ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ)
Данный возраст (с 6-7 до 9-10) является очень важным и ответственным периодом школьного детства, который включает в себя такие изменения, как: ведущая деятельность, социальная ситуация. У ребенка расширяется круг значимых лиц, меняется его положение в обществе, новой ведущей деятельностью становится учебная. Особенным событием для него становится поступление в школу.
В наше время ребенок идет в школу в 6-7 лет, после чего он занимает абсолютно иное место в социальном окружении. К этому периоду появляются учебные обязанности. Взрослые начинают общаться с ребенком, как с человеком, который взял на себя такую ответственность, как обучение [Василенко 2009].
На данном этапе у ребенка многое меняется в межличностных отношениях, а также появляется понимание того, что его собственные поступки оцениваются не только отношением к самому себе, но и тем, как они выглядят в глазах окружающих его людей. В этом возрасте у ребенка уже сформированы и развиты рефлексивные способности, а также преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».
Эрик Эриксон говорил о том, что в данный период характеризуется ознакомлением ребенка с трудом, а также прививается любовь к работе [Колесникова 2010].
Младший школьный возраст также подразумевает активный интерес ребенка к разным видам деятельности. Сюда относятся:
• Трудовая деятельность;
• Игровая деятельность;
• Занятия спортом;
• Занятия искусством;
Ведущей деятельностью является учебная. Но здесь нельзя говорить о том, что данная деятельность заключается в посещении образовательной организации или только в усвоении знаний. Справедливо считать, что учебная деятельность как раз направлена на получение знаний, умений и навыков, которые выработаны человечеством. Такие ученые, как Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов говорили о том, что при благоприятных условиях для обучения и нормальном умственном развитии на основе учебной деятельности формируются предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению [Василенко 2009].
Ведущая деятельность сложна по структуре, в ней формируются и развиваются не только отдельные психические качества, но также и личность ребенка младшего школьного возраста.
В структуру учебной деятельности можно включить:
• Мотивы;
• Учебные задачи;
• Учебные действия;
• Действия контроля;
• Действия оценки;
Известно, что познавательные интересы у детей имеют разную степень выраженности. Поэтому, можно сделать вывод о том, что возникновение и поддержание данного интереса пересекается с игровыми и эмоциональными приемами в организационной части занятия, а также приданием увлекательности материалу, который, в свою очередь, необходим для освоения. Очень важно формировать у ребенка внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес различными способами, а использование новых методов обучения и воспитания дает возможность расширить и скорректировать тип отношения к обучению, создать устойчивую положительную мотивацию к учебной деятельности [Пузанов 2009].
Главной задачей обучения в начальных классах является формирование, так называемого, «умения учиться», потому что готовность всех компонентов данной ведущей деятельности может стать основой для выполнения функции учебной деятельности.
Сформированная учебная деятельность включает в себя такие умения, как:
• Выделять и удерживать учебную задачу;
• Самостоятельно находить и усваивать общие способы решения тех или иных задач;
• Давать адекватную оценку и контролировать себя и свою деятельность;
• Владеть способностью к рефлексии и саморегуляции деятельности;
• Владеть навыками использования законов логического мышления;
• Уметь пользоваться разными формами обобщения;
• Уметь выполнять задания, которые распределены среди участников коллектива;
• Иметь достаточный уровень самостоятельной творческой активности [Немов 2000];
Ведущая деятельность, а именно, учебная, требует достаточного развития высших психических функций (произвольности внимания, памяти, воображения и т. д.). Важно отметить тот факт, что данные психические функции ребенка младшего школьного возраста приобретают некую самостоятельность. Здесь обучающийся приобретает специальные действия, которые помогают сосредотачиваться на учебной деятельности, например, сохранять в памяти ранее увиденное или услышанное. Отсюда психические функции и обретают тот самый произвольный, преднамеренный характер.
Но нельзя не сказать о том, что на данном возрастном этапе ребенку сложно организовать свои психические функции на высоком уровне, и пока, он делает это под напором обстоятельств, либо же по собственному побуждению.
