Общепедагогические и специальные методы обучения используемые в в учебном процессе

  • docx
  • 23.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Автор делится своим опытом учителя тренера, педагога дополнительного образования. Данный материал можно использовать как в практической работе, так и для аттестации на категорию
Иконка файла материала Педагогика.docx

 Педагогика (ОкружковК.А.)

1.                  Дайте характеристику обучения как дидактическому процессу: Дидактика это отрасль педагогики изучающая теорию и практику обучения. Дидактика отвечает на вопросы о целях, содержании, способах обучения ,по всем предметам и на всех уровнях. Дидактическая система – это система процесса и результатов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание (деятельность преподавателя) и учение (учебная деятельность учащихся). Предмет исследования современной дидактики – это процесс  и результаты функционирования и саморазвития дидактических систем. Дидактика (от греч. слова didaktikos– поучающий) - это наука о теориях образования и технологиях обучения. Обучение и дидактический процесс  взаимосвязаны.

2.                 Опишите общепедагогические и  специальные методы обучения, которые вы используете:

Общепедагогические методы –  словесный, наглядный, самостоятельная работа, проблемный, контроля, игровой.  Специальные методы – соревновательный, указания, гимнастический и.т.д.

     Словесный метод используется широко по всем предметам, обычно при изучении нового материала. Например, при обучении метания на дальность малого мяча учитель в начале рассказывает о технике выполнения броска и основных ошибках, при обучении, а затем наглядно демонстрирует способы выполнения. Тоже самое, при обучении технических действий в спортивных играх, лыжной подготовке, гимнастике.

     Наглядный метод – учитель сам или подготовленный ученик демонстрирует эталонное (правильное) выполнение учебного задания. Например  после словесного метода учителю необходимо продемонстрировать технику попеременно - двухшажного лыжного хода акцентируя внимания обучающихся на поочередность работы рук и ног, скольжение, вынос руки итд.

     Самостоятельная работа – обычно используется, при совершенствовании того или иного технического навыка. Например: повторение обучения ведения баскетбольного мяча и выполнения броска в кольцо с двух шагов. Задача обучающегося здесь добиться стабильного выполнения в быстром темпе.

     Проблемный:  -  перед обучающимися ставится проблема, которую они должны решить самостоятельно. Например, при обучении удара по воротам серединой подъема стопы, обучающиеся должны попасть  с  определенного расстояния в верхнюю часть ворот. Дополнительно перед воротами ставится препятствие в виде еще одних ворот. Смысл упражнения заключается в том, что  только, при эталонном выполнении удара можно попасть в ворота. Кто справляется с заданием –  отходит на несколько метров дальше от ворот  итд.  В конечном итоге все обучающиеся, кто справился с заданием, овладели  правильным навыком удара по воротам. После выполнения упражнения учащиеся делают свои выводы о технике удара по воротам, а учитель подводит общий итог: опорная нога должна быть на одном уровне с мячом, бьющая нога напряжена и носок стопы опущен в низ итд.

     Контрольный: Для определения уровня полученных навыков и умений существуют по всем разделам физической культуры тесты. Например ученик выполняет опорный прыжок через коня учитель смотрит, как обучающийся оттолкнулся от  гимнастического мостика, куда поставил руки на снаряд, как приземлился. После этого учитель говорит в слух (тесты открытые) ошибки , при выполнении и ставится общая оценка. Например выполнил прыжок, но отталкнулся от мостика одной ногой, руки поставил на середину снаряда ( должен ставить в конце), при приземлении потерял равновесие и упал на колени итог общая оценка три. Также например, при зачете по технике введения футбольного мяча – учитель за ранее объявляет о требованиях выполнения (открытые тесты) скорость ведения, контроль мяча, правильность, сила и точность удара по воротам. Во время выполнения задания по циклическим видам спорта в первую очередь оценивается скорость выполнения задания.

Игровой: применяется как правило при обучении начальной школы. Во время обучения подвижным играм это игры с мячом: развивают ловкость, точность, быстроту (вышибалы,снайпер). Гимнастика игры: кошка и нора, фигуры зверей, спортивные эстафеты с предметами. Также подвижные игры на основе волейбола ( пионербол), баскетбола (МИНИ - БАСКЕТБОЛ ПО УПРОЩЕННЫМ ПРАВИЛАМ). В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ЭСТАФЕТЫ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Соревновательный : перед учащимися ставится цель быть первым, победить максимально проявляя свою физическую силу, выносливость и психическую подготовленность ( бег на 1км), прыжки в высоту или длину.

