Обручевская тетрадь юного краеведа
Оценка 5

Обручевская тетрадь юного краеведа

Оценка 5
docx
17.12.2020
Обручевская тетрадь юного краеведа
Обручевская тетрадь юного краеведаРодной край в легендах и преданиях.docx

 

Обручевская тетрадь юного краеведа

«Родной край в легендах и преданиях».

 

Пояснительная записка.

Актуальность темы.

        Знакомство и изучение достопримечательностей родного края имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников,  расширении кругозора, развитии их интеллектуального  и творческого потенциала. В современном мире всё более увеличивается  интерес к народным источникам познания окружающего мира. В творчестве местных народов особое место занимают легенды и предания, так как в них народная фантазия свободно и произвольно истолковывает события.  В основе легенд лежит бывшее событие и оно привязано к конкретной местности, реке, горе, логу. Предания и легенды о нашей родной уральской земле переходили из уст в уста разных поколений, обрастая элементами сказок и художественного вымысла. Зачастую они содержат бесценные сведения. В течение многих веков в наш край стекалось население со всех концов страны, здесь перемешались многие культуры, языки и религии, поэтому каждое село, каждый посёлок обладает своим характером, своей особенностью, имеет свои легенды, были и сказания. Многие легенды родного края известны, но они не стали объектом систематического изучения. Ребёнок, развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно через накопленный опыт отношений с окружающим миром, получая знания, умения и навыки правильного отношения к объектам природы, к себе и людям, как к части природы. Данная работа направлена на подготовку гражданской и нравственной деятельности обучающихся 4-6 классов. Данные материалы могут быть использованы для подготовки учебных занятий по курсам «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», «Школа юного краеведа», а также при реализации плана внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление).

 

 

 

 

 

Цель:

1.     Формирование интереса обучающихся к культурному наследию на основе познавательной и практической деятельности.

Задачи:

1.     Расширить представления обучающихся о природных особенностях родного края, села Обручевки;

2.     Формировать мотивацию обучающихся к самообразованию;

3.     Формировать умение работать с разными источниками информации;

4.     Развивать познавательную активность, творческий потенциал обучающихся;

5.     Воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;

6.     Воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обручевская тетрадь юного краеведа

«Родной край в легендах и преданиях»

 

«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя»

Луций Анней Сенека (младший).

 

 

Дорогой друг!

Эта тетрадь очень тесно связана с твоим любимым родным краем. Выполняя задания, ты можешь проверить себя и узнать много нового о достопримечательностях обручевской земли. Желаем тебе удачи!

DSC04556

Задание 1.

Внимательно прочитай предложенные легенды о родном крае. В тексте подчеркни названия объектов, главных героев легенд, запомни хронологию событий.

Легенда о Яшиной горе.

         Случилось это во времена Пугачёвского бунта. Когда царская армия стала окружать восставших, Емельян Пугачёв послал в город Орск предупредить войска о беде своего гонца башкира Яшку, молодого крепкого парня. Очень  надеялся Пугачёв, что Яшка успеет вовремя. Яшка мчался во весь опор, не жалея ни себя, ни лошади. Возле посёлка Агаповка поджидала его беда. Попал Яшка в засаду, геройски сражался, был ранен и всё - таки ускакал от врага. Долго скакал Яшка, устала лошадь, ослабел от ран он сам. Понял Яшка, что не хватит у него времени доехать вовремя к своим, да и рана давала о себе знать. Он вспомнил о том, что раньше кочевники предупреждали друг друга о беде: поднимались на самую высокую гору, зажигали костёр, чтобы издалека было видно. Следующий гонец зажигал костёр на очередной  горе. И так от костра к костру шёл сигнал: «Случилась беда, война, смерть». Яшка, превозмогая боль, поднялся на самую высокую гору. Стараясь из последних сил, набрал сушняк и разжёг огонь. Умирая, он увидел, что за много вёрст до него, на следующей высокой горе, горит костёр. Посмотрел в последний раз Яшка на синее небо, на родные степи, на любимого коня и умер спокойно, как человек, выполнивший свой долг. Жители Обручёвки на этой же горе Яшку и похоронили. И в память о его мужестве назвали гору его именем. Она теперь, как счастливый талисман для жителей посёлка. Влюблённые на горе клянутся  в вечной любви. После выпускного бала молодёжь идёт на гору, чтобы встретить свой рассвет и закопать свою капсулу с посланием к будущему поколению. Осенью и весной весь посёлок собирается у горы Яшки, чтобы проводить молодых ребят в армию. Всё будет  меняться в жизни, но лишь легенда о Яшке, а значит, и память о нём будет жить всегда.

