В статье дается краткая и доступная для восприятия родителей характеристика речи детей с общим недоразвитием речи, обосновывается необходимость комплексной помощи детям, имеющим данное нарушение речи. Данная статья может быть полезна не только родителям, но и воспитателям средних, старших и подготовительных групп.Общее недоразвитие речи. Статья для родителей.
ОНР.doc
Это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы при
нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Дети с ОНР, которые не получают своевременную помощь
специалиста и родителей,
не посещают занятия, не выполняют
рекомендаций, с трудом овладевают школьной программой. Наибольшие
трудности возникают при обучении чтению и письму. Ребёнок пропускает
звуки и слоги при письме, переставляет их местами («сит» сидит,
«довр» двор), пропускает слова в предложении («Саша рыбу»),
объединяет несколько предложений в одно или наоборот необоснованно
делит фразу на несколько частей («Мы катались. На санках.»). При чтении
также могут наблюдаться пропуски, перестановки звуков, слогов, слов.
Часто дети не понимают смысла прочитанного. Как правило, учителя
стремятся «избавиться» от таких детей, перевести в классы коррекции или
отправить на комиссию.
Чтобы избежать этих и многих других трудностей, детям с ОНР
необходимо обучение в специальных логопедических группах, в которых
ведётся работа не только по преодолению речевого дефекта, но и по
обучению детей грамоте по подготовке их к школе. Но логопедическая
работа будет эффективной лишь в одном случае: при объединении усилий
логопеда, воспитателей и родителей. В саду дети получают необходимые
знания и умения, но эти знания должны быть обязательно закреплены. Для
этого логопед даёт родителям задания, рекомендации выполняя которые
родители помогают ребёнку усвоить материал. Таким образом, родители
активно участвуют в коррекционной работе, то есть страхуют своего
ребёнка от проблем в школе и дальнейшей жизни.
Каковы же особенности детей с общим недоразвитием речи?
У детей с ОНР нарушено произношение звуков. Ребёнок может
пропускать звук, заменять его на другой; в некоторых случаях один и тот
же звук служит заменителем двух или более звуков: например, звук «с»
произносится вместо «ш», «щ», «ц» («сапка» шапка, «сотка» щётка,
«сыплёнок» цыплёнок»). Кроме этого, страдает различение звуков, что
усиливает недостатки произношения. Ребёнок может произнести
правильно только те звуки, которые он чётко слышит и различает. Если же
ребёнок не слышит разницы между звуками «з» и «ж», то и в речи он не
будет их дифференцировать. Отсюда ошибки произношения: «жаяц»
вместо «заяц» или наоборот, «зук» вместо «жук». В то время, как у детей с
нормальным речевым развитием фонематическое восприятие (т.е. различение звуков) формируется спонтанно, у детей с ОНР его
необходимо целенаправленно формировать. Развитие фонематических
процессов – одно из важнейших условий эффективной логопедической
работы.
Недостатки различения звуков влияют не только на звуковое
оформление слова, но и на его структуру. Дети пропускают в словах
хорошо произносимые ими звуки, целые слоги, переставляют звуки и слоги
местами: «мицинер» милиционер, «сефор» светофор, «моколо»
молоко.
Лексический запас детей с ОНР беден. В их речи преобладают
существительные и глаголы, тогда как слова, обозначающие признаки,
качества, состояния предметов и действий практически не употребляются
детьми. Своеобразие словаря проявляется не только качественно, но и
количественно, дети не знают многих слов, одним словом могут называть
несколько предметов (туфли, сапоги, босоножки, кроссовки называют
одним словом «ботинки»), у них не сформированы обобщающие слова (не
могут назвать стол, стул, шкаф, кровать одним словом «мебель»). Дети не
понимают разницу в значении многих слов (варитьжарить печь; шить
вышиватьвязать).
В самостоятельной речи детей много аграмматизмов. Нарушено
изменение существительных по падежам («много карандашов»),
согласование прилагательных с существительными («синий ведро»),
согласование числительных с существительными («пять оленев», «два
козы»). Дети заменяют предлоги («вышел за угла») или пропускают их
(«едет машине»).
Связная речь развита недостаточно. Дети затрудняются в составлении
рассказов по картинке, в пересказе текстов. При пересказах допускают
многочисленные ошибки.
Речь теснейшим образом связана с другими психическими
процессами. Поэтому кроме речевых нарушений
у детей с ОНР
наблюдается неустойчивое внимания, сниженная память, отставание в
развитие логического мышления. Это, так называемые, вторичные
дефекты, развивающиеся вследствие нарушения речи. Их преодоление
должно идти одновременно с коррекцией речевой деятельности.
Как известно, у детей с ОНР практически всегда имеет место
нарушение моторики: артикуляционной, мелкой и зачастую даже общей.
Так как в головном мозге человека центр моторной деятельности
располагается рядом с центром речи, то развитие моторики благоприятно
сказывается на развитии речевой функции.
Особенности детей с общим недоразвитием речи диктуют
необходимость их специального обучения. Комплексная помощь таким
детям по коррекции произношения, развитию лексикограмматической стороны речи, связной речи, моторики и психических процессов может
быть оказана только в условиях специального детского сада или
логопедической группы при активном участии родителей.
Общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.