Таким образом, нужно отметить то, что учебная деятельность характеризуется необходимостью новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, мышления и воображения, а также способствует личностному развитию ребенка [Епифанцева 2007].
Так же нельзя не выделить вопросы о соответствии содержания обучения возрастным особенностям обучающихся и предполагаемой нагрузки, которые исследуются практическим путем. Но еще более актуальной проблемой является изучение свойств и механизмов по отдельности, которое характеризует школьника как субъекта учения. В данном случае, речь идет о некоторых изменениях, которые являются составляющим результата развивающего обучения:
· Изменения интеллекта;
· Изменения способностей;
· Изменения эмоционально-волевой сферы;
· Изменения ценностных ориентаций;
Далее, можно сказать о том, что очень важно рассмотреть проблему психогенной школьной дезадаптации, которая предполагает несформированность элементов, указанных ранее. Считается, что варианты нарушений успеваемости в школе и дисциплины, а также самочувствия в школьной ситуации очень разнообразны. Данные нарушения, влекущие за собой неуспеваемость, возникают по таким причинам, как:
1. Педагогическая запущенность;
2. Задержка психического развития;
3. Умственная отсталость;
4. Локальные поражения центральной нервной системы;
5. Интеллектуальная пассивность;
6. Плохое соматическое здоровье.
Также трудности в обучении могут быть вызваны такими факторами, как:
· Несформированность таких необходимых элементов учебной деятельности, как: позиция школьника, познавательная мотивация, подходящие учебные действия и т.д.;
· Низкой уровнем сформированности и развития произвольности, памяти, нарушениями личностного характера, а также направленностью на другие, внешкольные интересы.
Выявление причин школьной дезадаптации, неуспеваемости и других трудностей является одной из самых важных задач школьного психолога, так как в дальнейшем ребенку с трудностями в обучении станет необходимой коррекция выявленных нарушений.
Считается, что именно церебральный паралич является самой широкой категорией нарушений, являющейся совокупностью нарушений опорно-двигательного аппарата. Основную массу детей с недостатками функционирования опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). У них преобладают недостатки мышечной, скелетной систем, а также особенности состояния центральной нервной системы [Назарова 2010].
Детский церебральный паралич (ДЦП) включает в себя группу двигательных расстройств, которые возникают при поражении двигательных систем головного мозга. Эти расстройства часто характеризуются недостатком или же полным отсутствием контроля произвольных движений. Данная категория нарушений происходит также в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза.
При данном нарушении отмечается недостаток взаимодействия между сенсорными и двигательными системами, а если говорить конкретнее, то между звеньями самой двигательной системы, а также между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений. Также можно охарактеризовать ДЦП нарушением высших корковых функций и поражением пирамидных путей и подкорковых, то есть базальных ядер [Лубовский 2005].
Справедливо говорить о том, что детский церебральный паралич включает в себя сочетание двигательных расстройств, речевых нарушений и задержки формирования отдельных психических функций. Также немало важно сказать о том, что между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций соответствия нет. То есть, какое-либо тяжелое двигательное нарушение может сочетаться с легкой задержкой психического развития. Также тяжелое недоразвитие отдельных психических функций может сочетаться с остаточными явлениями детского церебрального паралича.
Различные двигательные нарушения при данной категории нарушений проявляются из-за поражения верхних и нижних конечностей. Сюда относятся такие двигательные расстройства, как:
1. Нарушение мышечного тонуса;
2. Патологические рефлексы;
3. Наличие насильственных движений;
4. Несформированность актов равновесия и координации;
5. Недостатки мелкой моторики.
Далее, можно сказать о том, что данные двигательные нарушения могут быть выражены в разной степени тяжести:
1. Невозможность удерживать вертикальное положение сидя и стоя (передвижение происходит на коляске);
2. Дефектная походка (частое использование различных ортопедических приспособлений: трости, костыли и др.);
Редкие случаи, когда дети с ДЦП могут осуществлять передвижение без вспомогательных средств на большие расстояния.
Ребенок с ДЦП, у которого поражены правые конечности, пользуется левой рукой. Это затрудняет овладение навыками самообслуживания, графическими навыками. Известно, что у большинства детей с данной категорией нарушений не развиты тонкие движения пальцев.
