Критерии к оцениванию устных и письменных ответов
по истории и обществознанию
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:
раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и др.;
показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации, диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;
продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
применялись не все требуемые теоретические знания, умения;
допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;
материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто главное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивания творческих работ по истории и обществознанию
Отметка «2» |
Отметка «3» |
Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно |
Информация частично изложена, содержит 1—2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя |
Отметка «4» |
Отметка «5» |
Информация достаточно полная. Работа содержит 1—2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др. Грамотное оформление и пред-ставление проекта. |
Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Творческое оформление и эмоциональное представление проекта. |
Критерии оценивания тестов по истории и обществознанию
Тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс.
На выполнение тематических тестов отводиться 7 - 15 минут (в зависимости от количества заданий и уровня сложности). На выполнение итоговых тестов отводиться 30-40 минут.
В тестах содержаться задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явления, причин и следствий событий.
Более сложные задания с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр) позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.
Задания повышенного уровня сложности с открытым развернутым ответом предполагают разные виды деятельности: анализ исторического документа, анализ исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, представления общей характиристики, сравнения.
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания. Существует система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный. Задания с выбором нескольких правильныхответов баллы начисляются по следующей схеме:
Полностью правильно указанные характеристики – 3 балла
Две правильно указанные характеристики – 2 балла
Одна правильно указанная характеристика – 1 балл
Отсутстие правильных характеристик – 0 баллов
Таким образом, максимально возможный балл за правильное выполнение задания будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем.
Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения могут дословно не совпадать с эталоном.
Используется гибкая система оценивания результатов тестирования в гимназии, при которой ученик имеет право на ошибку:
90 – 95 % от максимальной суммы баллов – оценка “5”
90 – 75 % – оценка “4”
75 – 60 % – оценка “3”
Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2”
Тестовые задания в формате ГИА (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) оцениваются в строгом соответствии с системой оценивания экзаменационной работы по истории и обществознанию с учетом всех особенностей и требований ГИА и ЕГЭ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.