 

 

Легенда о горе Танконай.

     В давние времена, когда наша речка Ильяска была чистой и глубокой, по берегам росли непроходимые заросли ив и черёмух, а травы в степи были чуть не в человеческий рост, жили на берегах реки два племени. В одном из них был пастух Танконай. Однажды летним днём, когда воды Ильяски принарядились кувшинками и белоснежными лилиями, Танконай пригнал отару овец на водопой. Сам сел на высокую скалу, осмотрел всё вокруг и запел песню о родимой земле, о её богатстве и красоте. Слышит, кто-то ему подпевает. Оглянулся, нет никого. Снова запел богатырь и вновь слышит чудесный звонкий голос. Посмотрел вниз со скалы, нет никого. Только звонкий, как колокольчик смех разливается. Присмотрелся внимательней и увидел на другом берегу в ветвях ивы прекрасную девушку. В длинных косах и на груди блестят мониста, глаза, как чёрный агат, улыбка солнце затмевает. Переплыл Танконай на другой берег, познакомился с красавицей. Оказалась она дочерью бая из соседнего селения. Пришла прекрасная Сауле за водой. Подружились молодые люди, стали встречаться на берегу каждый день и в одно и то же время. Не заметили, как пришла любовь. Однажды пришла Сауле на берег реки в назначенное время. Села на берегу в ожидании любимого, ждала час, два, а его всё нет и нет. А отару Танконая напугали волки, разбежались овцы по степи. Долго собирал их пастух. Сауле начала беспокоиться, решила, что с ним что-то случилось и хоть плохо умела плавать, решила перебраться на другой берег. Доплыла до середины реки, водоросли оплели её ноги, сил бороться не осталось совсем. Танконай, подошедший к тому времени, бросился со скалы, поспешил на помощь, да опоздал, утонула Сауле. Стал приходить Танконай каждый день на берег,  взбираться на скалу и думать о своей Сауле. От горя не выдержало его сердце, почернело и превратилось в большой камень. Лежит вот уже много веков на скале камень – Танконай, смотрит в воду, всё ищет свою Сауле. Много воды утекло, обмелела река Ильяска. Живут на берегах другие люди. Но в память о большой любви зовут это место Танконаевой скалой.

 

Легенда о богатыре Ильясе и его добром сердце. Photo-0142

        Давным-давно это было. Стояла страшная жара, степь будто вымерла. Шло по уральской земле племя кочевников, искали они лучшие места для жизни. Мечтали соединиться с другим племенем. Шли день, два, три… Неделя, сменяла неделю.  Запасы еды и воды кончались, а в степи не попадалось ни капли воды. Все озёра и реки высохли. Люди умирали от жажды и голода, молили Бога послать им дождь или небольшой родничок, чтобы напиться самим и напоить скот. Но, по-прежнему, светило яркое солнце, выжигая всё живое на земле, а ветер, сухой и знойный, превращал всё в песок и сухую глину. Последнее усилие проделывали кочевники, чтобы добраться до воды, но всё напрасно. Дети умирали, взрослые падали не в силах больше сделать и шага. Во главе племени был могучий батыр, которого звали Ильяс. Был он умным, смелым, в бою стойким и непобедимым. Сердце было у батыра большое, ласковое и доброе. Долго думал Ильяс, как помочь своему племени.