При нормальном развитии мозга в формировании функций нервной системы отмечается стадийность и преемственность. У нормально развивающегося ребенка наблюдается последовательность в развитии движений при созревании мозговых систем, которые отвечают за движения. На данном этапе на смену одним элементарным двигательным формам приходят другие. Они более сложные и совершенные.
Примером может послужить то, что для развития функции сидения ребенку необходимо научится держать голову, выпрямлять спину, сохранять равновесие и удерживать позу [Левченко, Приходько 2001].
Отсюда можно сделать вывод о том, что у ребенка с ДЦП данная последовательность нарушена. Этот недостаток также характеризуется тем, что у ребенка присутствуют нехарактерные его возрасту примитивные врожденные рефлекторные формы двигательной активности [Приходько, 2008].
У большинства, страдающих ДЦП наблюдаются речевые нарушения. Среди этих нарушений наиболее часто встречаются различные формы дизартрии с разной степенью тяжести, от легких форм до неразборчивой речи. В некоторых случаях, вследствие тяжелого поражения артикуляционного аппарата, возможно проявление анартрии (отсутствие речи).
Часто, с общим недоразвитием речи могут сочетаться нарушения звукопроизношения.
Также могут проявляться трудности речевого контакта из-за речевых нарушений, которые снижают мотивацию к речевому общению. У некоторых детей, страдающих гиперкинетической формой ДЦП и имеющих дизартрические расстройства, могут быть выражены нарушения слуха. У 20-25 % детей проявляются такие нарушения зрения, как:
3. Сходящееся и расходящееся косоглазие;
4. Нистагм;
5. Ограничение полей зрения.
Нельзя не сказать о том, что при ДЦП может быть выражена задержка и неравномерное развитие отдельных психических функций, что характеризует сфомированность познавательных процессов. Отсюда, можно выделить трудности в развитии восприятия и формирование пространственных и временных представлений, а также схемы тела.
У большинства детей отмечаются такие астенические проявления, как:
1. Пониженная работоспособность;
2. Истощаемость всех психических процессов;
3. Замедленное восприятие;
4. Трудности переключения внимания;
5. Малый объем памяти.
Но при всем этом, нельзя не отметить значительные потенциальные возможности развития психических функций, возможности которых скрываются под физическими недостатками (под ними понимаются нарушения двигательных функций, слуха, зрения), которые могут быть множественными, речедвигательными трудностями, астеническими проявлениями, а также ограниченным запасом знаний, проявляющимся из-за социокультурной депривации.
Считается, что у детей с данной категорией нарушений выражены такие особенности формирования личности, как:
· Пониженный фон настроения;
· Склонность к ограничению социальных контактов;
· Заниженная самооценка;
· Уход в болезнь;
· Ипохондрические черты характера.
Такие проявления могут быть вызваны тем, что дети с ДЦП рано осознают физический дефект и переживают свою неполноценность. Также это может сочетаться с неправильным воспитанием, которое осуществляется в семьях, где есть дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Наиболее часто встречается в таких семьях тип воспитания – гиперопека. Данный тип воспитания значительно ограничивает самостоятельность ребенка и снижает его активность.
Важно отметить тот факт, что дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата часто испытывают страхи, которые возникают на фоне двигательных ограничений. В данном случае дети боятся падения и высоты. Отсюда вытекают новые страхи, которые связаны со сменой обстановки, нахождения в одиночестве, а также тревога за свое здоровье.
Существует несколько форм детского церебрального паралича:
1. Спастическая диплегия.
Когда идет речь об осуществлении движений, то надо сказать, что для этого необходимо, чтобы импульс из двигательной области коры головного мозга был свободно проведен к мышце. При данной форме нарушено проведение импульса в результате повреждения двигательной зоны коры головного мозга (основного пирамидного пути). Здесь оказываются парализованными нижние конечности [Бородулина 2004].
