Управление
образования администрации Соликамского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный центр
«Лесная сказка»
Согласовано на заседании методического совета МАОУ ДО «ДООЦ «Лесная сказка» Протокол №___от «__» _______2022г. |
Утверждено приказом директора МАОУ ДО «ДООЦ «Лесная сказка» № ___ от « __ » ________________ Директор ____________Е.В. Штаер |
«3D моделирование»
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направленность программы:
техническая
Возраст детей: 11-16 лет
Разработчик:
Замураева Анастасия Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МАОУ ДО «ДООЦ «Лесная сказка»
Соликамск, 2022
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….2
Содержание программы………………………………………………………..8
Диагностическое обеспечение …………………………………………………12
Методическое обеспечение……………………………………………………..13
Список используемых источников……………………………………………14
Пояснительная записка.
Актуальность
В настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и моделирования.
В педагогической целесообразности этой темы не приходиться сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области проектирования, конструирования и рисования.
Используя 3D ручку, обучающиеся поэтапно осваивают принципы создания макетов и трехмерных моделей, а также учатся создавать картины, арт-объекты, предметы для украшения интерьера. Моделирование – важный метод научного познания и сильное средство активизации обучающихся в обучении. Моделирование – это есть процесс использования моделей (оригинала) для изучения тех или иных свойств оригинала (преобразования оригинала) или замещения оригинала моделями в процессе какой-либо деятельности. Понятие «модель» возникло в процессе опытного изучения мира, а само слово «модель» произошло от латинских слов «modus», «modulus», означающих меру, образ, способ. Почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образа или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Модель – это целевой образ объекта оригинала, отражающий наиболее важные свойства для достижения поставленной цели.
Новизна
Предмет 3D моделирование – это создание фигур и предметов, комплексов различного назначения. Это один из интереснейших способов изучения современных творческих технологий. Во время занятий обучающиеся научатся проектировать, создавать различные макеты и объекты сооружений из пластика. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных фигур из пластика. В распоряжении детей будут предоставлены 3D ручки и пластик. С их помощью, обучаемые смогут изготовить объемный объект одной из достопримечательностей городов разных стран.
Отличительные особенности программы
Особенностями данной программы является то, что на занятиях обучающиеся будут знакомиться не только с особенностями достопримечательностей разных стран и городов, что направлено на развитие социально-коммуникативных навыков, но и научаться создавать макеты, что познакомит обучающихся с основами конструирования, которое направлено на развитие логического мышления и формирует навыки, способствующие многостороннему развитию личности ребенка.
Данная программа учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере, высших психических функций.
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «3D моделирование» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897). Представленная рабочая программа предназначена для 5-х – 10-х классов общеобразовательных учреждений. Программа создана с учетом положений и требований ФГОС. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Данное количество часов и содержание предмета полностью соответствуют варианту программы по объемному моделированию, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Педагогическая целесообразность
Данная программа составлена с целью способствованию развития познавательной активности обучающихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к конструированию и моделированию.
Адресат программы
Данная программа разработана для детей возраста с 11-16 лет, проявляющих повышенный интерес к моделированию.
Программа имеет техническую направленность дополнительного образования и позволяет расширить содержание программы общего образования детей.
В группы для обучения специального отбора не производится. Принимаются все желающие.
Объем программы
Количество часов в год: 68 часа, 2часа в неделю
Основными принципами обучения являются:
1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемых только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
3. Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
4. Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
5. Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывают ребята, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
6. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
7. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки обучающихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой. 8. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Обоснование тематического плана программы. Программа представляет собой общеобразовательную общеразвивающую программу по дополнительному образованию. В соответствии с тематическим планом для её реализации отводится 2 часа в неделю для каждой группы в течение года обучения. Курс рассчитан на 1 год обучения.
- форма организации детского коллектива – группа. Организовано 2 группы посещения – «младшая группа» для обучающихся 11-13 лет и «старшая» для обучающихся 13-16 лет).
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), индивидуальный проект, коллективный творческий проект.
Форма обучения – очная
Формы организации образовательной деятельности
Фронтальная - подача учебного материала всей группе
Индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Наполняемость детских объединений
Занятия построены с учетом возрастных психофизиологических особенностях детей, с учетом индивидуальности, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям. Оптимальное количество обучающихся в объединении для успешного освоения программы 13-15 человек.
Срок освоения программы
1 года
Режим занятий
2 раза в неделю
Время одного занятия: 40 мин.
Перерыв на отдых – 15 минут
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 11 до 16 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие.
Сроки реализации программы 1 год. Режим работы: в неделю 1 занятие по 2 часа. 2 группы.
Цель: развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе проектирования.
Задачи:
Обучающие:
- дать первоначальные знания по устройству 3D ручки;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами;
- научить основным приемам проектирования изделий;
- сформировать общенаучные и технологические навыки проектирования;
- познакомить с достопримечательностями стран и городов
Воспитывающие:
- формировать творческое отношение по выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать.