В отчаянии обратился он к Богу с просьбой спасти  родичей, превратив его в родник. Бог оценил благородство Ильяса и сделал так, как просил батыр. Утром проснулись кочевники, и увидели, что рядом течёт прозрачный, холодный, глубокий и чистый родник. Бросились люди к воде, напились, умылись, напоили животных, набрали воды впрок и собрались идти дальше и только тут заметили, что молодого батыра с ними нет. Подумав, поняли соплеменники, что это он, превратившись в родник, спас их. Пошли они дальше, унося в своём сердце благодарность Ильясу. И пока шли они по знойной уральской земле, воды родника бежали вслед за племенем. Причём воды становилось всё больше. Так родилась наша реченька Ильяска. Она бывает разной. Знойным жарким летом – это холодная небольшая речушка, тихая и спокойная, а весной, когда проснётся после суровой зимы и наполнится талой водой, превращается в шумную, сильную, тёмную речку, которая рушит всё на своём пути. Это  просыпается Ильяс и с талыми водами протекает весь путь своих родственников.

 

 

Легенда о горе Разборной.

       Много тысяч лет назад это было. Тогда на месте нашей Обручевки и вокруг были высокие горы, покрытые величавыми лиственницами и огромными дубами. Места это были глухие, звериные. Жили в них племена первобытных людей. Свирепые сарматы, у которых даже женщины жаждали крови, сражались вместе с мужчинами и замуж не выходили, пока счёт убитым врагам не начинали. Ужасные исседоны из голов врагов делали чаши и пили из них. Это были сильные и могучие люди, которые не умели жить в мире, поэтому постоянно воевали друг с другом. Долго терпела мать Земля их распри, не выдержала, разгневалась. Решила проучить неразумных. Наслала на них ливни, грозы, холода и наводнения. А они как воевали, так и воюют. Ещё больше рассердилась мать Земля. Начала трясти горы, рушить их. Испугались люди, разбежались одни на север, другие на юг, запад и восток. А когда вернулись, не узнали родных мест – горы превратились в холмы, а холмы в равнины. А те горы, что остались, состояли как бы из пластов,  которые очень легко было разбирать. Люди воспользовались этим и стали строить из камня дома и крепости. Воевать стало некогда. А гору, с которой брали камни, назвали Разборной.

 

 

 

 

 

 

 

 

Легенда о Синем Камне.

В степи у приуральского села,

Взметнулась к небу синяя скала.

Далече круча дивная видна!

Скажи в степи! Откуда здесь она?

Какую силу тайную хранит?

Зачем влюблённых тянет, как магнит?

   Н. Кондратковская

              Давно это было и «скатилось трижды триста полных лун с тех давних пор заоблачный валун». Жило в степи племя киргиз – кайсаков. Ставили юрты, разводили лошадей и коз, растили детей. Была у местного бая дочь красавица Кизила. Плясунья и певунья, она постоянно радовала глаза окружающих. За трудолюбие и доброту её любили все и малые, и старые. С дальней стороны пришёл и поселился рядом с племенем парень. Высок он был, рус и синеглаз. Избу поставил, поле вспахал, пшеницу посеял. Приветлив был с соседями, помогал, чем мог. Однажды у родника они с Кизилой встретились и полюбили друг друга с первого взгляда. Склонили они колени перед баем – отцом девушки, просили благословить их. На что ответил им отец: «Ай, дочка, глаз моих кристалл! Любимый твой моим бы сыном стал, когда б у нас обычай был один. А он и молодец, да чуженин…». Собрались старейшины племени и решили: «Отступникам – разлуки вечный мрак. Ему – изгнанье, ей – неравный брак. Ему – зверьём растерзанному быть, ей – в вечном рабстве молодость сгубить». Сожгли избу, вытоптали поле. Избили парня и изгнали прочь. Не смирилась с этим Кизила, решила бежать, и во что бы то ни стало, найти любимого. Разразилась страшная гроза, как будто сами небеса решили помочь ей.  «Спешит беглянка наугад, и парень встретить её рад. Но слышат, кони всадников несут, всё ближе, ближе страшный суд». И обратились  к Богу, каждый к своему. «Пусть стану камнем лучше, чем с Кизилой в разлуке жить!» - воскликнул парень. Грянул гром – он тут же камнем стал синим, как его глаза. Заплакала Кизила и попросила: «Пусть речкой стану, только б рядом с ним!». И превратилась в речку, которую люди позже назвали Кизилкой. С тех пор они идут не вместе, но хотя бы рядом – река Кизилка, под защитою  Урала, и Синий Камень.