Отсюда, можно сказать, что паралич или плегия – утрата движения в мышце или совокупности мышц из-за повреждения двигательного рефлекторного пути. Помимо полного отсутствия двигательных функций существует частичное лишение двигательных функций, которое называется парез. Здесь можно говорить об ограничении силы, объема и амплитуды движения. При данной форме речь идет о повреждении центрального двигательного нейрона и развитии центрального паралича или пареза [Левченко, Приходько 2001].
При спастической диплегии двигательные нарушения проявляются в верхних и нижних конечностях, но ноги всегда поражены сильнее, чем руки. Поражения рук могут быть различными: ограничения в объеме и силе движений, легкая моторная неловкость. Поэтому следует сказать, что диплегия нижних конечностей выходит на первое место. Но также, важно отметить, что диплегия может коснуться четырех конечностей. Данное явление имеет такое название, как тетраплегия (тетрапарез). Хотя, это общее поражение четырех конечностей, но преимущественно, поражены будут ноги.
Основным признаком спастической диплегии выделяется повышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечностях с ограничением объема и силы движений [Петрова, Белякова 2009].
В первые дни жизни ребенка проявления спастической диплегии уже обнаруживаются, а легкие формы данного нарушения видны к 5-6 месяцам. Это характеризуется тем, что у ребенка проявляется повышенный тонус мышц, тугоподвижность, сопротивление пассивным движениям. Такие дети поздно начинают ходить, их походка специфична. Например, ноги переставляются с трудом, перекрещиваются, пола касаются только пальцы. Также в приводящих мышцах бедер мышечный тонус повышен. Отсюда осанка, стояние и ходьба ребенка нарушены.
Двигательные функции рук нарушены относительно легко, поэтому ребенок может ими пользоваться. Это помогает передвижению, осваиванию навыков самообслуживания, письма, а также трудовые навыки.
Большинство детей с данной формой нарушения могут обучаться в массовой школе, так как их интеллект сохранен. Лишь в отдельных случаях наблюдается снижение интеллекта. Данная форма встречается чаще всего среди обучающихся, примерно 50% случаев [Бадалян 2009].
Когда данная форма заболевания происходит в случае недоношенности, то здесь можно говорить о болезни Литтля, потому что ученый В. Литтль писал о роли родовой травмы в возникновении ДЦП. Этот ученый говорил о том, что из-за тяжелых родов, недоношенности и асфиксии при рождении развивается паралич конечностей.
2. Двойная гемиплегия.
Двойная форма является самой тяжелой. Определяется уже в период новорожденности и характеризуется тяжелыми двигательными нарушениями всех четырех конечностей. Руки здесь могут поражаться даже сильнее, чем ноги. По причине того, что резко повышен шейный тонический рефлекс на одно стороне, двигательные расстройства могут быть не симметричны. Ребенок с данной формой заболевания не могут держать голову, сидеть, стоять и ходить. Отсюда не формируются навыки самообслуживания, самостоятельного передвижения. Но при этом, состояние может быть улучшено в случае ранней систематической работы по физическому воспитанию вместе со всеми разновидностями необходимого лечения [Мещеряков, Зинченко, 2008].
При данной форме нарушений наблюдаются выраженная интеллектуальная недостаточность.
3. Гемипаретическая форма или детская церебральная гемиплегия.
Данная форма характеризуется односторонним повреждением двигательной зоны коры головного мозга, а точнее, основного двигательного пирамидного пути.
Большинство случаев заболеваний данной формой происходит из-за энцефалитов. После прекращения судорог сознание ребенка приходит в норму и начинает проявляться паралич одной стороны тела. Этот паралич принимает выраженный спастический характер [Василенко 2009].
Чаще встречаются при данной форме более тяжкое поражение руки. Она согнута и приведена к туловищу, пальцы сжаты в кулак, это объясняется высоким мышечным тонусом. В результате того, что ребенок не использует эту руку, наблюдается ее уменьшение или атрофия и укорочение. В это время, если говорить о пораженной нижней конечности, то она разогнута в коленном суставе, стопа опущена, имеются патологически повышенные рефлексы. Часто встречаются поражения глазодвигательных нервов. В результате этого наблюдается косоглазие. А при поражении лицевого нерва отмечается асимметрия мимической иннервации лица.