Метод указания: для управления строем, построения, перестроения.

Гимнастический: зрительно - слуховое восприятие к действию. Танцевальные упражнения. Строго регламентированный метод : кувырок вперед - упор присев, голову прижать к груди , группировка, упор присев

Модельный метод обучения: Метод позволяющий решать проблему оптимизации тренировочного процесса. Модельные занятия помогают по новому  взглянуть на процесс обучения и последовательно систематизировать накопленный опыт. Реализация тренировочных моделей придает тренерской деятельности методический характер, что и составляет методику обучения. В процессе обучения футболу меняется и модель занятий. На первом этапе с помощью соответствующих упражнений происходит овладение множеством простых и сложных технических элементов, приемов футбола и освоение широкого арсенала двигательных навыков.

Этап характеризуется  применением большого количества одноцелевых упражнений, которые выполняются в простых условиях, на месте или на малой скорости, без дефицита времени, с катящимся мячом, без сопротивлений , что помогает  формировать прочные навыки в стабильных условиях.

 Методы разучивания некоторых элементов на начальном этапе подготовки не всегда соответствуют последующим необходимым требованиям. В дальнейшем изучение элементов  или приемов происходит  с минимальным временем на обработку мяча, добавлением обманных движений, уменьшением площади исполнения, конкретизацией заданного способа обработки введением дополнительных элементов или сочетания нескольких. Модельный метод на начальном этапе: прием мяча на месте, удар по неподвижному мячу, ведение  мяча без изменения направления итд.  Второй этап отличается углубленным изучением техники с применением специальных средств, которые должны быть максимально приближены к реальным условиям игры. Упражнения  применяемые в обучении, характеризуются большим количеством соединений, связок, сопротивлений, быстрой сменой условий и движений.

           связь методов - учитель обьясняет учащимся, как правильно принимать мяч в волейболе снизу (словесный метод) – руки в локтевых суставах выпрямлены, ноги согнуты перед приемом, плечи слегка подаются вперед, затем демонстрирует прием мяча на месте (наглядный метод), далее после того как учащиеся освоили прием мяча снизу на месте, демонстрирует им выполнение упражнения в движении, с разной амплитудой отскока, затем применение уже непосредственно в игре, тоесть постепенное усложнение задания (модельный метод)

         - учитель объясняет как выполнить бросок в кольцо с двух шагов (словесный метод) – исходное положение левая нога впереди с первым шагом выполняем ведение после чего мяч хватаем в руки и делаем длинный шаг, стопорящий шаг и бросок правой рукой в щит (словесный)демонстрация учителем (наглядный),затем усложняем бросок с двух шагов после ведения, ведения и бросок левой рукой, после упражнения «восьмерка», в игре- в целом обучение данного элемента в системе модельного (системного) метода

         Соревновательный метод – сейчас очень большая разница между уровнем физической подготовки  учащихся в одном классе, поэтому на короткие и  средние дистанции целесообразно детей делить на группы. Для одних задача ставится пробежать без перехода на шаг и быть в призерах своего забега. Для других более подготовленных уже ставится задача уложится во временной норматив, бежать в более интенсивном темпе. Третья группа, самая подготовленная соревнуется между собой и заочно с лучшими результатами других классов.

         Наглядный метод -  во время обучения основам акробатики в начальной школе (стойка на лопатках, «мостик», кувырок вперед, «ласточка» итд.

Я обычно детей разделяю на группы по уровню выполнения упражнений. Например я вызываю одновременно шесть учеников показать «мост» из положения лежа. Во время выполнения я обьясняю другим учащимся: руки  выпрямлены полностью ноги не сгибаются в коленях. Затем вызываю другую группу учащихся у которых одна и та же ошибка колени слегка согнуты. Затем вызываю другую группу, где сильно согнуты колени и руки. Когда синхронно выполняет одно и тоже упражнение группа из нескольких человек учащимся легче понять и увидеть свою ошибку.