Общее понятие об аудиторском отчете и аудиторском заключении.
Документальное оформление аудиторской проверки состоит из двух видов документации - рабочей и итоговой.
Аудитор обязан вести документацию по делам, которые касаются принятых решений по результатам проведенной аудиторской проверки и которые, в свою очередь, будут положены в основу аудиторского заключения.
Рабочая документация - это записи, с помощью которых аудитор фиксирует проведенные процедуры проверки, тесты, полученную информацию и соответствующие выводы, которые осуществляются во время проведения аудиторской проверки. В рабочую документацию включается информация, которая по мнению аудитора, является важной для того, чтобы правильно выполнить аудиторскую проверку и которая должна подтвердить выводы и рекомендации, изложенные в аудиторском заключении. Рабочая документация может быть оформлена в виде стандартных форм и таблиц на бумаге, или зафиксирована на электронных носителях информации или на кино-или видеопленку.
Во время планирования и проведения аудита рабочая документация помогает лучше осуществлять аудиторскую проверку и контроль над процессом ее проведения, в ней регистрируются результаты аудиторских экспертиз, выполненных для подтверждения принятых аудитором решений.
Суть рабочих документов, их содержание, форма, владение и порядок хранения изложены в Нормативе 6 "Документальное оформление аудиторской проверки".
Назначение рабочих документов
Основным назначением рабочих документов считают: разработку плана проверки; подтверждение выполнения плана проверки; систематизацию информации, которая собирается в процессе проверки; организацию оперативного управления процессом проверки; создание нормативной базы для определения эффективности выполненной работы каждым аудитором; оценку адекватности текущих методов аудита, которые используются согласно действующему хозяйственному законодательству Содержание рабочей документации в значительной степени зависит от профессионального суждения аудитора, поскольку нет ни возможности, ни необходимости документировать каждое наблюдение или исследование.

Функции рабочих документов приведены на рис. 1.
Согласно ННА №6, аудитор обязан вести учет документации, связанной с принятием решений по результатам проведенных аудиторских процедур, которая позднее будет положена в основу аудиторского заключения. В зависимости от объема работы у клиента аудитору следует собрать доказательства, которые бы подтвердили или опровергли утверждение о том, что финансовая отчетность объективно, полно и достоверно отображает финансовое состояние клиента, а осуществленные хозяйственные операцииявляются законными и целесообразными. (Приложение)
После завершения аудита рабочие документы остаются у аудитора, они являются его собственностью. Аудитор должен составлять справки на основании извлечений из своих рабочих документов.
Тем не менее, его право собственности ограничено этическими нормами и условиями конфиденциальности. Рабочие документы аудитора не могут рассматриваться как часть финансовой документации клиента.
По окончанию аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудиторской организации для обязательного хранения.
Порядок хранения итоговой документации устанавливается аудиторской фирмой с учетом обеспечения требований хранения и конфиденциальности. Срок хранения итоговой документации определяется исходя из практики аудиторской деятельности, юридических требований и других дополнительных соображений.
По окончанию аудиторской проверки аудитор составляет два итоговых документа: отчет о результатах аудиторской проверки и аудиторское заключение.
Аудиторский отчет
Результаты с лаконичным описанием выявленных нарушений, ошибок, отклонений, с оценкой состояния бухгалтерского учета, достоверности отчетности и законности хозяйственных операций должны быть представлены в аудиторском отчете. Информация, представленная в отчете, должна быть четкой, надежной и компетентной, а также независимой, объективной и правдивой. Аудиторский отчет составляется в произвольной форме, предназначен для заказчика и его содержание не подлежит оглашению.
Аудиторское заключение
Для пользователей публичной финансовой отчетности аудитор готовит четкое заключение о поверенной отчетности, соответствии ее во всех существенных аспектах инструкциям о порядке составления отчетности и принципам учета, которые предусмотрены Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" и Национальными Положениями (стандартами) бухгалтерского учета. Порядок составления заключения регламентируется ННА № 26 "Аудиторское заключение" и № 28 "Аудиторские заключения специального назначения".
По своему правовому статусу заключение аудитора приравнивается к заключению экспертизы, которая назначается в соответствии с процессуальным законодательством Украины
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.