Данная форма предполагает, что у каждого третьего больного из 20-25% из всех обучающихся наблюдается умственная отсталость, дизартрия, а у половины из них – ЗПР [Власова 2008].
4. Гиперкинетическая форма.
При данной форме в более частых случаях отмечаются поражения подкорковых отделов головного мозга. Эти отделы отвечают за произвольные движения путем регуляции последовательности, силы и длительности мышечных сокращений. Здесь можно говорить также о поражениях экстрапирамидной системы.
Данная форма сопровождается двигательными расстройствами, которые проявляются посредством насильственных непроизвольных движений (гиперкинезов). Эти проявления характеризуются, как ведущие двигательные нарушения. Данные нарушения могут осуществляться в совокупности с параличами и парезами, но также могут выступать и отдельно. Гиперкинезы могут усиливаться при волнении, утомлении и эмоциональном напряжении [Запорожец, Венгер, Зинченко, Рузская 2005].
Среди гиперкинезов можно отметить хореиформные гиперкинезы. Данные нарушения характеризуются интенсивными, быстрыми, неритмичными и размашистыми движениями, проявляющимися в разных мышечных группах на фоне мышечной гипотонии. Сюда можно отнести: нахмуривание лба, бровей, зажмуривание глаз, высовывание языка, шмыганье носом, а также беспорядочные движения конечностей. При данной форме очень затруднен прием пищи, ходьба и стояние [Колесникова 2010].
Атетоидные гиперкинезы характеризуются медленными, можно сказать, червеобразными движениями пальцев рук. Иногда это касается мышц лица: перекашивание рта, выпячивание губ, прищелкивание языком и так далее.
Хореоатетоидные гиперкинезы является смешанной формой хореиформных и атетоидных насильственных движений.
Также сюда можно отнести спастическую кривошею, которая проявляется в судорожном сокращении мышц шеи. При этом голова может быть либо наклонена в сторону, либо повернута, а также сочетаться с такими непроизвольными движениями, как откидывание головы назад, пожимание плечами и др [Пузанов 2013].
Гиперкинезы могут протекать в совокупности с изменениями мышечного тонуса, но характеризуются они дистонией (непостоянством), переходом от слабого тонуса к тоническим спазмам.
В большинстве случаев (примерно 90%) наблюдаются речевые нарушения. Нарушения слуха проявляются у 5-20% больных. Также можно отметить, что психическое развитие, в отличие от других форм, страдает меньше, но речевое развитие имеет особенности и затрудняет обучение ребенка и его социальную адаптацию [Левченко, Приходько 2013].
Данная форма встречается в 15-20% случаев из всех детей с ДЦП.
5. Атонически-астатическая форма или мозжечковая.
Атонически-астатическая форма определяется слабым мышечным тонусом или атонией, а также трудностями в формировании вертикализации. Равновесие у больных почти не сформировано, отмечается недоразвитие выпрямительных рефлексов и нарушение координации движений.
При данной форме поражена мозжечковая система мозга, которая отвечает за координацию движений и равновесие. Когда поражается эта система, двигательные нарушения проявляются в виде мозжечковой атаксии (нарушение координации движений). Движения становятся неловкими и несоразмерными. Если рассмотреть проявления мозжечковой атаксии, то можно выделить:
• Нарушение равновесия тела при покое и в ходьбе.
• Дисметрия – чрезмерность движений, их несоразмерность. Данное явление происходит при попытке что-либо взять, ребенок протягивает руки слишком далеко, или недостаточно близко к предмету.
• Интенционный или динамический тремор – дрожание конечностей. Данное явление возникает при произвольных движениях, усиливается в завершении двигательного акта, что нарушает письмо. Тремор можно отнести к варианту насильственных движений. Здесь также можно отметить ритмические стереотипные колебательные движения всего тела или же его частей [Бадалян 2009].
Дети с данной формой нарушения долго не могут держать голову, сидеть, стоять и ходить. Выпрямление и равновесие не формируются до 2-3 лет. Походка неустойчива, напоминает походку пьяного человека, так как движения зигзагообразные.
Количество обучающихся с данной формой составляет 10-15%.
