Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение ФГОС определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся использую в обучении современные образовательные технологии.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам истории и обществознания.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
На уроках истории и обществознания использую следующие образовательные технологии:
1. Предметно-ориентированные технологии
2. Технологии личностно-ориентированного обучения
3. Технология эвристического обучения
4. Диалоговые технологии
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии.
Рассмотрим технологиях, элементы которых применяю в своей практике:
1) предметно-ориентированные технологии
К ним относятся
а) технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.
Рассмотрим один из подходов к обучению учащихся на уроках истории и обществознания в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения истории и обществознанию по трем уровням сложности: А, В и С, где уровень А может обеспечивать обучение в общеобразовательных классах и в классах естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное образование, а уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:1) составление текстов диктантов по знанию исторических терминов; 2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу; 3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение на заданную историческую или обществоведческую тему; 5) работа с дополнительной литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.
б) Технология концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по истории и обществознанию предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам, документам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по истории и обществознанию. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе исторических документов, статей законов и т.п.
При использовании концентрированного обучения:
1. Материал изучается крупными блоками.
2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
7. Особую роль в овладении терминами и понятиями играет словарная работа.
2) Технология личностно-ориентированного обучения
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование
На своих уроках я использую метод проектов - самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с разными текстами и документами на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом:1. Предварительный выбор старшеклассником темы. 2. Составление плана. 3. Изучение литературы по данной теме и сбор материала. 4. Создание собственного текста. 5. Защита. 6. Ответы на вопросы по теме проекта. 7. Выступление на школьной конференции, например «Серебряная альфа».
3) Игровые технологии
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, уроки-викторины по историческим эпохам и событиям; исторические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.
4) Информационно-коммуникационные технологии
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Использование ИКТ в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью этих технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. К тому же возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
И именно использование ИКТ на уроках истории и обществознания позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.
Внедрение ИКТ на уроках истории и обществознания позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайдовые презентации. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.
На уроках истории и обществознания часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии исторических деятелей, изучение исторических событий. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический, событийный материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию, привести видеофрагменты.
Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, презентация учеников 9 класса по теме «Искусство XIX века» можно использовать, кроме уроков истории, на уроках литературы и МХК).
Результаты использования ИКТ на уроке:
- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
- применяется индивидуальный подход;
- повышается степень наглядности при изложении учебного материала;
- развивается творческий потенциал детей;
- появляются возможности для моделирования учебного процесса;
- снижается утомляемость учащихся;
- сокращается время на опрос.
Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», РЭШ, ЯКласс и т.п. Впоследствии с этими порталами я также знакомлю и своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии.
Меня как учителя – практика особенно заинтересовала Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленная на Федеральном портале «Российское образование». В базисном учебном плане на преподавание истории и обществознания в старшей школе отводится по 2 часа в 10 классе, по 2 часа в 11 классе. При этом предметы «история», а особенно «обществознание» выбираются учениками для экзамена на государственной итоговой аттестации. Выстроить рационально процесс преподавания истории и обществознания в выпускных классах, систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне мне помогает использование цифровых образовательных ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения истории и обществознания. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.
На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.
Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения истории и обществознания, и как источник накопления знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить историческое и обществоведческое развитие учащегося (проекты, сайты).
Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю истории и обществознания важно заинтересовать ребенка, показать ему важность знания истории своей страны и мира в целом. Как же познакомить их с историей, с этапами развития общества? Здесь приходят на помощь записи фильмов. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать.
В практике своей работы я использую мультимедиа-пособии из серии «Уроки всеобщей истории Кирилла и Мефодия» и «Уроки обществознания Кирилла и Мефодия», российский общеобразовательный портал, сообщество учителей истории на сайтах «Педсовет», «Инфоурок», «Мультиурок», правовые базы «Консультант» и «Гарант» и другие.