 

 

 

Задание 2.

Вставь нужную букву, чтобы получилось название достопримечательности родного края.

 

Г…ра     …ш…на

                                                                          Р…ка     Ж…нк…на

Синий ………

                                                                       …….    Ра…борная

Р…ка     ….ль…ска

                                                                          

                                                                         Гора Ч….ка

 

 

Гора    Бел…глинка

                                                                       Гора  Т..нк…най

 

 

Подчеркни незнакомые названия. Информацию о них найди в школьной или сельской библиотеках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Идя по цветным дорожкам, соотнеси объект с героем легенды. Выпиши пары. Пустые  ячейки заполни самостоятельно.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Задание 4.

Восстанови первоначальный порядок букв в  словах, определи, что из перечисленного не является достопримечательностью родного края.

Тайбубу                                   

Сьяилак                                           

Кантойан

Гкеболилна                                       

Шльегада                                          

Иншяа                                              

 

 

 


Задание 5.

Определи название объекта. Подбери слова, которые тебе понадобятся для характеристики данной достопримечательности родного края  и запиши их на лучиках

http://xn--74-6kcikebba3ap6b6a.xn--p1ai/uploads/photos/gora-razbornaja/thumb/big-0DSC5078.jpg

 

 

 

 

 


Задание 6.

Если ты правильно пройдёшь по лабиринту, то сможешь прочитать названия растений. Выпиши растения горы Разборной.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

     С О С Н 

А  Б  Е  Р 

 

 

 

 

             Е                 

З  А   Д 

 

 

 

 

          У

С  О  К

 

     А  Н  И             

 Б  Я  Р А

  В  И  Б

 

Н

     Л

 

 

 

Е

     И  С  Т     

В  Е  Н

 

 

Л

 

         Н

 

         А

К

 

        И  Ц  

А   О С  И 

  Н

О

 

         Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7. 

Впиши название рыб из подсказки и узнаешь, на какой реке нашей местности, рыболов ловил своих рыб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсказка:

Красноперка, ёрш, линь, окунь, ратан, карась, плотва, щука, пескарь.

 

Задание 8. 

Составь новые слова из слова

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 9.

Подбери словам место.

Село, турист, история, памятник, природа, раскопки, знания, край, краевед.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 10.

Вспомни названия объектов (рек, озер, форм рельефа, рыб, растений, животных, населённых пунктов и т.д.) и запиши их в соответствующей строке. При затруднении выполнения работы с заданием, используй        географический атлас Челябинской области.

А

 

П

 

Б

 

Р

 

В

 

С

 

Г

 

Т

 

Д

 

У

 

Е

 

Ф

 

Ж

 

Х

 

З

 

Ц

 

И

 

Ч

 

К

 

Ш

 

Л

 

Щ

 

М

 

Э

 

Н

 

Ю

 

О

 

Я

 

 

 

 

 

*    Готовим проекты:

v Растительный мир реки Ильяска.

v Животный мир горы Яшиной.

v Подводный мир озера Бутубай.

 

 

Самооценка:

Мои мысли о родном крае

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________

 

Мои чувства о родном крае

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Моё отношение к родному краю

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Ответы  к заданиям для учителя.

Задание 2

Гора   Яшина

Река   Жёнкина

Синий Камень

Гора  Разборная

Река     Ильяска

Гора Чека

Гора    Белоглинка

 Гора  Танконай

 

Задание 3.

1.     Синий Камень – Кизила

2.     Танконай – Асель

3.     Разборная – сарматы

4.     Ильяска – Ильяс

5.     Горя Яшина – Пугачёв.

 

Задание 4.

