька Разин".
С середины 20-х годов казачество вышло на киноэкраны не только Советского Союза, но и зарубежных государств. Известный дореволюционный режиссер М.Чардынин создает фильм о герое народного эпоса, исторической личности , запорожском казаке Тарасе Трясило. В фильме Н.Шенгелая "Элисо" (1928) казаки опять ударная сила царизма, но в выселении в Турцию чеченцев . Тогда же фильмы о казаках начали снимать и в Голливуде: в 1928 году из Югославии в США выехали сто кубанских казаков для участия в съемках кинофильма по повести Л.Толстого "Казаки". Для фильма по проекту русского архитектора А.Тобулова была построена казачья станица с церковью, куренями, подлинной казачьей обстановкой.
В предвоенные годы, после разрешения призыва казаков на действительную военную службу была предпринята довольно удачная попытка популяризации образа казака в песнях. Именно тогда появились "Красная казачья" (" Скачут кони из-за Терека реки") М.Блантера, "Конники Буденного" ( С неба полуденного жара не подступи") Д.Покрасса и другие. В них казак выступал лихим рубакой, полностью переродившимся в советской стране и готовый выступить на ее защиту.
Во второй половине 30-х годов в советском киноискусстве казак стал образом борца за лучшую народную долю, против богатеев — эксплуататоров и иноземных захватчиков. Это фильмы "Емельян Пугачев" (1937, режиссера П.Петрова-Бытова) — по роману В.Шишкова, написанного примерно в то же время, "Степан Разин" (1939 год, режиссер О.Преображенская и И.Правов). Специфика казачьего быта, особенности поведения и произношения не раз становились основой для комедийных сюжетов. Наиболее заметной работой такого рода является фильм режиссера Е.Червякова "В станице Дальней" (1940): героини фильма, кубанские колхозницы борются за право участия в маневрах Красной Армии, при этом веселые приключения прерываются назидательными речами.
Особое место занимает в советском кинематографе образ казака — борца за свободу, особенно востребованного в годы войны. Такими были, например, "Поход Ворошилова" (1942, братья Васильевы), "Богдан Хмельницкий"( 1941, И.Савченко).
В военное время появилось множество песен о казаках, которые быстро стали популярными: " Казак уходил на войну" (Т.Хренников), "Едут по Берлину наши казаки", "Два казака — два донца" (Н.Богословский). Казак — защитник Родины, беззаветно преданный социалистической идее воспевался двумя хоровыми коллективами, ставшими впоследствии академическими: Донским и Кубанским казачьими хорами.
После войны фильмы, спектакли, книги о казачестве в принципе сохраняли ранее заданную тематику и философию: казак — защитник социалистического Отечества, борец за Советскую власть, дающий отпор иноземным захватчикам. Таким, например, стал образ Ивана Кочубея, борца за Советскую власть на Кубани ( 1958 г, Ю.Озеров, в роли Кочубея — Н.Рыбников), снятый по мотивам повести А.Первенцева. Очень своеобразно показаны казаки в фильме "Смелые люди" (1950) — о них не сказано ни слова, однако они легко узнаваемы и воспринимаемы зрителем.
Наиболее яркими фильмами о казаках многие считают "Кубанские казаки" И.Пырьева (1949 г), " Стряпуха", "Гость с Кубани" и другие фильмы.
В конце 50-х годов корифей советского киноискусства С.А.Герасимов берется за экранизацию "Тихого Дона", ставшего впоследствии победителем многих кинофестивалей в СССР и за рубежом. Режиссер сумел доходчиво и высоко профессионально воплотить шолоховское произведение, добавив к шолоховскому пониманию образов свое, во многом более глубокое и надрывно-трагичное. Актерские работы П.Глебова (Григорий), С.Ильенко ( Пантелей Прокофьевич), В.Захарченко (Прохор Зыков), И.Дмитриева ( Евгений Листницкий), В.Глузского ( есаул Калмыков), Б.Новикова ( Митька Коршунов) совершенны и абсолютны, их игра может быть определена термином "казачья академичность". Сам М.Шолохов высоко оценивал эту экранизацию, особо подчеркивая убедительность женских образов фильма. Этот фильм стал звездным часом для Э.Быстрицкой (Аксинья), З.Кириенко (Наталья) Л.Хитяевой ( Дарья Мелехова), Н.Архангельской ( Дуняшка). Людмила Хитяева начала этим фильмом свой замечательный актерский парад казачьих образов, создав их едва ли не больше всех в советском кино: Лушка Нагульнова ("Поднятая целина"), Галина Сахно ("Стряпуха"), Солоха ("Ночь перед Рождеством"), Клавдия Пухлякова ("Цыган").
Несколько позже, в начале шестидесятых была осуществлена экранизация "Поднятая целина", в которой критиками отмечалась актерские работы Е.Матвеева ( Макар Нагульнов), П.Глебова (есаул Половцев), Л.Хитяевой (Лушка Нагульнова).
Казачья тематика в литературе и искусстве нашла свое отображение в творчестве многих литераторов, художников и композиторов во нескольких странах мира. Основными особенностями, присущими казакам как героям литературных, музыкальных произведений и живописных полотен, были их социально-общностные черты и личностные качества, в которых авторы искали сущность казачьего мировоззрения и формы его проявления в реальной жизни. Именно писатели, музыканты и художники поставили перед собой задачу абстрагировать своего героя от реальных обстоятельств и создать образ, в котором воплотился бы авторский идеал понимания казачества, своего рода мечта автора о казаке — вольном и достойном человеке, патриоте и страдальце за землю русскую. В произведениях Л.Толстого, Н.Гоголя, Г.Сенкевича, И.Котляревского казаки изображены в моменты высокого душевного порыва, сложных исторических коллизий, несут всю тяжесть собственной судьбы достойно и безропотно. Вместе с тем, лишь очень немногие авторы поступились собственным художественым замыслом во имя исторической правды изображаемых событий — это прежде всего Г.Сенкевич, М.Шолохов, П.Краснов. Если попытаться выделить обобщающие черты казаков — героев литературных произведений то в общем это будут стремление к свободе, воле, как ее называют казаки и верность своему товариществу. Соблюдение этих незыблемых постулатов казачьего мировоззрения и составляет тот путь правды, путь постижения справедливой истины, который суждено пройти каждому казаку в его земной жизни.
|
||
[Постоянный адрес статьи в интернете — http://www.archipelag.ru/authors/kutuzov/?library=1138]
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.