При подготовке к урокам использую следующие Интернет-ресурсы:
№ |
Наименование ЭОР и ЦОР |
Адрес |
1 |
Коллекция цифровых образовательных ресурсов |
www.school-collection.edu.ru |
2 |
Официальный сайт ФИПИ |
www.fipi.ru |
3 |
Портал ЕГЭ |
www.ege.edu.ru |
4 |
Федеральный центр информационно-образовательных |
www.fcior.edu/ru |
5 |
Российский общеобразовательный портал |
www.school.edu.ru |
6 |
Федеральный портал «Российское образование» |
www.edu.ru |
7 |
Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» |
window.edu.ru |
8 |
Сообщество учителей истории на сайте «Педсовет» |
pedsovet.su |
9 |
Открытый банк заданий по ЕГЭ и ОГЭ |
www.fipi.ru |
10 |
Решу ЕГЭ и ОГЭ – обучающая система Д. Гущина |
http://reshuege.ru |
11 |
Правовая база данных «Гарант» |
http://www.garant.ru |
12 |
Правовая база данных «Консультант-Плюс» |
http://www.consultant.ru |
13 |
Конституция, кодексы и законы Российской Федерации |
http://www.gdezakon.ru |
14 |
Инфоурок |
infourok.ru |
15 |
Открытый класс |
openclass.ru |
16 |
Социальная сеть работников образования |
nsportal.ru |
17 |
Учительский портал |
https://www.uchportal.ru |
18 |
Мультиурок |
https://multiurok.ru |
20 |
Копилка уроков |
https://kopilkaurokov.ru |
21 |
Право для школьников |
http://pravo-olymp.ru |
22 |
Всероссийская олимпиада в Москве |
http://vos.olimpiada.ru |
23 |
Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников |
http://www.rosolymp.ru |
24 |
Российский совет олимпиады школьников |
http://rsr-olymp.ru |
25 |
Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников |
http://vserosolymp.rudn.ru |
26 |
Всем, кто учится |
http://alleng.org |
27 |
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://открытыйурок.рф |
№ |
Наименование ЭОР и ЦОР (учебные электронные издания) |
Год издания |
1 |
Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX-XIX вв. |
Директмедиа Паблишинг, 2007 |
2 |
Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века |
ЗАО «Новый диск», 2007 |
3 |
Занимательная история. Часть 1. Зарубежная история. Древний мир и Средневековье |
ЗАО «Новый диск», 2007 |
4 |
Занимательная история. Часть 2. Зарубежная история. Новое и новейшее время |
ЗАО «Новый диск», 2007 |
5 |
Электронная библиотека Просвещение». История. 5 класс |
ЗАО "Просвещение-МЕДИА, 2004 |
6 |
Обществознание 8-11 |
ЗАО «Новый диск», 2007 |
7 |
Энциклопедия истории России 862-1917 |
Москва: Коминфо. 2008 |
8 |
Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир |
Нью Медиа Дженерейшн, 2004 |
9 |
Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века |
Нью Медиа Дженерейшн, 2004 |
10 |
Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история |
Нью Медиа Дженерейшн, 2005 |
11 |
Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшая история |
Нью Медиа Дженерейшн, 2005 |
12 |
Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия. До XIX века. |
Нью Медиа Дженерейшн, 2004 |
13 |
Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX-XX века |
Нью Медиа Дженерейшн, 2005 |
Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании истории и обществознания не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.
Я активно использует технологию проблемного обучения на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п.
Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.
Например, при изучении Бородинского сражения знакомлю учащихся с различными мнениями о результатах и последствиях этого сражения: а) Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона.
б) Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова.
в) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны позднейшие успехи русской армии.
Ребята высказывают свои суждения, сравнивают планы Наполеона и Кутузова перед сражением, спорят. В споре рождается истина. Они приходят к выводу, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, его армия понесла невосполнимый моральный урон, была потеряна половина войска.
Результаты использования данной технологии:
- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию;
- воспитывается уважение к чужой точке зрения;
- активизируется познавательная деятельность учащихся;
- увеличивается количество творческих работ;
- учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.
Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА.
На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках истории и обществознания, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках. На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.
На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации). Составляю тесты сама при помощи интернет ресурсов или использую готовые контрольно-измерительные материалы.
Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.
Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Я активно использую эту технологию. На уроках истории в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, осуществляю связь с уроками литературы и искусства (музыка, ИЗО, МХК). На своих уроках я использую музыкальные произведения, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.
Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.
ТЕХНОЛОГИЯ АМО (активных методов обучения)
«Галерея портретов», «Найди ошибку», «Поэтическая страничка»
Цель: эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой.
Постановка учебной задачи
«Дерево желаний»
Цель: эффективно провести постановку целей обучения.
Операционно-исполнительский этап
«Кластер», «Мозговой штурм»
Цель: представить обучающимся основные направления движения, для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Организация самостоятельной работы над темой
Творческая лаборатория.
Цель: научиться обсуждать и анализировать данную тему
Оценочно-рефлексивный этап
«Мудрый совет», «Письмо самому себе»
Цель: оценить приобретенные знания и умения, выявить свои успехи и подвести итоги урока.
Формирование совокупности УУД, приобретение предметных знаний и достижений метапредметных результатов.
Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, рефлексии.
Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, а потому считаю важным обратиться к основным требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии и их элементы применяю на уроках и во внеурочное время. Я всегда внимательно отношусь к состоянию здоровья учащихся на уроке, систематически организую физкультурные паузы, в качестве релаксации на уроке активно использую музыку, создаю благоприятный психологический климат на уроке. Используя технические средства обучения, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма заданий. Осуществляю чередование видов деятельности, предупреждающее переутомления учащихся.
Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. Во внимание также принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал. Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.