Планируемые результаты
1. Личностные результаты: Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования с учетом устойчивых познавательных интересов. Освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учёбе и повседневной жизни.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
• формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные объекты достопримечательностей разных стран и городов в процессе работы;
• оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты:
Учебный курс способствует достижению обучающимися предметных результатов учебного предмета «Геометрия» и «Искусство». Учащийся получит углубленные знания о возможностях построения трехмерных моделей. Научится самостоятельно создавать простые модели реальных объектов.
Оценивание результативности: в процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
· текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
· промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
· итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога, предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- соревнования;
- выставки работ учащихся;
- фестивали;
- отзывы преподавателя и родителей учеников.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя, учащихся, родителей. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы работы: индивидуальная, коллективная, творческие задания, лекционные занятия, выставка творческих работ. Основные методы обучения: - метод проектов (позволяет развить исследовательские и творческие способности обучающихся - монологический, диалогический, показательный: - преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный. - учения: частично-поисковый, исполнительский; - воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Содержание программы
Учебно-тематический план программы
№ п-п |
Наименование разделов и тем |
Об-щее кол. учеб. часов |
В том числе: |
Формы организации занятий |
Формы аттестации, диагностики и контроля |
|
Теор. |
Практ. |
|||||
1 |
Раздел 1. Волшебный мир 3-D ручки |
3 |
3 |
0 |
|
|
2 |
Тема 1. Введение в учебный курс. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. |
1 |
1 |
0 |
Групповые |
Исходная диагностика |
3 |
Тема 2. Устройство 3-D ручки. Приемы работы с ней. Правила ТБ. |
1 |
1 |
0 |
Групповые |
Текущий контроль |
4 |
Тема 3. Виды пластика (ABS и PLA). Инструменты, приспособления, материалы. Свойства материалов. |
1 |
1 |
0 |
Групповые |
Текущий контроль |
5 |
Раздел 2. Плоскостные работы. |
25 |
2 |
23 |
|
|
6 |
Тема 1. Нанесение рисунка на шаблон. |
1 |
0 |
1 |
Групповые |
Текущий контроль |
7 |
Тема 2 . Отработка линий. |
4 |
1 |
3 |
Групповые |
Текущий контроль |
8 |
Тема 3. Коллективная работа. |
16 |
0 |
16 |
Групповые |
Текущий контроль |
9 |
Тема 4. Оформление готовой работы. |
4 |
1 |
3 |
Групповые |
Мини выставка |
10 |
Раздел 4. Творческая деятельность. Создание моделей зданий и сооружений |
40 |
6 |
34 |
|
|
11 |
Тема 1. Самостоятельный выбор модели, создание эскизов и шаблонов. |
8 |
2 |
6 |
Индиви-дуально-групповые |
Текущий контроль |
12 |
Тема 2. Выбор цветовой гаммы. Нанесение деталей рисунка. |
18 |
2 |
16 |
Индиви-дуально- групповые |
Текущий контроль |
13 |
Тема 3. Сборка и оформление готовой работы. Подготовка к итоговой выставке. |
14 |
2 |
12 |
Индиви-дуально-групповые |
Итоговая диагностика Итоговая выставка работ |
Итого часов |
68 |
11 |
57 |
|
|
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Волшебный мир 3-D ручки |
Тема 1. Введение в учебный курс. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. |
Тема 2. Устройство 3-D ручки. Приемы работы с ней. Правила ТБ. |
Тема 3. Виды пластика (ABS и PLA). Инструменты, приспособления, материалы. Свойства материалов. |
Раздел 2. Плоскостные работы. |
Тема 1. Нанесение рисунка на шаблон. |
Тема 2 . Отработка линий. |
Тема 3. Коллективная работа. |
Тема 4. Оформление готовой работы. |
Раздел 3. Творческая деятельность. Создание моделей зданий и сооружений |
Тема 1. Самостоятельный выбор модели, создание эскизов и шаблонов. |
Тема 2. Выбор цветовой гаммы. Нанесение деталей рисунка. |
Тема 3. Сборка и оформление готовой работы. Подготовка к итоговой выставке.
|
Календарный учебный график.
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Дата |
||
Всего |
Теорети-ческих |
Практических |
|||
1. |
Знакомство с 3D искусством. Изделия из пластика. |
1 |
1 |
|
|
2. |
Устройство 3-D ручки. Приемы работы. |
1 |
1 |
|
|
3. |
Правила ТБ. |
1 |
1 |
|
|
4. |
Свойства материалов. |
1 |
1 |
|
|
5. |
«Насекомые» нанесение рисунка на шаблон. |
1 |
|
1 |
|
6. |
Рисование по контуру. |
|
1 |
1 |
|
7. |
Рисование по контуру. Прямые линии. |
1 |
|
1 |
|
8. |
Рисование по контуру. Z образные линии. |
1 |
|
1 |
|
9. |
Рисование по контуру. Круговые линии. |
1 |
|
1 |
|
10. |
Использование всех элементов рисования по контуру |
1 |
|
1 |
|
11. |
Рисование объемных моделей «Животные» |
3 |
|
3 |
|
12. |
Рисование объемных моделей «Птицы» |
3 |
|
3 |
|
13. |
Рисование объемных моделей «Цветы» |
3 |
|
3 |
|
14. |
Подготовка работ к выставке |
2 |
|
2 |
|
15. |
Оформление выставки |
1 |
|
1 |
|
16. |
Здания и сооружения значимых объектов столиц разных стран |
|
1 |
1 |
|
17. |
Разработка проекта. Выбор объекта в группах. |
2 |
2 |
|
|
18. |
Эскиз объекта |
2 |
2 |
|
|
19. |
Подготовка шаблона модели |
6 |
|
6 |
|
20. |
Выбор цветовой гаммы. |
1 |
|
1 |
|
21. |
Нанесение деталей рисунка. |
2 |
2
|
|
|
22. |
Нанесение деталей рисунка. |
2 |
|
2 |
|
23. |
Изготовление деталей модели |
16 |
|
16 |
|
24. |
Схема сборки |
2 |
2 |
|
|
25. |
Сборка и оформление готовой работы. |
10 |
|
10 |
|
26. |
Подготовка к итоговой выставке. |
4 |
|
4 |
|
Диагностическое обеспечение
Подведение итогов обучения проходит в конце каждого этапа обучения и включает в себя: создание законченной модели изображения достопримечательности стран и городов.