Также существует классификация по степени тяжести детского церебрального паралича:
1. Легкая – двигательный дефект позволяет самостоятельно передвигаться, пользоваться транспортом, а также овладевать навыками самообслуживания;
2. Средняя – требуется частичная помощь при движении и самообслуживании;
3. Тяжелая – полная зависимость от окружающих.
Еще в середине XIX века началось изучение клинических и психических особенностей людей с различными двигательными нарушениями за рубежом. Ученых также волновал вопрос о возможностях социальной адаптации людей данной категории нарушений [Бородулина 2004].
О больных с врожденными параличами говорилось в трудах Гиппократа, К. Галена, а также в различных произведениях древнего искусства и литературы. Но особенное внимание к данной категории нарушений стало уделяться только в XVIII – начале XIX века.
И. Дельпеш в XIX веке соединил врожденные двигательные расстройства, которые проявляются с помощью двустороннего поражения рук и ног, и образовал их в клиническую группу, которая имела название «общая мозговая ригидность» [Мещеряков, Зинченко, 2008].
Однако, считается, что Уильям Джон Литтл британский ученый, врач, первым описал клиническую характеристику двигательных расстройств у детей, которые имели внутриутробные и родовые параличи. Затем, он дал характеристику речевых нарушений таких детей, а также особенностей их личностного развития [Ипполитова 2009].
Литтл уделил особое внимание разработке методов ортопедической коррекции, а затем разработал операцию по удлинению ахиллова сухожилия.
Но позже он отметил, что при ДЦП лечение с помощью хирургии может оказать негативное влияние на определенное количество больных, так как правильно считать, что при данной категории нарушена нервно-мышечная координация.
У. Хаммонд, спустя годы, выделил такой термин, как «атетоз», который он применил к насильственным червеобразным движениям пальцев рук и предплечья. Хотя эти данные относились ко взрослым больным, его интересовали похожие проявления у детей церебральными параличами.
Уильям Говерс отметил, что существуют формы патологических движений и рассказал о хореиформных и дистонических движениях у детей.
В психолого-педагогической литературе за рубежом принято использовать термин «ограниченные физические возможности». К данной категории относят ортопедические недостатки хронические соматические заболевания у детей, которые нуждаются в длительном нахождении в лечебных учреждениях [Колесникова 2010].
Структура данных нарушений очень сложна и определяется такими факторами, как время, степень и локализация поражения головного мозга. Очень много работ отечественных специалистов посвящено проблеме нарушений опорно-двигательного аппарата.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата основные расстройства часто сочетаются с нарушениями функционирования различных анализаторов. Сюда можно отнести нарушения слуха или зрения. Так же можно сказать о сочетании двигательных расстройств с психическими и речевыми нарушениями [Семенова 2010].
В начале XIX века проблемам помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата посвящено много работ Г.И. Турнера. Он занимался ортопедической коррекцией пораженных конечностей. Под его руководством была организована трудовая мастерская. В этой мастерской пребывали мальчики с нарушениями двигательной сферы, которых обучали профессиям. За большое количество времени в Институте имени Турнера в Ленинграде был приобретен колоссальный опыт ортопедо-хирургического лечения и лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими детский церебральный паралич.
Отечественные ученые стали широко рассматривать нарушения опорно-двигательного аппарата, в частности, детский церебральный паралич, немного позже. Предметом для изучения детский церебральный паралич стал не только для медицины, но и для дефектологии [Аксенова, Архипов, Белякова, 2010].
Структура данных нарушений очень сложна и определяется такими факторами, как время, степень и локализация поражения головного мозга. Очень много работ отечественных специалистов посвящено проблеме нарушений опорно-двигательного аппарата.
Вопросам об изучении данного нарушения, обучении детей, страдающих данным заболеванием, их воспитании, лечении и комплексной реабилитации уделено много внимания такими учеными, клиницистами, педагогами и психологами, как Л.О. Бадалян, Л.И. Виноградова, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, И.И. Кириченко, К.А. Семенова, Т.И. Серганова, О.В. Степанченко, Л.М. Шипицина и т.д [Колесникова 2010].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.