Бутубай, Ильяска, Танконай, Белоглинка, Гадельша, Яшина.

 

Задание 6.

Сосна, береза, рябина, лиственница, осина.

 

 

 

 

 

 

Задание 7.

 

о

 

к

 

п

к

а

е

у

р

щ

с

 

л

п

н

а

у

к

и

л

ь

я

с

к

а

н

о

 

з

ь

а

р

ь

т

ь

 

 

ь

 

в

 

а

 

 

 

Задание 9.

 

 

 

 

5.

 

4

 

с

 

1.

к

р

а

е

в

е

д

 

 

 

а

 

л

 

 

с

 

о

 

6.

 

8

к

 

и

7.

п

о

с

з

р

9.

 

2.

п

а

м

я

т

н

и

к

 

к

 

 

 

о

а

р

р

3.

т

у

р

и

с

т

 

р

н

о

а

 

и

и

д

й

я

я

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Корсакова С.В. Обычаи и обряды жителей Кизильского района //Краеведческий сборник-с.Кизильское,2013.- С.3-51.

2.Легенды и были казачьего края//Краеведческий сборник-с.Кизильское,2003.- С.11-17.

3.Легенды, сказания и были земли Кизильской//Краеведческий сборник-с.Кизильское,2003.- С.10-13.


 

Обручевская тетрадь юного краеведа «Родной край в легендах и преданиях»

Обручевская тетрадь юного краеведа «Родной край в легендах и преданиях»

Цель: 1. Формирование интереса обучающихся к культурному наследию на основе познавательной и практической деятельности

Цель: 1. Формирование интереса обучающихся к культурному наследию на основе познавательной и практической деятельности

Обручевская тетрадь юного краеведа «Родной край в легендах и преданиях» «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя»

Обручевская тетрадь юного краеведа «Родной край в легендах и преданиях» «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя»

Следующий гонец зажигал костёр на очередной горе

Следующий гонец зажигал костёр на очередной горе

Сауле. Стал приходить Танконай каждый день на берег, взбираться на скалу и думать о своей

Сауле. Стал приходить Танконай каждый день на берег, взбираться на скалу и думать о своей

Причём воды становилось всё больше

Причём воды становилось всё больше

Легенда о Синем Камне. В степи у приуральского села,

Легенда о Синем Камне. В степи у приуральского села,

Задание 2. Вставь нужную букву, чтобы получилось название достопримечательности родного края

Задание 2. Вставь нужную букву, чтобы получилось название достопримечательности родного края

Задание 3. Идя по цветным дорожкам, соотнеси объект с героем легенды

Задание 3. Идя по цветным дорожкам, соотнеси объект с героем легенды

Задание 4. Восстанови первоначальный порядок букв в словах, определи, что из перечисленного не является достопримечательностью родного края

Задание 4. Восстанови первоначальный порядок букв в словах, определи, что из перечисленного не является достопримечательностью родного края

Задание 6. Если ты правильно пройдёшь по лабиринту, то сможешь прочитать названия растений

Задание 6. Если ты правильно пройдёшь по лабиринту, то сможешь прочитать названия растений

Задание 7. Впиши название рыб из подсказки и узнаешь, на какой реке нашей местности, рыболов ловил своих рыб

Задание 7. Впиши название рыб из подсказки и узнаешь, на какой реке нашей местности, рыболов ловил своих рыб

Задание 9. Подбери словам место

Задание 9. Подбери словам место

Задание 10. Вспомни названия объектов (рек, озер, форм рельефа, рыб, растений, животных, населённых пунктов и т

Задание 10. Вспомни названия объектов (рек, озер, форм рельефа, рыб, растений, животных, населённых пунктов и т

Готовим проекты: v Растительный мир реки

Готовим проекты: v Растительный мир реки

Ответы к заданиям для учителя

Ответы к заданиям для учителя

Задание 7. о к п к а е у р щ с л п н а у к и л ь я с к а…

Задание 7. о к п к а е у р щ с л п н а у к и л ь я с к а…

Список литературы: 1.Корсакова

Список литературы: 1.Корсакова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2020