Итоговый контроль организуется в форме защиты творческих работ с одновременной беседой по ней. Работа оценивается по таблице критериев.
Критерии оценивания |
Баллы (0-5) |
Подготовка рабочего места и оборудования к работе |
|
Корректность сборки башни |
|
Количество истраченного пластика |
|
Соблюдение правил ОТ и ТБ |
|
Работа в команде |
|
Цельность и устойчивость конструкции |
|
Схожесть с оригиналом |
|
Всего: |
|
Методическое обеспечение
Для реализации программы используется следующие методы обучения:
Словесное пояснение – передача информации теоретической части урока
Показ принципа исполнения – показ технологии исполнения работы
Метод самоконтроля – выполнение самостоятельной части практического урока
Метод проблемного обучения – метод, когда процесс решения задачи ребёнком, со своевременной и достаточной помощью педагога, приближается к творческому процессу
Эвристический – выработка логического и алгоритмического мышления.
Основные составляющие занятий
- инструктаж по ТБ: вводный – перед началом работы за ПК и текущий – во время выполнения заданий; организация рабочего места;
- повторение пройденного материала;
- постановка цели и задачи занятия;
- изучение новых понятий и методов работы;
- план или схема выполнения задания. Этот этап предполагает демонстрацию техники и метода исполнения работы педагогом;
- физкультминутка;
- основные приёмы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ её достижения;
- подведение итогов, анализ, оценка работ.
Теоретическая и прикладная часть изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы обучение доставляло им удовольствие и моральное удовлетворение.
Оборудование: 3 D ручки, пластиковые стержни для 3 D ручки разных цветов, ножницы. Трафареты.
Материально-техническое обеспечение.
-кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;
- наличие рабочих мест, соответствующих количеству обучаемых;
- наличие розеток или удлинителей.
Кадровое обеспечение.
Умение рисовать 3 D ручкой, составлять схематичные изображения объектов.
Список используемых литературы
Список использованной литературы для педагога:
1.ФЗ РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2000г
2.Приказ Министерства образования и науки РФ №1008 от 23.08.2013 г. Москва
3.Письмо Министерства образования и науки РФ №06-1844 от 11.12.2006 г.
4.Распоряжение правительства РФ №729-р от 24.04.2015г.
5.Приказ Министерства образования науки № 115 от 01.03.2016г.
6.Устав МБОУ ДО ДДТ
7.Горский В. «Техническое конструирование». Издательство Дрофа, 2010 год.
8.Даутова, Иваньшина, Ивашедкина «Современные педагогические технологии». Издательство Каро, 2017 год.
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 2013 г.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007.
4. Заворотов В.А. .От модели до идеи. – М.: Просвещение, 2008.
5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 2015 год.
6. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2011.
7. Кружки начального технического моделирования // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество. – М.: Просвещение, 1999. – С. 8-19.
8. Кружок «Умелые руки». – СПб: Кристалл, Валерии СПб, 2012.
9. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2013. – (Внимание: дети!).
10. Программы для внешкольных учебных учреждений. Техническое творчество учащихся. – М.: Просвещение, 2012.
Список литературы для обучающихся:
1.Мельникова О.В. «Лего-конструирование». Издательство Учитель, 2019 год.
2.Книга потрясающих идей, LEGO .Издательство ЭКСМО,2019 год.
3.Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
Список литературы для родителей:
1.Кайе В.А. «Конструирование и экспериментирование с детьми». Издательство СФЕРА, 2018 год.
2.Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
Интернет ресурсы:
www.losprinters.ru/articles/instruktsiya-dlya-3d-ruchki-myriwell-rp-400a
http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf
https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0
https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc
https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)
http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты)
https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/
Методические пособия:
1. Заворотов В.А. .От модели до идеи. – М.: Просвещение, 2008.
2. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 2015 год.
3. Кружки начального технического моделирования // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество. – М.: Просвещение, 1999. – С. 8-19.
4. Кружок «Умелые руки». – СПб: Кристалл, Валерии СПб, 2012.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.